13 июня 2023 г., 16:20

21K

Выставка в Нью-Йоркской публичной библиотеке: пять фактов о Вирджинии Вулф, которые вы, возможно, не знали

37 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

Каждый, кто хоть немного знаком с литературным ландшафтом 20-го века, наверняка может назвать несколько фактов о Вирджинии Вулф . Она автор культовых романов На маяк и Миссис Дэллоуэй . Она известна своим особым стилем письма — «поток сознания». Её отношения с Витой Сэквилл-Уэст бросили вызов моральным устоям того времени. Она совершила суицид.

C культовыми авторами такое часто происходит — они превращаются в легко усваиваемые газетные статьи, их имена произносят лишь для того, чтобы произвести впечатление, а написанные и представленные широкой публике произведения полностью затмевают их личность. Так какой же Вирджиния Вулф была на самом деле? Чем отличались её личные записи от опубликованных произведений, и как изучение этих различий поможет нам глубже понимать последние?

В настоящее время в Нью-Йоркской публичной библиотеке проходит выставка, на которой можно найти ответы на эти и многие другие вопросы. «Вирджиния Вулф: современный взгляд» — это обширное исследование жизни и наследия Вулф посредством неопубликованных писем, ранних черновиков и других архивных материалов из библиотечной Коллекции английской и американской литературы Генри У. и Альберта А. Бергов.

картинка Lionne_07

«Для Вулф писательство было одновременно и делом всей её жизни, и актом катарсиса. Это было ремесло, заточенное на коммерческий успех, и одновременно средство для достижения эмоционального благополучия», — сообщила нашему изданию Каролин Вега, куратор Коллекции Бергов и организатор выставки. «Я считаю подобный факт интересным и в то же время обнадёживающим. Надеюсь, просмотр дневников, черновиков и семейных фотографий Вулф вдохновит посетителей взять в руки один из её романов (новый или старый давно любимый!), благодаря их эмоциональной глубине и лирической красоте. Кстати, в работах Вулф есть место веселью — посмотрите на 300-летние приключения Орландо ».

По всей выставке размещены аудиоклипы, созданные из беседы двух современных авторов, Брендона Тейлора и Франчески Уэйд (Francesca Wade). «Брендон Тейлор — романист. Его работы, в частности великолепный роман Настоящая жизнь , посвящены исследованию глубинной сущности персонажей, и написаны вполне в духе Вулф. Франческа Уэйд подходит к творчеству Вулф с другой стороны, как критик. Из книги «Призрачная площадь» (Square Haunting) видно, что её интересуют места, взаимоотношения и окружение, которые повлияли на создание великих произведений» — объяснила Вега. При встрече с оригинальным документом или фотографией у каждого из авторов всплывали разные детали, вызывавшие оживленную и глубокую дискуссию.

Выставка, включая диалог Тейлора и Уэйд, была переведена в цифровой формат, чтобы каждый, у кого есть доступ в Интернет, мог ознакомиться с ней. Но если вы окажетесь на Манхэттене в период до 5 марта, то сможете увидеть её воочию в галерее «Вахенхайм», расположенной в здании Стивена А. Шварцмана. Вот пять увлекательных фактов, которые мы узнали на выставке.

1. Вирджиния Вулф и её муж держали типографию

картинка Lionne_07

В 1917 году Вирджиния и Леонард Вулф, не имея никакого опыта работы в типографии, основали издательство «Хогарт Пресс» (Hogarth Press). Вирджиния занималась набором и переплетом книг, а Леонард отвечал за порядок страниц, краску и собственно управление ручным печатным станком. Шаблонный характер задач помогал облегчить чувство неудовлетворённости и общее недомогание, часто одолевавшие Вирджинию во время работы над собственными произведениями.

«В данный момент весь смысл книгоиздания свёлся для меня к тому, что спасает меня от погружения в раздумья и даёт мне что-то твёрдое, на что я могу опереться. В любом случае, если я не могу писать сама, то я могу заставить писать других; я могу построить бизнес», — написала она в 1924 году в своём дневнике.

Первой книгой «Хогарт Пресс» стал сборник «Две истории». Один рассказ для него написал Леонард («Три еврея»/«Three Jews»), а второй — Вирджиния («Знак на стене»/«The Mark on the Wall»). В течение следующего десятилетия работа в издательстве стала в равной степени плодовитой и широкой. В нём публиковалось всё — от фотографий Джулии Маргарет Кэмерон и стихов Т. С. Элиота до первого англоязычного издания книгиФрейда  Я и Оно .

2. Сестра Вирджинии Вулф создала обложки многих её книг

картинка Lionne_07

Сестра Вулф, Ванесса Белл, была художницей, которая создала бóльшую часть обложек для произведений, выпущенных «Хогарт», включая работы самой Вулф. «Сёстры поддерживали друг друга в профессиональном плане и были глубоко привязаны всю жизнь, несмотря на разный темперамент», — объясняет Вега. Британский дипломат Сидни Уотерлоу однажды описал Белл как «ледяную, циничную, артистичную», в то время как Вулф была «гораздо более эмоциональной и интересовалась жизнью, а не красотой». Неудивительно, что на протяжении десятилетий личных и профессиональных отношений между ними периодически возникали разногласия.

«Когда Вирджиния Вулф флиртовала с мужем Ванессы, это вызывало напряжение. Когда Ванесса почти отказалась сотрудничать в будущих проектах после (как она считала) плохой работы типографии «Хогарт Пресс: это вызвало напряжение», — рассказала Вега. «Но они были не просто сёстрами, они были настоящими друзьями, и они продолжали работать вместе плоть до самоубийства Вулф в 1941 году».

3. Вулф часто писала фиолетовыми чернилами

картинка Lionne_07

На выставке были представлены несколько страниц, написанные фиолетовыми чернилами — цвет, который Вулф использовала специально для дневниковых записей, рукописей и любовных писем. Похоже, она считала, что чёрный цвет не позволяет передать тональные нюансы.

«Я должна купить оттеночные чернила — лавандовые, розовые, фиолетовые, чтобы оттенить смысл. Я вижу, что дала тебе много неправильных значений, используя только чёрные чернила», — писала она Сэквилл-Уэст 19 января 1941 года. «Это была шутка — наше отдаление друг от друга. Это было серьезно — моё желание, чтобы ты мне написала. Нет, нет, я должна купить цветные чернила».

4. Однажды она посетила Хауорт, где жила семья Бронте

картинка Lionne_07

В 1904 году Вулф в возрасте 22 лет отправилась в Хауорт, деревню в Западном Йоркшире, где Шарлотта , Эмили и остальные Бронте провели годы своего становления. Хотя сам семейный дом стал музеем только в конце 1920-х годов, Общество Бронте управляло музеем в городе с 1895 года; поклонники Бронте совершали паломничество в Хауорт ещё при жизни Шарлотты (она умерла в 1855 году).

Вулф написала о своей поездке в эссе, опубликованном в газете «Гардиан» (The Guardian), ранний черновик которого представлен на выставке. В нём она ставит под вопрос достоинства литературного туризма, считая, что «любопытство законно только тогда, когда дом великого писателя или страна, в которой он находится, добавляют что-то к нашему пониманию его книг». Она решила, что Хауорт подходит для этого: «Хауорт — отражение Бронте; Бронте — отражение Хауорта; они подходят друг другу, как улитка к своей раковине».

Собственная резиденция Вульф в Восточном Сассексе теперь является важной точкой на картах многих литературных туристов. Они с Леонардом приобрели этот буколический коттедж, названный «Дом монаха» (Monk's House), в 1919 году из-за его обширного сада. «Каждый раз, когда она публиковала новую книгу и получала гонорары, она делала пристройку к ванной или что-нибудь ещё в этом роде. Это действительно трогательное место», — упоминает Уэйд в беседе с Тейлором.

5. Вулф не была такой мрачной, как думают люди

картинка Lionne_07

Глубоко посаженные глаза и длинное узкое лицо Вулф придают ей меланхоличный вид на фотографиях, а трагические моменты её жизни — смерть нескольких членов семьи, сексуальное насилие со стороны сводных братьев, пожизненная борьба с психическими заболеваниями и самоубийство — подкрепляют мнение о том, что она была вечно напряжённым и мрачным человеком.

«Конечно, временами она впадала в депрессию, но в целом уныние это не про неё. Совсем наоборот», — сказал племянник Вирджинии Сесил Вулф в своей речи в 2004 году. «Леонард вспоминал, что во время Первой мировой войны, когда они укрывались в подвале своего лондонского дома от вражеских бомбардировок, Вирджиния постоянно смешила слуг. Он жаловался, что их смех мешал ему заснуть. Я сам помню её, как весёлую, остроумную и, порой, немного едкую особу».

На выставке представлены фотографии и письма, которые помогают передать часто упускаемую из вида склонность Вулф к легкомыслию. «Мне нравится фотография, на которой Вулф изображена на пляже со своим будущим зятем Клайвом Беллом. Она одета в купальный костюм длиной до колен, широко улыбается и, кажется, что находится в самом разгаре веселья», — поделилась Вега. «Я всегда считала Вулф серьёзной фигурой, обладающей выдающимся умом в области языка. Это правда, но она также знала, как хорошо провести время».

Эллен Гутоски (Ellen Gutoskey)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

37 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также