3,8

Моя оценка

В Сорока сороков Булгаков даёт как бы четыре панорамы Москвы 1921-1923 гг., уподобляя фельетон киносценарию (тот же принцип применён в «Дьяволиаде»). Наблюдает автор Москву с крыши дома Э. К. Нирензее (Б. Гнездниковский пер., 10 — в этом доме помещалась редакция газеты «Накануне»). Отсюда же бросается на московскую мостовую главный герой «Дьяволиады» Коротков.

В Сорока сороков зафиксировано постепенное улучшение столичного быта с развитием нэпа от момента прибытия Булгакова в Москву «в конце сентября 1921 года» (судя по записи в дневнике «Под пятой», сделанной 30 сентября 1923 года, это случилось 30-го числа) и до времени создания…
Развернуть
Цикл: Путевые заметки

Лучшая рецензия на книгу

Впервые опубликован в газете «Накануне» 15 апреля 1923 года.

Рассказ состоит их четырёх «панорам». Панорама первая («Голые времена») описывает Москву времен военного коммунизма, в которую Булгаков приехал в конце сентября 1921 года.

Вторая и третья панорамы описывают Москву времен НЭПа, автор наблюдает её с крыши дома Нирензее. В этом доме помещалась редакция газеты «Накануне», в которой в то время печатался Булгаков. Также имеется перекличка этой сцены с фрагментами других произведений автора: так, например, с крыши этого же дома бросается герой повести «Дьяволиада».

Заключительная, четвёртая панорама («Сейчас») также относится к эпохе НЭПа. Булгаков завершает её словами:

И, сидя у себя в пятом этаже, в комнате, заваленной букинистическими книгами, я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва — мать.

Форма: рассказ

Дата написания: 1923

Первая публикация: 15 апреля 1923

Рецензии

Всего 1

4 июня 2024 г. 22:14

49

5 не понятно, но занятно.

Не совсем понял что это было. Но если рассматривать как просто описания Москвы времён НЭПА, то очень занятно.


Читать полностью

Издания

Всего 50

Популярные книги

Всего 751

Новинки книг

Всего 512