Больше историй

18 февраля 2023 г. 09:38

1K

Образный ряд или расизм?

У Дмитрия Быкова много текстов, которые можно читать как кроссворды. Особенно это замечание касается политической его поэзии. Вот перечитала стихотворение "Еще о красках"...
Начинается оно трансформированной цитатой из романа Стругацких "Трудно быть богом". "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные", - писали братцы. У Быкова это звучит иначе: " после серых приходят черные". "Серые" - это более широкое понятие. Есть, например, "серый кардинал", "серая власть" - криптовласть, если по-современному. И мы точно знаем страну, где правит не сам Президент, а какие-то "серые" из ВПК. Когда в следующих строках ДБ иронизирует, что под черными он имеет в виду Барак-Обаму, то усмехаешься: почему бы и нет?
Довольно неожиданно либеральный поэт говорит о том, что "лучше бы были красные", но сейчас они превратились в коричневых. Да заржавели просто, я думаю. И возвращение к "красным" шло бы уж очень кровавой дорожкой...
Альтернативный ряд "весна оранжевая" или "тоска зеленая" как - то не впечатляет с учетом многих опытов в этом роде. Хочется согласиться с поэтом, что жаль вот, что стала радуга "сегодня символом ЛГБТ лишь".
Но самая загадочная - последняя строка: кошмаром для автора предстает мир, в котором везде и навеки будут "желтые"... Что бы это значило? Что за странный образ? И ума не приложу...

Ветка комментариев


А я ведь не случайно дважды назвал «богоизбранную» фамилию.

Есть еще один человек – Дмитрий Глуховский, не знаю, как у него настоящая фамилия – может быть, Глухман или Глухштейн. Видел его интервью – дед был карикатуристом в «Крокодиле», после ВУЗа взяли на ТВ в Russia Today, какой-то «друг» был ему «должен», и в качестве оплаты долга разместил рекламу книги Глуховского «Метро 2029 (или 2039?)» на сотне или даже тысяче (точно не помню) рекламных щитов вдоль МКАД. Всего-то нужно иметь «правильных» друзей или родственников. Дел-то!

У меня таких друзей, и, тем более родственников, не было отродясь.
Впрочем, я и книги еще ни одной не написал.

У меня, кстати, тоже красный диплом есть. Правда, диплом ПУ. Когда я не поступил в университет первый раз, ма нашла какое-то училище, куда можно было поступить после 11-го класса на годичную программу. В армию мне не хотелось, вот я и отучился там год на машиниста крана металлургического производства. И даже поездил на этом самом кране на практике в термическом отделении листопрокатного цеха, и груз какой-то один раз даже поднял самостоятельно во время ремонта. Так вот, почему-то мне в голову пришло получить только пятерки в диплом ПУ. Уже не помню, ради стеба или еще чего-то – как бы там ни было. С преподавателем основного предмета у меня был уговор – уже не помню деталей – что-то вроде: я его брату в университет отношу подарок на день рождения (а я ходил на подготовительные курсы параллельно учебе в ПУ), или я перестаю играть в карты на занятиях (а он нас с товарищем как-то поймал прямо во время занятия за игрой в тысячу) – в общем – я что-то должен был сделать, а он пообещал, что я в итоге получу все пятерки в диплом. Учиться в ПУ было плевым делом для меня, т.к. в обычной школе меня посылали на олимпиады по математике (2-е место по городу в 9-м классе), литературе, физике. Я даже зачеты у одногруппников в ПУ принимал по основному предмету! Но вот преподаватель электротехники оказалась дамой специфичной (70% преподавателей ПУ были либо уже давно ушедшими на пенсию преподавателями ВУЗов/ техникумов, либо странными персонажами со своеобразной жизненной историей – я подозревал, что преподаватель электротехники изрядно закладывает за воротник) – влепила мне четверку. Что делать? Пришлось подключить связи в лице Федора Власовича, преподавателя по специальности, и вуаля, пересдал и получил одни пятерки в диплом.

Дальше было еще интереснее. Когда я уже закончил дневное отделение университета, я и мои одногруппники (+ ребята из второй группы) пришли устраиваться на основное предприятие города – металлургический комбинат. Когда меня зам.начальника НПО спросил, почему я написал в заявлении «прошу назначить (или взять меня на работу?) слесарем КИП и А 5-го разряда», я ответил: «а какие еще есть варианты?», - он спросил: «ну нужно же быть хорошим человеком?» - я ответил: «А я хороший». «Какой у вас балл по диплому?» - «4,2» - не моргнув глазом сказал я. Хотя в реальности 4,02, у меня 3 или 4 трояка в дипломе. И вуаля! Я получил 5-й разряд.

А уже потом узнал, что большинство однокашников, с более высоким баллом, без троек, получили при трудоустройстве 4, а некоторые и вообще – 3-й разряд! И долго меня доставали расспросами: «А как ты получил пятый?»

Наивные. Я вообще-то инженером пришел устраиваться, т.к. я инженер. Но что поделать. Инженером я стал только через год и то, увольнением-переводом в другое НПО на том же комбинате.

Так что есть в стремлении быть хорошистом что-то странное. Ну нельзя интересоваться одновременно всем, если это все тебе навязывают. Можно, например, интересоваться десятком дисциплин, но быть абсолютно равнодушным к спорту. А спорт в основной программе ВУЗа. Социология, психология, политология, философия, культурология, экономика – и все это в техническом ВУЗе! Мало того, даже если дисциплина сама по себе интересна, сам преподаватель может быть невероятно скучным, или в программу включены абсолютно неинтересные направления этой дисциплины. Ну вот неинтересно и все тут. Хороший пример был с экономикой – читал ее уже сильно в возрасте преподаватель – он говорил еле-еле, читал лекции с микрофоном. Я на них буквально засыпал. Плюс он невероятно гнусавил.

Или стать хорошим спецом или заниматься эстетикой – красивые оценки в дипломе. Пушкин хоть и пропагандировал «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - но его Онегин то стал в итоге никем. Пушкин то один, это Пушкин мог делать и то и то. Но Онегин то не Пушкин!

Есть в этом какой-то нездоровый нарциссизм.


Спасибо за море информации!) А в школе дети часто не знают, кем они реально захотят стать, поэтому им, как в опросах, дают веер предметов. Если ты получаешь по предмету трояк, то это означает, что даже и не попытался понять... Я училась в математическом классе, занимала места на городских Олимпиадах, но удовольствия это мне не доставляло, и только когда я осознала себя филологом, то пришла радость найденного пути. И в каком классе дети могут выбирать что-то, а от чего -то отказываться, - это определить довольно трудно. Это одна из многочисленных проблем средней школы.


В семь лет я хотел быть писателем. Сейчас я не знаю, кем хочу быть.

Класса до 5-го, наверное, и математика страдала. Уже не помню, почему. В каком-то классе точно помню получил трояк в четверти по литературе, хотя литература - это одно из важнейших искусств для меня. Химия почему-то тоже выпала из оборота.

Я и не предлагаю убрать какие-то дисциплины из школьной программы. На мой субъективный взгляд, моя школьная программа была вполне сбалансированной.

А вот в университете я бы предпочел, чтобы по дополнительным дисциплинам был выбор. На словах звучит красиво - дать спектр всех областей студенту, в реальности превращается в дополнительную нагрузку, не дающую никакой ценности. И если по специальности, как правило, преподавали люди, которые посвятили жизнь этой дисциплине, и они либо были в моменте в этой области профи, либо были ранее профи. А вот все социологии, философии, политологии, экономики и т.д. в техническом ВУЗе преподавали люди, которые не производили впечатления профессионалов. Какие-то случайные люди, волею судеб вынужденные преподавать в техническом ВУЗе. И от многих это прям исходило. Эта вынужденность.

Доп. дисциплины дают с третьего курса примерно, если память не изменяет. Т.е. людям уже лет по 20 - уже могут определить более-менее, что им нужно, а что - нет.


В институте нам даже навязали "вторую профессию", убедив, что девочкам неплохо быть и медсестрами - пригодится и как дочке, и как маме. Мне и в самом деле пригодились навыки делать уколы, перевязки, лечить пролежни... Но когда нам потом вручали дипломы вместе с военными билетами, то мы вздрогнули. Думаю, если бы меня предупредили об этом с самого начала, то я бы перекинула документы на филфак же, но в другой ВУЗ.