Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 ноября 2013 г. 19:03

7K

2

"Степной волк" Гессе был первой книгой, которую я пять лет назад добавила в список "хочу прочитать" на этом сайте и которая сегодня подтвердила немудрёную истину: "всему своё время, и время всякой вещи под небом" (Екклезиаст 3.1). И не надо это время упускать.

Второй цитатой я сейчас существенно снижу градус пафоса, но не привести её просто не могу, потому что это квинтэссенция образа главного героя, который Гессе распылил, размазал по трём сотням страниц:
"Почему, черт побери, каждый мужчина, гордо именующий себя волком-одиночкой, на поверку оказывается сусликом-социопатом?" (с), bashorg
Впрочем, двойка книге поставлена отнюдь не за это. Мало ли мне встречалось книг с несимпатичными героями. Напротив, с каждым годом всё сложнее становится себя с кем-то идентифицировать. Но мы вообще не совпали с Гессе, не совпали в ключевых моментах.

Первое, что бросается в глаза - это плохая стыковка художественного романа и попытки пофилософствовать, в результате чего теряется целостность. Сюжетная часть и (псевдо-)философское наполнение играют не в унисон, а скорее диссонируют друг с другом. По сути эта книга является личной исповедью Гессе, книгой о нём и для него. И как фрагмент дневника, как попытка разобраться в себе она, несомненно, хороша, но только не как художественное произведение или философский трактат. Для первого здесь слишком мало сложности, многоуровневости, а для второго - слишком много сумбура. Если сравнивать с потоком сознания Вулф, Джойса, Кортасара, то эта книга слишком простая, пошлая и примитивная. Всё, что там оставалось со знаком вопроса, здесь подано "в лоб" и лежит на поверхности. Готовые идеи, кушать подано, сэр! Я не хочу, чтобы мне разжёвывали смысл и превращали его в легкоусвояемую кашицу: в каждой личности сосуществует много личностей, война - это плохо, мещанство - это противно и т.д. Слишком просто, слишком скучно.

Ветка комментариев


(реальный романтизм это звучит сильно)) )
вот и мне кажется, что тут возможна пародия на романтизм. вроде как Галлер увлечён идеями, которые давно изжили себя.
Гермина-Герман, мне это не приходило в голову. тогда можно вообще посчитать Гермину за авторский рупор (что окончательно поставило бы барьер между автором и Гарри). часть ли она личности Гарри или нет — это, мне кажется, вопрос открытый, можно и так сказать, и эдак. а вот то, что их диалог — это монолог самого Гессе, определённо))
я сама ничего больше у Гессе не читала. «Игра в бисер» у него считается программная и мне её многие хвалили, но она в отличие от Степного волка сильно объёмная и, кажется, сильно запутанная)


В сносках к имени было ещё написано что-то про связь с Гермесом. :)
С моей точки зрения, все три составляющие - Гермина, Галлер и авторский рупор - это и есть сам Гессе. То, что предлагает Гермина - это очередная крайность, противоположная той, которой живёт наш волк, я не могу воспринимать это всерьёз. А посередине между ними - пошлое мещанство. :)

Да, я тоже слышала, что "Игра в бисер" программная, но после провала с "волком" вряд ли доберусь до неё.