12 ноября 2024 г., 07:00

9K

Соревнования, пересказ и интеллектуальная проза: творческие эксперименты классиков

69 понравилось 11 комментариев 10 добавить в избранное

12 ноября мир отмечает День творческих осуществлений. Можно пожать плечами: «Чего только не придумают, лишь бы не работать!». Но творческие осуществления — это как раз про «работать». Другой вопрос, что творчество — труд в радость, который приносит удовлетворение самим процессом. Хотя предсказать результативность вряд ли возможно. Если «выстреливает», получается гениальное изобретение, хитовая музыкальная композиция или — мы с вами на библиотечном сайте и по роду интересов связаны с книгами — бестселлер. Когда соединяются все факторы: талант, оригинальность, совершенство формы и тщательность отделки, попадание в резонанс с ожиданиями публики и удача — можно говорить также о финансовом успехе и славе. Все то же самое, но без удачи — широкая известность в узких кругах. Давайте вспомним несколько книг, которые стали результатом творческих осуществлений.

Две литературные сказки в поэтической форме — «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина — стали итогом состязания: кто лучше напишет сказку, напоминающую русскую народную.

Жуковский был литературным наставником Пушкина и маститым поэтом, слава его гремела задолго до того, как пушкинская звезда взошла на литературном небосклоне, но «Спящая царевна»: «Жил-был добрый царь Матвей...» — по сути адаптация сюжета «Спящей красавицы» братьев Гримм и Шарля Перро — сейчас забыта, а «Царь с царицею простился...» Александра Сергеевича отзывается воспоминанием у всякого. И хотя свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя» Василий Андреевич подарил ему по другому поводу, после чтения «Руслана и Людмилы» , результат этого соревнования тоже не оставляет сомнений в победителе.

Начав с пары сказок, трудно остановиться: вот еще две литературные сказки, на сей раз в прозе, примечательные тем, что обе стали пересказом историй, написанных прежде зарубежными авторами, оставив далеко позади оригинальные версии, чьи персонажи даже близко не могут сравниться в популярности с героями пересказов. Это «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Николаевича Толстого , основанный на «Пиноккио» итальянца Карло Коллоди и «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова , написанный на основе сказки «Удивительный волшебник страны Оз» американца Лаймена Фрэнка Баума .

Причем история Элли с Тотошкой положила у нас начало циклу, далеко отстоящему от развития событий в оригинальной книжной серии о Стране Оз. Однако в основе в обоих случаях лежал творческий порыв — желание подарить читателям то, что знаешь и любишь сам.

Переход от простого к сложному у эволюции занимает больше времени, и вообще это длительный процесс. Не в нашем случае. Следующий пример творческого осуществления, казалось бы, обреченного на провал — эпопея Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» . Этот семичастный роман стал одним из самых значительных явлений в литературе ХХ века, своеобразным ее символом. Что не отменяет исчезающе малого событийного ряда и количества читателей, одолевших его полностью. За себя могу сказать, что прочла первую, вторую и седьмую книги эпоса, основным содержанием которого стало стремление героя-рассказчика Марселя вернуть полноту воспоминаний о прошедшем. Вряд ли когда-нибудь вернусь, чтобы одолеть этот путь полностью, однако не ошибусь, предположив, что мадленки с липовым чаем, как средство вернуть полноту давних ощущений, стали не просто социокультурным кодом эрудитов, но совершенно попсовым мемом, который узнают даже те, кто не прочел ни одной прустовой книги.

o-o.jpeg Бесконечное чтение, или как не бояться трудных книг
Для чего читать сложные книги? Есть много причин. Может, необходимо разобраться в каком-то трудном до неподъемности вопросе, а поговорить об этом на должном уровне не с кем... Читать дальше

Еще один по-настоящему дерзновенный проект, тоже ставший символом интеллектуальной прозы ХХ века — «Улисс» Джойса . Писался одновременно с «Утраченным временем», но эту вещь нежно люблю, хотя чтение ее растянулось у меня на четыре месяца. И, судя по числу лайвлибовских рецензий на «Улисс» Джойса, я сильно не одинока. Один день странствий дублинского еврея Леопольда Блума и параллельных блужданий по тому же городу студента Стивена Дедала в немыслимой сложности и красоты романе, каждая из восемнадцати глав которого исполнена в собственном неповторимом стиле и жанре. И, таки да, я уверена сейчас, как и тогда, когда читала, что наличие его в читательском багаже — интеллектуальный аналог владения Феррари в вещном, материальном мире.

Закончу еще одной модернистской вещью, в определенном смысле квинтэссенцией идеи творческих осуществлений, хотя большинство игроков «Долгой прогулки» (командной игры на LiveLib), когда заданием месяца стало «Исчезание» Жоржа Перека , встретило книгу без восторга. В этом экспериментальном по форме романе автор отказался от литеры «е» — самой употребительной в латинском алфавите. В одном из вариантов русского перевода отсутствуют слова с буквой «о». Возможно, причиной была единственно склонность Перека к экспериментам, но для себя я объяснила это тем, что он, еврейский мальчик, потерявший в войну всех родных, этим выразил скорбь по ним — вот так выглядит язык, из которого изъяли одну букву, подумайте о мире, в котором оказался стертым целый народ, а остальные ничего не сделали, чтобы остановить это.

И чтобы не заканчивать на печальной ноте, поделитесь в комментариях своими творческими осуществлениями. Что наполняет радостью вас? Какую работу вы делаете с удовольствием, даже когда она не приносит материального удовлетворения, славы, престижа?

Всем творческих осуществлений!

Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

69 понравилось 10 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 11

....знаете Ревность на уровнях материальном Духовном и Душевном это разноуровневая Ревность или ...всё-таки Ревность это Ревность просто потому что она связана с Чувствами Ощущениями и Эмоцией в целом ,когда Вы ответите себе на это Вы ответите на все Вопросы которые интересуют Вас ...или могут интересовать ....это опять же ...Помойму

Любопытная тема..
Были и трагические соревнования. Как дуэль..
Джон Китс и Перси Шелли поспорили, кто напишет самую нежную поэму.
Китс написал Эндимион.
Шелли - Лаон и Цитна.
Кретины критики разнесли Эндимиона так, что Китс заболел, отерылось кровотечение в лёгких и он умер.
Поэму Шелли разнесли за инцест и чуть не осудили.

У Набокова интересный ход был в Бледном огне.
Весь роман состоит из поэмы в 2 странички.
Остальное - комментарии к ней.

И ещё: Была писательница Марианна Корне.
Она решила использовать в романе реальное уголовное дело с убийством.
Описала всё от имени убийцы так виртуозно всё..
Что старый следователь, прочитав роман, понял, что столько о деле мог знать только настоящий убийца.
Возобновили дело. Женщину осудили.
Вот и сила воображения..

laonov, Круто. Хотя поэма Шейда, мне кажется несколько больше двух страниц, вот я писала о ней.))

Хорошее предложение: "поделитесь в комментариях своими творческими осуществлениями. Что наполняет радостью вас?" Я вот со студенческих лет пишу литературоведческие статьи, в основном, о поэзии. Даже период защиты диссертации в свое время не отбил у меня этой радости. И сейчас, уже на пенсии, я продолжаю писать научно-популярные статьи, иногда публикуя их в журналах на условиях "плату не получаю и сама денег не даю". Радует. Потом журнал выкладывает мои статьи в Сети, а студенты используют в курсовых, нередко, наверное, выдавая за свои исследования. Ну и пусть, если хотя бы понимают, о чем это было...)

N_V_Madigozhina, А ваши комментарии интересны, как литературоведческие статьи.

majj-s, Двусмысленный комплимент!))) Статьи... они разные... как люди.

За Баума особенно обидно. Прекрасный цикл. Читала его много раз, и ничуть не надоедает.

В том году в ДП не участвовала. У нас было задание в ДП - написать рецу без  слов, начинающихся с определённых букв)))

Очень люблю Раймона Кено и его игры со словами и экспериментальную прозу :)

angelofmusic, Да, ДП - это, конечно, суперская вещь.

majj-s, Не спорю, ДП - обалденна, но я закрыла гештальт и стараюсь держать дверь закрытой :)

Еще был такой случай. Очень-очень давно.

Жил маленький старичок в одной английской деревне, соседи считали его колдуном и боялись с ним общаться, а все потому, что он постоянно ходил в темный и таинственный лес, которого соседи тоже боялись. Он собирал там травы, листья, плоды, коренья и никогда не убивал зверей,ночью забирался на крышу своего домика и смотрел в небо, а людям всегда только тихо улыбался.

И вся деревня его за это боялась и ненавидела, не понимая, как он так живет. Однажды ночью на него напал пьяный кузнец и убил.

Соседи проникли в домик старика и перерыли все его вещи, чтобы доказать, что он был опасным колдуном.

И не нашли ничего, кроме бедных пожитков, засушенных трав, книг с созвездиями и каких-то писем...

В общем, потом при расследовании выяснилось, что письма - это была переписка старичка с виконтессой Пенелопой Саунтгемптон и оказалось, что он писал за нее рассказы, которые были очень популярны при дворе, их распространяли только среди своего круга, ими восхищалось все аристократическое общество, восхищалось виконтессой Саунтгемптон за ее восхитительный дар.

И чтобы сохранить репутацию виконтессы от разоблачения, случай со старичком был всеми силами замят ее мужем.

Вот такая история.

Я о ней в старой книжке прочитала, а книжку потеряла.

Другие статьи