Опубликовано: 30 ноября 2024 г., 07:00 Обновлено: 30 ноября 2024 г., 07:00

56K

Страсти-напасти: интимные сцены в классической литературе

Внимание, материал содержит контент 18+

Не каждая птица долетит до середины Днепра, и не каждый писатель сумеет написать о сексе, несмотря на то, что интимная сторона отношений интересует людей из века в век. Табуированность телесной темы, религиозные взгляды, нравственные нормы и стандарты поведения — всё это привело к тому, что о сексе чаще всего пишут или иносказательно, останавливаясь за дверью спальни или на моменте первого поцелуя, или настолько физиологично и анатомически точно, что обычный роман меняет жанр на эротический.

Отдельным явлением в литературе стали авторы коммерческих любовных романов, использующие напыщенные эвфемизмы из разряда «копье страсти», «любовные соки» и прочие нелепицы, описывая сексуальные переживания своих девственных и дерзких героинь с опытными соблазнителями так, что некоторые читатели начинают верить в чудеса перманентного экстаза у невинных дев. Вспомните, когда вы в последний раз читали в книге описание интимной близости, от которого не хотелось бы зевнуть, рассмеяться или перевернуть страницу? Речь не о произведениях сугубо пикантного жанра, а о романах, в которых герои живут обычной жизнью, неотъемлемой и важной частью которой является секс.

Неудачные, пошлые, занудные и абсурдные горячие сцены в книгах стали настолько заметным явлением, что в 1993 году возникла премия «Плохой секс в художественной литературе» (вручается британским журналом Literary Review), лауреатами которой становятся авторы самых отвратительных сексуальных сцен в хороших романах. Как говорил Джулиан Барнс на одном из публичных выступлений: «При создании постельных сцен писатели, возможно, испытывают чувство неловкости, боясь, что читатели решат, будто описанный половой акт имел место в жизни самого автора, и полагают, что лучше всего этот страх можно скрыть за юмористическим подходом к делу».

Мне пришлось потрудиться, чтобы привести несколько примеров из знаменитых произведений классической литературы, в которых, на мой взгляд, авторы не пересекают тонкую грань между пошлостью и чувственностью, сентиментальностью и холодным взором гинеколога. Итак, классики, которые сумели найти нужные слова для разговора «про это».

Дэвид Лоуренс «Любовник Леди Чаттерлей»

Помимо очень откровенных для времени издания романа сцен, из-за которых автор столкнулся с проблемами цензуры при публикации романа, Лоуренс в некоторых местах пронзительно описывает ощущения и чувства своих героев: «Внезапно нежное и сильное содрогание коснулось святая святых ее плоти. Крещендо разрешилось, и она исчезла. Исчезла и родилась заново — женщиной! Как это было прекрасно! Возвращение к жизни не стерло в памяти только что пережитого чуда. Исходя любовью к чужому мужчине, она не замечала, как таинственный гость уходит от нее. После столь мощно явленной силы он уходил кротко, неосязаемо. А когда совсем исчез, из груди ее вырвался горестный крик утраты».

Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Роман отличается достоверностью исторического фона, и не менее правдоподобна Митчелл и в том, как развивается чувственность Скарлетт О’Хара по мере ее взросления. Первый брак был слишком ранним, и мимолетная близость с Чарльзом Гамильтоном не смогла разбудить в молодой девушке страсть. Второй брак с Фрэнком Кеннеди, к которому она не испытывала никакого влечения, вызывал в Скарлетт неприязнь к «супружескому долгу» и «странным прихотям мужчин». И только в замужестве с Реттом Батлером, будучи взрослой женщиной и матерью двоих детей, Скарлетт открыла для себя и страсть, и наслаждение, и удовлетворение от физической близости с мужчиной. «А потом она почувствовала его руки вокруг своей талии, вокруг своих плеч, ощутила твердые мускулы его бедер, и пуговицы его сюртука впились ей в грудь. Жаркая, тревожная волна поднялась со дна ее души, сметая всё, заставляя забыть, где она и что с ней происходит». Вполне целомудренно, но очень красноречиво.

Франсуаза Саган «Здравствуй, грусть»

Изящная проза Саган не претендует на место среди мастодонтов классики, но в чём не откажешь француженке, так это в умении передать атмосферу и настроение: «Он всегда нагонял меня неподалеку от дома, с победным кличем бросался на меня, валил на усыпанную хвойными иглами землю, скручивал руки и целовал. Я и сейчас еще помню вкус этих задыхающихся, бесплодных поцелуев и как стучало сердце Сирила у моего сердца в унисон с волной, плещущей о песок… Раз, два, три, четыре — стучало сердце, и на песке тихо плескалось море-раз, два, три… Раз — он начинал дышать ровнее, поцелуи становились уверенней, настойчивей, я больше не слышала плеска моря, и в ушах отдавались только быстрые, непрерывные толчки моей собственной крови».

Эмиль Золя «Жерминаль»

О любви на фоне неотвратимой смерти: «В безотчетном порыве она бросилась ему на шею, сама искала его губы, прильнула к ним поцелуем в самозабвенной страсти. Мрак сменился для нее светом, она смеялась воркующим смехом влюбленной женщины. Этьен затрепетал, почувствовав, как она приникла к нему, почти нагая, едва прикрытая лохмотьями, и в пробудившемся желании сжал ее в объятиях. Пришла для них ночь любви в глубине этой могилы, где брачным ложем служил им слой грязи; они не хотели умереть, не получив своей доли счастья, они упорно хотели жить и в последний миг зачать новую жизнь. В ночь отчаяния, перед лицом смерти они познали исступление любви». Несмотря на иронию А. П. Чехова , когда он в письме к Суворину упоминает новый роман «Нана» , посмеиваясь над писателями, красочно рассказывающими о 33 способах «употреблять» женщин, Эмиль Золя умело соблюдает грань между страстью, эротизмом и пошлостью в своих романах.

o-o.jpeg 50 оттенков гордости и предубеждения: как развивался жанр любовного романа
Во время спора с коллегой я то и дело пыталась добиться от нее ответа: чем же так плохи современные любовные романы? Но так и не смогла вытянуть из нее исчерпывающий и логичный ответ, кроме того, что «это грязно, это неприлично, это деградация, об этом не говорят в нормальных книгах». Как-то неубедительно, не правда ли? Читать дальше

Иван Бунин «Темные аллеи»

Среди русских авторов, наверное, самыми откровенными для своего времени были рассказы Ивана Бунина , изданные в сборнике «Темные аллеи» . Проза Бунина наполнена нежностью, телесностью, страстью, при этом писатель успешно избегал дословных описаний секса, позволяя опыту и воображению читателей дорисовать недостающие детали. «Митина любовь»: «Душа Кати или тело доводило его почти до обморока, до какого-то предсмертного блаженства, когда он расстегивал ее кофточку и целовал ее грудь, райски прелестную и девственную, раскрытую с какой-то душу потрясающей покорностью, бесстыдностью чистейшей невинности?»

До Бунина в русской классике не было таких героинь — проявляющих инициативу и не испытывающих чувства вины за грехопадение. «Таня»: «Он нашел ее мокрые от радостных слез губы и, остановив лошадь, долго не мог оторваться от них. Потом, как слепой, не видя ни зги в тумане и мраке, вышел из шарабана, бросил чуйку на землю и потянул ее к себе за рукав. Всё сразу поняв, она тотчас соскочила к нему и, с быстрой заботливостью подняв весь свой заветный наряд, новое платье и юбку, ощупью легла на чуйку, навеки отдавая ему не только все свое тело, теперь уже полную собственность его, но и всю свою душу».

Александр Куприн «Яма»

Современник Бунина Александр Куприн , помимо публицистической в своем роде «Ямы» , где он препарирует публичные дома и показывает без купюр быт и нравы обитательниц и их клиентов, описывает эмоции проститутки в повести «Штабс-капитан Рыбников» , когда она проводит ночь с японским шпионом: «Но этот маленький пожилой офицер производил какое-то особенное, новое, привлекательное впечатление. Все движения его отличались тихой и вкрадчивой осторожностью. Его ласки, поцелуи и прикосновения были невиданно нежны. И между тем он незаметно окружал ее той нервной атмосферой истинной, напряженной, звериной страсти, которая даже на расстоянии, даже против воли, волнует чувственность женщины, делает ее послушной, подчиняет ее желаниям самца».

В исполненной восточной неги «Суламифи» Куприн описывает первый взгляд царя на девушку, когда Суламифь стоит перед Соломоном, и порыв ветра заставляет ткань ее платья приникнуть к телу: «Он отметил ее маленькие, круглые, крепкие груди, круглый, как чаша, девический живот и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам».

Анатолий Иванов «Вечный зов»

Советские классики, несмотря на плотную пелену цензуры, тоже находили способ передать страсть и взаимное притяжение своих героев. Роман Анатолия Иванова «Вечный зов» о благородстве и подлости, о революции и великих испытаниях военных лет, и на этом историческом фоне помимо борьбы идей и мировоззрений, разворачивается жизнь обитателей сибирской глубинки, обуреваемых разными страстями. И самая пагубная взаимная тяга, чуть не разрушившая жизнь нескольких человек, настигает Федора и Анфису еще в юности и длится долгие годы. Иванов, как и многие авторы, избегает дословных описаний и деталей, но несколькими меткими предложениями описывает встречи этой пары так, что не возникает сомнений, насколько Анфиса была одержима своим любовником.

Михаил Шолохов «Тихий Дон»

Один из самых знаменитых советских романов, удостоенный Нобелевской премии, — «Тихий Дон» Михаила Шолохова рассказывает о казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Вот где поистине кипят вулканы страстей: темпераментные казаки и казачки не боятся ни пролить кровь, ни бросить вызов общественному мнению, уступая всепоглощающему желанию быть вместе. Несмотря на то, что «Тихий Дон» кипит, как огромный котел, наполненный смертью и сексом, Шолохов избегает подробных описаний интимных свиданий, а сцена первой близости Аксиньи Астаховой и Григория Мелехова в полной мере дает понять, какой накал страстей и томительного ожидания испытывали влюбленные: «От арбы оторвалась серая укутанная фигура и зигзагами медленно двинулась к Григорию. Не доходя два-три шага, остановилась. Аксинья. Она. Гулко и дробно сдвоило у Григория сердце; приседая, шагнул вперед, откинув полу зипуна, прижал к себе послушную, полыхающую жаром. У нее подгибались в коленях ноги, дрожала вся, сотрясаясь, вызванивая зубами. Рывком кинул ее Григорий на руки — так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу, — путаясь в полах распахнутого зипуна, задыхаясь, пошел». Вот уж где нет места расхожим штампам и «ванильным» описаниям.

В сети прочитала в обсуждении темы эротики в романах наших классиков любопытное мнение о том, что без цензуры, которую были вынуждены обходить писатели во все времена, мы бы не прочитали таких глубоких произведений, как романы Достоевского и Толстого . Избыточность и насыщенность современной прозы сексом и прочими проявлениями телесности, до сих пор вызывающими некоторую неловкость у читателя, зачастую не способ полнее передать переживания и мировоззрение героев, а несложный писательский прием в попытке объяснить читателю всё происходящее с точки зрения «натуры», — просто и незатейливо, а также привлечь больше внимания к книге. Хотя кого сейчас может удивить обилие интимных подробностей взаимоотношений между героями и физиологические детали их жизни?

И всё же отдаю дань мастерам слова, которые, не избегая непростых тем, обладают талантом канатоходца, проходя над пропастью пошлости, механичности и медицинской терминологии, в описании тех граней любовных отношений, без которых эти самые отношения невозможны.

Текст: колумнист LiveLib Юлия Лебедева

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

164 понравилось

Читайте также

Комментарии 15

Интеоесно было бы откопать первый секс в русской литературе.
Разумеется, он был бы спиритуалистическим и тайным.
Например, момент в повести Гоголя - Вий, когда ведьсочка оседлала Хому Брута и летала на нём.
У Куприна в Олесе, к удивлению обнарудил чудесное описание секса, но.. с пришвинской ноткой природы.
Бунин в этом тоже был мастер. Так описать секс, что не каждый читатель поймёт, что это был секс.
Например описывая мягкие шаги за дверью, в коридоре..
У Цветаевой есть стихи, которые в эмиграции заклеймили порнографическими.
У Андоея Платонова, к слову, очень много эроса. Причём не только женщины и мужчины, но и мужчины с жизнью. Но.. там не совмем ясно кто кого.
И Набокова нашего забыли, да.

P.s. про любовные соки как то обидно.
Это не пошлое ,'копьё страсти'.
Может чуточку старомодно и галантно даже, но верно по сути и мило.

И не совсем верно, что ло Бунина не было героинь с инициативой.
А Катенька в Леди Макбет Мценского уезда, Лескова?
А Наташа Ростова? Просто Толстой не всё описывал..

В подборке как раз и видно очень хорошо, что прежде всего автором описываются чувства, потом ощущения и слегка действие.
Современники же придают большое значение именно действию, потом ощущениям и практически никогда чувствам.
Классика ценна тем, что в любой сфере жизни открывает вопрос «почему» герои поступают так, а не иначе, что их сподвигло на определенные поступки, их мысли, чувства перед решающим шагом. Это не обошло и интимную сферу. Само же действие не столь уж важно. Кстати, это касается не только секса, но и, например, смерти.
Современный мир наоборот стремиться знать «как», поэтому описывается именно физиология. Иногда красиво оформленная словами в любовных романах, иногда вывернутая всем своим неприглядным животным нутром в современных романах или детективах.
И даже если тот же Несбе всю книгу ищет выяснения причины «почему» насильник поступил так, то в сценах секса все равно показательно препарирует физиологию.
Сцены же плотской любви, например, в фэнтези, как и написал автор статьи, действительно портят книгу. Настолько они выбиваются из общего повествования, что в какой-то момент пробегаешь их по диагонали в целях экономии времени.
Есть еще отдельный жанр эротики. А он уже выпадает из списка за то, что автор хоть и наиболее удачно описывает интимные действия, без странных завуалированных выражений, более прямо, но и в тоже время относительно не пошло, но куда-то полностью исчезает ценность сюжета. Сюжет становится настолько примитивным, что книга перестает быть художественным произведением.

Неглубоко совсем копнули, по верхам. Недавно прочитала Ланьлинский Насмешник - Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе. В 4 томах (комплект из 4 книг) - 17й век, а уж там эротика... 50 ОС могут почтительно подержать все нефритовые жезлы. Ну и в конце 18го века невероятной эротикой, просто 40+, считался Мэтью Г. Льюис - Монах . При том, что там "Мелькнула обнажённая грудь" - и все, конец главы. Во все времена авторы потихоньку раздвигали границы дозволенного, а потом это уже становилось наивным и милым. Мопассан не прозвучал как-то, хотя всегда слыл...

Баню Толстого читали? Порно чистой воды

Lemmati, впервые услышал об этом рассказе и удивился - на Льва Николаевича вроде не очень похоже. Оказалось, это другой Толстой :)

Порно чистой воды

Таки да :)

В Романе с кокаином Агеева тоже есть моменты

И не закончила она еще своих слов, как явилась везирша и с нею судья и свидетели, и когда они пришли (а все это были старухи, с волосами, раопущенными по плечам, величественные и достойные) и предстали перед царицей, она велела им заключить ее брачный договор, и ее выдали замуж за юношу. И царица устроила пиры и собрала воинов, и когда поели и попили, юноша вошел к ней и нашел ее невинной и девственной. Он уничтожил се девственность и прожил с нею семь лет в сладостнейшей, приятнейшей, счастливейшей и прекраснейшей жизни.

Это "1001 ночь", если чё.

А вот современный автор:

Уильям смотрел на рубец несколько мгновений, а затем наклонил голову – инстинктивно, не задумываясь о том, можно или нельзя, – и прижался к нему губами. Сабина вздрогнула, шумно, будто растерянно выдохнула и схватила его лицо в ладони, вынуждая поднять голову и посмотреть ей в глаза.
Как они добрались до постели в алькове, Уильям не помнил совершенно. Но помнил, как она схватилась за узел перевязи, торопливо распутывая его, и меч с глухим стуком упал прямо на пол. Как блестел при свече черный шелк, соскальзывая с едва прикрытой камизой груди и сбиваясь вверх до самой талии. Помнил, как она дрожала, неловко пытаясь прикрыть руками видневшиеся под платьем шрамы, и как он целовал рассекавшие смуглое бедро рваные светлые полосы. И как она вздрогнула от прикосновения между ног, зажмурилась, выдохнув сквозь приоткрытые губы, и впервые застонала.
Ничего прекраснее он прежде не видел.

Атенаис Мерсье "Железный Маршал"
Там, впрочем, есть большая разница между терминами "тащить в постель" и "трахаться". Как между трахом и затрахом.

Баркова ещё вспоминаю. Тоже классик.
Ну и ещё писали стихи для взрослых.

PrekrasnayaNeznakomka, "Но с тех пор в душе покоя нет,
И от переживания такого
Как-то мне приснился Афанасий Фет,
Бьющий Иван Семёныча Баркова.
Он лупил его кастетом,
Приговаривал при этом:
«Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что воспитанным поэтам
Выражаться не пристало!»
А Барков просил прощенья,
Сжёг поэму про Луку.
Вот такое вот знаменье
Мне приснилось, дураку." (С)
)))))))

Vladislava_M, Я пришел к тебе с приветом, топором и пистолетом.)))

О жестоких играх на '''мужских нервах немного с другого ракурса или фокуса ...выберите по себе Как раз в этом Октябре была подобная Сцена у меня ....И незнаю почему ,но чуйка моя почему то мне подсказывает что это в том числе из-за моего халата кимоно ,по опеке мужчина в прямом смысле этого Слова взял и бросился на меня : сейчас мне смешно но тогда было не очень ...и это мягко сказано ...То есть это именно грань и не то что тонкая а тончайшая ...
У меня все закончилось его госпитализацией но Шутить с подобными вещами никому не советую...Конечно синяки у меня были но его остановила дословно одна единственная моя фраза сказанная абсолютно спокойным голосом : '''Александр Степанович за что Вы меня бьете..... Всё.. .Такое бывает ...К сожалению заканчивается иногда Трагедией...Особенно если люди публичны в смысле знамениты ...Я в частности о этой актрисе французской и венгерском рок музыканте...Это очень тонкие струны и перед нами Незнакомцы ...когда мы начинаем это понимать только тогда опасность попадания в подобные Ситуации потихоньку начинает минимизироваться...Мы не можем ручаться за человека в целом за любого человека ,а тем более партнёра....

Помнится эти произведения ещё в школе изучали - какие до 18 лет?

За заборе войсковой части было написано: "Устав - это книга о сексе. В нём нет ни слова эротики, зато имеют на каждой странице!"
Немного изменила текст, но думаю, что все поняли)))

Другие статьи

164 понравилось 15 комментариев 73 добавить в избранное 11 поделиться