Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 ноября 2013 г. 19:03

7K

2

"Степной волк" Гессе был первой книгой, которую я пять лет назад добавила в список "хочу прочитать" на этом сайте и которая сегодня подтвердила немудрёную истину: "всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Екклезиаст 3.1). И не надо это время упускать.

Второй цитатой я сейчас существенно снижу градус пафоса, но не привести её просто не могу, потому что это квинтэссенция образа главного героя, который Гессе распылил, размазал по трём сотням страниц:
"Почему, черт побери, каждый мужчина, гордо именующий себя волком-одиночкой, на поверку оказывается сусликом-социопатом?" (с), bashorg
Впрочем, двойка книге поставлена отнюдь не за это. Мало ли мне встречалось книг с несимпатичными героями. Напротив, с каждым годом всё сложнее становится себя с кем-то идентифицировать. Но мы вообще не совпали с Гессе, не совпали в ключевых моментах.

Первое, что бросается в глаза - это плохая стыковка художественного романа и попытки пофилософствовать, в результате чего теряется целостность. Сюжетная часть и (псевдо-)философское наполнение играют не в унисон, а скорее диссонируют друг с другом. По сути эта книга является личной исповедью Гессе, книгой о нём и для него. И как фрагмент дневника, как попытка разобраться в себе она, несомненно, хороша, но только не как художественное произведение или философский трактат. Для первого здесь слишком мало сложности, многоуровневости, а для второго - слишком много сумбура. Если сравнивать с потоком сознания Вулф, Джойса, Кортасара, то эта книга слишком простая, пошлая и примитивная. Всё, что там оставалось со знаком вопроса, здесь подано "в лоб" и лежит на поверхности. Готовые идеи, кушать подано, сэр! Я не хочу, чтобы мне разжёвывали смысл и превращали его в легкоусвояемую кашицу: в каждой личности сосуществует много личностей, война - это плохо, мещанство - это противно и т.д. Слишком просто, слишком скучно.

Ветка комментариев


Да, Гарри испаряется, от него остаётся только рукопись. Мне тоже этот момент кажется положительным признаком "автотерапии". Хотя точно так же можно предположить, что при переезде в другое место всё опять пойдёт по кругу.

Хм... любопытно. Если подумать, ту же идею самоубийства и постоянно мелькающее имя Гёте можно рассматривать в качестве отсылок к романтизму (Вертер). Вопрос только в том, реальный ли это романтизм (звучит криво, но думаю, вы мою мысль понимаете) или высмеивание его.
А Гермина мне кажется как бы частью самого Галлера, ещё одной из его множественных личностей (так и напрашивается Гермина = Герман Гессе). Их диалоги - это по сути монолог самого Галлера.

Нет, кроме "Степного волка" я ничего не читала и, видимо, вряд ли буду. По крайней мере в ближайшее время. А стоит на что-то обратить внимание?


(реальный романтизм это звучит сильно)) )
вот и мне кажется, что тут возможна пародия на романтизм. вроде как Галлер увлечён идеями, которые давно изжили себя.
Гермина-Герман, мне это не приходило в голову. тогда можно вообще посчитать Гермину за авторский рупор (что окончательно поставило бы барьер между автором и Гарри). часть ли она личности Гарри или нет — это, мне кажется, вопрос открытый, можно и так сказать, и эдак. а вот то, что их диалог — это монолог самого Гессе, определённо))
я сама ничего больше у Гессе не читала. «Игра в бисер» у него считается программная и мне её многие хвалили, но она в отличие от Степного волка сильно объёмная и, кажется, сильно запутанная)


В сносках к имени было ещё написано что-то про связь с Гермесом. :)
С моей точки зрения, все три составляющие - Гермина, Галлер и авторский рупор - это и есть сам Гессе. То, что предлагает Гермина - это очередная крайность, противоположная той, которой живёт наш волк, я не могу воспринимать это всерьёз. А посередине между ними - пошлое мещанство. :)

Да, я тоже слышала, что "Игра в бисер" программная, но после провала с "волком" вряд ли доберусь до неё.