Лучшая рецензия
Смотреть 1Не совсем понял что это было. Но если рассматривать как просто описания Москвы времён НЭПА, то очень занятно.
В Сорока сороков Булгаков даёт как бы четыре панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применён в «Дьяволиаде»). Наблюдает автор Москву с крыши дома Э. К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10 — в этом доме помещалась редакция газеты «Накануне»). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой «Дьяволиады» Коротков. В Сорока сороков зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву «в конце сентября 1921 года» (судя по записи в дневнике «Под пятой», сделанной 30 сентября 1923 года, это случилось 30-го числа) и до времени создания фельетона. Писатель заканчивает повествование на оптимистической ноте: «И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробъёвы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать»
Получить эту книгу или продать свою
ПерейтиФорма: рассказ
Дата написания: 1923
Первая публикация: 15 апреля 1923
Впервые опубликован в газете «Накануне» 15 апреля 1923 года.
Рассказ состоит их четырёх «панорам». Панорама первая («Голые времена») описывает Москву времен военного коммунизма, в которую Булгаков приехал в конце сентября 1921 года.
Вторая и третья панорамы описывают Москву времен НЭПа, автор наблюдает её с крыши дома Нирензее. В этом доме помещалась редакция газеты «Накануне», в которой в то время печатался Булгаков. Также имеется перекличка этой сцены с фрагментами других произведений автора: так, например, с крыши этого же дома бросается герой повести «Дьяволиада».
Заключительная, четвёртая панорама («Сейчас») также относится к эпохе НЭПа. Булгаков завершает её словами:
И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать.
Не совсем понял что это было. Но если рассматривать как просто описания Москвы времён НЭПА, то очень занятно.
Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги».