Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

3 января 2024 г. 17:47

1K

4 Яма, из которой не выбраться

Последняя книга прошедшего года вышла у меня не очень радостной. Впрочем, это просто так совпало, я обычно и не подбираю книги под праздники, а просто иду по запланированному, так что что выпадет, то и выпадет. Вот так вот под Новый год мне и случилось попасть в Яму. Мерзкую, беспросветную и тошнотворную. Но я-то заглянула туда всего на несколько часов, пока слушала аудиокнигу, а кто-то вынужден там провести всю свою жизнь без какой-либо реальной надежды когда-нибудь выбраться.

Куприн написал очень смелую и откровенную для своего времени книгу. Но, вопреки отзывам некоторых его современников, ничуть в ней нет какого-либо смакования пошлости и разврата. Что есть – это честный рассказ о той стороне жизни общества, о которой обычно не принято говорить: о проституции и публичных домах. Причем рассказано это безупречным языком, без камуфлирования неприглядных подробностей, но и без той нарочитой грубости, которую используют некоторые писатели, как будто стремясь больше шокировать читателя самим выбором слов, а не смыслом, который они несут. Куприн соблюдает золотую середину.

К книге этой я шла давно, получила от нее примерно то, что и ожидала, но при этом я как-то не обнаруживаю в себе особых мыслей на ее счет, о которых хотелось бы написать. Ну, знаете, бывает (по крайней мере, у меня), когда книга генерирует поток всяческих реакций: несогласие в героями или автором, рассуждение на тему, желание поделиться удачной идеей или восхититься авторской подачей чего бы то ни было. И тогда рецензия превращается в простыню и поток сознания. Здесь же не так, наоборот, у меня ощущение, что мне нечего сказать, кроме того, что с книгой я ознакомилась. И книга хорошая. Все. Остальное уже и так есть в аннотации и т.д. И дело даже не в том, что мне было скучно или не по настроению. Слушалось абсолютно нормально, просто вот в итоге каких-то бурных эмоций не осталось, несмотря на тему. Поэтому просто чуточку расскажу, о чем книга, и разойдемся на этом.

Автор раскрывает для нас всю подноготную публичных домов XIX века: как все устроено, сколько стоит «сеанс» в зависимости от класса заведения, как туда попадают девушки и каков контроль со стороны государства. Не забудет рассказать также и о клиентах, ведь не будь их, не было бы и этого «бизнеса».

Куприн беспощадно проходится по почтенным «отцам семейств», что столь благопристойны на людях, но при этом регулярно наведываются в подобные заведения. И не просто удовлетворяют свою потребность, но еще притом считают нужным даже там соблюсти «приличие» и поговорить с проституткой о том, как она дошла до жизни такой и как он почти что в нее влюблен и готов взять на содержание. После же он, конечно, и не заговорит больше об этом, да и девушки прекрасно это понимают, у них таких каждый второй. Все они идут тайком, делая вид, что это как бы и не они, и вовсе не затем, но приходят, тем не менее, регулярно. Есть и другие: молодые мальчишки, юнкера и кадеты, которые идут не столько из желания, сколько из-за подначивания сверстников. Некоторые заглядывают ради любопытства. Особая разновидность посетителей – всякие благотворители, особенно женщины, которые раздадут девушкам иконки и расскажут о том, что надо встать на путь истинный и потом будут любоваться собой, полагая, что оказали неоценимую помощь заблудшим душам.

Есть и такие, кто под действием сиюминутного порыва проникается ужасом положения проститутки, этого узаконенного рабства, и испытывает желание помочь ей выбраться. Но и в таких случаях девушки отлично могут предсказать, чем это закончится: порыв исчезнет так же быстро, как появился, и «спасенная» станет обузой.

На примере Любки, которую взялся «спасти» студент Лихонин, Куприн очень наглядно показывает, как это бывает. Ведь недостаточно просто увезти девушку и сказать: теперь ты свободна! Нужно помочь ей устроиться в новой жизни, так, чтобы она могла прожить самостоятельно. А это не так просто: очень часто девушки попадают в публичный дом, когда их продает собственная мать или в подростковом возрасте совращает какой-нибудь любитель малолеток, а потом таким образом избавляется от игрушки. Есть даже случаи, когда девушка искренне думает, что законно вышла замуж, не подозревая, что «муж» - профессиональный торговец живым товаром и с удовольствием продаст свою «жену» по сходной цене. Большинство девушек, попавшие сюда, наивны, почти ничего не видели в жизни, кроме публичного дома (бывают иногда и умные, образованные авантюристки, вроде Тамары, но это исключение). Они не имеют никаких навыков жизни в «реальном мире», никаких знаний, никакой профессии и рекомендаций. Одно только «сомнительное прошлое», изуродованную постоянным насилием над собой психику, ненависть и презрение к людям (и в то же время, трогательную способность искренне полюбить кого-то, кто отнесется по-доброму, а не как к куску мяса). А кроме прочего, привычку к относительно легким деньгам. Им даже прислугой устроиться будет проблематично, потому что никто не захочет брать неизвестно кого. А даже если и удастся, то жизнь этой прислуги будет не менее бесправной и унизительной, чем там, откуда она «спаслась». Замкнутый круг.

Поэтому очень мало кому удается выбраться из этой «системы», раз в нее попав. Вот и Куприн в своей книге шанса на лучшую жизнь не оставляет никому. Все они, его героини, уходят из заведения Анны Марковны либо в еще худшее место, либо ногами вперед, либо – в тюрьму…

Игра в классики, 21 тур, ход №9

Ветка комментариев


Ну вот мне кажется, что сути, может, и не понимали, зато отлично понимали, о ком она и ржали как дебилы. Вполне могу представить. Ну как про многочлены и всякое такое. Я так вспоминаю, как читали классе в пятом "Песнь про купца Калашникова...", так всех больше всего интересовал именно факт измены, а не что-то иное.


Наша школьная программа вызывает много вопросов)
Столько произведений, которые не нужны детям в таком возрасте, вот уж лучше бы Гарри Поттера читали, ну правда))


Ну некоторые, может, не то чтобы не нужны, в подростковом возрасте уже можно нормально воспринимать информацию, но это надо прям хорошего учителя, чтобы мог интересно эту информацию подавать, рассказывать о писателях и о чем произведение, а не восхищенно-пафосно восклицать что-то о величии и гениях.
А так да, многое вызывает вопросы)


Хороший учитель это прекрасно, но даже он не в силах творить чудеса) Представь, в классе 20 человек, все воспринимают инфу по разному, кому то интересно, кому то вообще пофиг, как один человек может собрать всех и донести до каждого в его понятной формулировке какую то историю, мне кажется, это что то из области фантастики))


Не, ну так можно про все предметы сказать, что их невозможно донести, когда в классе 20-30 разных учеников. Ведь и химию, и историю по-разному воспринимают. А публичные выступления вообще бессмысленны) Но все-таки существуют люди, кто умеет рассказывать хорошо и заинтересовывать своим предметом, даже если раньше интересно не было. Пусть каждый что-то свое вынесет.


Так и я о том, если ребенок заинтересован, но это не всегда так, даже если прекрасный учитель))
У нас был прекрасный учитель истории, по мне так вообще гениальный, но для кого то её истории из жизни были скучными, а предмет не о чем))


А как это связано со школьной программой? Поттер тоже не всем интересен)


Но Поттер более понятен, ведь правда?))
Читать Преступление или наказание или Яму или читать книгу про волшебника?))
Тут конечно индивидуально всё опять же, что кому будет интересно))
Короче, слава богу, что я не учитель))))


Ну... Как Эйнштейн сказал, если вы не можете объяснить ребенку свою мысль, то сами ее не очень понимаете)) я, в целом, за то, что Поттера дети и сами прочитают, если захотят, его объяснять не нужно, а вот что посложнее - как раз нужно, тут и нужен хороший учитель, который сможет найти правильные живые слова, чтобы что-то затронуть и заинтересовать, чтобы с ним захотелось обсуждать впечатления, высказывать мнение (и за него бы не ругали, потому что оно сформулировано не по шаблону). Ну, пусть не "Яму", но другое что-то. Тут надо и в исторический контекст погружать, иначе произведение выглядит оторванным от реальности и потому скучным. Правда, я таких учителей не встречала (по литературе), только слышала о них. У нас, к сожалению, было сплошное выписывание значимых дат биографии, пересказ отрывков и написание шаблонных сочинений, что, естественно, никакого понимания и отклика не вызывало.


Правда, я таких учителей не встречала

Вот мы и пришли к сути))
Они может и есть, но за такую зп не хотят заморачиваться, любой труд должен достойно оплачиваться, иначе нет мотивации, а на собственной работают немногие.


Это не суть, это просто мне не повезло)) но знаю тех, кому да.
Про зп согласна. Но там не только это, а еще сама школа давит бюрократией, бумажками, отчетами и прочим.


Ну ты же всё равно выросла умной девочкой, так что не так важно))

О да, с ума можно сойти с такой волокитой..


Аххах) но тут не благодаря, а вопреки. Точнее сказать, точно не благодаря школе. Любовь к чтению однозначно не она прививала)
Но я бы не сказала, что совсем неважно. Нормальный учебный процесс помог бы лучше понять собственные интересы и выбрать профессию, а вдобавок и сэкономил бы некоторое кол-во нервных клеток) но, мечты-мечты.

Угу( так что даже люди, которые совершенно искренне хотят учить детей (и у кого это получается, и дети их любят) выдерживают пару лет, а потом уходят либо в репетиторство, либо в частные центры, либо вообще в другую сферу. Увы.


У меня чтение вошло в жизнь вообще после 20 лет))
У меня в школе по английскому всегда было 5, но в 11 классе перешла в другую группу, к своему же классному руководителю и она мне за год влепила 4 и в аттестат поставила 4, со словами, ты не Ленин знать на 5, собственно она подосрала многих, у двоих бы были серебряные медали, тем самым я не пошла сдавать английский и не подала документы по этой специальности..
Меня это настолько сломило, что даже перестала поддерживать язык и в итоге запустила.
А самое интересное, что другим из параллельных классов она ставила 5 и подпускала к экзамену, как оказалось потом, мы просто ей не нравились и она за спиной говорила о нас гадости, типо мы все тупые и ничего из нас не получится.
Вот такой учитель века.


У меня с детства вошло)) но всегда было так, что есть школьная литература, а есть просто чтение, для удовольствия. И это никогда не пересекалось, разве что я читала книгу из школьной программы ДО того, как мы ее начинали проходить, без обязаловки, а просто потому что хочу. Вот тогда могло и понравиться)

Мда уж... Сочувствую(( когда в детстве / подростковом возрасте сталкиваешься с таким, это сильно подрывает веру в людей(( и да, может внушить и неприязнь к предмету, через учителя.
Мне английский тоже нравился, я даже думала поступать на переводчика, хотела книги переводить)) типа классно же, и английский, и книжки читать по работе) но понимала, что школьный уровень у нас такой себе (по крайней мере, в нашей школе, я после нее двух слов связать не могла и на слух вообще не воспринимала, хотя прилично читала и переводила), а на иняз нужны очень высокие баллы на бюджет (контракт и работа с репетиторами не рассматривались). Поэтому в итоге поступила на другую специальность, а на переводчика только в качестве допа училась)) и, кстати, на этом допе сильно кайфовала, потому что чувствовала, что прям мое. Правда, в итоге поработать переводчиком так и не случилось.


А я как раз читала только по обязаловке и поэтому очень не любила чтение, так как заставляли, когда уже все отстали, то пришла к нему сама))

Всё это было давно, в любом случае, что не делается, всё к лучшему))
Может это моя проверка была на характер, а я вот сдалась))
У меня с 5 по 10 класс был очень хороший учитель, я и говорила и переводила и читала))к нам в школу приезжали студенты или школьники из США, так вот мы общались вполне сносно и понятно))


Бывает такое))
А меня даже ограничивать пытались, чтоб глаза не портила типа. Короче, у детей всегда все от противного)

Это круто, в нашей школе о таком только мечтать было) в смысле, не об американцах, а о свободном общении. Когда в универ поступила, тоже приезжали студенты-иностранцы, мои однокурсники некоторые с ними общались (им тоже школьного уровня хватало норм, чтобы понимать друг друга), я же могла только сидеть и не понимать ничего(


Каждый пришёл к тому чему пришёл своим путём))


Ну да, к чему-то в итоге все равно приходишь)