Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 ноября 2013 г. 19:03

7K

2

"Степной волк" Гессе был первой книгой, которую я пять лет назад добавила в список "хочу прочитать" на этом сайте и которая сегодня подтвердила немудрёную истину: "всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Екклезиаст 3.1). И не надо это время упускать.

Второй цитатой я сейчас существенно снижу градус пафоса, но не привести её просто не могу, потому что это квинтэссенция образа главного героя, который Гессе распылил, размазал по трём сотням страниц:
"Почему, черт побери, каждый мужчина, гордо именующий себя волком-одиночкой, на поверку оказывается сусликом-социопатом?" (с), bashorg
Впрочем, двойка книге поставлена отнюдь не за это. Мало ли мне встречалось книг с несимпатичными героями. Напротив, с каждым годом всё сложнее становится себя с кем-то идентифицировать. Но мы вообще не совпали с Гессе, не совпали в ключевых моментах.

Первое, что бросается в глаза - это плохая стыковка художественного романа и попытки пофилософствовать, в результате чего теряется целостность. Сюжетная часть и (псевдо-)философское наполнение играют не в унисон, а скорее диссонируют друг с другом. По сути эта книга является личной исповедью Гессе, книгой о нём и для него. И как фрагмент дневника, как попытка разобраться в себе она, несомненно, хороша, но только не как художественное произведение или философский трактат. Для первого здесь слишком мало сложности, многоуровневости, а для второго - слишком много сумбура. Если сравнивать с потоком сознания Вулф, Джойса, Кортасара, то эта книга слишком простая, пошлая и примитивная. Всё, что там оставалось со знаком вопроса, здесь подано "в лоб" и лежит на поверхности. Готовые идеи, кушать подано, сэр! Я не хочу, чтобы мне разжёвывали смысл и превращали его в легкоусвояемую кашицу: в каждой личности сосуществует много личностей, война - это плохо, мещанство - это противно и т.д. Слишком просто, слишком скучно.

Ветка комментариев


Соглашусь с тем, что предисловие может выступать некой разделительной чертой. Но возможно, как раз потому, что слишком лично получилось и надо было искусственно создать дистанцию между собой и героем? О жизни Гессе я знала не так много, но этого мне хватило. Плюс в издании были ссылки, в которых как раз проводились параллели с реальными событиями. Ну к примеру, про ту же квартиру, в которой он жил и которую описал.

Но я в рецензии как раз отметила, что неприятие главного героя - это ещё полбеды. Как правило, это не сказывается на общей оценке. Просто единственный вопрос, который у меня возник по ходу чтения - это с какого места у героя начинаются глюки. Всё прочее же предельно понятно. Он критикует мещанство - и об этом сказано не один десяток раз. Он считает себя степным волком - и это объясняется снова и снова. Он выступает против войны - и вот оно, и ещё, ещё. Ни одной мысли, которую можно было бы додумать до конца самостоятельно, одни полуфабрикаты, если можно так сказать. :) Ну и я уже даже не говорю о том, что подобный кризис и попытки выхода из него в 50 лет выглядят по меньшей мере неубедительно и наивно.

Да ну какие извинения. :) Наоборот, я очень люблю разговор "по делу". :))


насчёт квартиры, Гарри в итоге съехал и испарился в неизвестном направлении, если я правильно помню? это тоже можно посчитать за признак автотерапии: «исчезновение» Гарри как части личности автора (раз уж мы берёмся за связи с биографией).
вся ботва про мещанство, волков и пацифизм мне казалась и кажется напускным, вроде как подростки тоже выдвигают лозунги, часто сами не до конца понимая, что именно значащие. то есть, их вряд ли можно считать подлинными идеями в романе. намёки на подлинные идеи, полагаю, в диалогах с Герминой. впрочем, я сама не помню ни одной уже =)
про кризис, ну, у всякого возраста свои кризисы, и кроме того, такие великовозрастные холдены колфилды в реальности существуют, к сожалению. другое дело, о кризисе ли говорил автор.
у меня Гессе ассоциируется в первую очередь с поздним романтизмом: студент Ансельм, Серапионовы братья, бурши и филистеры, все дела. только он этот романтизм на какой-то новый уровень выводит, или вовсе переворачивает.
а Вы у Гессе что-нибудь ещё читали?


Да, Гарри испаряется, от него остаётся только рукопись. Мне тоже этот момент кажется положительным признаком "автотерапии". Хотя точно так же можно предположить, что при переезде в другое место всё опять пойдёт по кругу.

Хм... любопытно. Если подумать, ту же идею самоубийства и постоянно мелькающее имя Гёте можно рассматривать в качестве отсылок к романтизму (Вертер). Вопрос только в том, реальный ли это романтизм (звучит криво, но думаю, вы мою мысль понимаете) или высмеивание его.
А Гермина мне кажется как бы частью самого Галлера, ещё одной из его множественных личностей (так и напрашивается Гермина = Герман Гессе). Их диалоги - это по сути монолог самого Галлера.

Нет, кроме "Степного волка" я ничего не читала и, видимо, вряд ли буду. По крайней мере в ближайшее время. А стоит на что-то обратить внимание?


(реальный романтизм это звучит сильно)) )
вот и мне кажется, что тут возможна пародия на романтизм. вроде как Галлер увлечён идеями, которые давно изжили себя.
Гермина-Герман, мне это не приходило в голову. тогда можно вообще посчитать Гермину за авторский рупор (что окончательно поставило бы барьер между автором и Гарри). часть ли она личности Гарри или нет — это, мне кажется, вопрос открытый, можно и так сказать, и эдак. а вот то, что их диалог — это монолог самого Гессе, определённо))
я сама ничего больше у Гессе не читала. «Игра в бисер» у него считается программная и мне её многие хвалили, но она в отличие от Степного волка сильно объёмная и, кажется, сильно запутанная)


В сносках к имени было ещё написано что-то про связь с Гермесом. :)
С моей точки зрения, все три составляющие - Гермина, Галлер и авторский рупор - это и есть сам Гессе. То, что предлагает Гермина - это очередная крайность, противоположная той, которой живёт наш волк, я не могу воспринимать это всерьёз. А посередине между ними - пошлое мещанство. :)

Да, я тоже слышала, что "Игра в бисер" программная, но после провала с "волком" вряд ли доберусь до неё.