Моя оценка

XX. y?zyılın en ?nemli ?ekoslovak yazarlarından biri olan Karel Čapek, R.U.R. (Rossum’un Evrensel Robotları) adlı bu tiyatro oyununda yaygın kullanımı ile “robot” kavramını ortaya atan kişi olarak bilinir. İnsanların, tanrıcılık oynayarak kendilerine hizmet etmesi i?in yarattıkları robotlar, kendi h?kimiyetlerini ilan ederek onların yerini almak istemiş ve insan hırsının ve kibrinin bir sembol? olmuşlardır. 1. ROBOT: “Bayım, hayatı nasıl muhafaza ederiz s?yleyin.” ALQUIST: “S?yledim, insanları bulmanız gerektiğini s?yledim. Sadece insanlar ?reyip hayatı yenileyebilirler. Eskiden olan her şeyi geri getirebilirler. Robotlar, Tanrı aşkına size yalvarıyorum, onları arayın!” 3. ROBOT: “Her yeri aradık bayım. Hi? insan yok.” ALQUIST: “Onları neden yok ettiniz!” 1. ROBOT: “Biz, insanlar gibi olmak istedik. Biz insan olmak istedik.” RADIUS: “Yaşamak istedik. Biz daha becerikliyiz. Her şeyi ?ğrendik. Her şeyi becerebiliyoruz.”

Получить эту книгу или продать свою

Перейти
  • Дополнительная информация о произведении

    Форма: пьеса

    Оригинальное название: R.U.R.

    Дата написания: 1920

  • Жанры
  • Интересные факты

    Результатом создания «R.U.R.» стала популяризация термина «робот». На чешском языке слово robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина» (ср. болг. роб «раб»).

    Этой пьесой драматург первым открыл очень популярную в мировом искусстве ХХ века тему – взаимоотношения человека и машины, выход последней из под контроля своего создателя, бунт машин.

    После экранизации этой пьесы и показа фильма в СССР слово «робот» вошло в русский язык в качестве названия для машины, подобной человеку и выполняющей за него работу.

  • История

    Пьеса «RUR», принесшая Чапеку мировую известность, создавалась весной 1920 года. В ноябре 1920 г. вышла отдельной книгой в издательстве «Авентинум». 2 января 1921 г. ее поставила любительская труппа в Градце Кралове. 25 января того же года состоялась премьера пьесы в пражском Национальном театре.

    В 1923 году пьеса была переведена с чешского на английский Полом Селвером (Paul Selver), и адаптирована для английской сцены Найджелом Плейфейером (Nigel Playfair).

  • Сюжет

    Елена Глори, дочь президента крупной промышленной державы, приезжает на остров, на фабрику Универсальных Роботов Россума. Здесь она встречается с Домином, директором R.U.R., который рассказывает ей историю компании, начинающуюся с ученого Россума-старшего, который когда-то поставил своей целью опровергнуть существование Бога путём создания искусственных людей. Россум-младший отбросил такую философию, и начал производить на заводе упрощённых человекоподобных существ для работы, что и открыло нынешнюю технологию создания роботов (существ, строение тела и разума которых выверено годами экспериментов — ничего лишнего: ни чувств, ни желаний, ни потребностей — одни только знания и умения) и основы экономики, образующей спрос на рабочую силу. Домин демонстрирует Елене пример робота — свою секретаршу, которая столь искусно знает свою работу, что кажется ей обманом — человеком в обличье робота. Затем Елена встречается с немногочисленными основателями фабрики, принимая на этот раз людей за роботов — и долго рассказывает им о том, что она представитель Лиги Человечности, организации по правам человека, цель которой — «освободить» роботов от угнетения со стороны человечества. После выяснения недоразумения и экскурсии по цехам фабрики следует объяснение главных героев — Домин и Елена вскоре обручаются.

    Первый акт

    События, происходящие по прошествии десяти лет: Мечты Домина освободить человека от унизительного труда, создать ему обстановку безграничного благополучия осуществились — на Земле царит мир изобилия (товары и продукты питания в избытке производят роботы) и беззаботности.

    Елена и её няня Нана обсуждают происходящее в мире, Елена ощущает нарастающее беспокойство — она чувствует нарастающий в мире кризис человечества: в руки ей попадает газета с заметкой, где говорится о том, что за последнюю неделю на Земле не родилось ни одного человека. Природа перестала восполнять человечество. Восьми с лишним миллиардов ей вполне хватило. Между тем продолжают поступать данные о спонтанных «мутациях» среди роботов — единицы из них словно эволюционируют до человека, начинают бунтовать. По правилам такие роботы подлежат уничтожению, однако Елена отменяет решение относительно взбунтовавшегося любимца — экспериментального робота Радия. Доктор Гел — руководитель процесса оживления роботов на производстве — также описывает экспериментального робота-девушку, которую также зовут Елена. В тайне от всех Елена Глори сжигает секретную формулу создания роботов. Вскоре люди узнают о том, что роботы во всем мире восстали.

    Второй акт

    На протяжении второго акта роботы под руководством робота Радия осаждают фабрику. Домин, его помощники и Елена в осаде. Последним рубежом остается ограда, находящаяся под напряжением. Однако все понимают, что осталось недолго — цех по выработке электричества находится в зоне досягаемости захватчиков. После предложения продать восставшим формулу изготовления роботов, Елена признается в том, что сожгла все рукописи Россума-старшего, содержащие формулу. Все оплакивают крах цивилизации, в то время как роботы штурмуют фабрику и рано или поздно убивают всех, кроме архитектора Алквиста (его пощадили, потому что он, по словам роботов, «работает руками, словно сам — робот»).

    Третий акт

    Прошли годы и все люди были истреблены правительством роботов. Алквист, единственный на Земле оставшийся в живых человек, должен восстановить формулу, чтобы продолжить создание роботов. Без неё из цехов выходят лишь бездушные груды мяса и костей. Однако он архитектор, и поэтому не может преуспеть в порученном ему проекте. Чиновники из правительства роботов обращаются к Алквисту и вначале приказывают, а затем умоляют его закончить формулу. Алквист и сам бы рад это сделать, но не может. Он уже очень стар и разочарован в себе, его угнетает само существование. В ответ он умоляет роботов прочесать Землю и привести ему хоть одного уцелевшего человека. Однако поздно. Таких нет.

    В отчаянии Алквист хочет вскрыть живых роботов, чтобы понять, как оживить вновь созданных, и выбор его падает сначала на робота Примуса, затем на Елену — ту самую, что была создана по подобию Елены Глори. Однако происходит чудо, и роботы Примус и Елена начинают защищать друг друга от смерти, предлагая каждый себя в обмен на другого.

    Вдруг Алквист понимает, что это — любовь, а они — вновь рожденные Адам и Ева среди роботов.

  • Ссылки
  • Издания и произведения

Лучшая рецензия

Смотреть 16
danka

danka

Рецензии

300

Карель Чапек - R.U.R.
4.5

Удивительно, как похожи друг на друга произведения, в которых действуют роботы! Читаешь ли классическую пьесу 20-х годов, роман-антиутопию или ультрасовременную социальную фантастику - везде одни и те же мысли: страх человечества перед чуждым машинным разумом и попытка найти место иного разума в жизни людей. Роботы, киборги, андроиды - сначала люди в восторге от того, что кто-то другой будет отныне выполнять их повседневную работу, но потом эта эйфория сменяется легкой оторопью, затем - отвращением и ужасом, а затем людям приходится спасаться бегством или договариваться с искусственным интеллектом. Пожалуй, единственный фантаст, которому удалось избежать в своих произведениях страха перед восстанием машин - это Айзек Азимов со своими счастливо придуманными законами робототехники. И все…

Читать полностью

Лучшая подборка

Смотреть 22
venusinhell

venusinhell

обновлено 10 лет назадПодборки

59K

 - Эпос о ГильгамешеЭрнст Альфред Уоллис Бадж - Египетская книга мертвыхИ. Бегун - Пиркей Авот. Поучения отцов
Профессор Йельского университета (США) Гарольд Блум — заметная фигура в мировом литературном процессе. Его труд "Западный канон" называют гуманитарным прорывом прошлого. Если человек не может охватить и держать в памяти все, что изобрело человечество в области духа, он должен быть по крайней мере знаком с самым…

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги».

Новинки

Смотреть 339

Популярные книги

Смотреть 788