Исхак Шумафович Машбаш — советский адыгский поэт.
Родился 28 мая 1931 года в ауле Урупский ныне Успенского района Краснодарского края.
В 1951 году окончил Адыгейское педагогическое училище.
В 1957 году окончил Литературный институт им. М. Горького в г. Москве.
В 1962 году окончил отделение работников печати, телевидения и радиовещания Высшей партийной школы при ЦК КПСС.
С 1956 года по 1959 год — работал заведующий отделом областной газеты «Социалистическэ Адыгей».
С 1959 года — работал руководителем лекторской группы Адыгского обкома КПСС.
С 1962 года по 1970 год — работал ответственным секретарём Адыгской писательской организации.
С 1970 года по 1983 год — главный редактор журнала «Дружба».
С 1983 года — председатель правления Союза писателей Адыгеи.
Исхак Шумафович Машбаш — советский адыгский поэт. Родился 28 мая 1931 года в ауле Урупский ныне Успенского района Краснодарского края.
В 1951 году окончил Адыгейское… Развернуть
Булат Шалвович Oкуджава ( 9 мая 1924 - 12 июня 1997 ) Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни.
Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.
После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название — «Женя, Женечка и Катюша». Тогда же, в 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, печатался за границей. Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать. В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья — «это не критика, а политический бандитизм», цель которого — якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»
К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 — 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) — за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Булат Шалвович Oкуджава ( 9 мая 1924 - 12 июня 1997 ) Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни. Родился в Москве. Отец — грузин,… Развернуть
«Я родился в 1923 в Кременчуге, на Украине. Подписываю свои стихи фамилией Чичибабин — это фамилия моей матери. Она находится в родстве со знаменитым химиком Чичибабиным — это мой двоюродный дедушка, но я его никогда в жизни не видел. И никогда в жизни не видал своего отца — моя фамилия по паспорту Полушин, фамилия усыновившего меня отчима. Он был военнослужащим, поэтому семья часто меняла города, я в детстве жил в Кировограде, потом очень долго на Харьковщине. Окончил школу в 1940 в Чугуеве, а в 1941 началась война. В 1942 был призван, служил в авиационных частях Закавказского фронта до окончания войны. После демобилизации в июне 1945 поступил в Харьковский университет на филологический факультет. Я сдавал экзамены за два курса — хотел через год перейти на третий курс, но мне не удалось кончить ни одного: в июне 1946 был арестован. Когда меня спрашивают: за что?— я отвечаю: ни за что, как многие в те времена...»
В 1940-1945 был репрессирован. Жил на Украине, в основном в Харькове, где на протяжении трех десятилетий был одним из самых известных и любимых представителей творческой элиты города. С конца 50-х годов его стихотворения в рукописях широко распространялись по всей стране. Официальное признание пришло к поэту только в конце жизни, в годы перестройки. Печататься начал в 1963, тогда в Москве и Харькове вышли одновременно сборники его стихотворений. Многие стихи были изъяты или изуродованы цензурой. В 1964-66 руководил литературной студией, которая была закрыта властями. В 1972 в «самиздате» вышел сборник его стихов, в результате он был исключен из Союза писателей, а его имя замалчивалось в течение 15 лет. В лирике нравственный максимализм, пафос жизнеутверждения сменяются углублением темы внутренней свободы личности, осознанием жертвенного пути и трагического одиночества поэта.
«Я родился в 1923 в Кременчуге, на Украине. Подписываю свои стихи фамилией Чичибабин — это фамилия моей матери. Она находится в родстве со знаменитым химиком Чичибабиным — это… Развернуть
Имя при рождении Изабелла Ахатовна Ахмадулина — знаменитая русская поэтесса из «шестидесятников», эссеист, переводчик. Её поэзия органично сочетает модернистские приёмы с классической традицией. Литератор, общественный деятель. Автор сборников стихов, текстов песен и воспоминаний. Жена известного театрального художника и сценографа Бориса Мессерера.
Отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, комсомольский и партийный работник, участник Великой Отечественной войны, майор гвардии; в дальнейшем заместитель председателя Государственного таможенного комитета СССР. Мать, Надежда Макаровна Лазарева, русская итальянского происхождения, работала переводчицей в КГБ СССР; была по матери племянницей революционера Александра Стопани.
Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, первым её поэтический дар отметил Павел Антокольский. В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена.
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.
В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».
В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».
Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.
В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав.
В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь.
Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса. Президент РФ Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.
Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Семья
Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Лизу. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера.
Елизавета Кулиева, как и её мать, окончила Литературный институт. Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора.
В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.
Творчество
Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.
Память как не только событийная, но и стилистическая категория — это тема многих стихотворений Беллы Ахмадулиной, посвящённых Репино и Комарово и написанных здесь. Она чувствует прошедшее время, она очарована обликом старых дач и думает о судьбе их обитателей. Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности.
Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».
Имя при рождении Изабелла Ахатовна Ахмадулина — знаменитая русская поэтесса из «шестидесятников», эссеист, переводчик. Её поэзия органично сочетает модернистские… Развернуть
Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трех лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1954 году.
Работал журналистом в Курске и Брянске. В 1955 году стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуме в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Известность к писателю пришла в 1966 г. после публикации повести «Созвездие Козлотура».
Автор романов «Сандро из Чегема», «Человек и его окрестности»; повестей: «Стоянка человека», «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Софичка» и других произведений.
Сюжет многих из его произведений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
В 1979 году участвовал в создании альманаха «Метрополь» (повесть «Маленький гигант большого секса»). Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года.
В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века».
Читательское признание Искандер получил благодаря ряду сатирических повестей и рассказов, и прежде всего — большому циклу произведений под общим названием «Сандро из Чегема», который писатель продолжает и по сей день.
Умер 31 июля 2016 года в Переделкине в результате острой сердечно-сосудистой недостаточности.
Родился в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец писателя был депортирован из СССР. Воспитывался родственниками матери в селе Чегем.… Развернуть
Родился 1 июня 1923 в селе Пителино Рязанской губернии в семье крестьян. Отец до революции служил на пароходе. Интересно происхождение фамилии писателя — Можаев. Предки его, как и многие другие рязанские солдаты, отличились в Бородинском сражении. А, как известно, село Бородино находится неподалеку от города Можайска. От названия города, видимо, и пошла фамилия.
В 1940 г. окончив школу, поступил на кораблестроительный факультет Института инженеров водного транспорта (г. Горький). Но тогда за обучение ввели плату. До зимы Можаев ещё хоть как-то умудрялся находить деньги на учёбу, подрабатывая грузчиком на пристани. Пришлось институт оставить и уйти в армию. В 1943 году поступил в Ленинградское Высшее инженерно-техническое училище ВМС, дислоцировавшееся тогда в Ярославле. После войны, будучи курсантом, одновременно пытался заочно учиться на филфаке ЛГУ. Получив в 1953 году диплом военного инженера, отправился на Дальний Восток. Демобилизовался в 1954 году. Одно время занимался сбором и обработкой удэгейских сказок. Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы. После демобилизации становится дальневосточным собкором "Строительной газеты", впоследствии работает в "Известиях".
Публикуется с 1949 г. В 1954 вышел первый рассказ. В 1955 первая книга стихов "Зори над океаном". С 1956 публикуется в центральной печати (рассказы "Наледь", "Саня", "Тонкомер"). В 1960-е написал очерки о сельской жизни "Земля ждет" (1961), "Земля и руки" и "Эксперименты на земле" (1964).
В конце 1960-х годов Можаев задумал роман "Мужики и бабы". О своих планах он поведал Солженицыну, с которым в 1969 году вместе отправился на "Москвиче" в поездку по Рязанской области. Солженицын позже вспоминал, как Можаев рассказал ему о бущущей книге: "Сперва цветущая деревня Двадцатых годов, потом коллективизация и — отметный крестьянский мятеж, который в Пигелинской округе произошёл в Девятьсот Тридцатом". ("Литературная газета", 1997, 26 февраля).
В 1976 выходит самое известное произведение писателя — роман "Мужики и бабы". Действие романа, так же как и некоторых других произведений писателя, происходит в (вымышленном) Тихановском районе Рязанской области.
В 1980-е опубликованы сборники "Дождь будет" (роман, повести и рассказы), "Надо ли вспоминать старое?" (очерки, эссе, повести и рассказы).
В 1989—1990 гг. в издательстве "Художественная литература" вышло 4-х томное собрание сочинений писателя.
В последние годы жизни работал над романом "Изгой", который не успел закончить (первая книг аромана опубликована в журнале "Наш современник", №2,3 за 1993 год). События романа происходят на Дальнем Востоке в конце 50-х гг., в его центре судьба военного инженера, затем журналиста Сергея Бородина, сына Андрея Бородина из романа "Мужики и бабы".
Произведения писателя переведены на иностранные языки. По его сценариям сняты фильмы.
Умер 2 марта 1996 года в Москве.
Родился 1 июня 1923 в селе Пителино Рязанской губернии в семье крестьян. Отец до революции служил на пароходе. Интересно происхождение фамилии писателя — Можаев. Предки его, как… Развернуть
Арcений Александрович Тарковский — поэт, прозаик, переводчик с восточных языков, отец кинорежиссёра Андрея Тарковского и М. Тарковской. Внук - М. Тарковский.
Родился 25 июня 1907 в Елисаветграде (ныне — Кировоград, Украина). Отец Александр Карлович (бывший член партии «Народная воля») служил в банке. Мать Мария Даниловна (Рачковская) работала учительницей. Был вторым ребёнком в семье. Старший брат Валерий погиб в бою против банд атамана Григорьева в мае 1919.
Как неоднократно говорил сам Тарковский, стихи он начал писать «с горшка». В семье Тарковских поэзия была естественной формой общения. Друг другу адресовались записки и письма, в стихах запечатлевались семейные события. Эту привычку он сохранил до конца жизни. Маленьким мальчиком вместе с отцом и братом посещал поэтические вечера известных поэтов (Северянина, Бальмонта, Сологуба), знакомился со стихами Пушкина и Лермонтова, Байрона и Баратынского, Тютчева, Фета, Некрасова.
Окончив единую трудовую школу (1918–1924), переехал в Москву. Там посещал Высшие государственные литературные курсы при Всероссийском Союзе поэтов (1925–1929), где познакомился с Марией Вишняковой, ставшей в феврале 1928 его женой.
В 1924–1926 сочинял литературные фельетоны для газеты «Гудок», где в то время работали такие известные писатели как Булгаков, Олеша, Ильф, Петров, Катаев. Тогда же он познакомился с Мандельштамом и Цветаевой, вернувшейся из эмиграции.
В конце 20-х Тарковский много писал для радио и театра. В 1928 опубликовал первые стихи в периодической печати (журнал «Прожектор»). С 1932 активно печатался как переводчик с азербайджанского, чеченского, туркменского, сербского, польского и других языков. В 1934 был опубликован первый отдельный сборник его переводов.
В 1940 развелся с первой женой и оформил брак с Антониной Александровной Бохоновой. В том же году был принят в Союз советских писателей.
Вторая мировая война застала его в Москве. Он ушёл добровольцем на фронт. Сначала работал корреспондентом газеты 16-й армии «Боевая тревога». Затем принимал участие в боях под Москвой, на Западном, Брянском, 2-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. После ранения и ампутации ноги демобилизовался в звании капитана.
На страницах «Боевой тревоги» печатались стихи Тарковского о подвигах солдат и командиров, частушки, басни, высмеивающие гитлеровцев. Солдаты вырезали его стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фотографиями близких.
После войны продолжил работу над переводами. В 1946 был подготовлен к изданию сборник «Стихи разных лет», но в связи с печально известным постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград» выпуск книги так и не был осуществлен. Тарковский тяжело переживал случившееся. Лишённая партийной тематики, его поэзия не могла пробиться к читателю. Чтобы стать поэтом, «нужным массам», достаточно было написать всего несколько стихотворений, прославляющих великого вождя и правительство. Был и другой путь: некоторые друзья советовали Тарковскому опубликовать свои стихи под видом переводов. Однако для него важнее всего было оставаться честным перед самим собой и перед своим призванием.
В течение 15 лет стихи Тарковского появлялись в печати лишь эпизодически. Долгое время как поэт он оставался неизвестным массовому читателю. Но не как переводчик: его великолепные переводы восточных поэтов по-прежнему издавались. Однако такое занятие для человека с ярко выраженной творческой индивидуальностью было бременем. Сборник стихов «Перед снегом» ему удалось издать лишь в 1962.
Полная естественность во всем — вот, пожалуй, одно из главных отличий поэзии Тарковского. Естественность чувств, мыслей, органичность их выражения, интонаций, о чём бы он ни писал, естественное ощущение себя в пространстве мировой культуры. При этом мир поэзии Тарковского многогранен и глубок. Он говорит о сложных чувствах, явлениях, о противоречивости человеческого существования. Его поэзию отличает поразительная весомость. Она заключается в мыслях и чувствах — он никогда не разменивался по мелочам, не писал о несущественном:
Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скреплённых их собственным светом, загадку
Смутных чувств…
Умер Арсений Тарковский 27 мая 1989 в Москве. Похоронен в Переделкино рядом с могилой Пастернака.
Арcений Александрович Тарковский — поэт, прозаик, переводчик с восточных языков, отец кинорежиссёра Андрея Тарковского и М. Тарковской . Внук - М. Тарковский . Родился 25… Развернуть
Спиридон Степанович Вангели - молдавский писатель, автор сборников "Гугуцэ - капитан корабля", "Панталония - страна чудаков", "Соловей", повести-сказки "Чубо из села Туртурика", переводчик произведений Б.Заходера и А.Линдгрен.
В своих воспоминаниях он признавался, что очень рано почувствовал себя взрослым. Родился Спиридон Степанович Вангели 14 июля 1932 г. в Молдове, в селе Гринэуци, в крестьянской семье. Он рано остался без матери, так что детство его было нелёгким, к тому же оно пришлось на тяжёлые предвоенные и военные годы. В 1951 г. юноша приехал в Кишинёв, поступил в педагогический институт, а после его окончания, отслужив в армии, работал учителем в маленькой сельской школе.
Общение с детьми стало для него стартовой площадкой для собственного космического путешествия - путешествия в детство. В одном интервью он вспоминает: "К 29 годам взрослые игры мне порядком надоели, потянуло снова стать ребёнком и ещё раз, только немножко иначе, прожить детство. Ведь стольким вещам мы не придаём значения в детские годы! Торопимся вырасти, как путник спешит засветло прийти к горе, но, поднявшись на вершину, он понимает, что прекраснее всего была долина, что раскинулась у подножия".
Его ученики были первыми, с кем он захотел поделиться заново пережитыми ощущениями детства. И сказки его были оценены по достоинству: "Как сейчас вижу лица второклассников - я читал о приключениях нового героя, а их живой, радостный смех не умолкал, словно в тридцати кувшинчиках гулял весёлый ветерок..." Он писал много и увлечённо, и его произведения охотно и часто печатали в газетах, в сборниках.
Впервые они были изданы в 1955 г. в составе сборника "Молодые голоса". Первая книга - "В стране бабочек" - увидела свет в 1962 г., а появившаяся в 1966 г. сказка "Приключения Гугуцэ" (в 1970 г. она была отмечена Второй Всесоюзной премией по детской литературе) принесла писателю заслуженную славу, которая постепенно превратилась в мировую.
Книги Вангели с родного молдавского сначала были переведены на русский язык. Какие замечательные люди постарались воплотить прелесть и своеобразие его книг: Яков Аким, Валентин Берестов, Юрий Коваль, Валерий Медведев! И это далеко не все, кто прикоснулся к волшебному миру поэта и прозаика Вангели (впрочем, "прозаик" - это не про него, Вангели остаётся поэтом и в своих миниатюрах, и, естественно, в сказках), - свой талант отдали молдавскому писателю и Рудольф Ольшевский, Юрий Могутин, Вероника Долина, Андрей Чернов... А потом его герои отправились в большое путешествие по белу свету и заговорили на немецком, английском, японском, болгарском и других языках. Сам же Вангели научил говорить по-молдавски героев книг С.Маршака, Б.Заходера, В.Берестова, А.Линдгрен, Ю.Тувима, Н.Гильена, ведь поэты и сказочники - дружная семья, они всегда готовы поделиться самым лучшим!
В 1952 году окончил филологический факультет Кишинёвского государственного педагогического института им. Иона Крянгэ.
После окончания института служил в Советской армии, затем работал учителем в сельской школе.
Годы работы в школе совпали с первыми литературными опытами. Произведения молодого писателя часто и охотно печатали в периодических изданиях.
В 1955 году рассказы Вангелия вошли в состав сборника «Молодые голоса».
Первая книга — «В стране бабочек» — увидела свет в 1962 году.
В 1966 году была напечатана сказка «Приключения Гугуцэ», которая принесла писателю заслуженную славу. В 1970 году она была отмечена Второй Всесоюзной премией по детской литературе.
С молдавского языка на русский произведения Вангели переводили Яков Аким, Валентин Берестов, Юрий Коваль, Валерий Медведев.
Позже книги Вангели были изданы на немецком, английском, японском, болгарском языках.
Спиридон Вангели перевёл на молдавский язык произведения С. Маршака, Б. Заходера, В. Берестова, А. Линдгрен, Ю. Тувима, Н. Гильена.
15 июня 2007 года в Национальной детской библиотеке им. Иона Крянгэ министр просвещения и молодежи Виктор Цвиркун поздравил Спиридона Вангели с 75-летием и вручил почетную грамоту.
Спиридон Степанович Вангели - молдавский писатель, автор сборников "Гугуцэ - капитан корабля", "Панталония - страна чудаков", "Соловей", повести-сказки "Чубо из села… Развернуть
Владимир Дмитриевич Дудинцев (настоящее имя — Владимир Семёнович Байков) — русский советский писатель.
Родился 1 августа 1918 в городе Купянске Харьковской области в помещичьей семье. Отец Дудинцева Семён Николаевич Байков, штабс-капитан царской армии, погиб во время Гражданской войны (расстрелян в Харькове красными), и Владимира воспитывал отчим, Дмитрий Иванович Дудинцев, по профессии землемер. Мать Клавдия Владимировна Жихарева была артисткой оперетты.
В 1940 году Владимир закончил Московский юридический институт и был призван в армию. Был участником Великой Отечественной войны, сначала офицером-артиллеристом, а потом командиром пехотной роты. Получил 4 ранения в боях под Ленинградом, последнее — тяжёлое, в новогоднюю ночь 31 декабря 1941 г. После госпиталя служил в военной прокуратуре в Сибири до демобилизации в 1945 г. После окончания войны вернулся в Москву и работал корреспондентом в газете «Комсомольская правда» (1946—1951).
В 1952 вышел сборник рассказов «У семи богатырей», в 1953 — повесть «На своём месте». В 1956 опубликовал роман «Не хлебом единым», вызвавший большой резонанс и дискуссии. Это роман об изобретателе, который во времена Сталина ведёт тщетную борьбу с засильем начальства и с заурядной бюрократией, пока с ним самим не расправляются, прибегнув к клевете.
После выхода «Новогодней сказки» (1960) и сборников «Повести и рассказы» (1959) и «Рассказы» (1963), в связи с завершением «Хрущёвской оттепели» на публикации произведений Дудинцева был наложен фактический запрет.
В 1987 вышел роман «Белые одежды», написанный за 20 лет до этого и посвящённый периоду борьбы с лысенковщиной в биологии и вокруг неё.
Писатель умер в Москве 22 июля 1998. Похоронен на кладбище Ракитки, в 10 км от МКАД по Калужскому шоссе (ныне находится на территории Новой Москвы).
Владимир Дмитриевич Дудинцев (настоящее имя — Владимир Семёнович Байков ) — русский советский писатель. Родился 1 августа 1918 в городе Купянске Харьковской области в… Развернуть
Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи — вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. В 1958 году он дебютировал как прозаик — в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.
В 1965 году вступил в КПСС.
В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге»(1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». С 1981 года он преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.
Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, — мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. Повесть получила и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения — «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), "Золотой палач" (2005), однако они уже не имели такого успеха. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России, членом исполкома русского Пен-центра.
С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года — советник президента РФ по вопросам помилования.
В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.
В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им еще в конце 1980-х, однако в 1991 году рукопись романа пропала из гостиничного номера[1] во время народных волнений в Риге, когда туда вошли советские войска. В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвященного жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казненного в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году.
За десять лет - с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.
Скончался 11 июля 2008 года в Москве.
Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.
Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. В 14 лет… Развернуть
Давид Самуилович Самойлов — русский советский поэт и переводчик.
Родился в семье врача. В 1938—1941 годах учился в ИФЛИ (Московский институт философии, литературы, искусства).
В 1941 году Самойлов добровольцем ушёл на фронт. Воевал. Сначала пулеметчик, а затем комвзвода разведки, Давид Самойлов прошел от Вязьмы до Берлина. Был тяжело ранен. Награждён орденом Красной Звезды, медалями.
После войны перешел учиться в Литинститут. Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Со слов самого Давида Самойлова он прошел строгую поэтическию школу. Его друзьями были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Поэтическими учителями своими Самойлов считал - Тихонова, Сельвинского, Асеева, Ауговского, Антокольского. Он встречался с Пастернаком, Ахматовой, Заболоцким, Мартыновым и А. Тарковским. Дружил с поэтессой Марией Петровых.
В 1967 Самойлов поселился в подмосковной деревне Опалиха (подальше от литературных игрищ и сборищ!).
Основные поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Голоса за холмами» (1985) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты. Писал работы по стихосложению, в частности «Книгу о русской рифме».
Выпустил также юмористический не стихотворный сборник «В кругу себя». В 1988 году был удостоен Государственной премии СССР. Стихи Давида Самойлова переведеные на многие европейские языки выходили отдельными изданиями в нескольких странах.
Также Самойлов много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и др. Из больших поэтов - Рембо, Аполинера, Лорку, Брехта, Незвала, Тувима, Галчинского, Бажана, Эминеску и многих других.
Большую часть последних лет жизни провёл в Пярну (Эстонская ССР), где поселился в 1975 году.
Давид Самуилович Самойлов — русский советский поэт и переводчик. Родился в семье врача. В 1938—1941 годах учился в ИФЛИ (Московский институт философии, литературы, искусства).… Развернуть
Биография и творчество
После смерти отца (1910) жила на иждивении дяди. В молодости была близка к формальной школе, публиковалась в кругу младоформалистов - Ник. Степанова, Викт. Гофмана, Ник. Коварского, В.Зильбера (В.Каверина) и др. (недавно их работы переизданы). Закончила словесный факультет Института истории искусств в Ленинграде (1926). Была близка к литературно-художественному авангарду: планировалось ее, как и других младоформалистов, участие в сборниках театрального коллектива Радикс (1927) и Ванна Архимеда (1929). Лично знала Шкловского, Маяковского, Эйхенбаума, Тынянова, Ахматову, Н.Я.Мандельштам, оставила воспоминания о них. Автор статей о Бенедиктове, Вяземском, Веневитинове и др., монографий о М. Ю. Лермонтове, А. И. Герцене.
Пережила блокаду Ленинграда, потеряла мать (1942), умершую от последствий дистрофии.
Значительными вехами в истории российского литературоведения стали ее книги "О лирике" (1964) и "О психологической прозе" (1971), несколько раз переизданные.
Мемуаристика Гинзбург и её уникальные записные книжки 1920-х — 1980-х годов (автор называл этот жанр «промежуточной прозой») стали публиковаться лишь с середины 1980-х и до сих пор не напечатаны полностью. Частично опубликована ее переписка (с Над. Мандельштам, Нат.Ильиной, Б.Бухштабом). Осознание оригинальности и масштаба фигуры Гинзбург, изучение ее наследия и роли свидетеля века приходится в России уже на 2000-е годы.
Биография и творчество
После смерти отца (1910) жила на иждивении дяди. В молодости была близка к формальной школе, публиковалась в кругу младоформалистов - Ник. Степанова,… Развернуть
Андрей Дмитриевич Чегодаев — российский историк искусств, художественный критик, музейный работник, педагог, доктор наук. Специалист в области русского и западного искусства старого и нового времени, коллекционер. Автор более 30-ти книг и 300 статей по вопросам истории классического искусства, современного искусства Западной Европы, Америки и России.
Происходит из старинного княжеского рода Чегодаевых. Родился в семье известного ученого-химика и государственного деятеля князя Дмитрия Николаевича Чегодаева и Юлии Николаевны, урождённой Пиньятелли. В 1922 году поступил на физико-математический факультет МГУ, а в 1925 – на отделение теории и истории искусства, которое окончил в 1929. В 1923-26 гг. научный сотрудник музея Л. Н. Толстого. С 1927 по 1941 – научный сотрудник, ученый секретарь, заведующий Гравюрным кабинетом ГМИИ им. А.С. Пушкина. Одновременно 1936 художественный редактор издательства “Детская литература”.
С 1939 по 1969 гг. Чегодаев преподавал в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, профессор. В начале Великой Отечественной войны вместе со своими студентами добровольцем вступил в Московское народное ополчение. Под Волоколамском попал в окружение. Воевал на Резервном и 1-ом Украинском фронтах, участник Битвы за Москву и Штурма Берлина. С 1944 по 1945 год возглавлял трофейную комиссию по спасению, сбору и вывозу из Германии наиболее ценных произведений искусства.
С 1945 по 1950 гг. – главный хранитель особого фонда ГМИИ им. А.С.Пушкина (картины и скульптуры из собрания Дрезденской галереи). С 1948 по 1957 гг. – научный сотрудник Института теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР. С 1957 по 1994 гг. – заведующий сектором классического искусства запада Института теории искусств Академии Наук СССР (ныне ВНИИ искусствознания). Похоронен на Востряковском кладбище.
Андрей Дмитриевич Чегодаев — российский историк искусств, художественный критик, музейный работник, педагог, доктор наук. Специалист в области русского и западного искусства… Развернуть
Борис Иванович Бу́рсов — крупнейший российский литературовед, доктор филологических наук, профессор. Военкор дивизионной и армейской газет в годы Великой Отечественной войны, капитан. Член Союза писателей СССР. Основные работы посвящены творчеству А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М. Горького.
Борис Бурсов ушел на фронт в сентябре 1941 года, начинал военным корреспондентом «дивизионки» на Ораниенбаумском пятачке. Участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. Совершил пеший переход по Ладожскому льду, был в кровопролитных боях под Мгой на Карельском фронте. В августа 1945 года в качестве специального корреспондента армейской газеты «Красное знамя» был направлен в Манчжурию на войну с Японией.
С 1948 года Б. Бурсов преподавал в Ленинградском государственном университете, в 1951 году защитил докторскую диссертацию. С 1966 — профессор Ленинградского педагогического института им. Герцена. Автор сенсационного романа-исследования "Личность Достоевского", ставшего интеллектуальным бестселлером в 80-х годах.
Борис Иванович Бу́рсов — крупнейший российский литературовед, доктор филологических наук, профессор. Военкор дивизионной и армейской газет в годы Великой Отечественной… Развернуть
Родился в семье военного М.Н. Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Печатался с 1948; в 1951 окончил Литературный институт им. А.М. Горького, тогда же вышла первая его книга "Стихи о долге", в 1956 – сборники "Синева", вызвавший одобрение Б.Л. Пастернака, и "Военная лирика", за которыми последовали сборники "Признанья" (1958), "Лицо человеческое" (1960), "Слово" (1962), "Музыка" (1967), "Характеры" (1965), "Ритм" (1966), "Зрелища" (1968), "Жест" (1969), "Метафоры" (1972), "В силу вещей" (1973), "Сережка с Малой Бронной" (1974), "Контрасты" (1975), "Дом и мир" (1977), "Жребий" (1978), "Благоговение" (1981), "Бытие" (1982), "Космогония", "Ипостась" (оба 1984, Государственная премия), "Участь" (1987), "Равноденствие" (1989).
В русле своей основной темы – духовное возмужание человека, «песчинки» и творца одновременно, в ходе неоднозначного и бурного исторического процесса, – поэт, отличаясь приверженностью к точной бытовой детали, мягким юмором и лиризмом, в четком и ясном стихотворном повествовании стремится прежде всего найти суть, логику и даже красоту происходящего за внешней, скупой, будничной или даже травмирующей, явленностью бытия. Нравственный максимализм, тяга к философскому обобщению и одновременно к постижению психологических глубин приводит Винокурова к заключению, что жизнь человека – это «вечное усилие подняться над самим собой». В многочисленных статьях о литературном творчестве (сборники "Поэзия и мысль", 1966, где, в духе научно-технической эйфории 1960-х годов, прокламируется тождество поэтического и научного мышления; "Остается в силе: О классике и современности", 1979, существенно корректирующий рационализм предшествующего постулата и др.). Автор повести "По законам военного времени" (1980, совм. с Н.Арсеньевым), переводов.
Родился в семье военного М.Н. Перегудова; взял фамилию матери. После окончания 9-го класса был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром… Развернуть
Родился в семье интеллигентов-гуманитариев.
Участник Великой Отечественной войны, с 1942 по 1949 год служил в Военно-морском флоте. В 1945 году окончил Выборгское морское училище. До 1949 года учился на историческом факультете МГУ.
Публиковаться начал в 1945 году.
В 1949 году Давыдов был репрессирован. Освобождён в 1954 году.
С 1991 по 1995 год — секретарь Союза писателей Москвы.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
В 2001 году возглавлял жюри Букеровской премии.
Роман «Такой предел вам положен» остался незавершённым (опубликован в журнале «Знамя», 2002, № 6).
Родился в семье интеллигентов-гуманитариев. Участник Великой Отечественной войны, с 1942 по 1949 год служил в Военно-морском флоте. В 1945 году окончил Выборгское морское… Развернуть
Юрий Михайлович Мушкетик — признанный мастер современной украинской прозы. Родился 21 марта 1929 года в селе Вертиевка на Черниговщине в семье сельских активистов. Отец работал тогда учителем, принимал участие в организации первых СОЗов, потом много лет возглавлял колхоз.
Детство Ю. Мушкетика, как и других его ровесников, было жестоко оборвано войной. Личные впечатления о тех драматичных временах впоследствии лягут в основу повести «Огни среди ночи» (1959), найдут отображение в ряде военных новелл, немало будут использованы в написании «оккупационной», «партизанской» части романа «Жестокое милосердие» (1973). А нелегкие послевоенные годы жизни полесского села (и собственно автора) станут предметом изображения в повести «Черный хлеб» (1960), который образует своеобразную дилогию с повестью «Огни среди ночи».
В 1953 году Юрий Мушкетик закончил филологический факультет Киевского университета, потом еще три года учился в аспирантуре при кафедре украинской литературы. Работал главным редактором журнала «Днепр». Был членом КПСС.
Литературный дебют Ю. Мушкетика приходится на 1954 год, когда «Советский писатель» опубликовал его первое произведение — повесть «Семен Палий». В том же году эта повесть была издана на русском языке в издательстве «Молодая гвардия». В 1957 году в издательстве «Радянський письменник» опубликован роман «Гайдамаки», а в следующем году в издательстве «Молодь» — повесть «Огни среди ночи». В 1960 году в журнале «Жовтень» напечатана повесть Юрия Мушкетика «Черный хлеб».
Начало 1960-х годов было для Мушкетика очень плодотворным. Писатель изменил тематику творчества, перейдя к изображению образа современника, и увлекся исследованием внутреннего мира человека (роман «Сердце и камень», «Капля крови»).
В 70-е годы Мушкетик пишет романы и повести на современную и историческую тематику: первая редакция романа «Яса» (1970-1974), военный роман «Жестокое милосердие» (1973), повесть «Старик в задумчивости» (1974), фантастическая повесть «Съешь сердце льва »(1972), роман «Белая тень» (1977), повесть «Боль» (1978), роман «Суд над Сенекой» (1978), роман «Позиция» (1979).
В 80-х годах появляется вторая редакция романа «Яса», повесть «Желтый цвет одуванчика», ставшая выдающимся явлением в исторической беллетристике, роман «Рубеж», повесть «Летний лебедь зимнем берегу».
За эти годы напечатан также ряд рассказов и очерков автора в журналах и газетах Украины. Перу Юрия Мушкетика принадлежат произведения, отражающие историческое развитие государства и роль личности в нем. Автор продолжает плодотворную работу на литературном поприще, создавая глубокие образы, продолжая поиски новых форм и средств выражения важных проблем современности, сделав основным объектом исследования человека. Писатель стремится отразить разные периоды жизни общества, рассматривает различные жизненные ситуации, показывает разные социальные слои населения.
С 1986 по 2001 год Юрий Мушкетик был руководителем Национального союза писателей Украины. Избирался депутатом Верховного Совета УССР. Был заместителем председателя Комитета по Государственным премиям имени Т. Г. Шевченко.
Юрий Михайлович Мушкетик — признанный мастер современной украинской прозы. Родился 21 марта 1929 года в селе Вертиевка на Черниговщине в семье сельских активистов. Отец работал… Развернуть
Игорь Шкляревский - советский и российский поэт, переводчик.
Родился в семье учителей перед войной и первые годы провел в детском доме. Может быть, именно там зародилась его любовь к уединенным странствиям, к общению с природой с глазу на глаз, там появилось убеждение, что счастье – понятие географическое.
Все лето – рыболов, всю осень я грибник, всю зиму долгую – читатель толстых книг. У каждого человека есть такое место на земле, где он может быть счастливым.
В детстве, каждый вечер, отец читал мне сказки и былины. Гасили свет. Я становился князем и выезжал во двор на белом коне... Потом я сам перечитывал эти книги, их у нас было много. Потеря отца обострила память. И я почувствовал, что в меня как бы переселилась его душа -- крестьянского сына, учителя, почитателя старины.
Игорь Шкляревский
Ему довелось побывать литейщиком, токарем, матросом торгового флота, геодезистом, землемером. Учился в Могилёвском педагогическом институте, работал в республиканской детской газете «Зорка», затем окончил (1965) Литературный институт им. А. М. Горького.
Член Союза писателей СССР с 1964.
Ещё во время учёбы (1962) выпустил в Минске свой первый сборник стихов «Я иду!». Ранее издание подготовленного к печати сборника было остановлено, набор рассыпан, поскольку книга была объявлена «идейно порочной». В итоге сборник вышел с купюрами. Уже в 1964 году в Минске вышел второй сборник Шкляревского «Лодка», и, как предыдущая книга, он получил хорошие отзывы. Талант поэта отметил Борис Слуцкий, посвятивший выходу сборника статью «Лодка, плывущая далеко».
В первых своих книгах Игорь Шкляревский предстал «громким лириком», поэтом открытым, резким. С годами муза его, не утратив искренности и экспрессивного напора, стала всё более наполняться эпическим дыханием. Лирика и эпос в поэзии Шкляревского сливаются воедино — это наиболее ярко воплотилось в книге «Слушаю небо и землю», получившей Государственную премию СССР 1987 года. Кровная причастность к многовековой истории Отечества, чувство современности, размышления о высоком предназначении человека на Земле органично соединились в его лучших поэтических произведениях.
В 1980—1986 Шкляревский выполнил перевод «Слова о полку Игореве», высоко оценённый крупнейшим специалистом по древнерусской литературе Дмитрием Лихачёвым.
Помните, Вы — настоящий поэт, Вы не стихотворец. Поэзия — это нечто более высокое… Вы нужны русской культуре, поэтому заботьтесь о своей сохранности, как о национальном достоянии. Любящий Вас и Вашу поэзию
Дмитрий Лихачев
В 1986 тяжело переживал Чернобыльскую катастрофу, произошедшую в области, где он родился, и на полученную Государственную премию высаживал в Белоруссии леса. По сей день там можно увидеть таблички с надписью «Лес поэта Игоря Шкляревского».
Свой гонорар за Государственную премию я превратил в березы, в тополя. На берегу Припяти. И такой же лес растет на Десне, – говорит поэт.
В 2004 году вместе с поэтами Евгением Рейном и Михаилом Синельниковым предложили Сапармурату Ниязову перевести на русский язык его стихи, что вызвало весьма неоднозначную реакцию в литературном сообществе. В ответ на обращенное к ним открытое письмо Русского ПЕН-центра поэты заявили, что не понимают возникшего шума, поскольку не имеют никакого отношения к политике и занимаются исключительно литературной работой.
Избирался членом правлений Союза писателей РСФСР (1985-91) и Союза писателей СССР (1986-91), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989). Был членом общественного совета “Литературной газеты” (1990-97), совета РИК "Милосердие" (с 1990), редколлегии "Московской охотничьей газеты" (с июля 1994), председателем экологического движения “Глаза Земли” при Советском комитете защиты мира (с 1989). Член комиссии по Гос. премиям при Президенте РФ, председатель комиссии по Пушкинским премиям при Президенте РФ (с 1999). В настоящее время является сопредседателем Союза российских писателей (с 1991). Живет в Москве.
Стихи, – утверждал Игорь Шкляревский – это светские молитвы. Для общения с ними не нужны ни залы, ни микрофоны. Нужна лишь душа, готовая воспринять чистоту слова.
Есть поэты, у которых генеалогия проступает очень явно. Этого нельзя сказать о Шкляревском. Трудно сказать, какова его поэтическая генеалогия, от кого он происходит в русской поэзии. Он в этом смысле человек совершенно особый и отдельный.
Поэт Евгений Рейн
Игорь Шкляревский не уставал повторять:
Поэзия – как запах скошенного клевера. Вроде, совершенно бесполезная вещь, а обойтись без нее нельзя. Как без природы и солнца.
Скончался 7 сентября 2021 года в Москве на 84-м году жизни, от COVID-19.
В Могилёве, где он завещал похоронить свой прах рядом с могилами родителей на Машековском кладбище, младший брат Олег Иванович и его дочь Мария 14 августа 2022 г. исполнили последнюю волю поэта. За час до захоронения на кладбище, согласно завещанию, часть праха была развеяна над Днепром — в местах, где Игорь в детстве любил рыбачить, а вторая часть нашла своё место на высоком склоне могилевского крепостного вала возле городского парка — месте большого вдохновения поэта.
Игорь Шкляревский - советский и российский поэт, переводчик. Родился в семье учителей перед войной и первые годы провел в детском доме. Может быть, именно там зародилась его… Развернуть
Генрих Аверьянович Боровик — советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик, Почётный ректор Московского института телевидения и радиовещания «Останкино». Член КПСС с 1953 г. Отец Артёма Боровика.
Отец — Боровик Авиэзер Абрамович (1902—1980), дирижёр симфонического оркестра, работал в музыкальном театре; происходил из еврейской семьи. Мать — Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905—1970), актриса.
Жизнь родителей Генриха была связана с театром. В 1939 году они были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии, там же и прошли школьные годы Генриха Боровика. В 1944—1945 годах он работал в Пятигорском театре помощником электромонтёра и статистом.
В 1947 году Генрих окончил школу с золотой медалью и поступил в Институт международных отношений. По окончании МГИМО работал в журнале «Огонёк», где вскоре получил известность как автор очерков из «горячих точек», умевший выражать и отстаивать собственную точку зрения.
В 1966—1972 годах работал собкором Агентства печати «Новости» и «Литературной газеты» в США. С 1972 по 1982 год — специальный корреспондент АПН и «Литературной газеты». Во время работы в АПН принял участие в организованной властями кампании по дискредитации писателя А. И. Солженицына. В частности, выступил одним из соавторов брошюр «В круге последнем» и «Ответ Солженицыну: Архипелаг лжи».
В 1960—1970 гг. пишет ряд пьес (постановка первой пьесы «Мятеж неизвестных», 1962) и киносценариев, ведёт ряд телепрограмм («Международная панорама» и др.). Пьеса «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976; Государственная премия СССР, 1977) о событиях в Чили после свержения Альенде была поставлена во многих странах мира — включая те, которые не относились к «социалистическому лагерю». С 1980 г. попадал в опалу после критических замечаний о войне в Афганистане.
С 1987 г. — председатель Советского комитета защиты мира и заместитель председателя Всемирного Совета Мира.
В качестве эксперта участвовал во многих зарубежных поездках М. Горбачёва.
В июне 1990 г. вышел из КПСС. Во время августовского путча 1991 г. выступал по каналу CNN с осуждением путча. В конце 80-х — начале 90-х гг. главный редактор журнала «Театр».
Автор книги очерков о революции на Кубе «Повесть о зелёной ящерице» (1956), повести «Май в Лиссабоне» (1975), пьесы «Агент 00» (1982), романа-эссе «Пролог» (1984; Государственная премия СССР, 1986), исследования, посвящённого известному агенту Киму Филби (1994).
Сценарии к фильмам
1981 — На Гранатовых островах (Мосфильм, режиссёр Тамара Лисициан; в ролях: Кирилл Лавров, Александр Соловьёв, Людмила Чурсина, Эрнст Романов, Николай Волков (младший), Эве Киви, Ростислав Плятт, Александр Белявский, Евгений Лебедев, Андрей Харитонов, Владимир Седов, Григоре Григориу.
1981 — Всего дороже (документальный, в 8-ми частях)
1962 — Кубинская новелла (короткометражный)
1959 — Незваные гости (художественный, Таллинская киностудия)
Семья
Жена — Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, затем работала на телевидении редактором отдела культуры.
Дочь — Марина Генриховна Якушкина (Боровик) (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук
Сын — Артём Генрихович Боровик (1960—2000), известный журналист, писатель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно».
После гибели сына Артёма Г. Боровик возглавляет благотворительный фонд его имени.
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 ноября 1999) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную работу в области журналистики
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (8 декабря 2009) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры, многолетнюю творческую и общественную деятельность
Почётный член Российской академии художеств
Генрих Аверьянович Боровик — советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик, Почётный ректор Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».… Развернуть
Тулепберген Каипбергенович Каипбергенов (каракалп. To‘lepbergen Qayi‘pbergenov/Төлепберген Қайыпбергенов; 7 мая 1929, аул Шортанбай, Кегейлийский район, Каракалпакская АССР — 14 сентября 2010) — каракалпакский советский писатель.
Родился в дехканской (крестьянской) семье, где отец умел только расписываться.
В 1947 г. окончил Ходжелинское педагогическое училище. Тогда же начал трудовую деятельность как учитель школы. В 1955 г. после окончания Каракалпакского государственного педагогического института работал литературным сотрудником литературно-художественного журнала Союза писателей Каракалпакстана «Амударья».
1955—1957 гг. — работник в журнале «Амударья».
1955—1957 гг. — редактор Каракалпакского радио.
1957—1958 гг. — ответственный секретарь общества писателей Каракалпакстана.
1958—1959 гг. — заместитель директора Каракалпакского радио.
1959—1960 гг. — редактор газеты «Жас Ленинши».
1960—1962 гг. — директор Каракалпакстанского государственного издательства.
1964—1967 гг. — редактор государственного комитета по телевидению и радиовещанию Каракалпакской АССР.
1967—1980 гг. — председатель Государственного комитета по печати, полиграфии и книжной торговле при Совете Министров Республики Каракалпакстан.
В 1980 г. на съезде большинством голосов на альтернативной основе избран председателем Союза писателей Каракалпакстана, сменив на этом посту Ибрагима Юсупова, и возглавлял до своей смерти. В том же году избран заместителем председателя Союза писателей Узбекистана и в руководящие органы Союза писателей СССР. Кроме того,
в 1982 г. по инициативе Т.Каипбергенова впервые проводились Дни литературы республик СССР в Каракалпакстане.
в 1987 г. избран заместителем председателя Верховного Совета Каракалпакстана, возглавляя одновременно Союз писателей.
с 1995 г. — избран председателем правления Фонда Ассамблеи культур народов Центральной Азии.
В 1989—1991 гг. — народный депутат СССР, член Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
В 1951 году публикуется его первая поэма «Тилегим» в газете «Жас Ленинши». В 1955 г. публикуется его произведение «Почтальон келгенде» в газете «Жас Ленинши». В 1956 г. выходит его первая повесть под названием «Секретарь».
С того времени он пишет в прозаическом жанре. В общей сложности издано около 100 книг на каракалпакском, узбекском, русском, турецком и др. языках (практически на всех языках республик бывшего СССР). Среди повестей и романов писателя: «Спасибо, учитель», «Ледяная капля», «Секретарь», «Дочь каракалпака» (кн. 1-2, 1963-65) о судьбе каракалпакской женщины в 20 в., «Сказание о Маманбие», «Несчастные», «Непонятные», «Зеница ока» (1984), трилогия «Дастан о каракалпаках» (кн. 1-3, 1968—1976).
Источник
Тулепберген Каипбергенович Каипбергенов (каракалп. To‘lepbergen Qayi‘pbergenov/Төлепберген Қайыпбергенов; 7 мая 1929, аул Шортанбай, Кегейлийский район, Каракалпакская АССР — 14… Развернуть
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза.
В детские годы вместе с родителями переехал в Ташкент, где учился в средней школе. Посещал спортивную секцию бокса, неоднократно побеждал на чемпионатах Узбекистана и Средней Азии в среднем весе. В 1939 году поступил в Ташкентское Краснознаменное пехотное училище имени В. И. Ленина, но, проучившись 2 года, был арестован и репрессирован по доносу одного из курсантов.
В 1942 году Владимир Карпов написал заявление о предоставлении возможности смыть вину кровью и был направлен в штрафную роту при 629 стрелковом полку 134 стрелковой дивизии. Отвоевав полгода на Калининском фронте, в 1943 году за проявленную доблесть и отвагу в боях судимость с него была снята, он был принят в ряды ВКП (б). В дальнейшем был командиром взвода разведчиков и участвовал в операциях по захвату 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. После тяжелого ранения поступил в Высшую разведывательную школу при Генеральном штабе. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения.
В 1947 году оканчиил Военную Академию им. М. Фрунзе и направлен в Туркестанский военный округ. Служил командиром полка в Каракумах, затем начальником штаба дивизии в Кушке, а после был переведен в Генеральный штаб. Параллельно обучался на заочном отделении Литературного института имени Горького, который окончил в 1957 году. В 1966 году вышел в отставку и совмещал писательское творчество с должностями заместителя редактора Госкомпечати УзССР и журнала «Октябрь», главного редактора в журнале «Новый мир» и первого секретаря правления Союза Писателей СССР.
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза. В детские годы… Развернуть
Александр Петрович Межиров — советский поэт и переводчик. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР. С 1992 года по личным мотивам проживал в США. Автор книг стихов, поэтических переводов с литовского, грузинского и башкирского. Дочь, Зоя Александровна Межирова (литературный псевдоним Зоя Велихова), — российская и американская поэтесса, историк-искусствовед.
Родился в еврейской семье, переселившейся в Москву из Чернигова незадолго до его рождения. Отец, Пинхус Израилевич Межиров, юрист, работал экономистом, автор книги «Цены и торговые накидки» (1934). Мать, Елизавета Семёновна — учительница немецкого языка. Стихи писал с 1941 года.
В самом начале Великой Отечественной войны был призван в армию и после курсов подготовки десантников в Татищево отправлен на Западный фронт в составе 8-го парашютно-десантного корпуса. Был ранен, в госпитале переболел тифом. В 1942-43 годах воевал под Ленинградом в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии. С 1942 года — зам. командира стрелковой роты по политчасти, в 1943 был принят в ВКП(б). Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда на синявинском и красноборском направлениях. В марте 1943 под Саблино был контужен и после лечения демобилизован в звании младшего лейтенанта.
В 1943-47 гг. Межиров учился в Литературном институте им. А. М. Горького, затем на историческом факультете МГУ, участвовал в занятиях литературного объединения И. Л. Сельвинского. С 1966 года преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института им. А. М. Горького. Многие годы вёл в этом институте поэтический семинар на Высших литературных курсах. Оказал влияние на молодых поэтов 1960-х годов, в том числе на Е. А. Евтушенко, И. И. Шкляревского, О. Г. Чухонцева, А. К. Передреева.
С 1992 года проживал в США, сначала в Портленде, штат Орегон, где ранее поселились его дочь и внучка. Затем переехал в Нью-Йорке, продолжал писать стихи. Последней его крупной работой поэта стала поэма «Позёмка» (1993). Скончался в больницe Рузвельта, в 2009 урна с прахом была перезахоронена на Переделкинском кладбище.
Творчество
Стихи Александр Межиров писал с 1941 года, в них раскрывается тема войны, опосредованная личным опытом, а также лирические переживания, размышления о времени и судьбе поколения. В послевоенные годы особенной известностью пользовалось его стихотворение «Коммунисты, вперёд!». Первый поэтический сборник «Дорога далека» вышел в 1947 году. За ним последовали сборники «Коммунисты, вперёд!» (1950), «Возвращение» (1955), «Подкова» (1957), «Ветровое стекло» (1961), «Ладожский лёд» (1965), «Лебяжий переулок» (1968), «Поздние стихи» (1971), «Медальон» (1979), «Проза в стихах» (1982). Написанное в 1956 году стихотворение «Мы под Колпином скопом стоим, / Артиллерия бьёт по своим…» получило широкое хождение в самиздате.
В конце 1980-х годов начал писать стихи для детей. Много переводил с грузинского (И. Абашидзе, С. Чиковани), литовского (Ю. Марцинкявичюс) и др. языков народов СССР.
Александр Петрович Межиров — советский поэт и переводчик. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР. С 1992 года по личным мотивам проживал в США. Автор книг стихов,… Развернуть
Гео́ргий Петро́вич Бе́рдников — советский и российский литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века (в частности по творчеству Антона Павловича Чехова). Член-корреспондент АН СССР c 26 ноября 1974 года по Отделению литературы и языка (литературоведение).
Научная сфера:литературоведение
Место работы:ЛГУ, Министерство культуры РСФСР, ИМЛИ АН СССР
Учёная степень:доктор филологических наук (1962)
Учёное звание:профессор,член-корреспондент АН СССР (1974),член-корреспондент РАН (1991)
Альма-матер: ЛГУ (1939)
В 1939 году окончил филологический факультет ЛГУ. Поступил в аспирантуру того же факультета.
В 1941—1946 годах служил в РККА, участник Великой Отечественной войны. Старший лейтенант, помощник начальника штаба по разведке 543-го стрелкового полка 120-й стрелковой дивизии. В 1943 году был легко ранен в плечо. В годы войны награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Ленинграда».
В 1947—1963 годах преподавал в ЛГУ, профессор, декан (1948—1950) филологического факультета. Принимал активное участие в «проработках» ведущих учёных-филологов университета, в том числе Г. А. Гуковского и В. М. Жирмунского. Директор ЛПИИЯ (1956—1958), ректор ЛИТМиК (1958—1963). Заместитель (1963—1966), 1-й заместитель (1966—1977) министра культуры РСФСР. Директор ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР (1977—1987). В 1990-е годы — советник при дирекции ИМЛИ.
Главный редактор тт. 1—7 «Истории всемирной литературы» (1983—1991) и член редколлегии т. 8 (1994). Главный редактор «Энциклопедического словаря юного литературоведа» (1987). Составитель и редактор собраний сочинений И. С. Тургенева, Н. Е. Каронина-Петропавловского и других русских писателей, публикатор малоизвестных текстов классиков. Член редколлегий серий «Библиотека классики», «Литературные памятники», «Литературное наследство» (1980—1996) и др.
взято
Гео́ргий Петро́вич Бе́рдников — советский и российский литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века (в частности по творчеству Антона Павловича Чехова).… Развернуть