Рекомендации Елены Рерих — 71 книга

Тут, в основном, книги, отмеченные Еленой Рерих, Н.К.Рерихом, Е.П.Блаватской, а также другими источниками.
См. комментарии к подборке.

(Также смотрите подборку антирекомендаций Е.Рерих: https://www.livelib.ru/selection/2086849-antirekomendatsii)

[Для пополнения подборок приглашаются помощники]

Категория: рекомендации
Учение Живой Этики. В 4 томах. Том 1. Зов. Озарение. Община. Агни Йога
ISBN:978-5-93366-059-0
Год издания:2015
Издательство:Дельфис
Язык:Русский

Учение Живой Этики, или Агни Йога, с полным правом может быть названа Откровением XX века и представляет собой уникальный опыт синтеза духовной культуры в непосредственном…

Провозвестие Рамакришны
Шри Рамакришна
ISBN:978-5-413-02100-2
Год издания:2019
Издательство:Амрита-Русь
Язык:Русский

Записанные одним из учеников великого индийского гуру и религиозного деятеля Рамакришны Парамахамсы (1836-1886), "Провозвестие Рамакришны" является классическим трудом, знакомящим…

Добротолюбие дополненное святителя Феофана Затворника в пяти книгах с цитатами из Священного Писания на русском языке в Синодальном переводе. Книга 1
Феофан Затворник
ISBN:978-5-907029-58-3
Год издания:2018
Издательство:Новое небо

«Добротолюбие» («Филокалия», по‑гречески) – один из самых известных сборников святоотеческих текстов в православной традиции. Первоначально был составлен святителем Макарием…

Голос безмолвия. Два пути. Семь врат. Свет на пути
Елена Блаватская, Мэйбл Коллинз
ISBN:978-5-93366-101-6
Год издания:2018
Издательство:Дельфис
Язык:Русский

Эти три небольшие книги: «Голос безмолвия», «Два пути», «Семь врат» - являются отрывками из Сокровенных индусских писаний — «Книги Золотых Правил», впервые обнародованной Еленой…

Через Золотые Врата
Мэйбл Коллинз
ISBN:978-5-6043814-1-0
Год издания:2020
Издательство:Горный ветер
Язык:Русский

Эта книга написана английской писательницей Мейбл Коллинз, которая в 1887–1888 годах была близкой сподвижницей Е.П.Блаватской. Книга появилась на свет благодаря сотрудничеству…

Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа
М. А. Таубе
Год издания:2012
Издательство:Общество любителей церковной истории
Язык:Русский

Книга профессора М.А.Таубе была издана в Варшаве в 1936 году в серии "Библиотека братства православных богословов в Польше". Работа посвящена рассмотрению достоверных, хотя и…

Живая Вода, или Весть Радости
Грейс Люси Кимбалл
ISBN:978-5-6043814-3-4
Год издания:2020
Издательство:Горный ветер

Книга американской писательницы Грейс Люси Кимбалл (1875–1923/25) — это ее сокровенный дневник. Устремившись к духовному миру и ко Христу, она смогла подняться до таких духовных…

Бхагавад-Гита, или Песнь Господня
Вьяса
ISBN:5-8609-062-2
Год издания:2016
Издательство:ИЦ РОССАЗИЯ
Язык:Русский

«Бхагавад-Гита» — часть индусской поэмы «Махабхарата» — содержит основные положения Учения Кришны, Великого Учителя Древней Индии, сложившего её мировоззрение.

Перевод А.…

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
ISBN:978-5-7533-0419-3
Год издания:2010
Издательство:Издательство Сретенского монастыря
Серия:Библиотека духовной прозы
Язык:Русский

Эта книга — одна из самых замечательных книг о молитве. Учиться непрестанной Иисусовой молитве по ней благословляли святитель Феофан Затворник и оптинские старцы. На ней…

Жизнь Рамакришны
Ромен Роллан
ISBN:978-5-413-02096-8
Год издания:2019
Издательство:Свет
Серия:Все книги Роллан Ромэн
Язык:Русский

«Жизнь Рамакришны» — это жизнеописание выдающегося индийского гуру и религиозного реформатора Шри Рамакришны (1836–1886), составленное французским писателем и общественным…

Великий инквизитор. Глава из романа "Братья Карамазовы" / The Grand Inquisitor
Фёдор Достоевский
ISBN:978-5-7572-0106-1
Год издания:2003
Издательство:Печатный Двор
Язык:Русский

Издание в шелковом переплете. Текст поэмы "Великий инквизитор" на русском языке печатается на основе полного собрания сочинений Ф.М.Достоевского в 30 томах, изданного Академией…

Чаша Востока. Письма Махатмы
ISBN:5-86091-011-8
Год издания:2009
Издательство:ИЦ РОССАЗИЯ
Язык:Русский

Книга представляет собой избранные письма Махатм Востока англичанину А.П. Синнету. Сами письма, являющиеся поистине уникальными документами эпохи, хранятся в Лондоне, в Британском…

Атмосфера человека (аура)
Уолтер (Вальтер) Джон Кильнер
ISBN:978-5-86988-201-1
Год издания:2008
Издательство:Международный Центр Рерихов
Язык:Русский

Эта книга, написанная в начале XX века английским врачом Вальтером Джоном Кильнером, является пионерской работой в области научного изучения ауры человека. В ней описан простой…

Учение Храма. Часть 1
ISBN:5-86988-083-1
Издательство:Международный Центр Рерихов
Язык:Русский

Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е.П.Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более…

Сокровенное Сказание о Беловодье
ISBN:5-86091-028-2
Год издания:2014
Издательство:ИЦ РОССАЗИЯ
Язык:Русский

Страна Беловодье не сказка, но явь. В сказаниях народов она зовётся всюду по-иному. В дивных обителях там пребывают лучезарные, кроткие, смиренные, долготерпеливые,…

Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. Методы, техники, практика
Эмиль Куэ
ISBN:978-5-00053-412-0
Год издания:2015
Издательство:Свет
Язык:Русский

Широкая популярность, выпавшая на долю этой книги, объясняется неослабевающим интересом к авторскому методу Эмиля Куэ. По этой же причине возникает необходимость её постоянного…

1 2 3 ...
1 2 3

Комментарии


07.01.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Теперь должна сказать, что Н. К. предпочитает первоисточники и хорошо знаком с восточной мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е. П. Б. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Вивекананды, Бхагават Гита, книги по буддизму, Ламрин Цзон-ка-па и т. д. ...

С теософической литературой познакомилась я лишь в Америке и могу сказать, что после восточных жемчужин и сочинений Е. П. Б. литература эта не представила для меня большого интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов – почему они не издают по-русски «Письма Махатм к Синнетту»? Если их главам трудно перевести весь том, то я убеждена, что нашлись бы члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних Писем Махатм» и том писем Е. П. Б.? Почему русским теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему... они умалчивают о... значительном центре в Калифорнии, которым руководит Вел. Уч. Ил.? Почему они нигде не упоминают о замечательной книге «Темпль Тичингс», изданной этим центром? [«Учение Храма» – наставления Учителя Иллариона, переданные через Франчиа Ла Дью]
- Учение Храма. В 2 книгах


30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
Прекрасно, если все сотрудники ознакомятся с Основами Буддизма, Упанишадами, Бхагават Гитой, Учениями Конфуция, Лао-Дцы, Зороастра и Гермеса и т. д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении ознакомление с этими Учениями может только укрепить сознание и помочь усвоению Учения «Живой Этики». Также всегда буду рекомендовать читать книги Вивекананды и Провозвестие Рамакришны, люблю и четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек. Прекрасны также сочинения сестры Ниведиты об Индии и Вивекананде, который был ее учителем.


07.01.37 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
"...Должна сказать, то Н.К., кроме сочинений Е.П.Блаватской, никаких теософ. книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Бл, также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Суоми Вивекананды, Бхагавадгита, книги по Буддизму, Лам-рим Цзон-ка-па и т. д. С теософ. литературой познакомилась я лишь в Америке и должна сказать, что после Восточных жемчужин и сочинений Е.П.Бл. литература эта не представила для меня ни малейшего интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов, почему они не издают по-русски «Письма Махатм»? Если их главам трудно перевести весь том, то я уверена, что нашлись бы молодые члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних писем Махатм» и том писем Е.П.Бл.? Почему русским теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему... они умалчивают о... значительном Центре в Калифорнии, которым руководит Вел. Уч. Илларион? Почему Центр Калифорнии может издавать книгу Уч. Ил., а председатели теософ. отделов не просвещались за все эти годы ничем подобным? Правда, мы узнали от них «великую весть» о пришествии Мирового Учителя в теле Кришнамурти и Матери Мира в облике Деви Рукмини, а также об избрании двенадцати Апостолов. Ведь все это безвкусие запечатлено на страницах журналов, и ничем это не изгладить! Нельзя бывшее сделать не бывшим. Неужели после всего этого кто-то еще может настаивать на своем исключительном авторитете и на исключительном Общении с Вел. Учителями!? Истинно, они рассчитывают на наивных игнорамусов!.."


30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
...Все Учения всего Мира постоянно настаивали на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка, как на три основы для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего.

Теперь перейду к вопросу о книге, который, видимо, всех очень тревожит. Конечно, не может быть запрещения читать книги по разным отраслям знания искусства и духа, наоборот, следует всячески пополнять знание свое, но необходимо научиться разбираться в них. Так я всегда остерегала от многих теософических книг. И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути знания, когда есть возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами Е.П.Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг теософической литературы, за малыми исключениями, являющихся их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени. Так, например, «Эзотерический Буддизм» Синнета написан целиком на основании полученных им писем Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании этих Писем и при этом без добавления ошибочных комментариев.

Я уже упомянула Вам книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джеджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти, Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом. Потому лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавадгиты, Конфуция, Лао Цзы и т. д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и Изречения Рамакришны, и особенно люблю читать четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек, но теософическую литературу, за малыми исключениями, я не люблю. Прекрасны также книги Сестры Ниведитты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем. Между прочим, знаете ли Вы, что Йог Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона? Но книги его не плохи. Если я не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой. Конечно, очень много читателей, которые, прочтя книжные теории, сопоставят их с Учением и при очевидном расхождении их впадут в расстройство. Вот почему на первых порах всем, неутвердившимся в Учении, так опасно читать лживые книги, трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения. Одна надежда, что ввиду того, что так мало переведено на русский язык, самые вредные не проникли. Теперь в заключение приведу несколько страниц из Учения о книге: «Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей. Ложь писателя по числу отпечатков книг. Занимать ложью места народных книгохранилищ тяжкое преступление...» Конечно, нельзя препятствовать новым взглядам и построениям, но неверные данные не должны вводить в заблуждение, потому защита знания ложится на всех членов. Не позже года должны быть проверены книги, иначе число жертв будет велико. Особенно надо беречь книгу, когда достоинство ее потрясено. На полках книгохранилищ целые гнойники лжи. Было бы недопустимо сохранять этих паразитов. Недостойно, невозможно предложить прочесть лживую книгу. Зачем обращать лучший угол очага в лживого шута. Должно отметить вопрос книги». Да, есть еще страницы в том же духе, когда-нибудь приведу их Вам. И особенно нужно беречь детей. Именно многие духовные и физические язвы детей от недостойных и лживых книг.


13.11.1948 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику

"Очень трудный вопрос – это советовать людям книги. Сознание и накопления и образование настолько разнятся, что нужно применить все чувствознание, чтобы дать правильную книгу. Но такие книги, как все написанное о Рамакришне, и все книги, написанные Свами Вивеканандой, конечно, безусловно полезны. Очень хороши также и книги так называемого Йога Рамачарака. Их несколько томов: «Пути индийских йогов» [Пути достижения индийских йогов], «Основы индусского мировоззрения» [Основы миросозерцания индийских йогов] и разные йоги и т.д. Заглавия помню лишь приблизительно... Говорят, что он был учеником Вивекананды, когда последний приезжал туда. Советую и Вам прочесть их.

Шюре и Ренана не стала бы советовать. У Шюре много медиумистической чепухи.

Для всех продвинутых сознаний, конечно, все книги Блаватской – кладезь, также и «Письма Махатм», но необходимо знакомство с основами Восточной Философии. Думается мне, что можно найти неплохие книжечки в Веданта Сосайити* для такого ознакомления.

*Vedanta Society (англ.) – Общество Веданты. Основано в ноябре 1894 г. в Нью-Йорке Свами Вивеканандой с целью изучения, практики и популяризации Веданты. В настоящее время его многочисленные отделения существуют по всему миру. ..."


"...Из книг Безант, конечно, лучшая «Эзотерическое Христианство». Пусть читающие обратят внимание на утверждение гностиков, приведенное Безант, о том, что Христос в течение 11 лет после своего воскресения в тонком теле поучал Марию Магдалину тайнам Надземного Мира. Так оно и было. Записи Марии Магдалины почти все исчезли, остались лишь обрывки, и сейчас можно найти их в гностической литературе. Точно так же «Евангелие от Иоанна» записано было Марией Магдалиной, она одна была высокообразованной ученицей среди последователей Христа. Если бы не Мария Магдалина, вряд ли что дошло бы до нас из подлинных слов Христа.

«У Ног Учителя» – неплохая книжечка. Также люблю маленькую книжечку, составленную Джинараджадаза: «Эпизоде оф эн энриттен Хистори» [Так в тексте. Речь идет о книге: Bragdon Claude. Episodes from an Unwritten History. Rochester, N.Y.: The Manas Press, 1910].
Также люблю книгу Купер-Оаклэй «Дневник Мадам д'Адемар» [Вероятно, имеются в виду книги теософа Изабель Купер-Окли о Сен-Жермене. Воспоминания графини Д'Адемар были изданы бароном де Ламот-Лангоном в 1836 г. под названием «Souvenirs sur Marie-Antoinette»].
Там можно найти интереснейшие страницы жизни Мастера Ракоцци в связи с Французской революцией.

Очень люблю книжечку Синнетта «Оккультный Мир»*, жизнь и чудеса, окружавшие Блаватскую. Книга эта была очень одобрена Мастером К.Х.
Два тома дневника Олькотта дают описание его встречи и работы с Блаватской и всех чудес, происходивших тогда".
13.11.1948 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику

*Фрагменты из книги «Оккультный Мир» изданы также в сборнике Оккультный мир Е.П.Блаватской


"Книжечка «У ног Учителя» превосходна и, несомненно, написана [Кришнамурти] под Лучом Учителя К.Х. в дни его отрочества, ибо дух его [Кришнамурти] не был тогда затуманен." (20.12.1934 Е.И.Рерих А.М.Асееву)
Дж. Кришнамурти - У ног Учителя


"...о Мережковском. Очень люблю этого чуткого писателя."
03.09.1954 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко

"...Такой прозорливый творец, как Мережковский, внес неповторное культурное понимание прошлого с прозрением в будущее. Без преувеличения, много ли таких творцов писателей, которые глубоко и мудро могут касаться всемирных прозрений?"
Н.К.Рерих. ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


"Из писателей – дружеские отношения с Горьким, Леонидом Андреевым и с некоторыми корифеями старшего поколения. Мы любили и ценили Мережковского, и если бы он написал лишь одного Леонардо да Винчи, то уже был бы великим писателем".
Н.К.Рерих. ДРУЗЬЯ (Листы дневника т.2)

Дмитрий Мережковский - Воскресшие боги. Леонардо да Винчи

"...Зина сейчас зачитывается «Леонардо да Винчи» Мережковского и находит необычайное сходство с тобою. Приводит замечательную выдержку из Дневника его о терпении... Ну, конечно, написала сотрудникам, что не следует удивляться такому сходству, ибо индивидуальность-то одна..."
13.06.1935 Е.И.Рерих Н.К. и Ю.Н. Рерихам

"...о Мережковском. Очень люблю этого чуткого писателя. Его труд о Леонардо да Винчи – настоящий шедевр!"
03.09.1954 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко


"Дмитрий Мережковский говорит: «Научные изобретения, чудеса механики могут быть чудесами диавола... Ученый трог­лодит с чудесами диавола — самый дикий из дикарей». «Я очень бы хотел ошибиться, но мне все больше кажется, что... всемир­ный корабль тонет».
Он же приводит слова из «Авесты»: «В последние дни Земля будет подобна овце, падающей от страха перед волком»".
Н.К.Рерих. ЗДОРОВЬЕ
Дмитрий Мережковский - Тайна Трех. Египет и Вавилон

Мережковский осуждает нашу цивилизацию:
"То, что мы называем "цивилизацией", и есть "Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным", ибо, воистину, душа цивилизации – блуд: за растленным обществом, растленною личностью – растленный пол. И ведь уж, конечно, не только языческой, но и нашей христианской цивилизации предсказан этот страшный суд".
Н.К.Рерих. ПУТИ МИРА (Листы дневника т.2.)

"О дневной и ночной душе говорит Мережковский. Две души у человечества. Одна холодная, рассудочная, дневная душа — она знает точные вычисления, приборы, аппараты и узкоматериальную логику вещей. Другая — ночная. Для этой не существует обычной логики, она молча обходит ее, вернее — не замечает. Ей нет дела до железных дорог, экономиче­ских выкладок, а вся она, точно трепетное ухо, прислушива­ется к происходящему в глубинах сознания, где совершается брак между духом человека и Космосом. И оттуда ночная душа выносит в бодрствующее сознание внезапные прозрения, необъяснимые ощущения... Место дневной — в мозгу, ночной — в сердце. Мы называем вдохновенными безумцами, иногда — поэтами решившихся поведать нам таинственные шепоты сердца, для которых рассудок не находит оправданий. Но они, эти люди, просто чуткие. И приятно сознавать, что сре­ди них особое место занимают русские. Русская мысль, кото­рую, по словам Достоевского, так мучительно вынашивает русский народ, эта мысль о Новом Мире, царстве вселенской правды".
Н.К.Рерих. Во славу (Листы дневника т.3)


«“Илиадой”, Троянской войной начинается бесконечная война, та самая, которая через все века всемирной истории длится и до наших дней”, — восклицает Мережковский в “Атлантиде”».
Н.К.Рерих. МИР

Дмитрий Мережковский - Тайна Запада. Атлантида - Европа

Е.И.Рерих в одном из писем приводит цитату:
«Миф – полет; диалектика – лестница; рушится лестница, крылья Мифа возносят на Высоты Нерушимые, дальше всех человеческих глаз, край земли и неба, начало и конец всего, "Атлантиду" видит Орлиное Око Мифа». Мережковский
28.08.1953 Е.И.Рерих – С.Н.Рериху и Д.Рани-Рерих

"Рады были слышать о Ваших планах на ближайшие номера журнала. В номере, посвященном Атлантиде, вероятно, и "Атлантида" Мережковского так или иначе отразится. Впрочем, этот замечательный писатель часто страдает в разных своих произведениях одним и тем же недостатком. Кончает он на слове "неизвестное". В таком выражении чуется, что и для него самого внутренний смысл этого сочинения оставался невыясненным. Ведь писатель должен, так или иначе, выразить свое сердечное убеждение, иначе неизвестное для него в мегафоне читателя обратится в еще более неопределенное".
14.09.1936 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)


О Е.П.Блаватской. О теософии. Некоторые биографии Блаватской.


14.05.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
Вы хотите начать очерки о Блаватской, это очень ценно и по времени. Но, родная, не торопитесь и уявите тщательную подготовку и ознакомление со всеми ее трудами, их очень много, со всеми ее биографиями и ее перепискою. Также следует узнать и сотрудников ее, чтобы понять атмосферу, ее окружавшую, и всю жертвенность ее жизни. Вы прекрасно выразились, что Блаватская жила в четырех измерениях, и потому никогда не упускайте из внимания это Ваше осознание при оценке ее сложной натуры. Лучше всех написали о ней А.Безант и Ж.Мид, последний был известным ученым и лингвистом. Он перевелзнаменитый гностический памятник «Пистис София», много писал о Древних Мистериях. За все время ее пребывания в Лондоне Мид был ее сотрудником и секретарем. В своем посмертном очерке о Блаватской он отдал ей должное, признав ее гениальность и титаническую природу. Существует биография, написанная Синнеттом на основании свидетельств ее сестры Желиховской «Инсидентс ин ве Лайф оф Мадам Блаватски» [Sinnett A.P. Incidents in the Life of Madame Blavatsky. London, 1886]. Там имеются интересные подробности, но сама Блаватская не была довольна этой книгой, которая писалась при ее жизни; не был доволен и Учитель ее. Но всем известно изречение Христа: «Не бывает пророка без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, в доме своем». Речение это столь же справедливо сейчас, как и тогда.

Советую Вам прочесть том «Писем Махатм к Синнетту» и том ее личной переписки [Letters of H.P.Blavatsky to A.P.Sinnett. Ed. by A.T.Barker. N.Y. – L., 1925; Some Unpublished Letters of Helena Petrovna Blavatsky. Compiled by E.R.Corson, London, 1929]. (см. сборник Письма Махатм и Их Посланницы) ]
Хорошо бы Вам достать первые два тома дневника Олькотта и «Оккультный Мир» Синнетта. Неплохо ознакомиться с ее книгой «В пещерах Индостана» [Из пещер и дебрей Индостана]. Она удивительно передает атмосферу Индии, и прекрасно обрисован в ней Облик ее Учителя. Книга была написана по-русски, но имеется перевод ее на английский язык. Вторая – «Голубые Горы и племена Индии» [Загадочные племена на Голубых Горах] менее интересна. К столетию от ее рождения журналом «Вестник» в Женеве был издан Биографический очерк Е.Ф.Писаревой. Думаю, что этот очерк Вам очень пригодился бы, написан он по-русски. ... Как видите, нужно много прочесть, но такая гениальная душа заслуживает самого бережного к ней отношения, и тем более для уявления ее русскому народу, почти ничего не знающему о ней. Она была большой патриоткой и страдала, что ей придется жить и умереть на чужбине. Подвиг ее был велик: одинокая, всеми преследуемая, всеми и во всем подозреваемая, без средств, без знания языка прибыла она в Америку, чтобы явить миру прекраснейшее Сокровенное Учение, дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним. Кто не преклонится перед нею, принявшей на себя такой подвиг среди бездны невежественных отрицаний, подозрений и гонений? Истинно, она была мученицей за уявленное ею новое спасение человечеству в эпоху удушающего и разлагающего материализма. Но это мученичество сплело ей новый прекрасный ВЕНЕЦ. Пошлем ей наше восхищение, нашу признательность и нашу любовь.

14.05.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко


* Фрагменты перевода «Incidents in the Life of Madame Blavatsky» А.П.Синнетта опубликованы в сборнике "Оккультный мир Е.П.Блаватской". Там же – компиляция из множества источников: «Оккультный Мир» Синнетта, труды и письма У.К.Джаджа, К.Вахтмейстер, В.Желиховской, Г.С.Олькотта («Листы старого дневника»), Дамодара Маваланкара, Дхармапала Анагарика, А.Безант, Фадеевой Н.А. и др.


14.12.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко
"Я же со своей стороны не убоюсь повторить, что лично я не принимаю авторитета г-на Ледбитера и знаю, что в этом меня многие поддержат. Беда ведь в том, что наши русские теософы воспитываются в шорах. По каким-то соображениям их пичкают переводами книг Ледбитера, А.Безант и Джинараджадазы и т.д. и не позаботятся перевести хотя бы небольшие тома «Первых Писем Великих Учителей», и прекрасную книжечку Синнетта «Оккультный Мир», и все касающееся до Е.П.Блаватской."

А. П. Синнетт - Оккультный мир

04.02.1937 Николай Рерих Рихарду Рудзитису
Е.И. полагает, что если бы в Риге нашёлся подходящий переводчик с английского, то можно бы издать Оккульт Уорлд[1] Синнетта. В этой книге много подробностей жизни Е.П.Блаватской и явлений Учителей, а так как книга уже упоминается в Письмах Махатм, то ей во всяком случае более 50 лет. Е.И. говорит это лишь на тот случай, если Ловжель, о котором пишет Валковский, имеет намерение что-либо издать на свои средства.
[1] Occult World (англ.) – Оккультный мир.

04.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
"«Теперь от Вас зависит решить, что Вы желаете иметь – высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» – Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то, и другое, ибо манифестация оккультных сил раз навсегда решила бы вопрос об их существовании». Сочувствуя Вам в этом желании, тем не менее должна сказать, что напрасно Вы думаете, что какие-либо феномены из области оккультного могут в чем-то убедить людей, впервые встречающихся с ними и не знающих ничего об оккультных или еще скрытых законах. Таких людей я не встречала. Сама неожиданность проявления этих феноменов и условия, при которых они происходят, часто совершенно не совпадающие с предвзятыми понятиями и представлениями наблюдателей, уже вызывают подозрения и сомнения, причем предположение о гипнотическом внушении стоит не на последнем месте. Полезно было бы Вам прочесть книгу «Оккультный Мир» Синнетта, в которой он описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е. П. Блаватской. Но в результате все эти проявления никого не убедили, даже наоборот. Именно, за эти манифестации Е. П. Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках".

13.11.1948 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4)
"Очень люблю книжечку Синнетта "Оккультный Мир", жизнь и чудеса, окружавшие Блаватскую. Книга эта была очень одобрена Мастером К[ут] Х[уми].
Два тома дневника Олькотта дают описание его встречи и работы с Блаватской и всех чудес, происходивших тогда."Олкотт Г.С. - Страницы старого дневника.Т.1


*Фрагменты "Оккультного мира" Синнетта также опубликованы в сборнике Оккультный мир Е.П.Блаватской


30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955

"...я всегда остерегала от многих теософических книг. И конечно, когда есть возможность иметь все сокровища Книг Учения, освещающие все проблемы жизни и указующие новые пути знания, когда есть возможность ознакомиться с «Письмами Махатм» в их полном английском издании и с трудами Е.П.Блаватской, которых немало, то чтение всех остальных книг теософической литературы, за малыми исключениями, являющихся их слабым отзвуком и часто в ложном толковании, есть пустая трата времени. Так, например, «Эзотерический Буддизм» Синнета написан целиком на основании полученных им писем Махатм, но все эти письма гораздо полнее приведены в издании этих Писем и при этом без добавления ошибочных комментариев.

Я уже упомянула Вам книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство» и даже «Иннер Лайф» Ледбитера, но все остальные книги последнего автора полны вредных заблуждений. Есть еще неплохая книжечка Джеджа «Океан Теософии», но все это лишь толкования той же «Тайной Доктрины» и хороши для самых начинающих. Но особенно ужасна книга совместного творчества А. Безант и Ледбитера, заключающая в себе якобы жизни Великих Учителей и некоторых учеников, именно: г-жи Безант, Ледбитера, Кришнамурти, Арундель и т. д. Я редко встречала что-либо равное по безвкусию, кощунственности и лживости. Как сказано Великим Владыкой: «Книга эта творение многих рук, лишенных знания и красоты». И таких перлов среди теософической литературы не мало. Ведь и Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом. Потому лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавадгиты, Конфуция, Лао Цзы и т. д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения".


23.10.1936 Е.И.Рерих А.М.Асееву
"...Спасибо за копию письма Е.Ф.Писаревой. Да, она очень старенькая и потому много спрашивать с нее нельзя. Отношения Соловьева к Е.П.Блаватской запечатлены им самим в его книге «Современная Жрица Изиды», написанной им уже после ее смерти. Для каждого мало-мальски разбирающегося читателя книга эта является суровым обличением самому автору. Г-н Соловьев не заметил, какой суровый приговор он сам подписал себе этою книгою! Вся тупая самонадеянность бездарности, вся подлость, предательство и мелочность его натуры так и сквозят на каждой странице. Эпизод из жизни Соловьева, приведенный в письме Е.Ф., описан в томе «Писем Е.П.Блаватской к Синнетту». Письма эти замечательны. И когда русские теософы прочтут оба тома – «Письма Махатм к Синнетту» и «Письма Е.П.Блаватской к Синнетту», то многое встанет на свое место. В этих томах вы имеете всю историю Теософического Общества и главных фигур этого движения, и без всяких прикрас. Биография и статьи о Блаватской очень нужны, но также важно ознакомить Русское общество со всеми ее основными трудами. Когда мы знаем труды человека, то и биографии его получают совершенно иной смысл и значение. Знаю, как Великий Владыка М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блаватской. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид написал не так плохо, но все же А.Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П.Блаватской. Конечно потому, что сама она была крупным духом и только ее несчастная близость к Ледбитеру и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили ее блестящий интеллект. Сейчас получила письмо из Парижа – на днях мне вышлют две рукописные тетради – биография Е.П.Блаватской, написанная ее сестрой В.Желиховской, и нигде еще не опубликованная. Передает ее мне графиня Д’Отман де Виллье, сама она русская и получила эту рукопись от наследников Желиховской. Мы знаем, что между сестрами не было дружбы, но по человечеству бывает, что после смерти лица, которому завидовали, начинают его особенно превозносить, также из-за личных соображений".


* Всеволод Сергеевич Соловьёв (1849—1903) — русский писатель, представитель исторической прозы. Старший сын историка С. М. Соловьёва.

Не путать с философом Владимиром Сергеевичем Соловьёвым, криги которого Е.И. рекомендовала к чтению.


08.11.1934 Е.И.Рерих М.Е.Тарасову
"Вы спрашиваете, можно ли доверять Олькотту? Конечно, гораздо больше, нежели многим другим. Но он также страдал недостатком способности распознавания, и отсюда его ошибки. Первые труды его самые лучшие. Ибо пока он признавал авторитет Е.П.Блаватской, он находился под лучом Великих Учителей. Последние же годы своей жизни он значительно отошел от Е.П.Блаватской и, конечно, соответственно утратил прямое водительство Великих Учителей. Вы знаете о непреложном законе Иерархии. Именно, лишь через Е.П.Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству. Но многие из окружавших ее в своем самомнении и самообольщении пытались достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей даже осуждали и клеветали на нее, все им давшую и все им открывшую. Конечно, все они ничего не достигли и остановились в своем развитии, как только пренебрегли железным законом Иерархии. (Так, ни один из окружающих ее не был принят Махатмами в ученики. Для пользы дела Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни один не был принят в то, что мы называем ученичеством. Хотя многие в самообольщении питали в себе это убеждение.) Именно Е.П.Блаватская была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которым означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда все многие позднейшие заблуждения Олькотта, Безант, Ледбитера и других. И теперь, когда последние бродят в слоях Тонкого Мира, окруженные своими поклонниками, Огненный дух нашей великой соотечественницы, воплотившейся почти сейчас же после смерти в Венгрии в мужском теле, уже десять лет как прибыл в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Так действует космическая Справедливость".


Роман Диккенса "Тайна Эдвина Друда" помещён в подборку по той причине, что Е.П.Блаватская сделала перевод второй части романа, записанной американским медиумом Томасом Джемсом спустя три года после ухода великого писателя с земного плана.
Этот перевод опубликован в первом томе собрания произведений Е.П.Б. на русском языке. Елена Блаватская - Собрание произведений. В 24 т. Том 1 (1851-1873)


10.09.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису
Относительно Тагора должна сказать, что я очень люблю его облик и большинство его литературных произведений, но как отобразителя индусской религиозно-философской мысли я предпочитаю Вивекананду. В Тагоре нет той огненности, той динамичности, которая так характерна была для Вивекананды. <...>


О Вивекананде и Рамакришне


02.06.1934 Е.И.Рерих В.Е.Гущику
Радовалась очень, что Вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши самые большие друзья. К сожалению, оба эти великие духа уже ушли. Так, Вивекананда умер в 1901 году, Рамакришна еще раньше. Читаете ли Вы по-английски и какие книги Вивекананды и Рамакришны имеются у Вас? Моя библиотека, к сожалению, состоит из книг иностранных, большинство английских, русских почти нет. Но если Вы читаете по-английски, то я с радостью переслала бы Вам имеющиеся у меня книги Вивекананды, хотя отдельных трудов, помимо лекций, у него не было. Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом великие Основы индусского миросозерцания, Великие Основы Живой Этики. И может быть, именно ему больше удалось пробить сознание наших соотечественников, нежели Елене Петровне Блаватской. Ведь пословица «несть бо пророка в своем отечестве» остается во всей силе именно у нас. Но, конечно, не за горами то время, когда русские поймут все величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская, и воздадут должное почитание этой мученице за Идею. Читали ли Вы жемчужину индусской литературы «Бхагавад Гиту»? Она была переведена на русский язык поэтом Балтрушайтисом; у меня взял ее один соотечественник в Америке и, как водится, зачитал. Радуюсь, что Вам понравилась книжечка «Знамя Преподобного Сергия». Ведь этот Великий Образ жив и пребывает во многих сердцах, и всё, что сказано в последних главах книжечки, всё исполнится. Так завещано.


12.03.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
Конечно, многие, прочитав «Раджа Йогу» Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров, посредством удержания дыхания, Вивекананда прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям, задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха Йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа Йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции третьего глаза и к достижениям Раджа Йоги.


СТРЕМЯЩЕМУСЯ В ИНДИЮ (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)
Прекрасна Индия, и я вполне понимаю Ваше стремление. Но найти настоящего учителя, даже в этой стране, сейчас очень трудно. Может быть, Вам удастся найти несколько знающих садху. Среди последователей Рамакришны и Вивекананды встречаются прекрасные лица, но ученики, еще лично знавшие этих Учителей, почти все перешли в Тонкий Мир. Сомневаюсь также, чтобы кто-либо даже из больших садху смог бы преподать Вам истинную раджа-йогу. Требуется многолетняя подготовка для приобщения к этому труднейшему достижению и многие другие условия.

Несомненно, Вы встретите и несколько факиров, по-нашему, медиумов. Европейцы постоянно смешивают проявления факиризма с высокими достижениями раджа-йоги. Иногда называется тот или иной йог, но по наведении справок оказывается, что эти йоги имеют престранные обычаи. Так, например, в недавно вышедшей книге "In Search of Secret India" англичанина Brunton a автор описывает йога Висиштананда в Бенгалии, который показал ему опыт с переносом жизненного принципа. Он велел поймать воробья и задушить его. Когда все присутствующие убедились, что птица мертва, то, после целого ряда манипуляций "йог" сосредоточился на мертвом воробье, затем сосредоточенность его перешла в транс. По прошествии некоторого времени птица стала вздрагивать и, наконец, взмахнула крыльями и ожила. Но когда "йог" пришел в себя, птица снова умерла. Конечно, никакой истинный раджа-йог не позволит убить птицу для подобного эксперимента, именно это обстоятельство доказывает, что автор книги имел дело с факиром.

Недавно зашел к нам и провел некоторое время один из лучших и редко встречающихся сейчас в Индии санскритологов. Мы беседовали с ним о положении древнего знания в его стране, и этот ученый, будучи буддистом, был много откровеннее и подтвердил, насколько трудно найти пандита, знающего эзотерические традиции и, главное, хорошо разбирающегося в них...

Побывал у нас и тибетский лама, основательно изучивший теоретически и отчасти практически некоторые системы для развития сиддх. Также и он сожалел о падении знания и подтвердил о редчайших светлых исключениях среди ламства. В монастырях, прикрываясь светлым Учением, практикуется очень часто черная магия. Говорил и о том, что все системы насильственного развития сиддх очень часто приводят к плачевным результатам. Но если находится ученик, обладающий сильной волей и чистотою сердца, то достижения его бывают значительны. Особенно внимание обращается на развитие сосредоточенного мышления, на полную концентрацию мысли на избранном объекте. Такие концентрации и медитации составляют самую важную часть духовного воспитания. Он утверждает, что в состоянии известного рода медитации, переходящей в транс, такие успешные ученики переживают весь процесс смерти и возврата к жизни. Все они описывают этот процесс и особенно переход после тьмы и сферы красной в сферу Света как состояние духовного восторга. Имеется подробное описание последовательного переноса сознания через эти сферы и всех ощущений, испытываемых при этом. Но, конечно, всегда имеется опасность, что можно и не вернуться к жизни. Для достижения такой степени медитации нужны годы упражнений и, как говорит лама, необходимо возжжение огней сердца, что само по себе является уже большим достижением.

Будем надеяться, что Вы окажетесь исключительным счастливчиком и не будете разочарованы. С появлением многочисленных путешественников европейцев в погоне за Махатмами и йогами можно встретить среди бродячих садху немало переодетых полицейских, мошенников и даже разбойников. Могу это утверждать на основании личного опыта.

Между прочим, люблю вспоминать прекрасное место из "Добротолюбия" – когда Св. Антоний Великий, находясь в пустыне, в отшельничестве, обратился к Господу с просьбой указать ему Учителя, который мог бы его наставить в высшем знании и во всякой добродетели, он был направлен в ближайший город к одному сапожнику.

Итак, не советую Вам ехать в Индию только в поисках Учителя, произойдет большая затрата сил и времени, которая не оправдается результатами. Знания приобретаются в любой стране, так же как и Учитель неизменно появляется, когда ученик готов, – закон этот непреложен.

Но если сердце Ваше отзвучит на высокие красоты Природы, то, несомненно, величие наших Гималаев и та особая насыщенная духовностью атмосфера, которая тысячелетиями накоплялась вокруг них благодаря присутствию Обители Махатм и благословенных Риши, оставят неизгладимое впечатление на всю Вашу последующую жизнь.

29.X.1937
Гималаи


17.04.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Теперь о статье Вивекананды. Критикуя Вивекананду за то, что он якобы поощряет приобретение богатств, Вы упустили из виду, что Вивекананда на этих страницах говорит о долге гражданина, о строителе жизни, а не об отшельнике – духовном учителе. Каждая жизненная ступень несет и свою обязанность, или долг и ответственность. И мерки духовного учителя не всегда приложимы к строителю жизни. Соизмеримость и Целесообразность – законы космические, и когда они нарушаются, все ввергается в хаос. Кроме того, Вивекананда указывает на приобретение сначала знания, а потом уже богатства – в этом «потом» и весь смысл. При знании, как понимает его индус, и богатство становится благом, ибо оно тогда служит не личным целям, но общему благу. Умейте читать сознанием, просветленным сердцем. Мертвая буква омертвит и ум.


05.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
...Достижение полного самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так Вивекананда, конечно, не имел полного самадхи, но даже эта степень самадхи, в которую он был погружен, будучи недостаточно подготовленным к ней физически, явила печальные следствия. Ранняя смерть его была результатом этого преждевременного насильственного переживания.

Человеческий организм нашего планетного круга еще далек от таких восприятий, и потому необходима длительная подготовка, не только для такого рода явления, но и для всех меньших огненных явлений. Тончайшие вибрации неурегулированного подъема силы кундалини могут разрушить тело, не приученное, не закаленное к восприятию их. Не забудем, что так называемый йог Рамачарака [американец Аткинсон] если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным насилием.

На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним, и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли атмосферу, отравленную низшими эманациями, необходимую для их существования.

Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но, именно, правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатхи Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются Хатха йоги, имеет целью, путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик, раздражить и вызвать прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить. Не забудем, что, именно, при трансмутации центров происходит страшное напряжение их и приливы крови к ним. Учитель должен уметь перенести иногда эти напряжения в более безопасное место или же удалить лишнюю кровь, чтобы избежать общего воспламенения и огненной смерти. Если ученик готов к такой трансмутации, то, поверьте, Учитель не упустит ни минуты и даст все доступное по организму и по условиям его жизни.

Много писала я своим корреспондентам о вреде механических способов и об опасности развития медиумизма. Для истинного ученичества нужно проявить силу духа и знать истину, а не увлекаться фокусами, доступными каждому медиуму.


30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
...Всегда буду рекомендовать читать книги Вивекананды и Провозвестие Рамакришны, люблю и четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек. Прекрасны также сочинения сестры Ниведиты об Индии и Вивекананде, который был ее учителем.


27.12.1948 Е.И.Рерих – В.Лихтман
...Великую помощь для заложения основ мышления и духовного продвижения окажет философия Востока. В этой связи я бы посоветовала Вам прочитать некоторые труды и Учения наших, можно сказать, современников Шри Рамакришны и его великого ученика Свами Вивекананды. Я не знаю лучшего толкователя Индуизма и Веданты, нежели Свами Вивекананда. «Провозвестие Рамакришны» и его жизнеописание, рассказанное его индийским учеником, биография Рамакришны Ромена Роллана – эти книги помогут Вам получить ясное представление о психологии Индии, о величии ее духовных достижений и мысли. Книги Свами Вивекананды о Веданте и различных йогах откроют Вам путь к достижению возвышенного Идеала и Вершины индийской космогонии.

Провозвестие Рамакришны
Р. Роллан - Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Вселенское Евангелие Вивекананды


26.02.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
...Очень позабавил меня эпизод с Mrs MacLeod. Я ее немного знаю. Когда мы жили в Дарджилинге, в 24 году, еще до нашего отъезда в Среднюю Азию, она навестила меня (Н.К. был в отъезде, в Америке) и потом раза три или четыре приезжала побеседовать со мною о Вивекананде. Почитание ее Рамакришны и Вивекананды было искреннее и лишено какой-либо позы. Значительных для меня подробностей о них сообщить она не могла, но мне понравилась тогда ее искренность. Она честно призналась, что не была готова отказаться от своей удобной жизни и принять крест служения Индии, как это сделали Маргарет Нобель (Ниведита) и сестра Христина. Тогда же она указала мне две прекрасные книжечки «Inspired Talks» by Sv. Vivekananda и особенно «The Master as I saw Him», написанную Ниведитою. Если будете писать Жозефине МакЛод, передайте ей мой сердечный привет, скажите ей, что я хорошо помню беседы с нею и что, читая одну из последних книг Romain Roland «The Life of Vivekananda and the Universal Gospel», мне было особенно приятно прочесть ссылки Ромен Роллана на ее письма и свидетельства о Вивекананде, приведенные им в этом труде.

Р. Роллан - Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Вселенское Евангелие Вивекананды (сборник)


Йог Рамачарака (Аткинсон)


12.12.34 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1
Книги Аткинсона, или йога Рамачарака, я читала. Перед великой войной его книги наводнили скудный русский рынок по вопросам восточной философии и всех ее психофизиологических школ. Тогда в них ничего плохого я не нашла, но не увлекалась ими, ибо всегда предпочитаю непосредственные источники. Так светлый облик Рамакришны и ясный ум Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу. Прочтя Аткинсона теперь, может быть, мое мнение было бы определеннее. Конечно, кто же будет говорить против советов, указующих на развитие внимания, воли и подавления недостатков, покуда имеется в виду приложение нашего духовного устремления и умственных способностей, именно, что так исчерпывающе преподано в книгах Учения.


05.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Не забудем, что так называемый йог Рамачарака [американец Аткинсон] если и был в числе слушателей Вивекананды, то йогом никогда не был. Отсюда и свобода его изложения механических методов без освещения всех опасностей, сопряженных с подобным насилием.


30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
Между прочим, знаете ли Вы, что Йог Рамачарака есть псевдоним американца Аткинсона? Но книги его не плохи. Если я не ошибаюсь, он был знаком с Суоми Вивеканандой.


13.11.1948 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику
Очень хороши также и книги так называемого Йога Рамачарака. Их несколько томов: «Пути индийских йогов» [Йог Рамачарака. Пути достижения индийских йогов], «Основы индусского мировоззрения» [Основы миросозерцания индийских йогов] и разные йоги и т.д. Заглавия помню лишь приблизительно.

19.11.1951 Е.И.Рерих – Б.Л. и Н.И. Абрамовым
...Также могу советовать всем читать книги Востока. Такие жемчужины, как «Провозвестие Рамакришны» и все книги Свами Вивекананды – его ученика, да и книги йога Рамачарака, весьма, весьма полезны для расширения сознания.


19.11.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Итак, мое утверждение, что теоретически все йогические достижения могут казаться легкими, но на практике нет более трудного, вместо нового прилива бодрости и настойчивости, принесло Вам разочарование. Теперь Вы поймете, почему я всегда сожалею, что такие писатели, как Рамачарака, давая недурное изложение некоторых индусских йогических систем, в то же время с легкомыслием дилетанта говорят о легкости овладения самыми высокими достижениями Раджа Йогов. Читатели-новички верят ему на слово и принимаются со всем пылом за предписанные упражнения, и, когда в ближайшее время ожидания их не оправдываются, впадают в разочарование и становятся ярыми отрицателями и даже врагами. Никто не хочет подумать, что если для того, чтобы сделаться выдающимся художником, артистом или ученым в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплинированию своего сознания, которое одно способствует утончению и огненному преображению наших нервных восприемников или центров. Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие. Яркий пример такой трудности являет сейчас наше земное человечество, которое после многих миллионов лет существования и неисчислимых горьких уроков собирается сейчас истребить не только весь род людской, но и взорвать свою планету.


О Хатха-йоге


06.05.1934 Елена Рерих Александру Асееву
...Вы слишком преувеличиваете достижения Хатха-Йоги, говоря, что «адепты её подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством Хатха-Йоги не достигается.

Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путём Хатха-Йоги». Даже то развитие низших сиддх, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в Хатха-йоге, именно, только самая лёгкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на Хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае Хатха-Йога годится лишь «для тучных и для больных». Также и часто упоминаемый и цитируемый в Вашем сборнике Свами Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхами и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст Вам необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы Йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает её, но как далеки они от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранаяму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангмы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый некнижный оккультист.
<...>
Затем, разница между Хатха-Йогой и Раджа-Йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха-Йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда ещё не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны, и «полновесные Жемчужины», которыми, по Вашему мнению, может наградить нас хатха-йог, относятся к Жемчужинам Раджа-, Жнана-, Бхакти- и Агни-Йога так, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам...
...эти две Йоги диаметрально противоположны друг другу. Как Сказано: «Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять». Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени её доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «чаши». Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается ещё тем, что подвиг её должен явиться в жизни, тогда как прочие Йоги (кроме Карма-Йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию. Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из Йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным непрестанным духовным трудом, и путь её ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому, когда Вы пишете, что «раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков...», правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа-, или жнана-, или бхакти-йогом, может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа»... Раз достигнута высокая ступень истинного йога – раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь Духа не может стать «изувером», и Жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангмы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может «упиваться смертными муками».

В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т. д., именно, имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнём духовности, могут дать определённые формы Йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Также для Вашего сведения добавлю, что Хатха-Йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и ещё держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвящённым. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея лёгкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишённый высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых тёмных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни-йогом.

Владыки очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишённые равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. ...Следует прежде всего работать над нравственной, духовной стороной жизни путём применения Учения в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.


19.11.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2
Итак, мое утверждение, что теоретически все йогические достижения могут казаться легкими, но на практике нет более трудного, вместо нового прилива бодрости и настойчивости, принесло Вам разочарование. Теперь Вы поймете, почему я всегда сожалею, что такие писатели, как Рамачарака, давая недурное изложение некоторых индусских йогических систем, в то же время с легкомыслием дилетанта говорят о легкости овладения самыми высокими достижениями Раджа Йогов. Читатели-новички верят ему на слово и принимаются со всем пылом за предписанные упражнения, и, когда в ближайшее время ожидания их не оправдываются, впадают в разочарование и становятся ярыми отрицателями и даже врагами. Никто не хочет подумать, что если для того, чтобы сделаться выдающимся художником, артистом или ученым в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплинированию своего сознания, которое одно способствует утончению и огненному преображению наших нервных восприемников или центров. Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие. Яркий пример такой трудности являет сейчас наше земное человечество, которое после многих миллионов лет существования и неисчислимых горьких уроков собирается сейчас истребить не только весь род людской, но и взорвать свою планету.


Агни Йога, 28
Хатха-Йога не должна рассматриваться, как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха-Йоги. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха-Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани будет лишь улыбкою раджа-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?

Агни Йога, 166
Каждый человек принадлежит какой-нибудь Йоге, хотя бы в зачаточном или извращенном состоянии. Можно разделять людей по стихиям, также можно разделять по Йогам. Нередко в ханже узнаете уродство Бхакти Йоги. В несносном атлете — Хатха Йогу. В изувере — Раджа Йогу, в лицемере — Жнана Йогу. Но что же может быть выше принесения истинной Йоги, которая соединяет земное сознание с космическим пульсом! Можно ли представить нечто, заменяющее основное стремление воплощенного духа, нечто, чтобы заполнило астральное понимание, нечто, чтоб оправдало существование человечества? Но изучение Агни Йоги приближает человека к дальним мирам.
Можете спросить Меня — какие физические приемы полезны для Агни Йоги? Советую малую пранаяму утром, не более пяти минут, не нужно употреблять мяса, кроме копченого, фрукты, овощи, молоко, мучное, как всегда полезны. Также изгоняются все вина, кроме лекарственного употребления. Опиум враг Агни Йоги. Тучи на небе тяжки для Агни Йога. Советую обувь отделять резиной, и утром прогуливаться, избегая дыма. Мужественно можно встречать разнообразные сообщения из жизни, ибо невозможно решить, где худо и где хорошо.
Человек, принесший жизни истинную Йогу, совершает великое свое назначение... Так перед нами основание Агни Йоги.

Агни Йога, 193
Искусный стрелок из лука даже при огнестрельном оружии будет считаться искусным стрелком. Также и в Йогах, кроме Хатха Йоги, все Йоги в своем достижении прекрасны. Было бы неразумно умалять одну из них. Можно лишь говорить о лучшей приложимости в современном эволюционном процессе.

Агни Йога, 404
На Западе появилось множество йогов, престижитаторов, учителей, магнетизеров, оккультистов, которые вращаются около явлений воли. Прекрасно умножая свои монеты, они за сходную плату каждого учат, как улучшить материальные условия, как располагать к себе людей, как приобретать влияние в обществе, как вести дела, как диктовать множество приказов и как делать из жизни подкрашенный сад. Развивая волю, некоторые из этих учителей как бы следуют по правильному пути, но они не указывают цель этого странствования и тем служат лишь ухудшению безобразных условий жизни.
Сильная воля, работающая на усиление ветхих предрассудков, не есть ли истинный ужас? Сколько напряжения потрачено будет на этих неооккультистов, чтобы уничтожить вред их духовного разврата! Имитаторы Хатха Йоги еще будут наименьшими по вреду.
Учение, прежде всего, не продается — это древнейший закон. Учение дает цель совершенствования, иначе оно лишено будущего. Учение минует личные удобства, иначе оно будет себялюбием. Учение предусматривает украшение бытия, иначе оно потонет в безобразии. Учение всегда самоотверженно, ибо оно знает, что есть Общее Благо. Учение почитает знание, иначе оно есть тьма. Явление в жизни Учения происходит не среди выдуманных обрядов, но по основанию опыта. Считаю, Учение проходит путь вне шелухи пережитков.
Радость есть особая мудрость.

Агни Йога, 564
Вы знаете, как при напряжении некоторых центров наблюдается сокращение мускулов и, наоборот, сокращение мускулов может вызвать сильное ощущение в центрах. Если придти к этому путем рассудка, может получиться Хатха Йога, но благородное чувствознание всегда направлено к восхождению.

Сердце, 448
Люди легче признают научность низшей Хатха Йоги, но высшие знаки они даже не пытаются ввести в круг научных наблюдений. Но что же стоят механические сиддхи по сравнению с явлениями высшего сердца? Сиддхи тела не могут быть применяемы часто, между тем, как сердечная деятельность протекает беспрерывно.<...>

Мир Огненный ч.1, 542
Можно не раз произвести значительный опыт как дух способствует даже развитию мускулов. Не говорю о Хатха Йоге, где физическое упражнение, прежде всего, утверждается. В других Йогах физическое упражнение не имеет такого значения, но духовное развитие сообщает мускулам особую крепость. Возьмите двух атлетов — пусть один идет лишь физическим путем, но другой пусть поймет мощь духа; насколько он преуспеет!

1 2 3