Больше историй

18 февраля 2023 г. 09:38

1K

Образный ряд или расизм?

У Дмитрия Быкова много текстов, которые можно читать как кроссворды. Особенно это замечание касается политической его поэзии. Вот перечитала стихотворение "Еще о красках"...
Начинается оно трансформированной цитатой из романа Стругацких "Трудно быть богом". "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные", - писали братцы. У Быкова это звучит иначе: " после серых приходят черные". "Серые" - это более широкое понятие. Есть, например, "серый кардинал", "серая власть" - криптовласть, если по-современному. И мы точно знаем страну, где правит не сам Президент, а какие-то "серые" из ВПК. Когда в следующих строках ДБ иронизирует, что под черными он имеет в виду Барак-Обаму, то усмехаешься: почему бы и нет?
Довольно неожиданно либеральный поэт говорит о том, что "лучше бы были красные", но сейчас они превратились в коричневых. Да заржавели просто, я думаю. И возвращение к "красным" шло бы уж очень кровавой дорожкой...
Альтернативный ряд "весна оранжевая" или "тоска зеленая" как - то не впечатляет с учетом многих опытов в этом роде. Хочется согласиться с поэтом, что жаль вот, что стала радуга "сегодня символом ЛГБТ лишь".
Но самая загадочная - последняя строка: кошмаром для автора предстает мир, в котором везде и навеки будут "желтые"... Что бы это значило? Что за странный образ? И ума не приложу...

Комментарии


Это Зильбертруд который?

в котором везде и навеки будут "желтые"... Что бы это значило? Что за странный образ? И ума не приложу...

Страдающие энурезом? Как вариант.


" Мы все в провале, с детьми и женами, - бойцы, коллеги, певцы, калеки - и после черных тут будут желтые. Боюсь,надолго. Боюсь, навеки."


Не знаю, кого там имел в виду Быков-Зильбертруд. Сколько ни помню, всегда вызывал какое-то отторжение. И сейчас аналогично.

Я знаете что вспомнил - где то мы ранее обсуждали коррупцию, налоги и т.д. и т.п.
А я тут недавно пересмотрел "Операция Ы и другие приключения Шурика" и вот на что обратил внимание. Шурик там расплачивается с женщиной-сторожем за квартиру. А это 1965 год, между прочим. "Расцвет" государства "социальной справедливости". Как такое цензура только пропустила?


Надо же! Вы знаете его отцовскую фамилию!) А мне из его биографии запомнилось, как он школу закончил с золотой медалью, МГУ с красным дипломом, преподавал литературу в лучших школах и университетах Москвы, но при этом всегда жаловался на гонения. Когда с животом поплохело, то утверждал, что его власти попытались отравить как Навальнова. Да что же у нас за страна такая - кого ни травим , то никак не дотравим! И никаких доказательств не нужно, как обычно теперь принято. Да и не наш это метод, а скорее традиция англосаксов. Не люблю Быкова давно, хотя человек он небесталанный.


Я с подозрением отношусь к золотым медалистам/ краснодипломникам. В школе у меня был приятель - закончил школу с золотой медалью. Его медаль - это зубрежка, долбежка, жесткий контроль со стороны мамы. Там мама одна чего стоит. Парень жевал траву когда мы возвращались с гуляний, чтобы его ма не почувствовала запах сигарет. Там целая история. Даже слишком жесткий контроль!

В университете все отличники пересдавали на каждой или через раз сессии тот или иной предмет. Не знаю ни одного, кто бы ни разу не пересдал хотя бы одного предмета.

Помню на третьем курсе преподаватель социологии прямым текстом сказала, кто не будет выступать на семинарах, выше тройки не получит. Хотя бы честно заявила. Хотя это незаконно.

Это я к тому, что в оценках так или иначе присутствует субъективность. Не может быть такого, чтобы за 5 лет и добрых двух-трех десятков преподавателей не нашлось такого, которого бы что-то не устроило в студенте. Красивая девушка - все преподаватели-мужчины завышают, но найдется одна-две затюканных или просто принципиальных женщины, которые, пусть даже неосознанно, занизят оценку.

Оптимистичный и всегда довольный студент вызовет раздражение у эксцентричного профессора и тот из принципа подловит на какой-нибудь редкой теме.

Так что это скорее минус - говорит о готовности подлизаться к кому-то, отсутствии принципиальности.


Медалисты в школе - как минимум трудяги. А парочку предметов, которые им "не понадобятся" им, конечно, прощают, и отметку натягивают... А в институте для "красного диплома" не нужно иметь все пятерки. И у меня, и у дочери были красные, но впоследствии, при поступлении на работу, это никого не интересовало, а нужных "связей" у нас не было. А у ДБ, видимо, были.


А я ведь не случайно дважды назвал «богоизбранную» фамилию.

Есть еще один человек – Дмитрий Глуховский, не знаю, как у него настоящая фамилия – может быть, Глухман или Глухштейн. Видел его интервью – дед был карикатуристом в «Крокодиле», после ВУЗа взяли на ТВ в Russia Today, какой-то «друг» был ему «должен», и в качестве оплаты долга разместил рекламу книги Глуховского «Метро 2029 (или 2039?)» на сотне или даже тысяче (точно не помню) рекламных щитов вдоль МКАД. Всего-то нужно иметь «правильных» друзей или родственников. Дел-то!

У меня таких друзей, и, тем более родственников, не было отродясь.
Впрочем, я и книги еще ни одной не написал.

У меня, кстати, тоже красный диплом есть. Правда, диплом ПУ. Когда я не поступил в университет первый раз, ма нашла какое-то училище, куда можно было поступить после 11-го класса на годичную программу. В армию мне не хотелось, вот я и отучился там год на машиниста крана металлургического производства. И даже поездил на этом самом кране на практике в термическом отделении листопрокатного цеха, и груз какой-то один раз даже поднял самостоятельно во время ремонта. Так вот, почему-то мне в голову пришло получить только пятерки в диплом ПУ. Уже не помню, ради стеба или еще чего-то – как бы там ни было. С преподавателем основного предмета у меня был уговор – уже не помню деталей – что-то вроде: я его брату в университет отношу подарок на день рождения (а я ходил на подготовительные курсы параллельно учебе в ПУ), или я перестаю играть в карты на занятиях (а он нас с товарищем как-то поймал прямо во время занятия за игрой в тысячу) – в общем – я что-то должен был сделать, а он пообещал, что я в итоге получу все пятерки в диплом. Учиться в ПУ было плевым делом для меня, т.к. в обычной школе меня посылали на олимпиады по математике (2-е место по городу в 9-м классе), литературе, физике. Я даже зачеты у одногруппников в ПУ принимал по основному предмету! Но вот преподаватель электротехники оказалась дамой специфичной (70% преподавателей ПУ были либо уже давно ушедшими на пенсию преподавателями ВУЗов/ техникумов, либо странными персонажами со своеобразной жизненной историей – я подозревал, что преподаватель электротехники изрядно закладывает за воротник) – влепила мне четверку. Что делать? Пришлось подключить связи в лице Федора Власовича, преподавателя по специальности, и вуаля, пересдал и получил одни пятерки в диплом.

Дальше было еще интереснее. Когда я уже закончил дневное отделение университета, я и мои одногруппники (+ ребята из второй группы) пришли устраиваться на основное предприятие города – металлургический комбинат. Когда меня зам.начальника НПО спросил, почему я написал в заявлении «прошу назначить (или взять меня на работу?) слесарем КИП и А 5-го разряда», я ответил: «а какие еще есть варианты?», - он спросил: «ну нужно же быть хорошим человеком?» - я ответил: «А я хороший». «Какой у вас балл по диплому?» - «4,2» - не моргнув глазом сказал я. Хотя в реальности 4,02, у меня 3 или 4 трояка в дипломе. И вуаля! Я получил 5-й разряд.

А уже потом узнал, что большинство однокашников, с более высоким баллом, без троек, получили при трудоустройстве 4, а некоторые и вообще – 3-й разряд! И долго меня доставали расспросами: «А как ты получил пятый?»

Наивные. Я вообще-то инженером пришел устраиваться, т.к. я инженер. Но что поделать. Инженером я стал только через год и то, увольнением-переводом в другое НПО на том же комбинате.

Так что есть в стремлении быть хорошистом что-то странное. Ну нельзя интересоваться одновременно всем, если это все тебе навязывают. Можно, например, интересоваться десятком дисциплин, но быть абсолютно равнодушным к спорту. А спорт в основной программе ВУЗа. Социология, психология, политология, философия, культурология, экономика – и все это в техническом ВУЗе! Мало того, даже если дисциплина сама по себе интересна, сам преподаватель может быть невероятно скучным, или в программу включены абсолютно неинтересные направления этой дисциплины. Ну вот неинтересно и все тут. Хороший пример был с экономикой – читал ее уже сильно в возрасте преподаватель – он говорил еле-еле, читал лекции с микрофоном. Я на них буквально засыпал. Плюс он невероятно гнусавил.

Или стать хорошим спецом или заниматься эстетикой – красивые оценки в дипломе. Пушкин хоть и пропагандировал «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» - но его Онегин то стал в итоге никем. Пушкин то один, это Пушкин мог делать и то и то. Но Онегин то не Пушкин!

Есть в этом какой-то нездоровый нарциссизм.


Спасибо за море информации!) А в школе дети часто не знают, кем они реально захотят стать, поэтому им, как в опросах, дают веер предметов. Если ты получаешь по предмету трояк, то это означает, что даже и не попытался понять... Я училась в математическом классе, занимала места на городских Олимпиадах, но удовольствия это мне не доставляло, и только когда я осознала себя филологом, то пришла радость найденного пути. И в каком классе дети могут выбирать что-то, а от чего -то отказываться, - это определить довольно трудно. Это одна из многочисленных проблем средней школы.


В семь лет я хотел быть писателем. Сейчас я не знаю, кем хочу быть.

Класса до 5-го, наверное, и математика страдала. Уже не помню, почему. В каком-то классе точно помню получил трояк в четверти по литературе, хотя литература - это одно из важнейших искусств для меня. Химия почему-то тоже выпала из оборота.

Я и не предлагаю убрать какие-то дисциплины из школьной программы. На мой субъективный взгляд, моя школьная программа была вполне сбалансированной.

А вот в университете я бы предпочел, чтобы по дополнительным дисциплинам был выбор. На словах звучит красиво - дать спектр всех областей студенту, в реальности превращается в дополнительную нагрузку, не дающую никакой ценности. И если по специальности, как правило, преподавали люди, которые посвятили жизнь этой дисциплине, и они либо были в моменте в этой области профи, либо были ранее профи. А вот все социологии, философии, политологии, экономики и т.д. в техническом ВУЗе преподавали люди, которые не производили впечатления профессионалов. Какие-то случайные люди, волею судеб вынужденные преподавать в техническом ВУЗе. И от многих это прям исходило. Эта вынужденность.

Доп. дисциплины дают с третьего курса примерно, если память не изменяет. Т.е. людям уже лет по 20 - уже могут определить более-менее, что им нужно, а что - нет.


В институте нам даже навязали "вторую профессию", убедив, что девочкам неплохо быть и медсестрами - пригодится и как дочке, и как маме. Мне и в самом деле пригодились навыки делать уколы, перевязки, лечить пролежни... Но когда нам потом вручали дипломы вместе с военными билетами, то мы вздрогнули. Думаю, если бы меня предупредили об этом с самого начала, то я бы перекинула документы на филфак же, но в другой ВУЗ.