1 марта 2016 г., 11:54
2K
Умберто Эко и парадокс нашего времени
Автор: Аллан Масси (Allan Massie)
Шотландский писатель Аллан Масси отметил особую роль Умберто Эко в формировании и развитии современной культуры.
В то время, когда всемирную известность получил первый роман Умберто Эко "Имя розы" , опубликованный в 1980 году, он занимал должность профессора семиотики в Болонском университете (Италия).
Уверен, многие из нас не знают и, возможно, даже не предполагают, что такое семиотика. Чего скрывать: когда я сам сталкиваюсь с данным понятием, то заглядываю в словарь, чтобы напомнить себе его значение. Кто, как и я не помнит: семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, но вернёмся к предмету обсуждения.
Мир Умберто Эко словно состоял из двух эпох: Античности и Средневековья. Последнее он считал наиболее плодородной почвой для всего человечества, т.к. именно на этой почве взросло Возрождение. «Вы должны понимать, что любая идея, пришедшая в Вашу голову, не является оригинальной, - однажды сказал Умберто Эко, - ведь Аристотель уже подумал об этом». Если постараться описать Умберто Эко в нескольких словах, то этими словами будут: интеллигент с живым умом и мощным интеллектом. И это отмечали многие. Подтверждением тому могут служить полученные Эко учёные степени и звания в университетах, а так же различные награды по всему миру. Кроме того, его первый роман "Имя розы" разошёлся тиражом 10 млн. экземпляров по всему миру, а позже по данному произведению был снят фильм с Шоном Коннери в главной роли. К тому же, "Маятник Фуко" и "Баудолино" стали мировыми бестселлерами.
Шон Коннери в фильме "Имя розы"
Умение Умберто Эко сочетать несочетаемое.
Каким бы интеллектуалом не был Эко, он не замуровывал себя в «башне из слоновой кости», не крутился только в академической среде. А ведь мог бы: в его личной библиотеке находилось более 50 тыс. книг. Как и у любых других людей, у него были привычки: пить виски и выкуривать 60 сигарет ежедневно. К тому же, Умберто Эко был искусным публицистом, исследователем и знатоком культуры, в частности, СМИ. «Полагаю, нет ни одного серьёзного учёного, который не любил бы смотреть телевизор, - говорил Эко». Он отдавал предпочтение сериалам "Старски и Хатч", "Полиция Майами", "Коломбо". Не знаю, видел ли он когда-нибудь "Папашину армию", но на некоторых фотографиях Эко разительно похож на Артура Лоу, сыгравшего капитана Мэйнуоринга.
Серьёзность Умберто Эко соседствовала в нём с умением посмеяться над собой. «Работа над романом становится похожа на компьютерную игру, где я могу перевоплотиться в любого персонажа и попасть в волшебную реальность, - шутил Эко». «Хорошая книга всегда умнее своего автора, так как может рассказать о таких вещах, о которых автор даже не догадывается, - особенно отмечал Эко». Такие вещи, о которых рассказывает книга, а не сам автор, пленят читателей, являясь одной из причин успеха произведений Эко.
Если анализировать роман "Имя розы" и "Идиану Джонс. В поисках утраченного ковчега" , то в обоих произведениях мы можем обнаружить наличие своеобразного предмета, который привлекает героев и толкает их на дальнейшие действия. Таким предметом в "Имени розы" становится утраченная часть "Поэтики" Аристотеля, которая мало того, что считается католической церковью еретической, так и является ключом к разгадке убийств, произошедших в монастыре. Однако, прослеживается связь и с самым знаменитым делом Шерлока Холмса - "Собакой Баскервилей" : монах, расследовавший убийства, носил имя Вильгельм Баскервильский и использовал методы, применяемые Шерлоком Холмсом. Сама же история в "Имени розы" построена так искусно, что поражает воображение и может прийтись по вкусу любому читателю.
Один дружественно настроенный критик заметил, что «живой интерес к произведениям Умберто Эко обеспечен благодаря тому, что читатель испытывает дискомфорт из-за своего невежества, которое становится очевидным на фоне обширных знаний автора и этот факт вызывает истинное удивление». Стоит отметить, что замечание справедливо, но, вдобавок, читатель может быть польщён «авторской уловкой»: понятным стилем изложения сложных вещей, которые редко можно объяснить неподготовленному человеку, из-за чего читатель до конца истории остаётся завороженным.
Мы живём в эпоху существования различных теорий заговора и «уток». Вспомните хотя бы книгу "Святую Кровь и Святой Грааль" - псевдонаучную книгу о тайных обществах и династии Меровингов, которая вызвала немало споров. Можно заметить, что большая часть жизни Умберто Эко как творческая, так и на профессиональном поприще была словно пропитана медиевистикой, но и от современности он не был оторван. "Имя розы" и "Маятник Фуко" предвосхитили интерес к интеллектуальным романам, к числу которых относится "Код да Винчи" Дэна Брауна.
Дэн Браун - автор "Кода да Винчи"
«Дэн Браун, - сказал Эко в интервью для "Пэрис Ревью" (The Paris Review), - персонаж из "Маятника Фуко". Я придумал его. Он разделяет интересы моих героев относительно мировых тайных сообществ, таких как: Ордена розенкрейцеров, Масонов, Общества Иисуса, Ордена Тамплиеров. Разделяет тайну, идею, что в мире всё взаимосвязано. Предполагаю, что такого человека, как Дэн Браун, может вовсе не существовать и для меня очень странен тот факт, что вы спросили о нём.» Конечно же, это шутка! Однако, причина огромной популярности, а так же восторга читателей от произведений Умберто Эко кроется в его редком таланте соединить скептицизм с умением подойти к соединию разных идей. Он знал, что на самом деле нет никакой тайны так же, как и доподлинно известной истории Ордена Тамплиеров, но он понимал причины привлекательности разнообразных тайн, загадок, идей в головах людей, которые обусловлены наличием сокровенных знаний, благодаря которым, как думается многим, можно контролировать и регулировать разнообразные мировые процессы.
Эко забавляли всевозможные «утки» и он осознавал, какое влияние они могут иметь. Один из героев его романа "Баудалино" пройдоха по имени Баудалино жил при дворе Фридриха Барбаросса и создавал различные фальшивки, подделывал документы, в одном из которых значилось и подтверждалось существование Святого Грааля.
Умберто Эко был уверен, что различные мистификации могут повлиять на реальность. Так, легенда о пресвитере Иоанне была полной бессмыслицей, но люди поверили ей и стали отправляться на поиски «вымышленного царства» в Азию (Индию, Монголию), а позже в Африку (Эфиопию). Или взять небезызвестные "Протоколы сионских мудрецов", повествующие о всемирном заговоре евреев. Общество знало, что это подделка, но "Протоколы" сыграли немалую роль в формировании нацистской идеологии и в какой-то мере даже способствовали созданию Холокоста. Гитлер мог знать, что это фальсификация, но слишком уж сильно совпадали его собственные взгляды с тем, что было изложено в вышеупомянутом «документе» относительно евреев.
Успех Умберто Эко был заслуженным и впечатляющим, но не стоит забывать, что в первую очередь он учёный. Одной из сфер его научных интересов была культура как "высокая", так и массовая. Однажды его внимание привлекли особенности тех произведений, которые по каким-то определённым причинам становились бестселлерами. На основе данных причин Умберто Эко сделал ошеломительный вывод, назвав его «парадоксом нашего времени». Суть его заключалась в следующем: общество, стремящееся к социальным и материальным ценностям, общество, которое не придаёт значение религии, и потому не верит в бессмертие, испытывает интерес ко всему тайному и мистическому. Примеры тому истории о "Гарри Поттере" и "Сумеречная сага" .
Каким бы талантливым не являлся Умберто Эко, не все критики питали к нему уважение. В отзывах на книгу "Маятник Фуко" такие медиа, как "Римский обозреватель" (L'osservatore Romano), газета "Ватикан" (Holy See), осудили автора за «профанацию, богохульство, безнравственность, цинизм». Однако, такие уничижающие отзывы не смутили Эко, а лишь дали ему сил пошутить: «Странно, что недавно я получил учёные степени в двух католических(!) университетах.»
Жёстко критиковал роман и британский писатель Салман Рушди, отметив «отсутствие юмора, достойных и привлекающих внимание персонажей, хоть какой-либо правдопобности, но заметив наличие чрезмерно напыщенной речи в романе».
Учитывая, что при создании "Маятника Фуко" автору понадобилось 8 лет для изучения, размышлений и, собственно, написания произведения, Умберто Эко мог бы расстроиться из-за такой резкой критики Рушди. Но, полагаю, он отнёсся к данной ситуации весьма философски, поскольку всем угодить невозможно. Несмотря на всемирную популярность, мог бы Умберто Эко написать о себе как о «человеке, серьёзно занимающегося наукой и пишущего романы лишь по выходным?» Теперь этот вопрос навсегда останется открытым.
Полагаю, что после смерти Умберто Эко многие будут считать его лучшим новеллистом. Возможно, его и сочтут таким, но он разительно отличается от Марселя Пруста, Томаса Манна. Потому лишь, что Умберто Эко не сообщает нам достаточно сведений о самих себе или о мире, в котором мы живём, и его романы немного блекнут на фоне произведений таких писателей 20 века, как Лампедуза и его социально-психологического романа "Гепард" , Бассани и его антифашистиского «Феррарского романа», Шаша, писавшего о сицилийской мафии и других романистов…
Несомненно, Умберто Эко был важной персоной в формировании и развитии современной культуры, к тому же, очень интеллигентной персоной. Полагаю, "Имя розы" и "Баудолино" будут ещё долгое время популярными, относительно "Маятника Фуко" я менее уверен.
Кроме того, Умберто Эко и в дальнейшем будет интересовать критиков не только как писатель, но и как личность, внесшей весомый вклад в понимание социально-культурных процессов. Подобно тому, как Барт Ролан, известный французский философ, интересовался культурно-социальными явлениями, так и Умберто Эко привнёс иное понимание этих явлений посредством своих произведений, делая их более доступными для любого человека благодаря понятному и лёгкому стилю изложения, высокому уровню интеллекта автора и его понимаю красоты.
Умберто Эко считался признанным экспертом-семиотиком в области бондологии. Данных работ, созданных Эко, я не читал, но уверен, что они заинтересовали бы тех, кто не открывает словарь, чтобы напомнить себе, что такое «семиотика».
Перевод: Seven_foxes
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Между прочим, по ссылке на псевдонаучную книгу про тамплиеров куча восторженных отзывов. Особенно мила сердцу абсолютная алогичность цитаты из одного: «...Интересные достаточно факты — которые, наверное, имеют право на существование, а некоторые вполне себе и доказаны».
nekomplekt, Простите, пожалуйста, у меня рука дрогнула и я случайно поставила Вам минус :_(
К сожалению, я не читала книгу Святая Кровь и Святой Грааль , поэтому никакого отзыва я дать не могу. Возможно, за границей мнения об этой книге весьма отличны от мнений наших соотечественников.
Однако, приведённый Вами отрывок рецензии крайне забавен :)
А Вы читали данную книгу? (Хотя в прочитанном я у Вас её не нашла.) Слышали ли что-нибудь о ней помимо восторженных отзывов?
Seven_foxes, Здесь скорее надо иметь ввиду, что есть люди "в теме", которые сразу видят нестыковки, натяжки и неточности, и те, кто впервые взялся и для кого "Святая кровь..." может стать откровением и истиной в последней инстанции. Справедливости ради отмечу, что книга действительно ладно скроена и увлекательна. Ну и в своё время это было событие. Хотя, конечно, от реальности там рожки да ножки.
Seven_foxes, Круг интересующих меня исторических тем ограничен, и именно эта не входит даже в периферию. Поэтому книга не прочитана и с набором мнений не знаком. Однако, я думаю, Вы согласитесь, что зная про барабашку, необязательно знакомиться с инструкцией по кормлению и (или) изведению этих существ, а тем более «историческое» исследование влияния барабашек как мировой закулисы. Такое можно читать будучи профессионалом в области криптонауки либо для поднятия настроения. А то что многие черпают оттуда «факты» — так это потому, что бытовой узус и академичное толкование, как видно, существенно разнятся. К тому же, как это описано в статье, людям постоянно нужна некая тайна. Ещё лучше, если это будет страшилка. А ещё есть такое вполне научное понятие ресентимента, которое кратко можно описать как желание найти врага. Всё это психологические заморочки всех людей. Если есть подкрепление, то эндорфины бушуют независимо от национальности. Этого надо избегать. Средства преодоления — знакомство с логической культурой, которую очень зря игнорируют в школах, и постоянное повышение образованности. А то попадаются и такие, что двух слов связать не могут, имеют представление о мире на уровне натянутой добрым классным руководителем четвёрки, и раздутое до вселенских масштабов личное мнение. А когда им рассказываешь про чайник Рассела и научный метод, в их зрачках видится только плакат из «Секретных материалов» с известной надписью.