Больше рецензий
28 февраля 2024 г. 00:27
450
5 Глупый гений
РецензияУ Куприна не бывает неинтересно... Для меня. Все мои оценки его творений - отлично. Такое совпадение внутренних пазлов, как и с Толстым. Не важно о чём, не важно согласна или нет - всё равно прекрасно и вкусно. Это напоминает мне любовь, когда любишь за всё и даже за плохое. Кто придумал такую пытку для нас, людей? А может в этом счастье? Нет, кажется, это просто весна, которая уже почти наступила и мешает мне сосредоточиться...
И всё же весна подкинула этот весьма мрачный рассказ, который на самом деле про страсть. Сначала к искусству, а потом к женщине. Одна страсть вытеснила другую, ну и подмяла заодно под себя всего человека, к сожалению - некоего художника, подающего надежды, талантливого...
Есть такие женщины... Они красивы, а может и не всегда, но чаще всего красивы, ибо не смогли бы так околдовывать своих жертв. Да, у них есть привлекательная оболочка, за которой вместо души - тщеславие и несколько приёмов манипулирования мужским сердцем. А так же жадность - завсегдатай таких натур.
Живёт мужчина, творит - например, хорошо пишет... И не важно что - тексты или картины, как когда-то создавал исповедующийся бродяга в этом рассказе. Он был талантлив, а может даже гениален. Но... Пришла та роковая минута, когда его неискушённое сердце отрешённого от жизни художника пронзила страсть к подобной "оболочке". И всё... Нет больше гения. Вместо него пред нами раб ничтожной госпожи, а позже спившийся бродяга.
Мне жалко, очень... Ей нет. У неё же нет сердца. Уйди, оставь человека в покое, но нет... А кто же будет тогда щекотать её самолюбие и тешить дьявольское начало? А может, он сам виноват? - сказала бы она, увидя мои строки. Ну что тут скажешь - всего скорее, и сам тоже. Но читать об этом больно, не только ли наблюдать в реальной жизни - ведь, помочь всё равно не сможешь. Порой хочется подойти, потрясти его и сказать - Опомнись, глупый, кого ты так страстно любишь? Пустую оболочку?
Но он слеп, а зло уже свершилось...
Комментарии
Куприн и правда чудесен..
Малоизвестный факт: при всей своей едкости к другим писателям, к большинству, Набоков любил Куприна.
И однажды даже прогулялся с ним по вечернему Парижу, когда они вышли из какого то вечера в доме (мило звучит: вечер в доме..).
Куприн пьяненький был, и остановившись, сказал Набокову: а жизнь, всё же замечательная штука. Жаль.. что короткая.
Похоже на начало одного из его рассказов, правда, Тань?
Что касается рассказа, то мне кажется на него интересно ещё посмотреть и с творческой точки зрения, как на музу в душе художника.
Порой узнаёшь биографии писателей и диву даёшься, как они рабски служат своей музе, забрасывают свою жизнь, здоровье, семью, любовь, дружбу, ради картины, например, с телёнком или деревцем в поле, на которую посмотрит быть может всего один человек, или весёлая группа туристов из Китая в музее, с вечными фотоаппаратами.
Грустно..
Это как раз тот случай, когда этот начинающий и подающий надежды талантливый художник забросил своё творчество, встретившись с этой мерзкой и никчёмной женщиной, которая разрушила его... Это-то и обидно! Ни себе, ни людям.. Пусть бы он лучше музе служил, как ты говоришь, а не ей. Наблюдаю в данный момент похожий пример, к сожалению..
Жизнь замечальная и короткая... - у меня противоположное мнение..(
Да, Набоков очень едкий.
Ты не слышала про его лекци о русской и иностранной литературе? Он там порой как школьникам, выставляет оценки писателям.
Забавно и по своему мило.
Была такая сценка в Ералаше, когда учителтница ушла из класса и ученик примкрил её роль и так разошёлся..
Тань, ты права, есть момент соперничества у писателей.
Но у Набокова иное. Хотя тут играло роль и политическое.
Он просто обожал Ильфа и Петрова и Олешу.
Вот и всё, из советской литературы. А Олеша такой же виртуоз образов, как и Набоков.
Однажды Сартр написал едкую рецензию нв Отчаяние Набокова, и.. что ты думаешь? Нажил врага в лице Набокова.
Как дети..
Тань.. у Куприна был допинг. Он выпил...
Ему можно такое говорить.
Но ты права. Когда счастья нет, то жизнь тянется как улитка в аду.
Мне кажется, что не столько мило, сколько самонадеянно и опрометчиво... Я не люблю такие качества у людей, конечно.. Одно дело мы здесь, как читатели играем в "школу". А другое дело писателю писателя оценивать..)
Я не удивлена.. "Как он посмел!" - подумал Набоков, Это ж только ему дозволено)
Этот допинг всё равно не помог бы мне повысить оценку))
Ну да, есть любовь, а есть пагубная страсть. Может и не к месту, но вспоминается анекдот про совещание внутренних органов)
А вообще, у него, видимо, просто из той части мозга, где страсть и любовь, "вылетили" картины и "залетела" женщина, недобрая змея. И он со свойственной ему одержимостью отдался новому предмету поклонения. А дальше был алкоголь - новый эпизод.. Такая печаль..
Где Ваш анектод? Давайте..
Он это...не очень интеллигентный)
Вот Вам лучше реальная история из жизни
Это как раз тот случай, когда разврат падшей женщины, которая не любит секс, но делает аборты, не убивает художника, а вдохновляет, да?
Я, конечно, никогда не была ханжой, и у самой в жизни много чего было, но... Вот то, что сейчас прочитала - плохо умещается у меня в голове и просятся не интеллигентные комментарии... Я, пожалуй, воздержусь от них, но ещё раз убеждаюсь в верности поговорки - меньше знаешь - крепче спишь. А в нашем случае - меньше знаешь - легче читаешь..)
Спасибо, Валентин, было познавательно, хм..))
Вы недавно писали, что источником вдохновения может быть и любовь и страдание. Я с этим согласен. Какой фактор вдохновлял Ремарка , трудно сказать. Могу предположить, что "Тени в раю" писались в любви. За "Триумфальную арку" не скажу, но какой-то надрыв там чувствуется
Ясно какой - страдание от любви, наверное. Пока не проснулся и не понял, кто перед ним..
"Триумфальную арку" пыталась слушать в аудио варианте, не дослушала.. Надо прочесть. А "Три товарища" читала давно, но не впечатлилась. Нужно ещё раз подойти к писателю с сегодняшним восприятием..
Так может и начните с "Тени в раю". С любви. Все ведь начинается с любви)
Прочти, Татьяна. Хороший роман. Мне понравился.
Спасибо, Валентин! Очень познавательно!
Книгу не читала, но похоже, что речь идёт об очередном нарциссическом абьюзе. Как же много этих оборотней, а их жертв - ещё больше. Ведь у каждого кукловода – целый театр марионеток собирается в итоге.
Ну, ты даёшь, Татьяна.) Зачем же вампирше уходить, если у жертвы ещё есть вкусная кровь?! Надо допить всё, а потом уж можно и выбросить, как использованную и ненужную вещь. Так, к сожалению, поступают все нарциссы-манипуляторы. Классика жанра.(
Ох, похоже.. Он упоминается в исповеди этого бродяги, который потерял себя, когда встретился с нарциссом в женском обличие. Но почва, похоже, была подготовлена, потому что у таких отрешённых гениев частенько бываю такие истории с женщинами.. Это, кстати, коротенький рассказ..
Ну, ты даёшь, Татьяна, стране угля, а лайвлибу наивной сентиментальности, да? :)
Крик души, Людмила...) Хотя, вампиры не услышат, они же днём в замках своих, в гробах опочивают.. А ночью я сплю, когда они на охоте.. Вот такая печалька..
Ой, всякие бывают эти гении. Например, в романе Хаксли "Гений и богиня" тот ещё гений был, там как раз его жену-богиню очень жаль.
Ну, вряд ли стоит беспокоиться, услышат вампиры или нет. Если даже они и услышат, то пропустят мимо ушей. Главное – чтобы их жертвы услышали и сделали хоть какие-то выводы для себя.
Тогда как-нибудь прочитаю.
Это обычный роман? А то у меня его антиутопия "О дивный новый мир" не пошла..
Вот тут ты права! Только они не услышат тоже, инфицированы укусом вампира, всё... Нужен добрый волшебник или фея, сами они слепы и воля их парализована, увы..
Да, это обычный роман.
Кстати, ещё у Хаксли есть замечательный рассказ "Улыбка Джоконды". Его герой - один глуповатый нарцисс.)
Прочел рецензию и прочел комментарии, хотя обычно перед написанием своего комментария я другие комментарии не читаю, чтобы не подпасть под влияние и писать только то, что чувствую сам) Рецензия замечательная, как и сама дискуссия и обсуждение под этой рецензией. Рассказ не читал, но теперь обязательно прочту. Я тоже очень люблю Куприна. Лично для меня он ближе, теплее, что ли, чем холодноватый и отстраненный Бунин, хотя мне очень нравится весь бунинский цикл "Темные аллеи". Отдельное спасибо Валентину за историю отношений Ремарка и Дитрих. Я не знал, что все так трагично было, но не будем судить Дитрих за то, что она была именно такой, наверное, другой не могла бы быть. Строго говоря, человека любого очень трудно переделать. В этом основная трудность проживания) И нам дается (или не дается:) ) терпимость, терпение, понимание и сочувствие как благодать. Во всяком случае рад за Ремарка в обоих случаях:) : и то, что избавился от импотенции, и то, что смог отойти от неверной красавицы, приносившей несказанные мучения).
Насчет абьюза. На свете сплошь и рчдом происходили и будут происходить подобные истории любви, так как любовь тайна сия великая есть) и увы с этим ничего никогда нельзя поделать. Например, романсы цыганские и русские часто навеяны именно такой абьюзовой любовью.Что делать? Увы, такова жизнь.
О, Сергей, какой интересный коммент!) А можно Вам слегка возразить? Совсем чуть-чуть.)
Конечно, читать о спокойной и счастливой любви не так интересно и увлекательно, так как со стороны она выглядит скучноватой. И многие произведения (как музыкальные, так и литературные) навеяны и наполнены именно абьюзивными отношениями, которые назвать любовью даже язык не поворачивается. А тайна многих из них, возможно, заключается в обмане и скрытом манипулировании. Но вот никак не могу согласиться с тем, что с абьюзом ничего нельзя поделать. Распространение информации и предупреждение потенциальных жертв об опасности, исходящей от притворщиков-оборотней, может хотя бы сократить количество жизненных трагедий. Предупреждён – значит вооружён. И если хоть кому-то это поможет спастись, то уже хорошо.)
Согласен)
Класс!!! Люблю, когда со мной соглашаются.)))
Уже хорошо, да..) А что тогда делать всем литераторам, о чём писать будут? Все счастливые и довольные, и никаких перекосов и трагедий. А нам потом что делать, Людмила?) Над чем будем плакать, а потом в комментариях думу думать?))
Сергей, спасибо за Ваш интересный, продуманный комментарий)
Да, мне тоже Куприн ближе, чем Бунин и даже чем Чехов. Он более открыт, чем эти двое при всей их гениальности, а мне это ближе по природе - больше люблю повествование, нежели скрытые лабиринты, хотя во всём своя прелесть..
Да, судить не будем, тем более со стороны..) Но себе под нос покроптаться хочется, конечно, потому что глаза уж слишком сильно расширяются от такой информации. Поэтому я и воздержалась от комментариев, которые сами напрашивались)
Ну да, согласна, что сплошь и рядом. А о чём бы тогда писались книги? Так что, нет худа без добра..
Спасибо, Таня. Согласен на все 100)