Мэри Тереза МакКарти — американская писательница, критик, политическая активистка.
Мэри МакКарти (Mary Therese McCarthy) родилась в 1912 году в Сиэтле, Вашингтон (Seattle, Washington), в семье Роя Уинфилда МакКарти (Roy Winfield McCarthy) и его супруги Терезы Престон (Therese Preston). В возрасте 6 лет Мэри осталась сиротой – родители ее погибли во время эпидемии гриппа 1918 года. Ее детские годы прошли в бесконечных религиозных распрях родственников, у которых Мэри и ее братьям Кевину (Kevin), Престону (Preston) и Шеридану (Sheridan) довелось жить. Впоследствии этот нелегкий опыт лег в основу автобиографической книги МакКарти под названием 'Воспоминания о католическом девичестве' (Memories of a Catholic Girlhood, 1957). Кстати, деспотичная до уродливости форма католического воспитания, которая на деле в корне отличалась от теории, превратила Мэри в убежденную атеистку.
После окончания католической школы девушка поступила в колледж Vassar College, который окончила в 1933 году. К этому времени Мэри уже публиковалась в изданиях 'The Nation', 'The New Republic', 'Harper's Magazine' и 'The New York Review of Books', в которых вела театральные колонки. Позже эти статьи воплотились в книгу 'Театральная хроника 1937-1962' (Theatre Chronicles, 1937-1962, 1963).
В 1933-м Мэри вышла замуж, однако ее брак с актером и драматургом Хэралдом Джонсрудом (Harald Johnsrud) скоро закончился, и в 1938-м она вышла замуж вновь. Второй супруг МакКарти, известный критик Эдмунд Уилсон (Edmund Wilson), убедил жену попробовать свои силы в художественной литературе. Так, в 1942-м году вышла первая книга Мэри МакКарти под названием 'The Company She Keeps'. Героиня ее романа – молодая женщина-интеллектуалка, неудовлетворенная своей жизнью и компанией, так называемой нью-йоркской 'богемой'. Книга получила несколько скандальный успех - так, откровенность, с которой была изображена в романе социальная среда, вызвала недовольство многих ее представителей. А кроме того, Мэри показала себя довольно тонким и весьма безжалостным сатириком. После своего дебюта она выпустила еще несколько книг – 'The Oasis' в 1949 году, 'The Groves of Academe' в 1952-м, 'A Charmed Life' в 1955-м. В 1957-м вышла уже упомянутая автобиографическая книга 'Memories of a Catholic Girlhood'.
Настоящая, большая известность пришла к Мэри МакКарти с выходом в 1962-м году книги 'The Group'. Почти сразу после выхода роман возглавил список бестселлеров, а в 1966-м был экранизирован. Героини ее романа – выпускницы колледжа (в котором, кстати, училась и сама Мэри) – ведут унылое и банальное существование, несмотря на блестящее образование. По мнению МакКарти никакое образование не способно заполнить внутреннее несовершенство человека. Она описывает мир женщин, оказавшийся пустым и скудным с большой долей сатиры и пародии, иногда граничащей с карикатурой.
МакКарти была известной сторонницей либералов и много и довольно резко критиковала власти, выступая против войны во Вьетнаме. Кстати, она и сама неоднократно бывала во Вьетнаме. Со временем Мэри снискала репутацию непримиримого критика и политической активистки.
Известно, что с конца 1930-х годов Мэри была втянута в затяжную вражду с писательницей и драматургом Лиллиан Хеллман (Lillian Hellman); их отношения выяснялись даже в суде и закончилась эта ссора лишь в 1984 году, со смертью Хеллман.
В 70-х годах МакКарти издала 'Medina', 'The Mask of State: Watergate Portraits', 'Cannibals and Missionaries', а самым известным ее романом стал в тот период 'Birds of America', вышедший еще в начале десятилетия, в 1971-м.
В 1980-м Мэри опубликовала 'Ideas and the Novel', и, после большого перерыва – 'How I Grew' в 1987-м.
Известно, что со своим вторым супругом Эдмундом Уилсоном Мэри также развелась, и в 1948-м снова вышла замуж – за Боудена Бродуотера (Bowden Broadwater). Однако, и этот брак не стал последним – в 1961-м году писательница вышла замуж в четвертый (и последний) раз, за Джеймса Уэста (James West).
Мэри МакКарти умерла от рака легких, случилось это 25 октября 1989 года в нью-йоркской больнице NewYork-Presbyterian Hospital.
МакКарти была членом Национального института искусств и литературы (National Institute of Arts and Letters); за литературные заслуги она стала обладательницей наград 'National Medal for Literature' и 'Edward MacDowell Medal'.
Мэри Тереза МакКарти — американская писательница, критик, политическая активистка. Мэри МакКарти (Mary Therese McCarthy) родилась в 1912 году в Сиэтле, Вашингтон (Seattle,… Развернуть
Джон Уильям Чи́вер (англ. John William Cheever, 27 мая 1912, Куинси, Массачусетс — 18 июня 1982, Оссининг (Нью-Йорк) — американский писатель, особенно известный романами «Фальконер» и «Семейные хроники Уопшотов», а также рассказами, сочетающими психологический анализ американского провинциального среднего класса с магическим символизмом. Обладатель «Пулитцеровской премии» за сборник рассказов «The Stories of John Cheever»
Джон Уильям Чивер родился в маленьком городке Куинси в штате Массачусетс в семье Фредерика Линкольна Чивера и Мэри Лили Чивер. Отец будущего писателя владел компанией по продаже обуви, однако в середине тридцатых годов из-за Великой депрессии потерял большую часть своего капитала, а вместе с ним и бизнес. Для оплаты счетов и поддержания семьи Мэри Чивер была вынуждена взять дела в свои руки и открыть небольшой магазин сувениров. Несмотря на это финансовое положение семьи не поправилось, и ввиду нехватки денежных средств Чивер вынужден покинуть частную школу. В это же время он пишет свой рассказ «Исключенный», опубликованный в журнале The New Republic. В 1935 году еженедельник The New Yorker публикует его рассказ «Буффало», а в 1938 году Чивер начинает работать в Вашингтоне в качестве редактора. Он уходит не проработав и года. Через несколько месяцев он встречает свою будущую жену Милтон. Пара поженилась в 1941 году.
В мае 1942 года Чивер поступает на военную службу. Через некоторое время выходит его первый сборник рассказов «Как живут некоторые люди». Второй сборник рассказов «Исполинское радио» публикуется в 1953 году. Летом 1956 года писатель заканчивает работу над романом «Хроники семейства Уопшотов». В 1964 году был опубликован роман-продолжение «Скандал в семействе Уопшотов», получивший отличные оценки критиков. В июле 1964 года The New Yorker публикует рассказ «Пловец», который будет экранизирован в 1968. Главную роль в фильме сыграет Берт Ланкастер. В это же время у Чивера возникают первые проблемы с алкоголем.
Следующая работа писателя роман «Буллет-Парк» выходит в 1969 году, однако, получает очень низкую оценку критики. Алкоголизм автора прогрессирует и он вынужден обратиться за помощью к психиатрам. В мае 1973 года Чивер чуть не умирает от отека легких. После месяца, проведенного в больнице, он возвращается домой и дает зарок отказаться от алкоголя. Однако уже в августе он снова начинает пить. В течение следующих двух лет Чивер борется с алкогольной зависимостью и после терапии в реабилитационном центре окончательно отказывается от пагубной привычки.
Новый роман автора выходит в свет в 1977 году. «Фальконер» становится бестселлером. В 1978 году публикуется сборник «рассказы Джона Чивера», отмеченный Пулитцеровской премией.
Летом 1981 года у Чивера обнаруживают опухоль в почках. Последний роман Чивера «Какая райская картина» публикуется в марте 1982 года. Он включает не более ста страниц, однако получает хорошие отзывы критиков по причине того, что всем уже известно о неизлечимой болезни автора. 18 июня 1982 года Чивер умирает.
Джон Уильям Чи́вер (англ. John William Cheever, 27 мая 1912, Куинси, Массачусетс — 18 июня 1982, Оссининг (Нью-Йорк) — американский писатель, особенно известный романами… Развернуть
Кеннет Берк — американский писатель, журналист, философ, исследователь литературы, теоретик коммуникации. Особенно интересовался риторикой и эстетикой.
Учился в школе вместе с будущим литературным критиком Малькольмом Каули. Поступил в университет штата Огайо, проучился в нём один семестр. Колумбийского университета также не закончил, занялся литературой. В Гринвич-Виллидж познакомился с представителями нью-йоркского авангарда (Харт Крейн и др.). С 1917 публиковался как новеллист, выпустил книгу рассказов (1924). Издавал модернистский журнал Dial (Циферблат, 1923), вёл в нём раздел музыкальной критики (1927—1929), позже занимался этим для газеты Nation (1934—1936). Перевёл новеллу Томаса Манна Смерть в Венеции (1924). Дружил и переписывался со многими выдающимися американскими писателями (Марианна Мур, У. К. Уильямс, Р. П. Уоррен, Ральф Эллисон, К. Э. Портер и др.). Преподавал в Чикагском университете, Новой школе социальных исследований, Принстоне, Гарварде. Отмечен Award for Humanistic Studies Американской академии искусств и наук (1977).
Умер от сердечного приступа на своей ферме.
Кеннет Берк — американский писатель, журналист, философ, исследователь литературы, теоретик коммуникации. Особенно интересовался риторикой и эстетикой. Учился в школе вместе с… Развернуть
Юдора Элис Уэлти — американская писательница и фотограф.
Свое имя будущая писательница получила в честь двух бабушек — Юдоры Эндрюс и Элис Уэлти. После рождения девочки мать Честина Эндрюс Уэлти (1883—1966) навсегда оставила учительство и занималась домом и воспитанием детей. У Юдоры было два младших брата. Отец семейства Кристиан Уэбб Уэлти (1879—1931) всю жизнь проработал в страховой компании «Ламар Лайф», пройдя путь от страхового агента до управляющего. В семье любили книги и не жалели денег на их приобретение. Чтение было любимым занятием девочки. Юдора росла в атмосфере любви и достатка.
Свое образование Юдора Уэлти начала в Женском университете штата Миссисипи (англ. Mississippi University for Women). Проучившись там год, она продолжила учебу в университете Висконсин-Мэдисон, а затем училась в школе бизнеса Колумбийского университета, окончив её в 1930 году.
После смерти отца 1931 Юдоре пришлось оставить Нью-Йорк и вернуться в Джексон, где она работала репортером в агентстве Works Progress Administration, обеспечивавшем проведение общественных работ в рамках Нового курса президента Рузвельта. Работа заставляла ее ездить по всему Миссисипи, писать заметки и делать фотографии, так она узнала все 82 округа штата. Увлечением Юдоры была фотография. В результате этих поездок были сделаны сотни фотографий, позже приобретенные отделом истории и архивов штата (англ. the Mississippi Department of Archives and History).
Некоторые из этих фотографий Юдора Уэлти, с разрешения отдела истории и архивов, издала. Так появились два альбома «Время и место, Миссисипи во время Депрессии» (англ. One Time, One Place. Mississippi in the Depression. A Snapshot Album; 1994) и «Сельские кладбища» (англ. Country Churchyards; 2000).
В 1936 году опубликовала первый рассказ, «Смерть коммивояжёра» (англ. Death of a Traveling Salesman), привлёкший внимание Кэтрин Энн Портер, ставшей для Уэлти наставником и написавшей предисловие к первому сборнику рассказов Уэлти «Зелёный занавес» (англ. A Curtain of Green; 1941).
Юдора Элис Уэлти — американская писательница и фотограф. Свое имя будущая писательница получила в честь двух бабушек — Юдоры Эндрюс и Элис Уэлти. После рождения девочки мать… Развернуть
Маклиш (MacLeish), Арчибальд (7.V.1892, Гленко, Иллинойс — 22.IV.1982, Бостон, Массачусетс) — американский поэт, драматург, эссеист, деятель культуры.
Однажды в дневнике 20-х гг. Маклиш записал: «Проблема существует. Но речь идет не о поэзии… Это просто главная проблема жизни — о месте человека на земле…» На протяжении шести десятилетий, почти ежегодно выступая с новой книгой, вел писатель доверительный и серьезный разговор с современником, то обращаясь к извечным темам: жизнь и смерть человека, его труд, отношение к другим людям, к природе, искусству, — то прямо вторгаясь в наиболее злободневные проблемы общественного бытия: стихотворение «Строители империи» (Empire Builders, 1933), пьеса «Кризис» (Panic, 1935), стихотворения «Немецкие девушки! Немецкие девушки!» (The German Girls! The German Girls! 1935), «Ложь об Испании» (The Spanish Lie, 1937), «Юные погибшие солдаты» (The Young Dead Soldiers, 1944), гневное антимаккартистское стихотворение «Черные дни» (The Black Days, 1948), радиопьеса «Парад американской революции» (The Great American Fourth of July Parade, 1975) — произведение, созданное поэтом к 200-летию США, но отнюдь не юбилейное, вскрывающее противоречия в самих истоках американских понятий о свободе.
В творчестве Маклиша аккумулированы наиболее характерные приметы нескольких далеко не сходных этапов в развитии американской поэзии XX в. Критики не без основания замечали, что по произведениям Маклиша можно изучать пути и перепутья культуры США нашего времени.
Маклиш родился в семье торговца, выходца из Шотландии, и дочери священника из Коннектикута. По семейному преданию, один из дальних предков матери прибыл в Америку на знаменитом «Мэйфлауэре». В 1911 г. Маклиш поступил в Иейлский университет, в том же году начал печататься в университетском журнале и вскоре стал его редактором. Изучение права в Гарварде (и последующая юридическая практика) прерывается участием в первой мировой войне.
20-е гг. Маклиш провел вместе с семьей в Париже. Женился Маклиш в 1916 г. Брак оказался счастливым. В 1976 г., в год бриллиантовой свадьбы, Маклиш посвятил жене Аде самый полный из своих поэтических сборников — «Новые и избранные стихи. 1917–1976» (New and Collected Poems).
Раннее творчество Маклиша отмечено влиянием Т. С. Элиота и Э. Паунда, эстетики модернизма. Недаром его второй стихотворный сборник озаглавлен «Башня из слоновой кости» (Tower of Ivory, 1917). Однако с возвращением на родину в 1928 г. начинается новый этап в творческой биографии поэта.
В 1930 г. вышел сборник стихов Маклиша с многозначительным названием «Вновь открытая земля» (New Found Land: Fourteen Poems). Новым здесь был сам принцип отношения к окружающему миру. Поэт открывает для себя новые поэтические темы, реальную, конкретную действительность как главный предмет отображения. Именно эта «вновь обретенная земля» определила развитие Маклиша-поэта в бурное десятилетие 30-х гг., период наивысшего подъема в его судьбе писателя и гражданина.
Последовательный в своем гуманизме, приверженный принципам справедливости, поэт изобличает губительную для отдельных людей и для страны в целом практику капиталистического хозяйствования, пишет об участи миллионов обездоленных, о хищническом уничтожении природных богатств земли, о фашистской угрозе, нависшей над человеческой цивилизацией, о гибели и разрушениях, которые несут миру «завоеватели». Эти темы нашли выражение в эпической поэме «Конкистадор» (Conquistador, 1932, Пулитц. пр.), в сборнике сатирических «Фресок для Рокфеллерова небоскреба» (Frescoes for Mr. Rockefeller's City, 1933), книге стихов «Общественное выступление» (Public Speech, 1936), включающей программное стихотворение «Слово к тем, кто говорит: товарищ» (Speech to Those Who Say Comrade), в поэмах «Страна свободных» (Land of the Free — U.S.A., 1938) и «Америка была многообещающей» (America Was Promises, 1939). В эти годы поэзия Маклиша обретает качества, которые определяют ее своеобразие и красоту, — это уитменовская широта поэтического дыхания, обобщающая мысль поэта-философа, высокая культура стиха с его мелодическим богатством и завершенностью фразы.
Вместе с другими крупнейшими деятелями культуры США Маклиш участвовал в подготовке и проведении в 1937 г. съезда американских писателей, посвященного задачам борьбы против фашизма и войны.
Поиск путей к наиболее широкой аудитории привел поэта на радио. Передачами стихотворных радиопьес Маклиша «Падение города» (The Fall of the City, 1937) и «Воздушный налет» (Air Raid, 1938) началась эпоха боевого американского радиоискусства — составной части передового общественного движения 30-х гг.
В 1939 г. по рекомендации президента Ф. Д. Рузвельта Маклиш назначается заведующим Библиотекой конгресса. В 1944–1945 гг. — помощник государственного секретаря, один из создателей ЮНЕСКО. Вскоре после войны Маклиш оставляет государственную службу, выступает с критикой маккартизма, позднее осуждает политику США в Индокитае. С 1949 по 1961 г. Маклиш — профессор в Гарварде. Его лекции легли в основу книги «Поэзия и жизненный опыт» (Poetry and Experience, 1960). В 1952 г. выходит однотомник стихов (Collected Poems, 1917–7952, Пулитц. пр.).
В ряде стихотворений послевоенного времени, в стихотворных пьесах «Троянский конь» (The Trojan Horse, 1950), «Иов» (J. В., 1958, Пулитц. пр.), в многочисленных статьях Маклиш продолжает осмыслять общественные недуги Америки, будущее цивилизации, однако без прежней социальной остроты. В его работах громче звучат интонации философского стоицизма.
Маклиш умер за несколько дней до своего девяностолетия. До конца жизни он публиковал стихи и пьесы, систематически выступал в прессе по вопросам культуры и общественной жизни. Двенадцать университетов и колледжей присвоили ему звание доктора литературы. В 1953–1956 гг. он был президентом Американской академии искусств и литературы.
(И. Попов)
Маклиш ( MacLeish ), Арчибальд (7.V.1892, Гленко, Иллинойс — 22.IV.1982, Бостон, Массачусетс) — американский поэт, драматург, эссеист, деятель культуры.
Однажды в дневнике… Развернуть
Роберт Лоуэлл (Robert Lowell; 1 марта 1917, Бостон, Массачусетс, США — 12 сентября 1977, Нью-Йорк) — американский поэт, драматург и литературный критик, представитель исповедального направления в поэзии.
Родился в привилегированной и одной из самых известных в городе семей. До него, эта семья дала американской поэзии двух выдающихся поэтов: Джеймса Рассела Лоуэлла и Эми Лоуэлл, являвшуюся представительницей имажизма.
Лоуэлл получил филологическое образование в Гарварде и в Кенион-колледже в Огайо, после чего занялся преподаванием.
Женился на романистке Джин Стаффорд.
Ориентировался на консервативно-патриархальные устои сельского Юга, противостоявшего финансово-промышленному Северу и пуританским традициям Новой Англии, в которых он был воспитан.
После начала Второй мировой войны Лоуэлл безуспешно пытался попасть во флот, а когда был призван в 1943 на службу, то отказался участвовать в военных действиях, протестуя против бомбардировок гражданских объектов, за что был осужден и пробыл в заключении 5 месяцев.
В 1947 Лоуэлл служил консультантом по поэзии в Библиотеке Конгресса.
В дальнейшем преподавал в различных колледжах и в Гарвардском университете.
В 1948 развелся с Джин Стаффорд, в следующем году женился на писательнице Элизабет Хардуик.
В июне 1965 Лоуэлл попал в газетные заголовки, отказавшись в знак протеста против войны во Вьетнаме участвовать в президентском фестивале искусств, проходившем в Белом доме.
Скончался от сердечного приступа в нью-йоркском такси.
Роберт Лоуэлл (Robert Lowell; 1 марта 1917, Бостон, Массачусетс, США — 12 сентября 1977, Нью-Йорк) — американский поэт, драматург и литературный критик, представитель… Развернуть
Джон Орли Аллен Тейт - американский поэт, писатель, эссеист и литературный критик, Консультант по поэзии Библиотеки Конгресса США.
Аллен Тейт родился в городке Винчестер в штате Кентукки в семье Джона Орли Тейта и Элеонор Варнелл. Он был третьим сыном в семье. Семья часто переезжала, и Тейт был вынужден регулярно менять школы. Однако это не помешало ему в 1918 году поступить в престижный Университет Вандербильта. Здесь Тейт зарекомендовал себя отличным учеником, и даже удостоился членства в привилегированном студенческом обществе «Фи Бета Каппа».
Еще до окончания обучения Тейт был принят в члены литературного кружка «Фьюджитивистов», неформальную группу интеллектуалов Юга Америки, включавшую таких известных поэтов как Джон Кроу Ренсом и Роберт Пенн Уоррен. Тейт участвовал в издании журнала фьюджитивистов «Беглец».
В 1924 году Тейт переезжает в Нью-Йорк, где знакомится со своей будущей женой Кэролайн Гордон, американской писательницей и литературным критиком. Несмотря на разрыв в 1959 году, Тейт до конца жизни будет поддерживать тесные дружеские связи с Кэролайн.
С 1928 по 1932 годы Тейт проживает во Франции. Здесь он знакомится с видными писателями первой половины XX века, такими как Эрнест Хемингуэй и Гертруда Штайн. Находясь в Европе, он пишет исключительно об американском юге. Так, из под его пера выходят две биографические книги о южанах-героях Гражданской войны: «Каменная Стена Джексон - бравый солдат» и «Джефферсон Дэвис - слава и падение». Кроме того, во Франции Тейт начинает писать «Оду павшим конфедератам» и работает над своим единственным романом «Отцы».
После возвращения в США Аллен Тейт продолжает творческую деятельность и параллельно преподает в различных учебных учреждениях США, таких как Университет Северной Каролины, Принстонский университет, Чикагский и Нью-Йоркский университеты. С 1943 по 1944 года выступал Консультантом по поэзии Библиотеки Конгресса США. В 1937 году выходит сборник «Избранные стихотворения», а в 1938 году роман «Отцы». В последующие годы Тейт в основном сконцентрирован на литературной критике. В 1968 году публикуется сборник «Эссе четырех десятилетий».
Аллен Тейт умер 9 февраля 1979 года в Нэшвилле.
Джон Орли Аллен Тейт - американский поэт, писатель, эссеист и литературный критик, Консультант по поэзии Библиотеки Конгресса США. Аллен Тейт родился в городке Винчестер в штате… Развернуть
Владимир Владимирович Набоков — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Родился в аристократической семье известного российского политика Владимира Дмитриевича Набокова. В обиходе семьи Набокова использовалось три языка: русский, английский, и французский, — таким образом, будущий писатель в совершенстве владел тремя языками с раннего детства. По собственным словам, он научился читать по-английски прежде, чем по-русски. Первые годы жизни Набокова прошли в комфорте и достатке в доме Набоковых на Большой Морской в Петербурге и в их загородном имении Батово (под Гатчиной).
Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова. Незадолго до революции на собственные деньги Набоков издаёт сборник своих стихов.
Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919-м, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембридже, где он продолжает писать русские стихи и переводит на русский язык «Алису в стране Чудес» Л. Кэррола.
В марте 1922 года был убит отец Владимира Набокова Владимир Дмитриевич Набоков. Это произошло на лекции П. Н. Милюкова «Америка и восстановление России» в здании Берлинской филармонии. В. Д. Набоков попытался нейтрализовать стрелявшего в Милюкова радикала, но был застрелен его напарником.
С 1922 года Набоков становится частью русской диаспоры в Берлине, зарабатывая на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. В 1927-м году Набоков женится на Вере Слоним и завершает свой первый роман — «Машенька». После чего до 1937 года создаёт 8 романов на русском языке, непрерывно усложняя свой авторский стиль и всё более смело экспериментируя с формой. Романы Набокова, не печатавшиеся в Советской России, имели успех у западной эмиграции, и ныне считаются шедеврами русской литературы (особ. «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь»).
Политика нацистских властей Германии в конце 30-х годов положила конец русской диаспоре в Берлине. Жизнь Набокова с женой-еврейкой в Германии стала невозможной, и семья Набоковых переезжает в Париж, а с началом Второй мировой войны эмигрирует в США. С исчезновением русской диаспоры в Европе Набоков окончательно потерял своего русскоязычного читателя, и единственной возможностью продолжить творчество был переход на английский язык. Свой первый роман на английском языке («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») Набоков пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США, с 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).
В Америке с 1940-го до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Его первые англоязычные романы («Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Bend Sinister», «Пнин»), несмотря на свои художественные достоинства, не имели коммерческого успеха. В этот период Набоков близко сходится с Э. Уилсоном и другими литературоведами, продолжает профессионально заниматься энтомологией. Путешествуя во время отпусков по Соединённым Штатам, Набоков работает над романом «Лолита», тема которого (история взрослого мужчины, страстно увлекшегося двенадцатилетней девочкой) была немыслимой для своего времени, вследствие чего даже на публикацию романа у писателя оставалось мало надежд. Однако роман был опубликован (сначала в Европе, затем в Америке) и быстро принёс его автору мировую славу и финансовое благосостояние. Интересно, что первоначально роман, как описывал сам Набоков, был опубликован в одиозном издательстве «Олимпия», которое, как он понял уже после публикации, выпускало в основном «полупорнографические» и близкие к ним романы.
Набоков возвращается в Европу и с 1960 живёт в Монтрё, Швейцария, где создаёт свои последние романы, наиболее известные из которых — «Бледное пламя» и «Ада».
В 1967 году Набоков получил первое письмо из Советского Союза. Оно было послано 25-летним Александром Горяниным на адрес нью-йоркского издательства и поразило писателя. Это было письмо ЧИТАТЕЛЯ — о «Даре»... Несколько писем позже переслало радио «Свобода». С 1969 года ездила в Ленинград как турист Елена Владимировна, сестра Набокова. В 1977 году с Набоковым встретилась Бэлла Ахмадулина. Сергей Ильин, Горянин, Михаил Мейлах переводили его романы с английского без надежды опубликовать.
1974 год — пик политической активности Набокова. В мае 1974 года он публикует воззвание в защиту Владимира Буковского. В декабре по просьбе Карла Проффера посылает телеграмму в Ленинградское отделение Союза писателей в защиту Владимира Марамзина. Осенью впервые встречается с уехавшими из Советского Союза Виктором Некрасовым и Владимиром Максимовым. 6 октября этого же года по недоразумению произошла его историческая «невстреча» с Солженицыным, обратившимся в 1972 году в Нобелевский комитет с просьбой о рассмотрении кандидатуры Набокова.
Все 1970-е годы Набоковы систематически посылали деньги диссидентам и их семьям через Профферов. Особенно пронзительно последнее письмо Веры Набоковой, предлагающей Профферам взять одежду покойного мужа для диссидентов...
Владимир Владимирович Набоков — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Родился в аристократической семье известного российского политика… Развернуть
Льюис Мамфорд — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики.
Родился во Флашинге (штат Нью-Йорк) и учился в Нью-Йоркском Городском колледже, в Колумбийском и Нью-Йоркском Университетах, а также в Новой Школе общественных исследований (Нью-Йорк-Сити). Был редактором нескольких изданий, в том числе — Социологического обозрения (Лондон, 1920) и ежегодной антологии американских авторов — Американского каравана (1927–1936). В 1955 году был избран в Американскую академию искусств и словесности, а в 1964 году получил президентскую «Медаль свободы».
Среди многочисленных трудов ученого выделяются: «Культура городов» (1938), «Положение человека» (1944), «Город в истории» (1961), Миф машины (1967), «Толкования и предсказания» (1973) и «Зарисовки с натуры» (1982). Представленная здесь работа рассматривает иерархические цивилизации как социально-технические мегамашины, где люди функционируют как стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты, а техника становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию.
Льюис Мамфорд — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики. Родился во Флашинге (штат Нью-Йорк) и учился в… Развернуть
Элвин Брукс Уайт (обычно используются инициалы E.B.White) - американский писатель. Долгое время был сотрудником журнала The New Yorker и соавтором широко известного пособия по грамматике и стилистике The elements of Style. Также широко известны его детские книги "Стюарт Литтл" и "Паутинка Шарлотты".
Писатель родился в Маунт Вернон, младшим в семье Сэмюэля Тилли Уайта, изготовителя пианино, и Джесси Харт. Он отслужил в армии перед тем как поступить в колледж. Он закончил Корнуэлльский университет (Итака, Нью-Йорк) со степенью бакалавр искусств (1921). Во время учёбы он работал редактором в газете The Cornell Daily Sun. Перед тем как вернуться в Нью-Йорк также работал в двух корнуэлльских газетах и в рекламном агентстве. В 1925 году открылся журнал The New Yorker. Литературный редактор Кэтрин Энджел рекомендовала взять Уайта в штат, однако прошло несколько месяцев, прежде чем он получил предложение о сотрудничестве. Он согласился работать по четвергам.
Для "Нью-Йоркера" Уайт писал эссе и пользовавшиеся большой популярностью "Записки и комментарии". В то время журнал был самым главным литературным изданием и Уайт был самым значимым сотрудником.
В 1929 году Уайт и Энджел поженились.
С 1938 по 1943 Уайт вёл колонку в Harper's Magazine.
В 1930-х годах Уайт начал писать детскую прозу. Первая книга, "Стюарт Литтл", была опубликована в 1945 году. Книга была тепло принята публикой и получила высшую награду в области детской литературы Laura Ingalls Wilder Medal. В 1952 году вышла "Паутинка Шарлотты", в 1970 - The Trumpet of the Swan. Эта книга получила приз Секвойи (Оклахома) и премию Уиллема Аллена Уайта (Канзас). Обе награды определяются голосованием студентов за их любимую книгу.
В 1959 году Уайт улучшил и переиздал книгу одного из своих профессоров по Корнуэллу Уильяма Странка мл. "Элементы стиля". Это пособие по грамматики и стилистике американских писателей. Книга выдержала несколько переизданий. Она стала учебником для студентов и писателей и обязательна к прочтению на курсах построения композиции.
В 1978 году Уайт получил Пулитцеровскую премию за свою работу.
Уайт умер от болезни Альцгеймера в 1985 году и был похоронен на бруклинском кладбище в Мэйне.
Родился в богатой семье производителя фортепиано, является внуком американского художника Уильяма Харта. Окончил Корнельский университет в Нью-Йорке в 1921 году и тогда же начал работать в качестве репортёра и внештатного корреспондента. Писал для многих журналов и газет, на протяжении большей части своей жизни был сотрудником еженедельника The New Yorker.
Его главными работами считаются The Elements of Style, стилистический справочник английского языка, и произведений детской литературы «Паутинка Шарлотты» и «Стюарт Литтл».
Элвин Брукс Уайт (обычно используются инициалы E.B.White) - американский писатель. Долгое время был сотрудником журнала The New Yorker и соавтором широко известного пособия по… Развернуть
Роберт Пенн Уоррен — американский поэт, писатель, литературный критик.
В 1957 ему присуждены Национальная книжная и Пулитцеровская премии за книгу стихов «Обещания» (Promises). В последующих книгах, таких как «Иначе говоря» (Or Else, 1974), «Пока ещё здесь» (Being Here, 1980), «Подтверждение слухов» (Rumor Verified, 1981), «Новые и избранные стихотворения» (New and Selected Poems, 1985) личность представляется в сложной взаимосвязи с историческим временем. Вершиной его творчества является роман «Вся королевская рать» (All the King’s Men, 1946) — впечатляющее исследование карьеры демагога-южанина, прототипом которого считается губернатор Луизианы Хью Лонг. Роман удостоен Пулитцеровской премии.
Уоррен испытал себя и в литературной критике, написав такие классические образцы т. н. «новой критики» как «Как понимать поэзию» (Understanding Poetry, 1938) и «Как понимать прозу» (Understanding Fiction, 1943). В «Наследии гражданской войны» (Legacy of the Civil War, 1961) Уоррен особенно ярко высказался как публицист, где подверг беспощадному анализу современные представления об «алиби» южан и «добродетельности» северян. «Демократия и поэзия» (Democracy and Poetry, 1975) отражает разочарование в современной культуре и предлагает в качестве альтернативы поэзию. Среди многочисленных знаков признания заслуг Уоррена — пост консультанта по поэзии в Библиотеке Конгресса (1944) и Боллингеновская премия (1967). В 1986 он стал первым поэтом-лауреатом США. Умер Уоррен в Стрэттоне (штат Вермонт) 15 сентября 1989.
Роберт Пенн Уоррен — американский поэт, писатель, литературный критик. В 1957 ему присуждены Национальная книжная и Пулитцеровская премии за книгу стихов «Обещания»… Развернуть
Конрад Поттер Эйкен – американский поэт и писатель.
Эйкен родился в обеспеченной семье Уильяма Форда и Анны (Поттер) Эйкен. Его отец был известным терапевтом и нейрохирургом в городе Саванна, штат Джорджия. Когда Эйкен был ещё ребёнком, его отец неожиданно изменился, он стал раздражительным, его поведение стало непредсказуемым и жестоким. Рано утром 27 февраля 1901 года он убил свою жену и застрелился сам. Конрад, которому тогда было 11 лет, обнаружил тела своих родителей.
Воспитывался Конрад у своей тёти в Массачуссетсе, в частной школе Миддлсекс в городе Конкорде. Позже поступил в Гарвард. Во время учёбы он был одним из редакторов гарвардского литературного журнала “Адвокат” вместе с Т.С. Элиотом, который стал его близким другом на всю жизнь.
Первые стихи Эйкен написал, находясь под влиянием своего любимого учителя, философа Джорджа Сантаяны (George Santayana). Эти отношения сформировали стиль Эйкена: его поэзия мелодична, но в то же время философична, автор пытается разобраться с личными проблемами и современного мира в целом. Также сильное влияние на Эйкена оказал его дед, проповедник, и “свободная” поэзия Уитмена.
В 1930 году Эйкен получил Пулитцеровскую премию за свою книгу “Избранные стихи”. Другие сборники его стихотворений - “Земля ликующая” (Earth Triumphant ) (1911), “Погребальная роза” (The Charnel Rose) (1918), “И в висячих садах” (And In the Hanging Gardens) (1933). Его стихотворение “Я слышу музыку” (Music I Heard) было положено на музыку несколькими композиторами, в том числе Леонардом Бернштейном и Генри Кауэллом.
В 1934 году Эйкен написал рассказ “Снег несказанный, снег сокровенный”, который вошёл во многие сборники рассказов.
Наследие Конрада Эйкена составляет 51 книгу, включая романы, сборники рассказов, критические работы, автобиографию и, важнее всего, сборники стихов.
Эйкен был удостоен Национальной Литературной Медали, Золотой Медали от Национального Института Искусства и Письма за поэзию, Пулитцеровской премии, Премии Боллингена и награды от Национального Книжного Общества.
Конрад Эйкен помог Эмили Дикинсон стать одним из самых уважаемых поэтов Америки.
В 1960-х работы Эйкена были заново открыты читателями и критиками, позволяя по-новому взглянуть на них. В них нашли глубокий психологизм, что является следствием изучения автором работ Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Отта Ранка.
В 1921 году Эйкен переехал в Англию, где стал другом и наставником для писателя Малкольма Лаури.
Последние 11 лет жизни писатель провёл в Саванне, Джорджия. Могила писателя, расположенная на кладбище Бонавентура, стала известной благодаря упоминанию в книге Джона Берендта “Полночь в саду добра и зла”. Местная легенда гласит, что по желанию Эйкена надгробный камень на его могиле выполнен в виде скамьи, чтобы любой желающий мог прийти выпить мартини в его память. На камне-скамье написано “Вся моя любовь - миру” и “Космос Маринер - Пункт назначения неизвестен” (Cosmos Mariner - прототип американского космического корабля).
Конрад Эйкен был женат три раза: на Джесси Макдональд (1912–1929), на Клариссе Лоренц (1930) (автор биографической книги Лорелей Вторая), на Мэри Хувер (1937). Эйкен - отец троих писателей: Джона Эйкена, Джейн Эйкен-Ходж и Джоан Эйкен .
Эйкен написал откровенную автобиографическую книгу “Утомлённый” (Ushant)(1952), где он подробно описывает свою личную жизнь, о предпринятой попытке самоубийства и страхе перед сумасшествием, о своих друзьях Т.С. Элиоте, Эзре Паунде, Малкольме Лаури и других.
Конрад Поттер Эйкен – американский поэт и писатель.
Эйкен родился в обеспеченной семье Уильяма Форда и Анны (Поттер) Эйкен. Его отец был известным терапевтом и нейрохирургом в… Развернуть
Марианна Крейг Мур — американская поэтесса - модернистка, критик, переводчик и редактор. Ее поэзия отличается формальным новаторством, точной дикцией, иронией и остроумием.
Мур родилась в Кирквуде, штат Миссури, в особняке пресвитерианской церкви, где ее дед по материнской линии, Джон Риддл Уорнер, служил пастором. Ее отец, Джон Милтон Мур, инженер-механик и изобретатель, перенес психотический приступ, в результате которого ее родители разошлись еще до ее рождения; Мур никогда не встречалась с ним. Она и ее старший брат Джон Уорнер Мур были воспитаны их матерью Мэри Уорнер Мур. Семья писала друг другу объемные письма на протяжении всей своей жизни, часто обращаясь друг к другу по шутливым прозвищам и используя личный язык.
Подобно ее матери и старшему брату, Мур оставалась преданной пресвитерианкой, находившейся под сильным влиянием своего деда, и подходила к своей христианской вере как к уроку силы, подтвержденному испытаниями и искушениями; ее стихи часто затрагивают темы силы и невзгод. Она думала, что «невозможно жить без религиозной веры». Мур жила в районе Сент-Луиса, пока ей не исполнилось 16 лет. После того, как ее дед умер в 1894 году, все трое жили у родственников недалеко от Питтсбурга в течение двух лет, затем переехали в Карлайл, штат Пенсильвания, где ее мать нашла работу преподавателя английского языка в частной школе для девочек.
Мур поступила в колледж Брин-Мор в 1905 году. Четыре года спустя она получила диплом бакалавра по специальности история, экономика и политология.
В Брин-Мор Мур начала писать рассказы и стихи. После окончания учебы она некоторое время работала в клубе Мелвила Дьюи в Лейк-Плэсид, затем преподавала бизнес-предметы в Индийской промышленной школе Карлайла с 1911 по 1914 год.
Первые профессионально опубликованные стихи Мур появились в журнале «Эгоист и поэзия» весной 1915 года.
В 1916 году Мур переехала со своей матерью в Чатем, штат Нью-Джерси, поселок с транспортом до Манхэттена. Два года спустя они переехали в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке, где Мур общалась со многими художниками-авангардистами, особенно с теми, кто был связан с журналом «Другие». Новаторские стихи, которые она писала в то время, получили высокую оценку.
Она переехала на 35 West Ninth Street в Манхэттене в 1965 году. После того, как она вернулась в Гринвич-Виллидж, она получила широкую известность в городе благодаря своей шляпе-треуголке и черной накидке. Ей нравилась легкая атлетика, и она была большой поклонницей Мухаммеда Али, за чей устный альбом I Am the Greatest! она написала аннотации. Она стала известна как фанатка бейсбола, сначала «Бруклин Доджерс», а затем «Нью-Йорк Янкиз».
В последние годы Мур перенесла серию инсультов.
Поэтесса умерла в 1972 году, ее прах был захоронен вместе с прахом ее матери на семейном кладбище на кладбище Эвергрин в Геттисберге, штат Пенсильвания. К моменту своей смерти она получила множество почетных степеней и практически все почести, доступные американскому поэту. The New York Times напечатала некролог на всю страницу. В 1996 году она была занесена в Аллею славы Сент-Луиса.
Марианна Крейг Мур — американская поэтесса - модернистка, критик, переводчик и редактор. Ее поэзия отличается формальным новаторством, точной дикцией, иронией и остроумием.… Развернуть
Биография и творчество
Родители Одена — Джордж и Констанс — были ревностными англиканами. Отец — врач по специальности — хорошо разбирался в литературе, знал несколько языков. С восьми лет Оден воспитывался вне дома (возвращаясь, однако, домой на каникулы), в частной школе Грэшам, известной своим строгим порядком и приверженностью к четким религиозным традициям. Продолжая обучение в Крайст-Чёрч колледже Оксфордского университета, Оден выбирает своей специальностью древнюю англо-саксонскую поэзию, там же, в Оксфорде, он начинает литературную и общественную жизнь, издает свою первую книгу стихотворений за 1927—1928 гг. «Стихи» (Poems, 1930)
В 30-е годы Оден проводит несколько лет в Берлине, где атмосфера Веймарской республики позволяет ему проявить себя наиболее полно. С 1932 по 1935 гг. Оден преподает в частной школе Глазго, продолжая писать. В 1936 г. выходит сборник его стихотворений «Гляди, незнакомец!» (Look, Stranger!, 1936). Формальный брак, который заключил Оден с дочерью Томаса Манна — писательницей Эрикой Манн — имел целью предоставить ей политическое убежище в Великобритании.
После этого Оден предпринимает несколько поездок по миру, решая окончательно переселиться в США вместе с Кристофером Ишервудом. Его эмиграция в канун Второй мировой войны воспринимается в Великобритании почти как предательство, однако для самого Одена она вызвана, в первую очередь, личными причинами.
Американский период
С американским периодом жизни Одена связаны наиболее значительные его работы: сборники «Иные времена» (Another Time, 1940), «Раздвоенный» (The Double Man, 1941), «В настоящий момент» (For the Time Being, 1944). Многие стихотворения английского периода переделаны Оденом для американского издания избранных стихотворений в 1945 г. В 1947 г. он удостоен Пулитцеровской премии, в 1954 г. — Боллингеновской премии. В Нью-Йоркe Оден знакомится с Честером Калманом, который становится его спутником до конца жизни. Секретарём и помощником Одена в то время работал Алан Ансен.
Поздние годы
С 1957 г. Оден, купив вместе с Калманом дом в австрийском местечке Кирхштеттен, превращает его в свою «летнюю резиденцию», остальные полгода проживая в Нью-Йорке. Исполняя обязанности профессора в Оксфордском университете в то время, он уделяет главное время основательной работе. В этот период созданы :
«Дань Клио» (Homage to Clio, 1960)
«Рука красильщика и другие эссе» (The Dyer’s Hand and Other Essays, 1962)
«Собрание поэм» (Collected Longer Poems, 1969)
«Предисловия и послесловия» (Forewords and Afterwords, 1973)
«Спасибо тебе, туман» (Thank You, Fog, 1974).
28 сентября 1973 г., прервав свою лекцию в Вене перед членами австрийского литературного общества, Оден удалился в свою комнату в гостинице, где на другой день был найден мертвым.
Похоронен в Кирхштеттене.
Публикации на русском языке
Стихи
Оден У. Х. Стихи / Пер. с англ. П. Грушко, А. Сергеева) // Современная американская поэзия: Антология. — М.: Прогресс, 1975. — С. 103−116. (pdf [1]; doc ")
В книге Американская поэзия в русских переводах. XIX—XX вв. / На англ.яз. с паралл. рус. текстом. — М.: Радуга, 1983:
«Куда ты…», Щит Ахилла (пер. с англ. В. Топорова). — С. 378-407;
Кто есть кто. В музее изобразительных искусств. Колыбельная. Неизвестный гражданин. Щит Ахилла (пер. с англ. П. Грушко). — С. 538-540;
Памяти У. Б. Йейтса (пер. с англ. А. Эппеля). 1 сентября 1939 года. Хвала известняку (пер. с англ. А. Сергеева). — С. 645-650.
Оден У. Х. Стихи / Пер. с англ В. Топорова. Вступление А. Зверева // Иностранная литература. — 1989. — № 12. — С. 146−156. (pdf [2]; doc [3])
Оден У. Х. Лабиринт: На англ. яз. с паралл. рус. текстом/ Пер. с анг., предисл. и коммент. Вячеслава Шестакова. - М.-СПб.: Летний сад, 2003. — 208 с.
[править]Лекции и эссе
Оден У. Х. Чтение. Письмо. Эссе о литературе. — М.: Издательство «Независимая газета», 1998.
Оден У. Х. Лекции о Шекспире / Пер. с англ. М. Дадяна. — М.: Издательство Ольги Морозовой, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5-98695-022-8.
Электронные переводы
Переводы Елены Тверской в электронном журнале «Самиздат» [4]
Уистен Хью Оден на сайте «Век перевода» (см. «Алфавитный указатель авторов») [5]
Переводы Александра Ситницкого в «Лавке языков» [6]
Переводы Михаила Фельдмана «Лавке языков»
[7]
Музей изящных искусств. Перевод Ольги Меерсон [8], [9]
Биография и творчество Родители Одена — Джордж и Констанс — были ревностными англиканами. Отец — врач по специальности — хорошо разбирался в литературе, знал несколько языков.… Развернуть
Эдмунд Уилсон или Вильсон — американский писатель и критик, один из самых влиятельных литературоведов США середины XX века.
Родился в Рэд-Бэнке, штат Нью-Джерси, где в 1913 году близко сошёлся с Ф. С. Фицджеральдом.
В 1916 году окончил Принстонский университет. В Первую мировую войну служил в разведке американской армии.
Близкие отношения связывали его с Эдной Сент-Винсент Миллей, в 1920 году он предлагал ей выйти за него замуж, но был отвергнут.
1920—1921 годах — журналист в журнале «Вэнити фэр» (англ. Vanity Fair)
1926—1931 годах — «Нью рипаблик» (англ. New Republic)
1944—1948 годах — «Нью-Йоркер» (The New Yorker).
С 1940 года поддерживал постоянную переписку с В. В. Набоковым, с которым вначале сблизился, однако затем резко разошёлся по идеологическим причинам.
Был несколько раз женат. Первая жена — Мэри Блэр. Вторая — Маргарет Кэнби, погибшая в автокатастрофе. Третья жена Уилсона (с 1938 года) — Мэри Маккарти, известная американская писательница и публицистка. В этом браке у них родился сын, Руэл (Reuel Wilson). Развелись в 1946 году. Последней официальной женой была Елена Торнтон (в девичестве Мамм; 1906—1979), дочь Питера Арнольда Готлиба Мамма фон Шварценштейна и Ольги Струве, дочери Карла Струве, посла Российский империи в США. В последнем браке у Уилсона и Елены родилась дочь Хелен Миранда (1948).
Умер от болезни сердца.
Эдмунд Уилсон или Вильсон — американский писатель и критик, один из самых влиятельных литературоведов США середины XX века. Родился в Рэд-Бэнке, штат Нью-Джерси, где в 1913… Развернуть
Торнтон Уайлдер родился 17 апреля 1897 в Мэдисоне (шт. Висконсин) в семье дипломата.
Старший брат Торнтона Уайлдера, Амос Нивен Уайлдер, был профессором богословия и теннисистом (был в национальной сборной и соревновался в чемпионате а Уимблдоне в 1922 году). Его младшая сестра, Изабель Уайлдер, была опытным писателем.
Торнтон Уайлдер начал писать пьесы еще в школе (школе-интернате для мальчиков в городе Охай, штат Калифорния), где он не вписывался в общую обстановку и одноклассники дразнили его как чрезмерно умного. По словам одноклассников "Мы оставляли его в покое, просто оставляли его в покое. И он уходил в библиотеку, его убежище, учиться, чтобы отстраниться от унижения и малолушия."
Его семья жила какое-то время в Китае, где родилась его сестра Джанет в 1910. В Китае он посещал школу для английских детей, но вернулся в Калифорнию с матерью, братьями и сестрами из-за нестабильной политической ситуации в стране. Там он окончил среднюю школу в Беркли и потом еще два года изучал право в Университете Пердью, пока не вылетел оттуда.
Во время Первой мировой войны Уайлдер служил в Береговой охране США. Некоторое время учился в Оберлинском колледже, затем поступил в Йельский университет. В 1920 г. получил там диплом бакалавра, а в 1925 г., уже в Принстонском университете, — степень магистра.
Получив диплом, Уайлдер учился в Риме, а затем преподавал французский язык в школе в Нью-Джерси. В 1926 г. опубликовал свой первый роман «Кабала» (The Cabala). В 1927 году "Мост короля Людовика Святого" принес ему коммерческий успех и первую Пулитцеровскую премию в 1928 году.
С 1930 по 1936 г. читал курс сравнительного литературоведения в Чикагском университете.
В 1938 году он получил Пулитцеровскую премию "за драматическое произведение для театра" за пьесу "Наш городок", и еще одну в 1942 году за свою пьесу "На волосок от гибели".
Во время Второй мировой войны получил звание полковника и несколько наград. Преподавал литературу в Гарвардском университете (как специалист по Чарльзу Элиоту Нортону) и ряде других университетов. Он считал себя в первую очередь учителем, писательство было для него вторым занятием, но писать продолжал всю жизнь.
В 1967 году он получил Национальную книжную премию за роман "День восьмой".
Уайлдер переводил пьесы André Obey и Жан-Поля Сартра, кроме того он написал либретто к двум операм: "Долгий рождественский обед", поставленную Паулем Хиндемитом, и "Alcestiad", поставленную Луизой Тальмой. Альфред Хичкок, которым так восхищался писатель, попросил его написать сценарий к своему триллеру "Тень сомнения".
В своем романе, "Мартовские иды", 1948, посвященном итальянскому писателю антифашисту Lauro de Bosis, он размышлял о параллелях между Бенито Муссолини и Цезарем.
После войны он встретился в США с Жан-Полем Сартром, читавшим там свои лекции, и попал под влияние экзистенциализма.
Его последний роман, "Теофил Норт", был опубликован в 1973 году.
Будучи гомосексуалом, никогда не высказывался насчет своей сексуальной ориентации в интервью и не развивал эту тему в своих произведениях. Его ближайшим другом (и, по всей видимости, любовником) был некий Сэмюэл Стюард.
7 декабря 1975 г. Уайлдер скончался во сне в Хамдене (шт. Коннектикут).
Торнтон Уайлдер родился 17 апреля 1897 в Мэдисоне (шт. Висконсин) в семье дипломата.
Старший брат Торнтона Уайлдера, Амос Нивен Уайлдер, был профессором богословия и теннисистом… Развернуть