Больше рецензий

Nereida

Эксперт

Не анализирую, а чувствую.

14 марта 2024 г. 13:32

224

5 ...пусть череп лопнет пополам, и полетят мозги, ведь надо же когда-то нам их показать другим...

Мне предстоит сложная задача: написать рецензию на произведение, которое произвело на меня сильное впечатление, внятно объяснить его содержание, не закопаться в деталях каждой главы (хотя очень хочется разобрать все до косточки), и в то же время не упустить важных моментов. А еще, если смогу, привлечь внимание к произведению других читателей, которые не боятся сложностей в литературе и умеют размышлять, анализировать, сравнивать. Которые готовы воспринять всю драматическую составляющую пьесы. Несмотря на то, что пьеса сатирическая, читать ее и понимать очень даже больно.

В эпоху, когда история кажется цикличной, а уроки прошлого непрерывно возвращаются, чтобы напомнить нам об ошибках, пьеса Григория Горина "Дом, который построил Свифт" выступает как зеркало времени, отражающее вечные человеческие дилеммы. Это глубокая и мудрая история, которая исследует важные социальные и философские темы. Она похожа на запутанный лабиринт, где реальность переплетается с вымыслом, а прошлое и настоящее сталкиваются. И, как мне показалось, здесь всё на грани.

Пьеса начинается как комедия, но постепенно превращается в философскую драму. Горин использует прием "театра в театре", чтобы рассматривать сложные темы, что не добавляет легкости восприятия произведения.

Герои Свифта оживают и взаимодействуют с реальными людьми. Исторические факты переплетаются с вымыслом. Автор показывает, как часто люди играют роли, навязанные обществом или самими собой, и как трудно бывает отличить истинное "я" от маски, которую мы носим перед другими. Персонажи пьесы — это не просто действующие лица, они являются символами различных человеческих качеств и пороков, они несут свою уникальную историю и мировоззрение. Каждого героя хочется рассматривать под микроскопом, но моя рецензия только затянется и еще больше запутается. Остановлюсь только на паре примеров, которые оставили существенный след в моем восприятии. Одно только молчаливое присутствие Свифта способно кричать в каждой сцене. И его тоже можно трактовать различным образом. Кто он? Наблюдатель за историей и человеческими делами? Создатель персонажей и миров, который осознает свою ограниченность и неспособность вмешаться в ход истории? Молчание, которое может подчеркивать его отчуждение и разочарование в мире, в котором он живет.

"Свифт - гениальный писатель! Но он - в западне. Его загнали в этот дом, заткнули рот, окружили стеной непонимания..."

Огромное впечатление на меня произвели безумные горожане, а их песню вообще сложно забыть и ее слова на сегодняшний день как ножом по сердцу:


Как хорошо, что стали вновь
Турниры воскрешать.
Пускай рекой польется кровь,
Пусть кости затрещат!
Пусть череп лопнет пополам
И полетят мозги!!
Ведь надо же когда-то нам
Их показать другим!!!
Припев:
Да здравствуют наши традиции —
Сражаться при всей амуниции!..

Автор иронизирует над прославлением насилия и войны. Толпа же вызывает ужас своим равнодушием к насилию и страстью к зрелищам. Всеобщее помешательство, потеря моральных ориентиров.

Интересным и неожиданным для меня стал любовный треугольник, который возник ближе к финалу произведения. И это тоже исторические детали и сложнейший выбор, который необходимо совершить герою. Отношения между Свифтом, Ванессой и Стеллой раскрывают тему любви, предательства, вопросы личного счастья и общественного запроса.

Пьеса затрагивает вечные вопросы безумия, власти, свободы слова, выбора, влияния искусства на реальность и мораль, с которыми сталкивается каждое поколение.

Бывает время, сэр, когда и диагноз-это донос!..

Горин не просто рассказывает историю, он заставляет задуматься о смысле жизни, смерти и бессмертия творчества. Пьеса написана с большим мастерством, каждая сцена наполнена напряжением и драматизмом.

Перечитываю свою рецензию и понимаю, что слов в ней много, но всё не те. Наполнение "Дома, который построил Свифт" гораздо богаче и удивительнее, чем я об этом смогла рассказать. Сложное для меня произведение, была необходимость поискать дополнительную информацию, чтобы разобраться в деталях, но мощное и тревожное, которое исследует темные стороны человеческой природы. Горин создал историю, которая резонирует с современными проблемами. Произведение будет привлекательным для тех, кто интересуется темами власти, безумия и человеческой психики.

Ветка комментариев


Не читала, и не собиралась. Но ты заинтересовала.


Здорово! +1. :))
Супруг мой тоже сейчас читает. Заинтриговала и его. ) Он еще философию любит, сказал, что все сам постарается понять, где мне было сложно. )

Будет интересно и твое мнение, Мила.


Реклама в действии)


Супруг мой тоже сейчас читает. Заинтриговала и его. ) Он еще философию любит, сказал, что все сам постарается понять, где мне было сложно. )

А можно тогда и его рецензию сюда? :)
Я прочитал дня три назад, и у меня осталось несколько вопросиков...


А можно тогда и его рецензию сюда? :)

Он очень увлеченный человек, и, к сожалению, не всегда успевает все, что хотел бы. Я когда-то регистрировала его на этом сайте, теперь сама же книги за него отмечаю, которые он прочел. Потому не могу обещать рецензии. :) Он свои технические тексты пишет кропотливо и долго, с художественными было бы еще сложнее. :))

Я прочитал дня три назад, и у меня осталось несколько вопросиков...

Можем обсудить? Вдруг я это пыталась раскопать сама, попытаюсь возобновить в памяти, пока еще свежо :)


Можно попробовать обсудить :)
На самом деле, вопросы скорее общие, чем конкретные.
Но если попытаться конкретизировать, то например:
1) Почему актриса-Стелла в конце пыталась уступить место под венцом актрисе-Ванессе? Это такое благородство? Но оно не вяжется с их преданностью Свифту. А ведь он четко артикулировал свой выбор. Или это она себя спасала от чего-то?


Мне кажется этот поступок можно рассматривать под разными углами. Он не поддается однозначной интерпретации. Он может говорить о глубокой любви Стеллы к Свифту, готовности к самопожертвованию, а также о ее мудрости и понимании. Еще есть мысль, что автор мог и не закладывать какой-то скрытый подтекст, а опирался на биографию Свифта. Любовный треугольник Свифта стал легендой и до сих пор вызывает споры. Учитывая такие сложные отношения между этими тремя людьми, автор вполне мог воспользоваться этой сложностью и для собственного сюжета, сохранив эту путаницу в отношениях и в пьесе.


Нет, я так не играю!
Самопожертвование было бы, если бы Свифт выбрал Ванессу, а Стелла, отошла в сторонку.
Но если декан уже выбрал ее, то это самопожертвование идет против воли человека, которому они посвятили свою жизнь.
Может поэтому он все время молчит? :)
Даже изъявив свою волю, его не слушают.
Похоже, что для своих почетателей он уже при жизни превратился в символ-легенду, которым они и служат. А его реальные слова и желания не играют роли.


Нет, я так не играю!

)) Обсуждаем дальше.

Может поэтому он все время молчит? :)

Думаю, что молчание тут тоже очень сложный авторский прием. И его не объяснить однозначно. Жаль, нельзя обсудить это с Гориным. услышать его однозначную версию.

Похоже, что для своих почетателей он уже при жизни превратился в символ-легенду, которым они и служат. А его реальные слова и желания не играют роли.

Вполне рабочая и интересная версия. Его реальные слова и желания теряют значение, так как он становится объектом поклонения и интерпретаций. Свифт, стремясь к свободе и правде, оказывается заключенным в клетку собственного образа. Он теряет контроль над своей жизнью и становится марионеткой в руках тех, кто его "любит".


Хорошо, значит с этим вопросом мы определились :)
Свифт такой же заложник своего образа, и так же вынужден исполнять свою роль, как и другие. Правда, вся предсмертная движуха, кроме выбора невесты была прочими актерами принята...

Жаль, нельзя обсудить это с Гориным.

Да, жаль. Впрочем, он вряд ли бы и раскрыл все карты. :)
В этом месяце я прочел еще и Мюнхгаузена и Формулу Любви.
Тоже блестящие пьесы. И куда легче для среднего интеллекта :)))
Может быть проблема еще и в том, что я не смотрел фильм Захарова о Свифте. А предыдущие два (М и ФЛ) смотрел много раз.


Да, жаль. Впрочем, он вряд ли бы и раскрыл все карты. :)

Согласна! Читатель строит свои предположения опираясь на собственный опыт и понимание ситуации. Авторы дают нам шанс на собственную интерпретацию.

В этом месяце я прочел еще и Мюнхгаузена и Формулу Любви.
Тоже блестящие пьесы. И куда легче для среднего интеллекта :)))

Я в предвкушении встречи с новыми пьесами Горина. После Свифта сразу все в читалку себе добавила. С фильмами знакома плохо, так что все истории для меня будут открытиями. ) Уже знаю, кто сможет мне помочь разобраться в сложностях, если они возникнут во время чтения вышеуказанных пьес. ;))


Уже знаю, кто сможет мне помочь разобраться в сложностях, если они возникнут во время чтения вышеуказанных пьес. ;))

ну что вы! Их суть гораздо проще, чем во "Свифте". Но тем легче следить за ее развитием :)


Но тем легче следить за ее развитием :)

Это хорошо! :)
В поисках информации связанной с творчеством Горина я нашла, что одной из сложных для понимая является пьеса "Забыть Герострата!" Она представляет собой интеллектуальную головоломку, полную метафор и символизма. Там переплетаются исторические и литературные аллюзии. Так же упоминается и Свифт. Так что еще предстоит столкнуться и с другими сложностями, если продолжить углубляться в творчество автора. С другой стороны -это очень даже интересно. ;)


что одной из сложных для понимая является пьеса "Забыть Герострата!"

странно, что Д.Быков (для меня - компас в мире литературы) советовал кому-то начинать знакомство с Гориным именно с "Забыть Герострата!" . Хмм...


Надо проверять лично))