Больше рецензий

28 февраля 2024 г. 00:27

450

5 Глупый гений

У Куприна не бывает неинтересно... Для меня. Все мои оценки его творений - отлично. Такое совпадение внутренних пазлов, как и с Толстым. Не важно о чём, не важно согласна или нет - всё равно прекрасно и вкусно. Это напоминает мне любовь, когда любишь за всё и даже за плохое. Кто придумал такую пытку для нас, людей? А может в этом счастье? Нет, кажется, это просто весна, которая уже почти наступила и мешает мне сосредоточиться...
И всё же весна подкинула этот весьма мрачный рассказ, который на самом деле про страсть. Сначала к искусству, а потом к женщине. Одна страсть вытеснила другую, ну и подмяла заодно под себя всего человека, к сожалению - некоего художника, подающего надежды, талантливого...

Есть такие женщины... Они красивы, а может и не всегда, но чаще всего красивы, ибо не смогли бы так околдовывать своих жертв. Да, у них есть привлекательная оболочка, за которой вместо души - тщеславие и несколько приёмов манипулирования мужским сердцем. А так же жадность - завсегдатай таких натур.
Живёт мужчина, творит - например, хорошо пишет... И не важно что - тексты или картины, как когда-то создавал исповедующийся бродяга в этом рассказе. Он был талантлив, а может даже гениален. Но... Пришла та роковая минута, когда его неискушённое сердце отрешённого от жизни художника пронзила страсть к подобной "оболочке". И всё... Нет больше гения. Вместо него пред нами раб ничтожной госпожи, а позже спившийся бродяга.

Мне жалко, очень... Ей нет. У неё же нет сердца. Уйди, оставь человека в покое, но нет... А кто же будет тогда щекотать её самолюбие и тешить дьявольское начало? А может, он сам виноват?  - сказала бы она, увидя мои строки. Ну что тут скажешь - всего скорее, и сам тоже. Но читать об этом больно, не только ли наблюдать в реальной жизни - ведь, помочь всё равно не сможешь. Порой хочется подойти, потрясти его и сказать - Опомнись, глупый, кого ты так страстно любишь? Пустую оболочку?
Но он слеп, а зло уже свершилось...

o-r.jpg

Комментарии


Куприн и правда чудесен..
Малоизвестный факт: при всей своей едкости к другим писателям, к большинству, Набоков любил Куприна.
И однажды даже прогулялся с ним по вечернему Парижу, когда они вышли из какого то вечера в доме (мило звучит: вечер в доме..).
Куприн пьяненький был, и остановившись, сказал Набокову: а жизнь, всё же замечательная штука. Жаль.. что короткая.
Похоже на начало одного из его рассказов, правда, Тань?

Что касается рассказа, то мне кажется на него интересно ещё посмотреть и с творческой точки зрения, как на музу в душе художника.
Порой узнаёшь биографии писателей и диву даёшься, как они рабски служат своей музе, забрасывают свою жизнь, здоровье, семью, любовь, дружбу, ради картины, например, с телёнком или деревцем в поле, на которую посмотрит быть может всего один человек, или весёлая группа туристов из Китая в музее, с вечными фотоаппаратами.
Грустно..


Набоков был едкий? Угадывается, судя по его творчеству. Куприн совсем другой в своих сочинениях. Он более понятный, на мой взгляд, и без таких сложных подводных течений. Может, поэтому между ними и не было соперничества или противостояния внутреннего, как это бывает часто...

Это как раз тот случай, когда этот начинающий и подающий надежды талантливый художник забросил своё творчество, встретившись с этой мерзкой и никчёмной женщиной, которая разрушила его... Это-то и обидно! Ни себе, ни людям.. Пусть бы он лучше музе служил, как ты говоришь, а не ей. Наблюдаю в данный момент похожий пример, к сожалению..

Жизнь замечальная и короткая... - у меня противоположное мнение..(

Набоков был едкий? Угадывается, судя по его творчеству. Куприн совсем другой в своих сочинениях. Он более понятный, на мой взгляд, и без таких сложных подводных течений. Может, поэтому между ними и не было соперничества или противостояния внутреннего, как это бывает часто...

Да, Набоков очень едкий.
Ты не слышала про его лекци о русской и иностранной литературе? Он там порой как школьникам, выставляет оценки писателям.
Забавно и по своему мило.
Была такая сценка в Ералаше, когда учителтница ушла из класса и ученик примкрил её роль и так разошёлся..
Тань, ты права, есть момент соперничества у писателей.
Но у Набокова иное. Хотя тут играло роль и политическое.
Он просто обожал Ильфа и Петрова и Олешу.
Вот и всё, из советской литературы. А Олеша такой же виртуоз образов, как и Набоков.
Однажды Сартр написал едкую рецензию нв Отчаяние Набокова, и.. что ты думаешь? Нажил врага в лице Набокова.
Как дети..

Жизнь замечальная и короткая... - у меня противоположное мнение..(

Тань.. у Куприна был допинг. Он выпил...
Ему можно такое говорить.
Но ты права. Когда счастья нет, то жизнь тянется как улитка в аду.


Ты не слышала про его лекци о русской и иностранной литературе? Он там порой как школьникам, выставляет оценки писателям.
Забавно и по своему мило.

Мне кажется, что не столько мило, сколько самонадеянно и опрометчиво... Я не люблю такие качества у людей, конечно.. Одно дело мы здесь, как читатели играем в "школу". А другое дело писателю писателя оценивать..)

Однажды Сартр написал едкую рецензию нв Отчаяние Набокова, и.. что ты думаешь? Нажил врага в лице Набокова.

Я не удивлена.. "Как он посмел!" - подумал Набоков, Это ж только ему дозволено)

у Куприна был допинг. Он выпил...

Этот допинг всё равно не помог бы мне повысить оценку))

Комментарий скрыт по причине: другое

Ну да, есть любовь, а есть пагубная страсть. Может и не к месту, но вспоминается анекдот про совещание внутренних органов)


Да пусть бы была и страсть, но не к такой женщине, которая его разрушила полностью.
А вообще, у него, видимо, просто из той части мозга, где страсть и любовь, "вылетили" картины и "залетела" женщина, недобрая змея. И он со свойственной ему одержимостью отдался новому предмету поклонения. А дальше был алкоголь - новый эпизод.. Такая печаль..

Где Ваш анектод? Давайте..

Где Ваш анектод? Давайте

Он это...не очень интеллигентный)


Вот Вам лучше реальная история из жизни

- Я импотент

Ремарк признался Марлен Дитрих в этом через несколько часов после знакомства.

- О, это прекрасно! Мы сможем просто разговаривать, спать, любить друг друга, и все будет так мило и уютно!

Кинодива не любила секс. Она любила, когда ее обожают. Поэтому роль музы приняла с удовольствием.

Однако уже через несколько месяцев их бурного романа от недуга писателя не осталось и следа. Карьера Дитрих тогда была на спаде. И она спасалась тем обожанием, что давал ей новый возлюбленный.

В разгар отношений с Ремарком Марлен с семьей отправляется на модный французский курорт.

Своей семьей она называла некий круг приближённых. Ими были: ее дочь Мария, муж Рудольф Зибер, любовница мужа русская балерина Тамара Матул и любовник самой Марлен режиссёр Фон Штернберг со своей супругой. Теперь в состав семьи входил и Ремарк.

Компания селится на все лето в Антибе.

И пока Марлен нежится на пляже, купаясь в лучах обожания своей свиты, Ремарк часами сидит в зашторенной комнате и пишет роман.

«Красавица, возбуждающая и пропащая, с высоко поднятыми бровями и лицом, тайна которого состояла в его открытости» - образ Жоан, главной героини «Триумфальной арки», был полностью списан с Марлен.

На курорте Дитрих заводит «дружбу» с американским послом Джозефом Кеннеди, тем самым отцом будущего президента, и они подолгу задерживаются в пляжной раздевалке.

Знакомится с лесбиянкой-миллионершей, которую зовёт Джо Пиратка, и ночи напролёт гостит у неё на яхте.

Ремарк сходит с ума от ревности, а его герой Равик все больше разочаровывается в Жоан.

Писатель тяжело переживает каждый новый роман Марлен. Он несколько раз предлагает ей стать его женой. На очередное предложение актриса ответит: «Я только что сделала аборт от Джеймса Стюарта».

Он ненавидел ее. И сгорал от страсти.

Он писал ей письма полные чувств, а она читала их своим любовникам.

Он любил ее, а она любила, кода ее обожают.



Это как раз тот случай, когда разврат падшей женщины, которая не любит секс, но делает аборты, не убивает художника, а вдохновляет, да?

Я, конечно, никогда не была ханжой, и у самой в жизни много чего было, но... Вот то, что сейчас прочитала - плохо умещается у меня в голове и просятся не интеллигентные комментарии... Я, пожалуй, воздержусь от них, но ещё раз убеждаюсь в верности поговорки - меньше знаешь - крепче спишь. А в нашем случае - меньше знаешь - легче читаешь..)

Спасибо, Валентин, было познавательно, хм..))


Это как раз тот случай, когда разврат падшей женщины, которая не любит секс, но делает аборты, не убивает художника, а вдохновляет, да?

Вы недавно писали, что источником вдохновения может быть и любовь и страдание. Я с этим согласен. Какой фактор вдохновлял Ремарка , трудно сказать. Могу предположить, что "Тени в раю" писались в любви. За "Триумфальную арку" не скажу, но какой-то надрыв там чувствуется


Какой фактор вдохновлял Ремарка , трудно сказать.

Ясно какой - страдание от любви, наверное. Пока не проснулся и не понял, кто перед ним..

"Триумфальную арку" пыталась слушать в аудио варианте, не дослушала.. Надо прочесть. А "Три товарища" читала давно, но не впечатлилась. Нужно ещё раз подойти к писателю с сегодняшним восприятием..


Так может и начните с "Тени в раю". С любви. Все ведь начинается с любви)


Да? Хорошо, спасибо за совет) С неё и начну тогда)

"Триумфальную арку" пыталась слушать в аудио варианте, не дослушала.. Надо прочесть.

Прочти, Татьяна. Хороший роман. Мне понравился.


Спасибо, Валентин! Очень познавательно!


Нет больше гения. Вместо него пред нами раб ничтожной госпожи, а позже спившийся бродяга.

Книгу не читала, но похоже, что речь идёт об очередном нарциссическом абьюзе. Как же много этих оборотней, а их жертв - ещё больше. Ведь у каждого кукловода – целый театр марионеток собирается в итоге.

У неё же нет сердца. Уйди, оставь человека в покое, но нет...

Ну, ты даёшь, Татьяна.) Зачем же вампирше уходить, если у жертвы ещё есть вкусная кровь?! Надо допить всё, а потом уж можно и выбросить, как использованную и ненужную вещь. Так, к сожалению, поступают все нарциссы-манипуляторы. Классика жанра.(


нарциссическом абьюзе.

Ох, похоже.. Он упоминается в исповеди этого бродяги, который потерял себя, когда встретился с нарциссом в женском обличие. Но почва, похоже, была подготовлена, потому что у таких отрешённых гениев частенько бываю такие истории с женщинами.. Это, кстати, коротенький рассказ..

Ну, ты даёшь, Татьяна, стране угля, а лайвлибу наивной сентиментальности, да? :)
Крик души, Людмила...) Хотя, вампиры не услышат, они же днём в замках своих, в гробах опочивают.. А ночью я сплю, когда они на охоте.. Вот такая печалька..


у таких отрешённых гениев частенько бываю такие истории с женщинами..

Ой, всякие бывают эти гении. Например, в романе Хаксли "Гений и богиня" тот ещё гений был, там как раз его жену-богиню очень жаль.

вампиры не услышат

Ну, вряд ли стоит беспокоиться, услышат вампиры или нет. Если даже они и услышат, то пропустят мимо ушей. Главное – чтобы их жертвы услышали и сделали хоть какие-то выводы для себя.

Это, кстати, коротенький рассказ..

Тогда как-нибудь прочитаю.


Хаксли "Гений и богиня"

Это обычный роман? А то у меня его антиутопия "О дивный новый мир" не пошла..

Главное – чтобы их жертвы услышали и сделали хоть какие-то выводы для себя.

Вот тут ты права! Только они не услышат тоже, инфицированы укусом вампира, всё... Нужен добрый волшебник или фея, сами они слепы и воля их парализована, увы..


Это обычный роман?

Да, это обычный роман.


Кстати, ещё у Хаксли есть замечательный рассказ "Улыбка Джоконды". Его герой - один глуповатый нарцисс.)


Спасибо за рекомендацию, Людмила. Добавлю оба, потом изучу)

Прочел рецензию и прочел комментарии, хотя обычно перед написанием своего комментария я другие комментарии не читаю, чтобы не подпасть под влияние и писать только то, что чувствую сам) Рецензия замечательная, как и сама дискуссия и обсуждение под этой рецензией. Рассказ не читал, но теперь обязательно прочту. Я тоже очень люблю Куприна. Лично для меня он ближе, теплее, что ли, чем холодноватый и отстраненный Бунин, хотя мне очень нравится весь бунинский цикл "Темные аллеи". Отдельное спасибо Валентину за историю отношений Ремарка и Дитрих. Я не знал, что все так трагично было, но не будем судить Дитрих за то, что она была именно такой, наверное, другой не могла бы быть. Строго говоря, человека любого очень трудно переделать. В этом основная трудность проживания) И нам дается (или не дается:) ) терпимость, терпение, понимание и сочувствие как благодать. Во всяком случае рад за Ремарка в обоих случаях:) : и то, что избавился от импотенции, и то, что смог отойти от неверной красавицы, приносившей несказанные мучения).
Насчет абьюза. На свете сплошь и рчдом происходили и будут происходить подобные истории любви, так как любовь тайна сия великая есть) и увы с этим ничего никогда нельзя поделать. Например, романсы цыганские и русские часто навеяны именно такой абьюзовой любовью.Что делать? Увы, такова жизнь.


О, Сергей, какой интересный коммент!) А можно Вам слегка возразить? Совсем чуть-чуть.)

Насчет абьюза. На свете сплошь и рчдом происходили и будут происходить подобные истории любви, так как любовь тайна сия великая есть) и увы с этим ничего никогда нельзя поделать. Например, романсы цыганские и русские часто навеяны именно такой абьюзовой любовью.Что делать? Увы, такова жизнь.

Конечно, читать о спокойной и счастливой любви не так интересно и увлекательно, так как со стороны она выглядит скучноватой. И многие произведения (как музыкальные, так и литературные) навеяны и наполнены именно абьюзивными отношениями, которые назвать любовью даже язык не поворачивается. А тайна многих из них, возможно, заключается в обмане и скрытом манипулировании. Но вот никак не могу согласиться с тем, что с абьюзом ничего нельзя поделать. Распространение информации и предупреждение потенциальных жертв об опасности, исходящей от притворщиков-оборотней, может хотя бы сократить количество жизненных трагедий. Предупреждён – значит вооружён. И если хоть кому-то это поможет спастись, то уже хорошо.)


Согласен)


Класс!!! Люблю, когда со мной соглашаются.)))


Распространение информации и предупреждение потенциальных жертв об опасности, исходящей от притворщиков-оборотней, может хотя бы сократить количество жизненных трагедий. Предупреждён – значит вооружён. И если хоть кому-то это поможет спастись, то уже хорошо.)

Уже хорошо, да..) А что тогда делать всем литераторам, о чём писать будут? Все счастливые и довольные, и никаких перекосов и трагедий. А нам потом что делать, Людмила?) Над чем будем плакать, а потом  в комментариях думу думать?))


Сергей, спасибо за Ваш интересный, продуманный комментарий)
Да, мне тоже Куприн ближе, чем Бунин и даже чем Чехов. Он более открыт, чем эти двое при всей их гениальности, а мне это ближе по  природе - больше люблю повествование, нежели скрытые лабиринты, хотя во всём своя прелесть..

Я не знал, что все так трагично было, но не будем судить Дитрих за то, что она была именно такой, наверное, другой не могла бы быть. Строго говоря, человека любого очень трудно переделать. В этом основная трудность проживания) И нам дается (или не дается:) ) терпимость, терпение, понимание и сочувствие как благодать.

Да, судить не будем, тем более со стороны..) Но себе под нос покроптаться хочется, конечно, потому что глаза уж слишком сильно расширяются от такой информации. Поэтому я и воздержалась от комментариев, которые сами напрашивались)

Насчет абьюза. На свете сплошь и рчдом происходили и будут происходить подобные истории любви, так как любовь тайна сия великая есть) и увы с этим ничего никогда нельзя поделать.

Ну да, согласна, что сплошь и рядом. А о чём бы тогда писались книги? Так что, нет худа без добра..


Спасибо, Таня. Согласен на все 100)