
Опубликовано: 12 апреля 2025 г., 00:38 Обновлено: 15 апреля 2025 г., 19:20
41K
Король мелодрамы: знаменитые экранизации пьес Островского
Сегодня исполняется 202 года со дня рождения
— выдающегося драматурга и одного из основателей современного русского театра. Он стал новатором в театральной постановке, выводя на сцену обычных людей в повседневных ситуациях. Каждая реплика героев наполнена глубоким смыслом, а зрители становятся случайными свидетелями происходящего на сцене.Постановки по пьесам Островского и сегодня собирают огромные залы. Однако с развитием киноиндустрии в XX веке многие его произведения были перенесены на экран. Существует множество экранизаций Островского, начиная с 30-х годов прошлого века и до наших дней.
Сегодня мы хотим вспомнить лучшие советские экранизации великого драматурга, которые давно стали классикой мелодрамы.
«Бесприданница», 1936, и «Жестокий романс», 1984
По пьесе «Бесприданница»
«Бесприданница», пожалуй, одна из самых знаменитых пьес Островского, стала источником вдохновения не только для множества театральных режиссеров, но и для киноделов. Советскому и российскому зрителю эта пьеса знакома, в первую очередь, по фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс» 1984 года с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым в главных ролях. Подробнее об этом фильме я уже писала в статье про любимые советские экранизации.
От книги к экрану: шедевры советских экранизаций
В СССР были сняты сотни экранизаций, немалая часть которых стала культовыми. Но в этой статье я хотела бы поделиться личным списком моих любимых экранизаций, а также исследовать, как они представили зрителю атмосферу первоначального произведения. Читать дальше
Но мало кто знает, что в далеком 1936 году режиссер Яков Протазанов снял фильм «Бесприданница», который представляет собой не менее уникальную интерпретацию известной пьесы. Стоит ли смотреть эту картину после «Жестокого романса»? Однозначно, да.
Два этих фильма позволяют сравнить восприятие общества, которое значительно изменилось за последние полвека. То, что было очевидно в 1930-х, сейчас кажется нам устаревшим.
Некоторые критики утверждают, что фильм 1936 года — это точная экранизация пьесы, но, вероятно, они не слишком внимательно ее читали. Начало фильма Протазанова напоминает экранизацию Рязанова. Свадьба старшей сестры проходит не с горским князем, а с богатым стариком, что напоминает картину «Неравный брак» со всеми ее старухами и чиновниками. Затем мы видим Карандышева, который держит венец над женихом.
В фильме Рязанова углы сглажены, а в интерпретации Протазанова Лариса — явная жертва, а все окружающие — ее убийцы. Мы привыкли к тому, что Кнуров и Вожеватов — обаятельные торговцы, с которыми можно «прокатиться в Париж»; Паратов — печально-циничный полубог в белом костюме, а Карандышев — чуть более неприятный двойник Анатолия Ефремовича, знакомого нам клерка.
Харита Игнатьевна кажется почти интеллигентной, просто стесненной в средствах и потому жалкой. Даже пьющий актер по прозвищу Робинзон — вполне обычный человек, ничем не хуже других. И Лариса не кажется забитой и загнанной.
В экранизации 1936 года Лариса — красивая птичка с раненой душой. Нельзя сравнивать Гузееву и Алисову — это совершенно разные персонажи. Нина Алисова играет в стиле Веры Холодной, порывисто и экзальтированно. Она — девушка-романс. Алисова играет именно так. Гораздо более страстно, чем нужно.
Рязанов обеляет, а Протазанов усиливает горе, безысходность и мерзость. Все персонажи ужасны, Паратов — просто подлец с усиками, купцы — бесчувственные животные, а Харита Игнатьевна выглядит настоящей сводней (по манере поведения напоминает «мадам» в некоторых заведениях).
Фильм 1936 года показывает жизнь бедняков, простых людей, в частности бурлаков на Волге (как на известной картине) — они поют протяжную, аутентичную песню. Великолепная сцена! Мелькают нищие, торговки, извозчики.
У Рязанова этого нет, зато есть цыгане и ресторанная обслуга. Это не хорошо и не плохо — в разные времена зрителям нравятся разные моменты и детали. Эти два фильма нужно смотреть вместе — они дополняют друг друга в восприятии пьесы.
«Гроза», 1933
По одноименной пьесе
«Гроза» — пьеса, которая, вероятно, не менее известна, чем «Бесприданница». История ее создания, кстати, весьма любопытна.
В 1856 году Морское министерство организовало Поволжскую этнографическую экспедицию, целью которой было изучение традиций и обычаев коренного населения России. К этой экспедиции присоединился Александр Островский. Путешествие по Волге от Твери до Нижнего Новгорода подарило Островскому вдохновение для создания художественных произведений. Одним из них стала «Гроза».
Существует две версии, откуда Островский черпал вдохновение. Первая основана на истории реальной женщины — Александры Клыковой, жительницы Костромы, которая утопилась в Волге. Вторая версия состоит в том, что прототипом Екатерины литературоведы считают актрису Любовь Павловну Косицкую, в которую был влюблен Островский. Их отношения не могли развиваться, поскольку у каждого была своя семья. При этом Косицкая была родом с Поволжья. А сон Катерины, как утверждают биографы драматурга, это реальный сон актрисы, записанный Островским. Интересно, что именно Любовь Косицкая и стала первой исполнительницей роли Катерины. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.
В СССР «Грозу» экранизировали лишь однажды — в 1933 году. В 2019 году вышла осовремененная версия пьесы, но сегодня мы поговорим о классической экранизации.
Режиссер Владимир Петров собрал в фильме ведущих актеров того времени: Аллу Тарасову в роли Катерины, Варвару Массалитинову — Кабанихи, Михаил Жаров исполнил роль Кудряша.
Сценарий полностью соответствовал тексту пьесы, а костюмы и декорации передавали атмосферу эпохи. Натурные сцены были сняты в Торжке — городе на Волге. Однако современному зрителю может быть трудно воспринимать непривычные кадры и специфическую игру актеров, которые отличаются от более современных кинозвезд.
Создатели фильма вдохновлялись концепцией известного литературного критика XIX века Николая Добролюбова о том, что Катерина — «луч света в темном царстве». Они не только использовали эту идею, но и развили ее до такой степени, что «темное царство» купцов стало мрачным и пугающим.
При просмотре фильма создается впечатление, что Катерина живет в аду. Ее окружение поражает цинизмом, грубостью и пошлостью. Все персонажи, включая Бориса, который в пьесе не такой уж плохой молодой человек, вызывают отторжение. А Кабаниха в интерпретации Петрова становится настоящим тираном, хотя в пьесе она производит менее отталкивающее впечатление. У зрителя может сложиться впечатление, что российская глубинка в середине XIX века была непригодна для жизни нормальных людей.
Создатели фильма не включили в повествование народного умельца Кулигина, который мог бы оживить обстановку и поднять настроение зрителей. Однако эти недостатки можно объяснить временем создания фильма: на дворе был 1933 год, и идеологическая линия партии требовала критики дореволюционных устоев России.
Тем не менее «Гроза» — это качественная экранизация классической пьесы, которая заслуживает внимания.
«Поздняя любовь», 1983
По одноименной пьесе
Любовь — это чувство, которое вдохновляет поэтов и художников, вызывает бурю эмоций и вдохновляет на подвиги. Однако, к сожалению, иногда она становится объектом манипуляций и инструментом для достижения корыстных целей.
В пьесе и фильме «Поздняя любовь», созданных в XIX веке, мы видим, как любовь может быть использована в качестве рычага, приводящего к бесчестию, преступлениям и даже убийству. Эти произведения были написаны в эпоху, когда Россия стремительно развивалась по пути капитализма.
В то время патриархальные отношения между «хозяином» и «работником» претерпевали изменения. Имущественное неравенство усиливалось, а деньги всё больше определяли жизнь общества. Российское сословное общество (дворяне, крестьяне, ремесленники, купцы, чиновники, священнослужители) разделилось на богатых и бедных.
Слова героев пьесы «Поздняя любовь» актуальны и сегодня: «Разве у бедного человека может быть характер?», «Нужда всегда идет рука об руку с пороком», «Живи без претензий — будешь сыт».
Двухсерийная экранизация пьесы получилась великолепной. В фильме режиссера Леонида Пчелкина снялись такие известные актеры, как Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Иннокентий Смоктуновский, Евгения Ханаева и Елена Проклова. Съемки проходили в Ярославле.
В основе сюжета — история о моральном компромиссе: молодой человек Николай Шаблов разорился и должен отправиться в тюрьму за долги. Людмила, уже немолодая девушка, влюбленная в него, готова на всё, чтобы его спасти. В итоге добро побеждает зло, что довольно необычно для произведений Островского.
«Сердце не камень», 1989
По одноименной пьесе
Еще одна экранизация пьесы Александра Островского, режиссером которой вновь выступил Леонид Пчелкин.
Сюжет этой истории не менее запутан, чем у многих других. Богатый купец Потап Потапыч, когда-то женившись на юной девушке, приближается к концу жизни. Ему предстоит решить, кому оставить свое состояние: супруге Вере Филипповне или другим родственникам.
Эти родственники готовы пойти на всё ради наследства и строят козни Вере, но, к счастью, каждый раз их планы рушатся. В фильме молодую и невинную Веру играет Елена Яковлева, а Потапа Потапыча — уже игравший в предыдущей экранизации Иннокентий Смоктуновский. Также в картине снимались Наталья Гундарева, Олег Табаков и Станислав Садальский.
Интересно, что Островский называл свою пьесу комедией. Действительно, некоторые ситуации в ней можно было бы назвать комическими. Однако в целом «Сердце не камень» — это, безусловно, драма. Сильная, глубокая, раскрывающая перед зрителями величие человеческого духа и веры. Режиссер Леонид Пчелкин мастерски справился с этой сложной задачей на экране.
Примечательно, что этот фильм считается одной из последних советских классических экранизаций. Он был снят в 1989 году, когда в стране активно шла перестройка, а всего через два года Советский Союз распался.
«Последняя жертва», 1975
По одноименной пьесе
Экранизация этой пьесы, созданная режиссером Петром Тодоровским, занимает почетное второе место в моем списке любимых фильмов после «Жестокого романса» Эльдара Рязанова.
Исаак Шварц, известный мастер создания атмосферы XIX века, написал музыку для этой экранизации, что уже само по себе интересно.
Главное отличие фильма от пьесы «Сердце не камень» заключается в том, что по замыслу Островского это была комедия. Однако Петр Тодоровский создал не комедию, ведь зачем смеяться над чувствами? Он снял чувственную мелодраму, в которой есть романтика и трагизм. Мне жаль всех персонажей, даже не самую приятную вдову Пивокурову.
В фильме страсти кипят среди героев: Юлия Павловна горячо любит своего избранника, Фрол Федулыч испытывает чувства к Юлии Павловне, вдова Пивокурова намеками и взглядами выражает свою неземную страсть к Дульчину, племянник Прибыткова жаждет красивой жизни, а его дочь Ирина, влюбленная в Дульчина, обещает ему страстную африканскую любовь.
Особенно примечателен диалог между Дульчиным и Ириной. Когда она узнаёт, что Вадим беден, она восклицает: «Какое вы имели право желать страстной любви?» На что он отвечает с грустной усмешкой: «Всякий смертный имеет право желать страстной любви!»
Фильм «Последняя жертва» — это история о любви, которая может быть как счастливой, так и несчастной. В письме к актеру Федору Бурдину драматург писал: «Пишу пьесу, собираю последние силы, чтобы ее закончить. Трогательный драматический сюжет пьесы, в который я погружаюсь всей душой, еще больше расстраивает меня».
Актерский состав только усилил эмоциональность пьесы. Маргарита Володина, которую я всегда ассоциировала с комиссаршей из «Оптимистической трагедии», показала Юлию Павловну — женственную, мягкосердечную и любящую женщину. Увидеть ее в «Последней жертве» стало для меня приятной неожиданностью. Даже не верилось, что женщина-комиссар с военного корабля из фильма Самсона Самсонова могла так сильно перевоплотиться.
Среди других примечательных ролей — обаятельный Олег Стриженов в роли Вадима Дульчина и Михаил Глузский в блестящей роли Фрола Федулича.
«Без вины виноватые», 1945
По одноименной пьесе
Режиссер Владимир Петров, пятикратный лауреат Сталинской премии, был первым, кто экранизировал эту пьесу. Фильм, выпущенный в непростом 1945 году, стал настоящим кассовым хитом — за первый год демонстрации его посмотрели 29 миллионов зрителей.
Сюжет фильма разворачивается вокруг знаменитой актрисы Кручининой, которая соглашается на гастроли в городе, с которым у нее связаны тяжелые воспоминания. Здесь она родилась и выросла, здесь впервые полюбила, но столкнулась с изменой возлюбленного. Он оставил ее с младенцем на руках ради богатой невесты. Елена пережила сильное нервное потрясение, а когда выздоровела, узнала о смерти малыша.
Неожиданно она узнает, что сын выжил, и встречает его уже повзрослевшего, который стал озлобленным от тяжелого детства, юношества и молодости. Он работает актером в местном провинциальном театре и, как и многие другие, злоупотребляет алкоголем.
Фильм «Без вины виноватые» в целом следует сюжету оригинальной пьесы Островского. Основные сюжетные линии и персонажи сохранены, что позволяет передать дух и атмосферу оригинального произведения. Однако, как и в случае с любыми адаптациями, в фильме могут быть некоторые изменения и сокращения, чтобы лучше соответствовать формату кино.
Без преувеличения, эта экранизация считается лучшей версией знаменитой пьесы, хотя в 1985, 2004 и 2008 годах были сняты и другие версии.
Алла Тарасова, сыгравшая главную роль, восхищает пронзительной игрой, приковывающей всё зрительское внимание к себе. Как ее игре аплодировали посетители киношного театра, так и зрители, даже спустя 80 лет, могут приветствовать такую игру только овациями.
«Таланты и поклонники», 1971 и 1973
По одноименной пьесе
Было бы странно, если бы Александр Николаевич Островский, практически основатель того русского театра, который мы любим и почитаем, не писал о своих друзьях-артистах. Пьеса «Таланты и поклонники», подобно «Без вины виноватым», которую мы уже обсудили, раскрывает самые сокровенные тайны, о которых даже не подозревал зритель, пришедший в театр за удовольствием и развлечением. За внешней мишурой и блеском он мог не заметить, насколько глубоки и важны эти мысли.
В Советском Союзе по этой пьесе было создано две экранизации, вышедшие одна за другой:
* Телеверсия спектакля 1971 года, поставленного режиссерами Марией Кнебель и Натальей Зверевой. В основе этой версии лежит одноименная постановка 1969 года Театра имени Маяковского.
* Фильм Исидора Анненского 1973 года, ставший последним в карьере режиссера.
В центре сюжета — драма молодой провинциальной актрисы Александры Негиной, которая под давлением жизненных обстоятельств должна сделать непростой выбор между настоящей любовью и стремлением к самореализации в искусстве.
Поскольку история провинциальной актрисы Негиной хорошо известна, стоит упомянуть о таких явлениях, как режиссерское прочтение пьесы и тщательный подбор актеров. Именно постановщик придает драматургическому произведению ту или иную интонацию, добиваясь от исполнителей максимальной точности. Пьесы Островского очень пластичны, поэтому в разных постановках акценты могут меняться в зависимости от желания режиссера.
Оба фильма хороши, каждый со своими достоинствами и недостатками, и оба заслуживают того, чтобы зрители возвращались к ним снова и снова.
«Женитьба Бальзаминова», 1964
По мотивам трилогии «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки дерутся — чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова», выходившая также под названием «За чем пойдешь, то и найдешь»
В этом списке экранизаций «Женитьба Бальзаминова» — первая, которая была снята по оригинальному комедийному замыслу автора. Хотя сам Островский называл эти пьесы «сценами из московской жизни», а не комедиями.
Достоевский очень высоко оценил «Женитьбу Бальзаминова». В письме Островскому он написал: «Что сказать вам о ваших “сценах“? Я хочу быть совершенно откровенным и честным с вами. Могу сказать только одно: это прекрасно».
Режиссер Константин Воинов мечтал снять фильм по этим пьесам с тех пор, как начал учиться в театральном училище. Он хотел, чтобы главную роль сыграл его друг Георгий Вицин. Но прошло много лет, а воплотить свою идею в жизнь никак не получалось. Когда Воинов написал сценарий по трем пьесам Островского и попытался получить разрешение на съемки, ему отказали.
Пришлось ждать еще десять лет. К тому времени Вицин уже был сильно старше своего героя, и ему пришлось играть 25-летнего Бальзаминова в 45 лет. Но это не помешало создать замечательный фильм. Во многом это заслуга актерского состава. Даже второстепенные роли сыграли известные актеры. В фильме также снялись Нонна Мордюкова, Людмила Гурченко, Людмила Шагалова, Надежда Румянцева, Николай Крючков, Ролан Быков и другие.
Съемки проходили в Суздале — одном из самых кинематографичных городов России. Только в 1964 году там снимали одновременно аж три фильма: «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и «Выстрел» Наума Трахтенберга.
Дом Бальзаминова, где жил герой, на самом деле принадлежал калачнику Федору Фирсову. Сейчас он находится по адресу улица Старая, 13. На фасаде дома есть памятная табличка, которая напоминает о съемках легендарного фильма.
«Красавец-мужчина», 1978
По одноименной пьесе
Пьеса Александра Островского, не самая известная и не самая популярная, если судить по количеству ее постановок на сцене, была написана в 1882 году. В том же году состоялась премьера спектакля в Малом театре. Критики единодушно признали пьесу слабой, и в последующие 35 лет ее показывали всего 39 раз — это крайне мало для драматурга такого уровня.
Однако экранизация 1978 года полюбилась зрителям. И это неудивительно: режиссер Маргарита Микаэлян превратила классический материал в настоящий мюзикл, да еще и с участием звездного состава: Марина Неёлова, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Нина Ургант, Лия Ахеджакова, Лев Дуров и Александр Абдулов.
На роль красавчика Аполлона были и другие достойные претенденты, которые сначала согласились на нее, но потом отказались из-за занятости — Михалков, Басилашвили и Миронов. В итоге роль досталась именно Табакову.
Сюжет фильма рассказывает о разоблачении альфонса и негодяя. Аполлон Окаемов прибывает в провинциальный Бряхимов, очаровывает всех вокруг и женится на самой богатой невесте — Зое Васильевне. За время брака Окаемов разоряет свою жену и решает поправить свои дела, женившись на очередной богатой даме. На выходе мы получили замечательный комедийный фильм с совсем уж не комедийной концовкой (по моему скромному мнению).
В заголовке статьи мы сделали акцент именно на мелодрамы, но, учитывая парочку упомянутых комедийных фильмов, закончить хочется чем-то уж совсем светлым и прекрасным. Да, наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о сказках.
«Снегурочка», 1968, и «Весенняя сказка», 1971
По пьесе «Снегурочка»
Возможно, для кого-то это станет открытием, но это тоже Островский! Разнообразие стилей и сюжетов лишь подчеркивает мастерство этого великого драматурга.
Пьеса «Снегурочка», написанная в стихотворной форме, была создана Островским по заказу комиссии московских императорских театров. В 1873 году Малый театр закрылся на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Руководство приняло решение поставить «спектакль-феерию», в котором были задействованы три труппы: драматическая, оперная и балетная. Именно Островский, будучи штатным автором Малого театра, получил этот заказ.
Он начал работу над «Снегурочкой» в начале весны и завершил ее к 31 марта — дню своего 50-летия. В основу сюжета легла народная сказка «Девочка Снегурочка». Музыка была заказана Чайковскому, который тогда был молодым композитором.
Премьера феерии состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра. В прессе появились неоднозначные отзывы о постановке. Некоторые критики были удивлены неожиданной сменой тональности Островского, от которого они ожидали привычной сатиры. Другие же считали, что музыка не сочетается с драматической составляющей сказки.
Однако материал, созданный Островским, оказался поистине неисчерпаемым. В 1881 году Николай Римский-Корсаков написал по пьесе «Снегурочка» собственную оперу. В советское время появились экранизации — как мультипликационные, так и художественные фильмы.
В 1968 году экранизацию «Снегурочки» снял актер Павел Кадочников. Это был его второй фильм в качестве режиссера. Он отнесся к экранизации серьезно, бережно и со всей ответственностью подошел к сценарному материалу и деталям.
Съемки проходили в Костромской области, в окрестностях имения Щелыково, где жил и работал Островский. Символично, что именно там он писал «Снегурочку». На берегу реки Мера была построена целая «деревня берендеев» — декорации получились настолько красивыми, что после завершения съемок их перевезли под Кострому, в парк «Берендеевка». К сожалению, к настоящему времени декорации не сохранились.
Через несколько лет после премьеры «Снегурочки», в 1971 году, вышла «Весенняя сказка» Юрия Цветкова. Это была более легкая и комичная версия истории, рассчитанная в большей степени на детскую аудиторию. В фильме снимались Наталия Богунова, Алексей Катышев, Георгий Вицин и Алексей Смирнов.
Фильмы, снятые по мотивам пьес Островского, демонстрируют, насколько многогранным может быть его творчество на экране. Они могут быть как традиционно драматичными, так и очень смешными, музыкальными и даже сказочными.
Поделитесь в комментариях, какие экранизации пьес Островского вам нравятся больше всего.
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Бомба замедленного действия» Левиафан Марина
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 12
Показать все

Спасибо, много интересного и нового узнал из статьи, особенно о старых постановках.
А какие чудесные лица на фото у актёров и актрис! На Вицина без улыбки невозможно смотреть.
А в конце.. такая идеальная Снегурочка.
У меня в детстве связана маленькая травма с Островским.
Дело в том, что у меня мама - вылитая Лариса Гузеева в молодости, и особенно в Жестоком романсе. Там она - вылитая мама. И причёска и т.д.
Я смотрел этот фильм - в тихом ужасе и с трепетом, поджав коленочки к груди.
Думал: мама от меня скрывает что то? Как так? А эти герои Михалкова и Мягкова..
Я думал: а папа знает про них? Рассказать? Морду же им набьёт.
Думал, как самому с ними разобраться..
А в конце фильма.. рыдал буквально. Не ожидал такого. И потом так радостно было, когда мама пришла с работы!
А я весь бледный, глаза красные, губы синие. Не мальчик, а поломанный светофор в Акапулько...

Если Островский - король мелодрам, то Достоевский - мастер детектива, а Гоголь - признанный хорорщик!

Vladilen_K, Да, уж какие только ярлыки сейчас продвинутые колумнисты на классиков не навешивают... До сих пор в памяти недавняя "поздравительная" статья про Н.В.Гоголя.

В детстве посмотрела по телевизору «Без вины виноватые», 1945. Концовка меня поразила своей мелодраматичностью (хотя я тогда такого слова и не знала). Просто сюжет для индийского кино. От "Талантов и поклонников" 1973 года (тогда же и смотренных) в памяти ничего кроме шляпок и платьев, не осталось... Нежно люблю "Снегурочку" именно 1968 года. Свернутая к тому времени "Оттепель" все-таки оставила на этом фильме свой романтический отпечаток. "Поздняя любовь" и "Сердце не камень", виденные уже на излете совка, оставили какое-то грустное послевкусие... А может это первая любовь так отразилась на восприятии. А еще пока читала статью, в голову пришла мысль о том, что как-то удачно по времени совпали пьесы Островского и "Травиата" Верди (тоже мелодрама из мелодрам). И все это вместе практически сразу после "Весны народов"... Какие иногда странные совпадения случаются. PS Если бы в школе не выносили мозг "лучом света в темном царстве", может, и к "Катерине" у меня был бы живой интерес, а не тихое отвращение

Спасибо за статью. Люблю пьесы Островского. "Жестокий романс" очень хорош, тем более, что там собраны звёзды, которые замечательно играют. Только я с вами не согласна . У Рязанова та же безысходная ситуация. Мужчины - подлецы или дураки. Карандышев злой дурак . А самое главное , никто не любит Ларису.
" Без вины виноватые" мне очень нравился фильм, давно не пересматривала. Но сыграно все замечательно
"Снегурочка" необычайно волшебная постановка. Почти фэнтези.
Другие статьи
-
-
-
-
-
-
14 августа 2024 г.
78K
-
-
-
-
-
-
-
Не согласна с Вашим видением персонажей "Жестокого романса". Карандышев - отвратительное самодовольное ничтожество, некоторые сцены, где он тужится произвести впечатление, больно смотреть. Это концентрированный кринж в те времена, когда это слово еще не было в ходу. Причём он ещё и злое ничтожество от невозможности удовлетворить свое самолюбие. Ничего общего с Новосельцевым ("клерк") - в этом фильме герой Мягкова предельно мерзок. Хотя и жалок, конечно, как жаль любого живого человека в таких обстоятельствах.
Паратов - человек-красный флаг, по которому хорошо видно, что он не умеет любить никого, кроме себя. То, как он наслаждается травлей Карандышева, говорит о его натуре вполне достаточно. В детстве-юности этот персонаж пугал меня, и я не понимала, что в нем нашла главная героиня, кроме нарциссизма и пускания пыли в глаза. Зато была благодарна этому фильму за наглядный материал на тему: каких мужчин следует избегать.
Вожеватов и Кнуров, может быть, и "обаятельные", но в фильме это не их главное качество. "Солидные люди" без сантиментов, "ничего личного, только бизнес", акула с маргариткой в петлице, которая, прежде чем сожрать, выразит тебе соболезнования. Весьма актуальные типажи, на все времена.