Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

3 января 2024 г. 17:47

1K

4 Яма, из которой не выбраться

Последняя книга прошедшего года вышла у меня не очень радостной. Впрочем, это просто так совпало, я обычно и не подбираю книги под праздники, а просто иду по запланированному, так что что выпадет, то и выпадет. Вот так вот под Новый год мне и случилось попасть в Яму. Мерзкую, беспросветную и тошнотворную. Но я-то заглянула туда всего на несколько часов, пока слушала аудиокнигу, а кто-то вынужден там провести всю свою жизнь без какой-либо реальной надежды когда-нибудь выбраться.

Куприн написал очень смелую и откровенную для своего времени книгу. Но, вопреки отзывам некоторых его современников, ничуть в ней нет какого-либо смакования пошлости и разврата. Что есть – это честный рассказ о той стороне жизни общества, о которой обычно не принято говорить: о проституции и публичных домах. Причем рассказано это безупречным языком, без камуфлирования неприглядных подробностей, но и без той нарочитой грубости, которую используют некоторые писатели, как будто стремясь больше шокировать читателя самим выбором слов, а не смыслом, который они несут. Куприн соблюдает золотую середину.

К книге этой я шла давно, получила от нее примерно то, что и ожидала, но при этом я как-то не обнаруживаю в себе особых мыслей на ее счет, о которых хотелось бы написать. Ну, знаете, бывает (по крайней мере, у меня), когда книга генерирует поток всяческих реакций: несогласие в героями или автором, рассуждение на тему, желание поделиться удачной идеей или восхититься авторской подачей чего бы то ни было. И тогда рецензия превращается в простыню и поток сознания. Здесь же не так, наоборот, у меня ощущение, что мне нечего сказать, кроме того, что с книгой я ознакомилась. И книга хорошая. Все. Остальное уже и так есть в аннотации и т.д. И дело даже не в том, что мне было скучно или не по настроению. Слушалось абсолютно нормально, просто вот в итоге каких-то бурных эмоций не осталось, несмотря на тему. Поэтому просто чуточку расскажу, о чем книга, и разойдемся на этом.

Автор раскрывает для нас всю подноготную публичных домов XIX века: как все устроено, сколько стоит «сеанс» в зависимости от класса заведения, как туда попадают девушки и каков контроль со стороны государства. Не забудет рассказать также и о клиентах, ведь не будь их, не было бы и этого «бизнеса».

Куприн беспощадно проходится по почтенным «отцам семейств», что столь благопристойны на людях, но при этом регулярно наведываются в подобные заведения. И не просто удовлетворяют свою потребность, но еще притом считают нужным даже там соблюсти «приличие» и поговорить с проституткой о том, как она дошла до жизни такой и как он почти что в нее влюблен и готов взять на содержание. После же он, конечно, и не заговорит больше об этом, да и девушки прекрасно это понимают, у них таких каждый второй. Все они идут тайком, делая вид, что это как бы и не они, и вовсе не затем, но приходят, тем не менее, регулярно. Есть и другие: молодые мальчишки, юнкера и кадеты, которые идут не столько из желания, сколько из-за подначивания сверстников. Некоторые заглядывают ради любопытства. Особая разновидность посетителей – всякие благотворители, особенно женщины, которые раздадут девушкам иконки и расскажут о том, что надо встать на путь истинный и потом будут любоваться собой, полагая, что оказали неоценимую помощь заблудшим душам.

Есть и такие, кто под действием сиюминутного порыва проникается ужасом положения проститутки, этого узаконенного рабства, и испытывает желание помочь ей выбраться. Но и в таких случаях девушки отлично могут предсказать, чем это закончится: порыв исчезнет так же быстро, как появился, и «спасенная» станет обузой.

На примере Любки, которую взялся «спасти» студент Лихонин, Куприн очень наглядно показывает, как это бывает. Ведь недостаточно просто увезти девушку и сказать: теперь ты свободна! Нужно помочь ей устроиться в новой жизни, так, чтобы она могла прожить самостоятельно. А это не так просто: очень часто девушки попадают в публичный дом, когда их продает собственная мать или в подростковом возрасте совращает какой-нибудь любитель малолеток, а потом таким образом избавляется от игрушки. Есть даже случаи, когда девушка искренне думает, что законно вышла замуж, не подозревая, что «муж» - профессиональный торговец живым товаром и с удовольствием продаст свою «жену» по сходной цене. Большинство девушек, попавшие сюда, наивны, почти ничего не видели в жизни, кроме публичного дома (бывают иногда и умные, образованные авантюристки, вроде Тамары, но это исключение). Они не имеют никаких навыков жизни в «реальном мире», никаких знаний, никакой профессии и рекомендаций. Одно только «сомнительное прошлое», изуродованную постоянным насилием над собой психику, ненависть и презрение к людям (и в то же время, трогательную способность искренне полюбить кого-то, кто отнесется по-доброму, а не как к куску мяса). А кроме прочего, привычку к относительно легким деньгам. Им даже прислугой устроиться будет проблематично, потому что никто не захочет брать неизвестно кого. А даже если и удастся, то жизнь этой прислуги будет не менее бесправной и унизительной, чем там, откуда она «спаслась». Замкнутый круг.

Поэтому очень мало кому удается выбраться из этой «системы», раз в нее попав. Вот и Куприн в своей книге шанса на лучшую жизнь не оставляет никому. Все они, его героини, уходят из заведения Анны Марковны либо в еще худшее место, либо ногами вперед, либо – в тюрьму…

Игра в классики, 21 тур, ход №9

Ветка комментариев


Ну... Как Эйнштейн сказал, если вы не можете объяснить ребенку свою мысль, то сами ее не очень понимаете)) я, в целом, за то, что Поттера дети и сами прочитают, если захотят, его объяснять не нужно, а вот что посложнее - как раз нужно, тут и нужен хороший учитель, который сможет найти правильные живые слова, чтобы что-то затронуть и заинтересовать, чтобы с ним захотелось обсуждать впечатления, высказывать мнение (и за него бы не ругали, потому что оно сформулировано не по шаблону). Ну, пусть не "Яму", но другое что-то. Тут надо и в исторический контекст погружать, иначе произведение выглядит оторванным от реальности и потому скучным. Правда, я таких учителей не встречала (по литературе), только слышала о них. У нас, к сожалению, было сплошное выписывание значимых дат биографии, пересказ отрывков и написание шаблонных сочинений, что, естественно, никакого понимания и отклика не вызывало.


Правда, я таких учителей не встречала

Вот мы и пришли к сути))
Они может и есть, но за такую зп не хотят заморачиваться, любой труд должен достойно оплачиваться, иначе нет мотивации, а на собственной работают немногие.


Это не суть, это просто мне не повезло)) но знаю тех, кому да.
Про зп согласна. Но там не только это, а еще сама школа давит бюрократией, бумажками, отчетами и прочим.


Ну ты же всё равно выросла умной девочкой, так что не так важно))

О да, с ума можно сойти с такой волокитой..


Аххах) но тут не благодаря, а вопреки. Точнее сказать, точно не благодаря школе. Любовь к чтению однозначно не она прививала)
Но я бы не сказала, что совсем неважно. Нормальный учебный процесс помог бы лучше понять собственные интересы и выбрать профессию, а вдобавок и сэкономил бы некоторое кол-во нервных клеток) но, мечты-мечты.

Угу( так что даже люди, которые совершенно искренне хотят учить детей (и у кого это получается, и дети их любят) выдерживают пару лет, а потом уходят либо в репетиторство, либо в частные центры, либо вообще в другую сферу. Увы.


У меня чтение вошло в жизнь вообще после 20 лет))
У меня в школе по английскому всегда было 5, но в 11 классе перешла в другую группу, к своему же классному руководителю и она мне за год влепила 4 и в аттестат поставила 4, со словами, ты не Ленин знать на 5, собственно она подосрала многих, у двоих бы были серебряные медали, тем самым я не пошла сдавать английский и не подала документы по этой специальности..
Меня это настолько сломило, что даже перестала поддерживать язык и в итоге запустила.
А самое интересное, что другим из параллельных классов она ставила 5 и подпускала к экзамену, как оказалось потом, мы просто ей не нравились и она за спиной говорила о нас гадости, типо мы все тупые и ничего из нас не получится.
Вот такой учитель века.


У меня с детства вошло)) но всегда было так, что есть школьная литература, а есть просто чтение, для удовольствия. И это никогда не пересекалось, разве что я читала книгу из школьной программы ДО того, как мы ее начинали проходить, без обязаловки, а просто потому что хочу. Вот тогда могло и понравиться)

Мда уж... Сочувствую(( когда в детстве / подростковом возрасте сталкиваешься с таким, это сильно подрывает веру в людей(( и да, может внушить и неприязнь к предмету, через учителя.
Мне английский тоже нравился, я даже думала поступать на переводчика, хотела книги переводить)) типа классно же, и английский, и книжки читать по работе) но понимала, что школьный уровень у нас такой себе (по крайней мере, в нашей школе, я после нее двух слов связать не могла и на слух вообще не воспринимала, хотя прилично читала и переводила), а на иняз нужны очень высокие баллы на бюджет (контракт и работа с репетиторами не рассматривались). Поэтому в итоге поступила на другую специальность, а на переводчика только в качестве допа училась)) и, кстати, на этом допе сильно кайфовала, потому что чувствовала, что прям мое. Правда, в итоге поработать переводчиком так и не случилось.


А я как раз читала только по обязаловке и поэтому очень не любила чтение, так как заставляли, когда уже все отстали, то пришла к нему сама))

Всё это было давно, в любом случае, что не делается, всё к лучшему))
Может это моя проверка была на характер, а я вот сдалась))
У меня с 5 по 10 класс был очень хороший учитель, я и говорила и переводила и читала))к нам в школу приезжали студенты или школьники из США, так вот мы общались вполне сносно и понятно))


Бывает такое))
А меня даже ограничивать пытались, чтоб глаза не портила типа. Короче, у детей всегда все от противного)

Это круто, в нашей школе о таком только мечтать было) в смысле, не об американцах, а о свободном общении. Когда в универ поступила, тоже приезжали студенты-иностранцы, мои однокурсники некоторые с ними общались (им тоже школьного уровня хватало норм, чтобы понимать друг друга), я же могла только сидеть и не понимать ничего(


Каждый пришёл к тому чему пришёл своим путём))


Ну да, к чему-то в итоге все равно приходишь)