Воспоминания о жизни молодого берлинца эпохи Веймарской Германии, который уже в ранние 1920-е годы почувствовал приближение Третьего рейха, иммигрировал в Подмандатную Палестину и создал практически новую науку в новом университете нового государства, будут важны всем, кого интересует становление личности и проблема выбора пути в эпоху социальных потрясений. Автор этой книги Гершом (Герхард) Шолем (1897-1982) занимает особое место в мире еврейской мысли. Ему удалось создать академическую область, которая - как мы теперь видим - включает исследование и анализ каббалистической литературы в её историческом развитии, феноменологию религиозного мистицизма, духовную и политическую проблематику сионизма и в целом иудейской цивилизации. Настоящее издание воспроизводит на русском языке итоговую версию автобиографии, вышедшую в 1997 году ("Suhrkamp") — к 100-летию со дня рождения Г. Шолема.
Воспоминания о жизни молодого берлинца эпохи Веймарской Германии, который уже в ранние 1920-е годы почувствовал приближение Третьего рейха, иммигрировал в Подмандатную Палестину и…
Основу текста швейцарского богослова Ханса Урса фон Бальтазара (1905-1988) об образе св. Иеронима Стридонского, каким его понял и воплотил Альбрехт Дюрер, составляет лекция, прочитанная автором к 500-летию художника (Нюрнберг, 1971). Бальтазар с позиции христианского мыслителя и искусствоведа исследует, как эволюционирует у Дюрера восприятие жизненного и теологического подвига великого филолога, создателя канонического латинского текста Библии. Прослеживается исчерпывающий ряд работ мастера от самых ранних до шедевра "Святой Иероним в келье", относящегося к циклу "Мастерских гравюр".
"О чём идёт речь? Разумеется, о фокусе духовного задания, совпавшем с фокусом гениальности Иеронима: о том, что? так привлекало в нём гуманистов и христианских филологов, а Дюрер полагал воплотить в зрительном образе". Указанное совпадение и гениальность "рыкающего льва" Иеронима, по Бальтазару, состояли в том, что этот мощный характер, обладающий необоримым темпераментом, адепт безошибочного высокого слова, смог в финале своей жизни - как и в финале дюреровской серии - кенотически раствориться в безмолвии, подчинившись "полнозвучному и громогласному Божественному слову", рождающемуся лишь в "очевидно вечном" молчании, для которого Дюрер нашёл уникальный зрительный образ.
Основу текста швейцарского богослова Ханса Урса фон Бальтазара (1905-1988) об образе св. Иеронима Стридонского, каким его понял и воплотил Альбрехт Дюрер, составляет лекция,…
Не стоит думать, что это героическое восхождение было лишь воплощением альпинистской страсти писателя, благополучно подсказанным ему обстоятельствами весны и лета 1917 года. Очевидно, что за покорением Качкара для Ильи Зданевича стояло и нечто совсем иное. Если верить его записным книжкам, у него и у художника Михаила Ле-Дантю не позднее осени 1916 года возникает идея создания нового творческого объединения, называемого по географической широте Тифлиса. Друзья основывают в Петрограде Университет «41°», позднее группа с таким названием заявит о себе в столице независимой Грузии, в конце концов, Университет и одноимённое издательство появятся в Париже. А осенью 1917-го Зданевич отделится от археологической экспедиции по территориям северо-востока Турции и не просто совершит акт футуристического возвышения, поднятия на Олимп, он взойдёт на гору, находящуюся в точке пересечения 41-й параллели и 41-го меридиана, дав соседней с Качкаром безымянной вершине имя своего недавно погибшего друга.
Не стоит думать, что это героическое восхождение было лишь воплощением альпинистской страсти писателя, благополучно подсказанным ему обстоятельствами весны и лета 1917 года.…
Впервые на русском публикуется дневник художника-авангардиста Алексея Грищенко (1883–1977), посвящённый жизни Константинополя, его архитектуре и византийскому прошлому, встречам с русскими эмигрантами и турецкими художниками. Книга содержит подробные комментарии и более 100 иллюстраций.
Впервые на русском публикуется дневник художника-авангардиста Алексея Грищенко (1883–1977), посвящённый жизни Константинополя, его архитектуре и византийскому прошлому, встречам с…
Первое издание текстов Юрия Савельевича Злотникова (1930—2016), с чьим именем связана целая эпоха российского искусства второй половины XX века.Парадоксальная мысль классика русского абстрактного искусства дает нам редкие примеры бесконечной воли к познанию, органичной потребности в свободе. Такое уникальное восприятие действительности делает драгоценным наш опыт чтения самых разных мыслей Ю.Злотникова — от бытовых наблюдений и детских воспоминаний до споров с коллегами об искусстве и заметок о пристрастиях в литературе и музыке.Приведём несколько цитат:Вот я приходил в консерваторию на концерт Шостаковича. В курилке стоит Шостакович, стоит Нейгауз с невероятно голубым галстуком, старик Нейгауз курит. И я так подумал: «Боже мой, артисты, художники, в общем-то, в несвободной вроде бы России, пусть это Хрущёв, брежневская эпоха, я уж не знаю... И какое-то желание свободы! Что это такое?»Малевич посмел создать квадрат и объявить его живописью, своим в ней словом. А Левитан пишет какую-то лесную просеку, совершенно не картинную по замыслу, — просто просеку, случайный забор, мимо которого ты ходишь каждый день, и заявляет, что это и есть картина. То есть он создал новый взгляд на Россию, которую можно было бы назвать чеховской....Я оглядываюсь назад. Сама жизнь делается очень интересным объектом внимания и созерцания, ты рассматриваешь её, как некоторое явление. Что такое жизнь? Хочу сказать, что благодарен искусству познанием, познанием себя, познанием окружающего пространства мира. И оно не даёт успокоиться, оно не даёт уповать на какой-то опыт.
Первое издание текстов Юрия Савельевича Злотникова (1930—2016), с чьим именем связана целая эпоха российского искусства второй половины XX века.Парадоксальная мысль классика…
Франко "Бифо" Берарди - итальянский философ-марксист и активист, футуролог и теоретик медиа. В 14 лет, в 1962 году, Берарди стал членом Итальянской коммунистической Федерации молодёжи, откуда был исключён за "фракционность". В 1968 году принимал активное участие в студенческих волнениях в Болонском университете, - в это время он присоединился к основанной Антонио Негри внепарламентской группе "Рабочая власть" (Potere Operaio). В результате, как и многие другие участники движения автономистского марксизма в Италии 1970-х (А. Негри, М. Лаццаpато и др.), Берарди был вынужден бежать в Париж. Там он и сформировался как оригинальный мыслитель. Его научный интерес сосредоточен на роли и месте средств массовой информации и информационных технологий в эпоху постиндустриального капитализма. По мнению Берарди современные кризисы связаны не только с экономикой, но и с тем, как в капиталистической системе функционируют наши желания и эмоции. Бифо (псевдоним, сопровождающий его со времён школьных абстрактных рисунков) - автор почти трёх десятков книг и множества эссе.
Настоящее издание - вторая книга Франка Берарди на русском языке (первая, "Новые герои. Массовые убийцы и самоубийцы", вышла в 2016 г. в издательстве "Кучково поле").
Франко "Бифо" Берарди - итальянский философ-марксист и активист, футуролог и теоретик медиа. В 14 лет, в 1962 году, Берарди стал членом Итальянской коммунистической Федерации…
Настоящее издание знакомит читателей с письмами 19 корреспондентов к Давиду Бурлюку, большая часть которых до сегодняшнего дня не была опубликована. Они охватывают период с 1924 года по 1966 год и относятся к «американскому периоду» художника. Все публикуемые письма приводятся полностью и хранятся в фонде Бурлюка (ф. 372) в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Коллекция писем в архиве обширна и многообразна, она ярко свидетельствует об абсолютной открытости адресата. Самая ранняя часть архива, содержащая письма второй половины 1920-х годов (Матюшин, Малевич, Пальмов, Лентулов), связана, по большей части, с предполагаемыми выставочными проектами, просьбами поспособствовать продажам картин. Иной характер носят письма-дневники Евгения Спасского, который еще совсем молодым художником сопровождал Бурлюка в его «сибирском» турне, и письма-отчёты директора Уфимского художественного музея Юлия Блюменталя. Отдельный блок писем – письма русский художников, оказавшихся в Европе после революции (Масютин, Ларионов и Гончарова). В этом разделе коллекция писем Бориса Григорьева – наиболее значительна (19 писем, с 1925 по 1935 год). Среди корреспондентов есть и художники, находящиеся на одном континенте с Бурлюком, – Николай Циковский и Рокуэл Кент. Поздняя часть архива содержат письма художников, с которыми Д. Бурлюк познакомился во время двух своих приездов в СССР (1956 и 1965) – письма Дмитрия Краснопевцева, Игоря Шелковского, – а также письма старых друзей, связь с которыми была надолго прервана. Публикация предваряется обширной статьей искусствоведа Владимира Полякова, специалиста по творчеству Давида Бурлюка. В статье подробно описывается судьба архивов Бурлюка и рассказывается о специфике публикуемого собрания писем. Каждый раздел сопровождаются справкой об истории взаимоотношений отправителя письма и Д. Д. Бурлюка, даны подробные примечания.
Настоящее издание знакомит читателей с письмами 19 корреспондентов к Давиду Бурлюку, большая часть которых до сегодняшнего дня не была опубликована. Они охватывают период с 1924…
Записи Никиты Алексеева (род. 1953), относящегося к поколению художников московской концептуальной школы. Автор известен как живописью и перфомансами, так и работами в литературном жанре. Записи представляют собой своеобразный авторский комментарий к разнообразным окружающим событиям 2017 года и воспоминания о прошедшем. Более 70 иллюстраций.
Записи Никиты Алексеева (род. 1953), относящегося к поколению художников московской концептуальной школы. Автор известен как живописью и перфомансами, так и работами в…
Первая публикация на русском языке двух текстов художника Владимира Слепяна (1930−1998), представителя «неофициального искусства», уехавшего во Францию в 1958 году: повести «Сукин Сын» и манифеста «Трансфинитное искусство» (пер. с фр. М. Лепиловой).
Повесть «Сукин сын» была впервые опубликована в философско-литературном журнале Minuit: Revue periodique (N 7, 1974) под названием Fils de chien. Именно этот текст вдохновил Жиля Делёза и Феликса Гваттари на написание десятой главы исследования «Капитализм и шизофрения. Тысяча плато» — «Становление-интенсивностью, становление-животным, становление-невоспринимаемым».
Лето 1960 — наиболее вероятная дата написания манифеста «Трансфинитное искусство». Был написан на французском языке; публиковался единожды в двуязычном парижском журнале: Two cities. N 7−8. 1961.
Повесть «Сукин сын» и манифест «Трансфинитное искусство» предваряются вступительной статьёй искусствоведа Евгении Кикодзе, давно занимающейся творчеством Слепяна, и послесловием куратора, критика Жан-Пьера Сальгаса. В качестве приложения публикуется сокращённая версия доклада историка искусства Марии-Жозеп Балсак (пер. с исп. Яны Забияки), прочитанного на конференции, посвящённой В. Слепяну (Москва, 12 апреля 2013), и небольшие тексты друзей юности художника Юрия Злотникова и Игоря Шелковского.
Первая публикация на русском языке двух текстов художника Владимира Слепяна (1930−1998), представителя «неофициального искусства», уехавшего во Францию в 1958 году: повести «Сукин…
Переписка двух знаменитых художников XX века – родоначальника абстрактного искусства Василия Кандинского и композитора, изобретателя "додекафонии" Арнольда Шёнберга – в полном объёме публикуется на русском языке впервые. Письма подробно прокомментированы и дополнены хрониками жизни обоих авторов.
Переписка двух знаменитых художников XX века – родоначальника абстрактного искусства Василия Кандинского и композитора, изобретателя "додекафонии" Арнольда Шёнберга – в полном…
В противовес современному капитализму, который всюду трубит о творчестве и повсеместно же удушает его, Дюшан не доверяет концепции творчества. И реди-мейд издевается над свойственным ей прославлением художественного таланта. Современное искусство, не отказавшееся от труда – как художественного, так и наемного, – становится легкой добычей капитала. Оно даже превращается в один из источников эстетизации потребления и всевозможных связей с властью.
Только неучастие может открыть возможности не для доступа к искусству новой публики (то есть не к её демократическому "окультуриванию"), но к созданию и усилению способности воздействовать на реальность – способности, которой чудовищно не хватает нашей эпохе.
В противовес современному капитализму, который всюду трубит о творчестве и повсеместно же удушает его, Дюшан не доверяет концепции творчества. И реди-мейд издевается над…
«Письмо о книжной торговле» Дидро раньше на русском языке не публиковалось. В тексте, написанном осенью 1763 года, обсуждаются проблемы, до сих пор не потерявшие своей актуальности.
Они намечены в расширенной редакции заголовка:
Историческое и политическое письмо к магистрату о книжной торговле, её прежнем и нынешнем состоянии, её регламентах, её привилегиях, о негласных разрешениях, о цензорах, о разносчиках книг, о переходе через мосты и о других предметах, касающихся управления книжным делом.
Формально «Письмо» обращено к Антуану де Сартину, который ведал во время написания письма книжной цензурой. Но маловероятно, что оно задумывалось как частное письмо: скорее, оно обращено ко всему сообществу книгоиздателей, книготорговцев, к «людям пера», к читателям, формирующим общественное мнение.
И нас сегодня, не меньше чем во второй половине XVIII века, волнуют проблемы авторского права, прав издателей и книготорговцев, взаимоотношения литератора и издателя, цензурные барьеры и право читателя держать в руках издание, добросовестное во всех смыслах.
«Письмо о книжной торговле» Дидро раньше на русском языке не публиковалось. В тексте, написанном осенью 1763 года, обсуждаются проблемы, до сих пор не потерявшие своей…
Биографическое исследование, посвящённое дружбе и творческому союзу двух немецких интеллектуалов — философа Вальтера Беньямина (1892–1940) и драматурга Бертольда Брехта (1898–1956). Книга содержит огромное число неизвестных материалов, касающихся научной и художественной жизни Германии и Европы 1920-х — 1930-х годов, а также различные фотодокументы. В приложениях — хроника общения друзей и протоколы заседаний редакции невышедшего философско-публицистического журнала Kriese und Kritik, в которых участвовали В. Беньямин и Б. Брехт.
Написанная директором Архива В. Беньямина в Берлине, книга представляет собой своего рода продолжение и одновременно полемический ответ на классическую работу Гершома Шолема "Вальтер Беньямин – история одной дружбы", выпущенную Grundrisse в 2014 году.
Биографическое исследование, посвящённое дружбе и творческому союзу двух немецких интеллектуалов — философа Вальтера Беньямина (1892–1940) и драматурга Бертольда Брехта…
Впервые публикуемый по-русски дневник путешествия "отца русского футуризма" художника Давида Бурлюка и его жены Марии по Провансу и Лангедоку, куда они отправились из Нью-Йорка в 1949 г. Главное место в нём занимают города, где жил и писал Винсент Ван Гог (Арль, Сен-Реми, Сен-Мари, Тараскон). Использованы рассказы и воспоминания местных жителей. В поле зрения Бурлюков попадают также места, связанные с П. Сезанном, О. Ренуаром, А. Тулуз-Лотреком. В издании воспроизводится большое количество документальных фотографий.
Впервые публикуемый по-русски дневник путешествия "отца русского футуризма" художника Давида Бурлюка и его жены Марии по Провансу и Лангедоку, куда они отправились из Нью-Йорка в…
Литературные эссе и рассказы немецкого экономиста, философа-марксиста, антифашиста Альфреда Зон-Ретеля (1899-1990), близкого к кругу Вальтера Беньямина и к Франкфуртской школе. В некоторых из них возникает чрезвычайно плотный и живой образ анархичного Неаполя. Книга проиллюстрирована и содержит комментарии.
Литературные эссе и рассказы немецкого экономиста, философа-марксиста, антифашиста Альфреда Зон-Ретеля (1899-1990), близкого к кругу Вальтера Беньямина и к Франкфуртской школе. В…
Новая книга современного российского философа, которую сам автор характеризует как движение вокруг понятия вещи с единственной целью - выявить области её существования. Эта большая работа Подороги, примыкающая к его недавнему "Kairos", задаётся вопросом "Что такое вещь?", рассматривает "вещь другого", "ничью вещь", собственника вещи, "руку хватающую", а также содержит наброски к теории ауры.
Новая книга современного российского философа, которую сам автор характеризует как движение вокруг понятия вещи с единственной целью - выявить области её существования. Эта…
Выехав в конце 1920 года из меньшевистской Грузии во Францию, писатель-футурист Илья Зданевич оказался в Константинополе, где прожил почти 12 месяцев. Книга рассказывает о его прежних путешествиях в Турцию, об обстановке в тогдашней её столице, о жизни там русских беженцев, о настроениях, трудах и приключениях Зданевича, а также о влиянии "константинопольского" года на всё его последующее творчество. В приложениях - две неизвестные статьи Зданевича. Около 70 иллюстраций.
Выехав в конце 1920 года из меньшевистской Грузии во Францию, писатель-футурист Илья Зданевич оказался в Константинополе, где прожил почти 12 месяцев. Книга рассказывает о его…
Посмотрим правде в глаза: «Дон Кихот» — нечто двусмысленное. Все дифирамбы, пропетые в его честь, — не что иное, как мыльные пузыри. «Знатоки» «Дон Кихота» и так называемые «специалисты по Сервантесу» так и не смогли проникнуть в глубоко двусмысленную природу этого великого сочинения. А может быть, «Дон Кихот» только шутка? Тогда над чем же посмеялся Сервантес? В забытой Богом, бескрайней и безлюдной Ла Манче долговязая фигура Дон Кихота напоминает некий вопросительный знак, который и присно, и ныне, и во веки веков будет хранить тайну нашей Испании — тайну нашей исконной двусмысленности. Так над чем же смеялся несчастный сборщик налогов, к тому же заключённый в тюрьму? Да и вообще, что означает любая шутка? Неужто во всякой насмешке есть только негативная установка? Ясно одно: я ещё не встречал книги, которая содержала бы в себе такое количество символизма, знаменующего смысл человеческой жизни. И наоборот, мне не попадалось ни одного сочинения, которое бы заключало в себе столь мало ключей, пригодных для его истолкования.
Посмотрим правде в глаза: «Дон Кихот» — нечто двусмысленное. Все дифирамбы, пропетые в его честь, — не что иное, как мыльные пузыри. «Знатоки» «Дон Кихота» и так называемые…
Это первая вышедшая на русском языке книга французского философа Жильбера Симондона (1924-1989), известного в мире созданной им теорией индивидуации, а также изучением проблем взаимосвязи человека и техники. В эту книгу входит две прочитанные им лекции, посвящённые истории философских взглядов на соотношение между людьми и животными, впервые вышедшие во Франции в 2004 г. В поле его внимания - анализ формирования иерархии между человеком и животным и зарождение отношения к животному как к контратипу человека.
Это первая вышедшая на русском языке книга французского философа Жильбера Симондона (1924-1989), известного в мире созданной им теорией индивидуации, а также изучением проблем…
Сборник эссе известного французского поэта-сюрреалиста, посвященных кинематографу, а также художникам - М.Эрнсту, Ман Рэю, Ф.Пикабиа, Ж.Миро, А.Массону, П.Пикассо, Л.Тиханю и др. За исключением двух текстов, ранее переведенных Борисом Дубиным, все эссе публикуются на русском языке впервые. Издание обстоятельно прокомментировано и дополнено библиографией Десноса и хронологическим очерком, содержит более 30 иллюстраций.
Сборник эссе известного французского поэта-сюрреалиста, посвященных кинематографу, а также художникам - М.Эрнсту, Ман Рэю, Ф.Пикабиа, Ж.Миро, А.Массону, П.Пикассо, Л.Тиханю и др.…