Последняя книга цикла "Неаполитанский квартет" Элены Ферранте получилась для меня самой тяжелой, самой драматичной, самой печальной...
Во-первых, конечно же, грустно и неохота расставаться с персонажами, с которыми прожил всю - их, разумеется, - жизнь. Да, среди них встречались всякие, в том числе и негодяи, подлецы и проч., но меньше всего автор, наверное, хотела показать нам лакированный и прилизанный образ своей родной страны. Напротив, ее книга дышит этой незабываемой жизненной силой, когда веришь и внимаешь каждому слову писательницы, не сомневаясь даже, что это и есть - настоящая Италия...
Во-вторых, как за ночью приходит утро, так и за совершенными ошибками (по глупости или же намеренно, со зла) приходит раскаяние - наказание, которое мы придумываем для себя сами. Назначаем себя… Развернуть
"....Когда меня спрашивают, о чем эта книга, я всегда отвечаю: о двух друзьях и горе. Да, она именно об этом", — говорит Коньетти.
Если коротко рассказывать о книге, то так оно и есть. Это произведение о горах и о дружбе длинною в жизнь.
Большая часть романа посвящена горам. Когда читаешь про горы, то представляешь себя там, как ты с главным героем поднимаешься на вершину и видишь эту красоту. Как бродишь по снежным вершинам, как проваливаешься в снег по колено…. Сколько раз была в горах, но ни разу не видела снега, только вдали. Поэтому все кажется нереальным. Но пик нереальности достигается тогда, когда они строят дом, у которого одна из стен - гора. Вы только представьте себе такой дом!
Остальная часть романа посвящена взаимоотношениям между героями: дети и их родители, дружба,… Развернуть
Ничего более реального и резонирующего с женской душой я в жизни не читала. Хочется посмотреть Элене Ферранте в глаза и сказать: "Cпасибо Вам, что выложили свою душу на бумагу. Спасибо Вам, что я это прочла".
Последняя часть неаполитанских рассказов - это вершина. Кульминация. Здесь разоблачены все интриги и развязаны все сюжетные линии завязанные в начале. Это первая книга серии, в которой все концентрируется не на "ее гениальной подруге", а на ней самой. На Элене. На ее истории и переживаниях всего того, что ей казалось правильным, всего того, к чему она сама стремилась, во что она вкладывалась.
Прекрасный финал развязывается на двух куклах - отсылке к самому началу цикла. И вот тут хочется зареветь, и чтобы никогда не останавливаться. Тут хочется спросить небеса, для чего все это было?… Развернуть
Вот и закончилась история жизни, которая уместилась в четыре книги. Дети повзрослели, обзавелись своими детьми, состарились, умерли, Неаполь тоже постигли перемены. События бегут вперёд своим чередом, что-то меняется, что-то остаётся прежним, что-то забывается...
Судьбы одних персонажей печальные, других — более-менее радостные, но всё равно за всех героев было грустно. Читала последнюю часть и вспоминала первую, когда они были ещё детьми, ходили в школу, играли компаниями... Как же быстро пролетела жизнь и как же быстро всё поменялось.
Этим, я думаю, Ферранте и подкупает своих читателей. Спокойно, в меру откровенно и немного жестоко, автор повествует о жизни без прикрас. Умело оставляет загадку, не рассказывает всего до конца, ведь жизнь она такая и есть - бурная и неизведанная. Никогда… Развернуть
История о дружбе длиною в жизнь. Дружба странная. В детстве - эгоистичная, в зрелом возрасте - практически на расстоянии. Люди, которые очень мало общались, но отлично понимали друг друга. И в конце стало ясно, что только они знали друг о друге, если не все, то многое.
Сначала мы узнаем о семье мальчика Пьетро, родители которого любители походов в горы. Особенно отец. Человек замкнутый и одинокий несмотря на семью, каждое лето рвался в горы. Поэтому, обычно, снимали домик у подножия очередного четырехтысяника. В одно такое лето, когда Пьетро было 11 лет семья поселилась в Гране. Это небольшой поселок, в котором жила семья Бруно. И Пьетро, и Бруно довольно нелюдимы и замкнуты, но мама Пьетро помогла найти им общий язык, с чего и началась их дружба.
В первые годы они встречались только… Развернуть
В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
(В.Высоцкий)
Пьетро Гуасти ходить в горы учил отец. Говорить об этом, как об обыкновенных туристических походах - слишком поверхностно. Я бы назвала эту историю: воспитание горами.
Самое простое - правила: "первое - взять ритм и держать его, не делая остановок; второе - не разговаривать; третье - на развилке всегда выбирать тропу, которая поднимается вверх". За правилами шли вопросы - не информационные, с помощью которых проверяют багаж накопленных знаний, а которые заставляют думать: "Давай притворимся, будто вода - это утекающее время. Если в точке, где мы стоим, настоящее, как ты считаешь, где будущее?".
Дружба - следующая… Развернуть
Все истории имеют свойство заканчиваться. Невероятно атмосферная и такая жизненная, поражающая своей искренностью и реалистичностью и порой очень даже цепляющая история жизни и дружбы двух неаполитанских подруг, рассказываемая Эленой Ферранте на страницах "неаполитанского квартета", тоже подошла к своему завершению в этой последней части тетралогии. После не особо сильно впечатлившей меня третьей части я не терял надежду, что уж в заключительном томе писательница всё же сумеет живо, ярко и интересно рассказать и логично завершить истории своих персонажей, и я весьма рад, что в этой последней книге "квартета" эти мои ожидания полностью оправдались, и Ферранте всё-таки сумела рассказать цепляющую и пронзительную по своей реалистичности историю - историю жизни не только заклятых подруг,… Развернуть
Мне всегда внушали уважение альпинисты - впрочем, как и все люди, которые умеют делать то, что мне не дано. И от этой книги я ожидала чего-то романтичного, как покрытые снегом вершины. А ещё обложка внушила ложную уверенность, что история будет похожа на Эшколь Нево - Симметрия желаний . Но нет, книга оказалась довольно скучной и за душу не взяла.
Собственно говоря, история простейшая: о дружбе двух неимоверно разных мальчиков, зародившейся в детстве и продолжившейся всю жизнь. Некое предчувствие трагедии преследует почти с самого начала, поскольку без трагедии в истории вообще нет смысла. Ну подружились дети - городской мальчик, у которого папа обожает горы и восхождения, и деревенский мальчик, у которого папа обожает... бутылку. Ну развела их жизнь очень сильно, а другое даже… Развернуть
Вот и подошел к концу прекрасный Неаполитанский цикл итальянской писательницы Элены Ферранте, который стал просто открытием для меня.
Я в восторге! Давно я не читала такого объемного, сногсшибающего произведения. Тут вам и история Италии середины XX века, и роман взросления, и семейная сага, и дружба (странная, непонятная, но всё-таки она), и любовь (тоже зачастую извращенная, но...)
Очень неоднозначные герои. Мне не понравились все.
Очень неприятная атмосфера.
Но какая же живая и интересная книга получилась у автора! Настоящая жизнь. Без прикрас.
И как же она быстро проходит...
Нам всё кажется, что мы успеем всё исправить, что скоротечность — это не про нас. Ан нет, и про нас тоже.
Остались вопросы. Остался осадок. Но как же здорово!
Очень советую!
В рамках игры "Бесконечное происшествие"
Сразу о главном: я поставила этой книге четвёрку, совершенно точно снизив своё ощущение от неё, а всё ради того, чтобы кто-то, вдруг решив почитать рецензии, чтобы выбрать книгу для чтения, не кинулся читать необдуманно. Книга сложная. Читать её нужно внимательно, потому что течение времени бешено скачет от воспоминаний к будущему и обратно. Читать её обязательно нужно внимательно, иначе получится как у того, кто писал аннотацию, в которой заявлена "почти сверхъестественная способность: он, точно маленький колибри, способен оставаться совершенно неподвижным, в то время как мир вокруг него неумолимо и стремительно меняется". Никаких мистических способностей у Марко Карреры нет: слова эти написаны ему в полубредовом (как почти все её письма) письме Луизы Латтес, склонной к… Развернуть
Книга меня не впечатлила.
Сюжет простой и немного грустный. Описание природы не очень подробное и не так хорошо представляется природа в голове, при таком описании.
Герои вялые. Трагедии не берут за душу, а радости не добавляют позитива. Все вяло и уныло.
Но прямо плохой книгой я не могу ее назвать. Скорее она сильно не дожата. Автор будто, побоялся вызвать слишком бурные эмоции читателя и поэтому, нарочно, заглушил весь сюжет.
Но это лишь мое мнение.
Возможно, книга подойдет тем, кто сейчас в меланхолично-медитативном настроении. Остальным не советую.
Если убрать описание гор, прогулок и природы, то страниц останется, наверное, штук 10 и история сведётся к минимуму - дружбе, отношениям детей и родителей, поиску себя.
Можно было бы сейчас попросить вас закрыть глаза, расслабиться и представить, что вы вдыхаете свежий горный воздух... но обойдёмся без лирики. В сюжете слишком много описаний гор, походов, а так как подобное - совсем не моя тема, то и не смогу я подать всё это на красивом блюде, да и читать, честно говоря, было скучновато.
Мне не хватило разговоров. Эмоций. Прояснений. Общения между героями: мужем и женой, матерью и сыном, отцом и сыном, друзьями, наконец. Получила сухое повествование, обрывки отношений, люди оставались непонятыми, додумывали, придумывали...
Книга «Восемь гор» рассказывает о судьбе мальчика, Пьетро,… Развернуть
Глубокая литература не имеет четкой формулы и не всегда требует особых читательских навыков. В некоторых случаях ей не нужно содержать в себе подсмыслы и мучительные загадки, иметь сложную форму; она не обязана заставлять читателя напряженно шевелить мозгами и обильно потеть — превращая чтение из приятного занятия в непростой труд. Хорошая литература многомерна, и одна из ее граней — эмоциональная. Казалось бы, это самое простое: поиграться с читательскими чувствами, поднять актуальные для большинства вопросы, не уйти далеко в лес и подать несложные философские концепции в виде притч. Но тут и кроется загвоздка: чуть-чуть переборщишь с простотой, и вот у тебя уже что-то коэльевское — то ли пафосное, то ли слезливо-сентиментальное, то ли напыщенное на ровном месте. Если же простая, но… Развернуть
На goodreads, кроме отзыва о книге можно задать вопросы другим прочитавшим. Кажется, тут нет такой опции? Тем не менее, наткнулась на собственный старый вопрос с единственным ответом. Может, тут больше повезет?
Дочитала четвертую книгу, не могу перестать думать о персонажах. Чем больше я перевариваю историю, тем больше чувствую себя обманутой - было ли их действительно двое? Лила никогда не покидала район. У Лилы не было наследства. Один ребенок исчез, один какой-то мутный. Никто не помнит Лилу после некоторого времени. Была ли она воображаемым альтер-эго робкой, но очень способной Елены с самого начала?
Элена Ферранте для меня открытие. Прочитала последнюю часть романа, для меня самую интересную. История ,описанная в романе, очень жизненная, практически было ощущение полного погружения, читается "на одном дыхании". Хотелось бы узнать что же случилось с Лилу и всё таки жива или нет её дочь. Роман вызвал очень противоречивые чувства как к главным героиням так и к тем событиям, что с ними произошли. Лену уж очень не правдоподобно без характерная, во всех четырёх частях мне она показалась какой то задавленной своей подругой, которой приписывает чуть ли не гениальность. Её , так называемая подруга, только завидовала ей и использовала её, всячески ей вредила, скрывала от неё то, что реально помогло бы ей лучше разобраться и с её мужчинами и потом с дочерьми. В общем всё как в жизни, такое… Развернуть
Уф...ну вот, последняя книга прочитана, а я всё никак не могу понять те чувства, которые во мне вызвала эта история. История дружбы и соперничества длинною в жизнь. История двух женщин родившихся в нищем квартале Неаполя, знавших о бедах и насилии не понаслышке. Сбежавших от этого всего, а потом снова вернувшихся. И как бы они не были друг от друга далеко, сколько всего бы их не разделяло, их жизни всё равно тесно переплетались друг с другом. Странная всё-таки у них вышла дружба. Лила, при всём своём уме и достижениях, так и осталась нищей. Морально. Она, добивалась успехов, не для себя или своих детей, а вопреки чему-то. То копала информацию на семью Солара, чтобы отомстить, а потом с лёгкостью от всего отказывалась, когда задуманное осуществить в итоге не удавалось. Она мелочная, и… Развернуть
Погружение в неспешное повествование "Восьми гор" напоминает состояние медитации, в которое непроизвольно входишь, когда шаг за шагом взбираешься в гору и через какое-то время перестаешь замечать боль в мышцах и проблемы с дыханием, а полностью подпадаешь под власть этой лишь на первый взгляд безмолвной стихии. История семьи, ее трагедия, дружба, взросление – протекает жизнь на фоне гор, которые воспринимаются как отдельный персонаж. И если присмотреться, заметишь на вершинах Монте-Роза не только снежные шапки, но и тихую печаль. Возможно, свою дополнительную магию текст приобрел благодаря переводу – над романом работала лучшая переводчица с итальянского на русский Анна Ямпольская и читать его безусловно приятно.
Всякое явление или проблема в романе имеет свою противоположность, в этом… Развернуть
Ощущать это странно. Четыре книги, растянувшиеся на два месяца, я жила вместе с Лилу и Лену, росла и влюблялась вместе с ними, растила детей и многое теряла. А потом раз — и уже последняя страница позади.
Лену, когда-то бежавшая от старой жизни, возвращается в Неаполь, Лилу же, тоже вернувшаяся, умело заправляет не только своим бизнесом — она деятельно подобрала под себя весь район. Подруги снова становятся близки, даже снимают квартиры по соседству, поручают друг другу детей и одновременно беременеют. И, как это бывает в дружбе, сначала им это кажется идиллией, а потом медленно переходит в их личный маленький ад.
Дети взрослеют и делают ровно те же ошибки, что и родители. За этим так больно наблюдать, но чужим душам не прикажешь, даже если очень захочется. Иронично, у упрямой и волевой… Развернуть
____Марко мог бы продолжать этот список бесконечно долго, и в конце будет стоять его собственное имя. С самого детства он, сам того не осознавая, замер и будто бы перестал замечать движение времени, а вместе с ним и то, что происходит вокруг, он просто жил, наслаждался моментом и старался особо ни о чём не думать. Всё бы ничего, но от этого страдали его близкие, о чём он, кажется, и не подозревал. Поначалу я считала, что автор намеренно его высмеивает, мол, посмотрите, все у него виноваты, один он герой, который всю жизнь чем-то жертвовал, потом я начала думать, что, возможно, это типичный ненадёжный рассказчик, который опускает порочащие его детали и выставляет себя в идеализированном свете, но под конец стало ясно, что нет, в понимании… Развернуть
Как ни посмотреть, а горы символизируют в массовом сознании величие и отстраненность. Любители горных походов ценят в них риск, приключения, проверки на настоящую мужскую дружбу, а также возможность посмотреть на текущие проблемы с горной вершины, откуда все человеческое, слишком человеческое кажется таким маленьким и незначительным... Горы - это и эмоции, и одновременно их отсутствие. Пафос преодоления. Смертельно опасные склоны и впадины, крутые пики, с которых открывается вид на инопланетный пейзаж, сколько же они всего вмещают. Надо быть Александрой Давид-Неэль, чтобы воспеть это хрупкое столкновение с вечностью. Но Паоло Коньетти не склонен к восторгам или преувеличенным эмоциям.
Модно говорить об угасании европейской цивилизации, которая, подобно тонущему кораблю, медленно… Развернуть
Элена Ферранте - это феномен литературы. Потому что ее герои бесят все, а не через одного, а главных так и вовсе хочется закопать на каждой странице. Потому что ее авторский стиль тягуч и затянут, словно всю челюсть ириской залепило. Потому что Неаполитанский квартет - мыло мыльное. Потому что большая часть вопросов - кто убил, куда пропал, что кто знал, зачем это сказал - останется без ответов. Потому что цикл взял и закончился непонятно на чем. Потому что я как читатель, будучи в трезвом уме и здравой памяти, вижу все ранее перечисленные недочеты, и все равно мне нравится. Вот в чем феномен Элены Ферранте: вызывает литературный мазохизм.
А если честно, я подумывала поснимать баллы за все вышесказанное, и за то, что книга довольно депрессивная и читать ее не просто (особенно когда… Развернуть
Пока мы не отпустим прошлое, у нас не будет счастливого будущего.
Маленький по объему роман до краев заполнен важным смыслом и невероятно красивой стилистикой.
Безупречно. Тонко. Точно, - автор рисует каждого призрака души (нашей героини). Ее страхи, ее боль, ее детские потери, чувства, воспоминания. И все то, что уже давно прожито, пережито, перемолото временем, но не забыто. И это "не забыто" тащится за ней словно тень предатель, скрываясь и появляясь вновь и вновь.
Как влияют детские травмы на взрослую жизнь, куда девается страсть, после долгих лет брака, чем отличаются семьи без детей, отношения стареющих родителей и взрослых уже деток, и бесконечное самокопание.
Эта книга для нас 30-ти летних.
Я даже всплакнула в некоторых местах.
Мой литературный гештальт закрыт. Я дочитала давно начатую тетралогию, хотя, признаться, уже и не чаяла. Рада, что не оставила серию незаконченной. Но есть ли еще что-то хорошее в том, что четвертый роман «неаполитанского квартета» выслушан, и история обрела свое завершение?
Помню, «Моя гениальная подруга» мне вроде бы понравилась, но я так и не поняла феномена популярности книги. Слишком насыщенная мелкими событиями и множеством неприятных персонажей история. Как будто приехал к бабушке в деревню и наслушался всех сплетен о соседях за год: в процессе вроде даже интересно, а на выходе – пшик, только неприятный осадок и осознание незначительности жизни этих чужих людей. Остальные три части по факту то же самое, только персонажи растут. Меняются? Нет, я бы не сказала. Скорее, раскрываются и… Развернуть
Мне то ли повезло, то ли нет, но у меня получилось прочитать "Восемь гор" с не очень большим разрывом во времени от книги "Лето с капитаном Грантом". И если сборник Лета я готова советовать, то вот Восемь гор такой однозначной реакции не вызывает, хотя, казалось бы...
Тут есть те самые дети, что растут, познают мир, выстраивают свою жизнь. Тут есть родители, которые сражаются за мировосприятие детей, учат их смотреть на мир, открывать его. Тут есть такие же удивительные родители, которые выросли "тогда", когда берешь гитару и исследуешь мир вокруг тебя. И если в Лето - это путешествие на байдарках, то в Восьми горах - это как понятно из названия - горы. И тут и там раздаются песни и читаются книги, ведутся разговоры с родителями и происходит дружба между детьми. Но какие разные по смыслу… Развернуть