1 июля 2022 г., 18:32
15K
Отголоски «Исчезнувшей»
Даже сейчас, спустя десять лет с момента выхода в свет книги «Исчезнувшая», на книжном рынке психологических триллеров всё ещё разносится многоголосое эхо этой литературной сенсации. Так выдержал ли этот роман проверку временем?
Каждый раз, когда я беру в руки пилотный экземпляр книги, которая вот-вот должна выйти из печати, меня неизменно захлёстывает волна радостного возбуждения, и неважно, что я проделывала такое уже много-много раз. Какое же это волнующее чувство – впервые открывать книгу, ещё не имея ясного представления о том, что скрывается под обложкой, опередив первую волну отзывов или какого-нибудь чересчур восторженного доброжелателя, которому не терпится разболтать все секреты.
Когда в 2011 году ко мне в руки попал такой экземпляр книги Исчезнувшая , я не знала о ней ровным счётом ничего, поэтому меня никак нельзя было заподозрить в предвзятости. Единственное, что мне было известно, так это то, что у писательницы вышло уже два детективных романа. А ещё я внимательно следила за её публикациями, когда она печаталась в журнале "Entertainment Weekly". Но я даже и предположить не могла, что мне предстоит окунуться в идеально сбалансированную и детально проработанную историю в духе телеигры "Он сказал, она сказала", и уж тем более я не была готова к столь смелому сюжетному повороту, который происходит прямо в середине книги и с ног на голову переворачивает всё, что было до этого. Я никогда не читала ничего подобного – ни до, ни после. Хотя даже спустя десять лет после официальной публикации "Исчезнувшей", многие авторы продолжают копировать и её стиль, и тот же самый художественный приём.
Роман "Исчезнувшая" вышел в свет летом 2012 года, и буквально за считанные дни эта неугомонная супружеская парочка – Ник и Эми Данн – сумела очаровать читателей. Супруги ведут повествование по очереди, при этом оба (ко всеобщему изумлению) оказываются ненадёжными рассказчиками, скрывающими кое-какие шокирующие секреты не только от читателей, но и друг от друга. "Исчезнувшая" стала самой настоящей издательской сенсацией: книги разошлись общим тиражом в шесть миллионов экземпляров, и это только в твёрдой обложке. Выход нового тиража, на этот раз в мягкой обложке, состоялся в 2014 году, и совпал по времени с выходом в прокат киноадаптации романа, главные роли в которой исполнили Бен Аффлек и Розамунд Пайк.
По всем законам книжного рынка , коль скоро появилась такая книга как "Исчезнувшая" – подрывающая основы знакомого жанра и достигшая при этом большого коммерческого успеха, – в самое ближайшее время можно ожидать появления огромного количества её бледных копий. В том же 2012 году вышло ещё несколько прорывных книг, которым тоже грех жаловаться на недостаток всевозможных подражаний: книга Пятьдесят оттенков серого породила нескончаемую вереницу историй о миллиардерах, "которые любят кого-нибудь отшлёпать", а после выхода Голодных игр молодёжный сегмент книжного рынка наводнили незрелые антиутопические бредни, пусть даже и с вполне милыми романтическими сюжетными линиями. Но в отличие от них, невероятный успех "Исчезнувшей" привёл к появлению совершенно нового поджанра криминальной литературы, который на протяжении последнего десятилетия уверенно лидирует в списках бестселлеров, и нет даже намёка на то, что это когда-нибудь закончится.
Роман "Исчезнувшая", потеснив собой полицейские боевики и "сыщицкие" детективные романы, положил начало настоящему книжному буму и создал повышенный спрос на так называемый "бытовой саспенс" – жанр, в котором основное внимание уделяется межличностным (прежде всего семейным) тайнам. Этот жанр существует с незапамятных времён, а благодаря таким авторам, как
и он начал набирать популярность ещё в прошлом веке. Но за минувшее десятилетие фраза «для фанатов "Исчезнувшей"» стала неким эвфемизмом, означающим вполне определённую разновидность психологического триллера.Современный бытовой саспенс предназначен большей частью для женщин (это уж как водится) и преподносится как некая окутанная тайной, головокружительная и увлекательная история в духе американских горок, в которой ключевая роль отводится антигероине (в кои-то веки) или в крайнем случае – главному герою, определяющей характеристикой которого является отнюдь не "человек, внушающий симпатию". В надежде получить удовольствие от процесса разгадывания того, что же произошло на самом деле, читатели рассчитывают на встречу с ненадёжным рассказчиком и хотят быть уверены, что история будет изобиловать неожиданными сюжетными поворотами – чем круче, тем лучше. Многие из этих книг действительно великолепны и причислять их к феномену "Исчезнувшей" было бы, по меньшей мере, совершенно несправедливо, и это делается лишь с целью упрощения продаж (не пропустите таких авторов, как
и ). Однако большая часть всех этих сочинений представляет собой откровенное клонирование – такое ощущение, что авторы списывали их друг у друга сидя в одной совещательной комнате.Попытки воссоздать острые ощущения, похожие на те, чтое испытывал читатель во время чтения первоисточника, привели к постепенному снижению эффекта: в клонах "Исчезнувшей" героини становятся всё более одномерными, а мораль – всё менее сложной, и не спасают даже сюжетные повороты, становящиеся всё более и более безумными (в ход пошла тяжёлая артиллерия: астральная проекция, неспособность различать и/или запоминать лица и даже... тройняшки). Мыльный привкус таких книг (и их экранизаций) даже вдохновил компанию "Netflix" на создание пародии "Женщина в доме напротив девушки в окне". Этот сериал представляет собой мешанину из жанровых клише бытового саспенса, где главная героиня то ли становится, то ли не становится невольной свидетельницей убийства. Роль красивой пьянчужки с трагическим прошлым исполнила Кристен Белл.
Оригинальность – это всегда рискованно. Издателям проще дать читателям то, что они хотят (или думают, что хотят) вместо того, чтобы представить им что-то совершенно новое и позволить самим разобраться со своими впечатлениями. Поскольку издательская индустрия становится всё более и более корпоративной, зачем издателям искать пресловутую самобытность и оригинальность, от которых ещё неизвестно, что ожидать, когда есть множество проверенных схем, позволяющих сделать ставку на выхолощенную версию "литературного тарана".
Сейчас фразу «для фанатов "Исчезнувшей" можно встретить сплошь и рядом. Понятно, что это делается с целью стимулирования продаж, но тогда возникает вопрос: как издательство "Crown" (дочерняя компания "Penguin Random House") продвигало первый тираж этого произведения? В конце концов, когда "Исчезнувшая" только-только появилась в продаже, вряд ли было много тех, кто с нетерпением ожидал появления подобной книги. Я взяла с полки свой экземпляр и убедилась, что на обложке нет никаких сравнений с другими книгами, никаких "рекомендуется к прочтению всем любителям..." или фразы "для фанатов...". Если быть точной, единственная отсылка к другим произведениям содержится лишь в краткой аннотации Адама Росса, автора книги Мистер Арахис , который ссылается на кинематограф и говорит, что эту книгу «можно сравнить с фильмом "Сцены из супружеской жизни", если представить, что его переснял ».
Авторы последовавших за этим рецензий попытались определить место романа "Исчезнувшая" в литературном мире: критик Джанет Маслин в своей ежедневной колонке в "New York Times" высказала своё одобрение в адрес Гиллиан Флинн и сравнила её с Патрицией Хайсмит.
Стивен Кинг пошел ещё дальше: он включил "Исчезнувшую" в список лучших книг 2012 года, составленный им специально для журнала "Entertainment Weekly", добавив, что «сюжет "Исчезнувшей" достоин пера Агаты Кристи». Кинг отметил, что «особая изюминка этой книги состоит в острой наблюдательности писательницы, а также в содержательности её прозы, сопоставимой с богатством прозы
». Ну ничего себе, сравнение с Франзеном! Многие ли книжки из серии "пляжное чтиво" могут похвастаться подобной "путёвкой в жизнь"?Чуть позже, уже у себя в Твиттере, Стивен Кинг посоветовал подписчикам ещё несколько книг, которые, по его мнению, напоминают "Исчезнувшую", тем самым ослабив эффект от своего первоначального хвалебного отзыва. Вот некоторые из его рекомендаций:
– Последний дом на Никчемной улице – сильная вещь. Это самая настоящая нерводробилка, которая до самого конца будет хранить от вас свои крышесносящие секреты. Не читал ничего более захватывающего со времён "Исчезнувшей".
– Если вам понравились "Исчезнувшая" и Девушка в поезде , то вас наверняка заинтересует Вдова .
– Не за горами выход первого выдающегося триллера в этом (2017) году – Последние Девушки . Если вам понравилась "Исчезнувшая", вам понравится и эта вещь.
Это уже явный перебор, но Кинг был далеко не единственным, кто приложил к этому руку.
Даже спустя десять лет с момента появления "Исчезнувшей" этот роман продолжает оставаться критерием оценки новых психологических триллеров. Поиск писем в моём почтовом ящике по ключевому слову "исчезнувшая" выдал более 150-ти результатов, и это только за 2022 год. Самые старые письма – это личная переписка и почтовая рассылка книжных магазинов, но в основном это коммерческие предложения от пресс-агентов, содержащие рекламные тексты, выдержки из рецензий или авторские аннотации. Приведу их выборочно:
– The Wife Who Knew Too Much – это идеальное сочетание романа "Исчезнувшая"и телесериала "Отыграть назад" с Николь Кидман в главной роли.
– Одним лайком меньше читается как "Исчезнувшая" и даже круче – во всех отношениях. – bookreporter.com
– « No One Will Miss Her – это "Исчезнувшая" для общества, существующего в условиях "гигномики"», – утверждает автор книги Женщина в окне .
– Готовы к ещё одной "Исчезнувшей"? Тогда прочтите этот леденящий душу роман. – журнал "InStyle".
В последнем примере я специально не привожу названия конкретной книги, потому что чего уж там – подобная характеристика подойдёт любой из таких книг.
Поскольку "Исчезнувшая", судя по всему, не собирается уходить с повестки дня, я достала с полки доставшийся мне когда-то экземпляр этого романа и решила проверить, а выдержала ли книга, полюбившаяся мне более десяти лет назад, проверку временем? И я рада сообщить вам, что да, выдержала! Это всё та же невероятно захватывающая история с мастерски выстроенным сюжетом, настолько продуманная по своей структуре, что каждая, казалось бы, незначительная деталь имеет очень важное значение в контексте этой истории. Такое нечасто бывает, когда перевернув последнюю страницу детективного романа, ты думаешь про себя: «Автор ничего не упустил – все узелки завязаны, все "хвостики" надёжно спрятаны». И я отложила книгу, полностью удовлетворённая результатом проверки.
И не просто же так эту книгу сравнивали с произведениями Франзена! "Исчезнувшая" – это нечто большее, чем купленная в аэропорту книга, только чтобы чтобы скоротать время в пути. Это ещё и социальная сатира, едкая пародия на жизнь после ипотечного кризиса 2008 года, когда экономика США находилась в упадке, а в воздухе витало ощущение обречённости. Став жертвами растущей популярности смартфонов и выпусков новостей, транслируемых в круглосуточном режиме, сотрудники глянцевых журналов Ник и Эми попадают под сокращение и лишаются возможности работать в традиционной сфере занятости. В 2022 году это звучит настолько пророчески, что становится даже как-то не по себе.
Когда Ник и Эми, столкнувшись с необходимостью обеспечить уход за больной матерью Ника, переезжают в пригород Карфагена (штат Миссури) из своего элитного жилого района Бруклин-Хайтс, они обнаруживают, что большинство богатых особняков по соседству с их новом домом стоят заброшенными, так как их собственники лишились права выкупа. Крупный торговый центр, который когда-то обеспечивал все потребности этого городка, закрыт и оставлен владельцами, превратившись, по словам Ника, в «два миллиона квадратных футов эха». Это идеальная метафора для описания их брака, который выглядит таким же пустым и безжизненным, как и обувной магазин в торговом центре, где работала мама Ника.
Очень трудно определиться со своим отношением к персонажам Ника и Эми. И тот и другой искусно прорисованы, и тот и другой – одновременно и несостоявшиеся жертвы, и виновники случившегося. С одной стороны, ни один из них как бы не виноват, но с другой стороны – трудно найти оправдание их взаимной нетерпимости и тайной ненависти друг к другу. Оба они производят крайне неприятное впечатление, и в то же самое время – они обаятельны. Так или иначе, наблюдать за ними невероятно интересно. Эти двое стоят друг друга.
Если что и утратило актуальность в романе"Исчезнувшая", так это теория Эми о "классной девчонке". Конечно, на свете есть ещё много женщин, которые ради того, чтобы произвести впечатление на мужчин и расположить их к себе, притворяются более непритязательными, чем они есть на самом деле. Распределение ролей между мужчиной и женщиной – это очень сложная история. А праведное возмущение Эми по поводу бытового сексизма выглядит немного старомодным и даже милым, особенно сейчас, после высказывания Дональда Трампа «хватай их за киску»; после утверждения на должность в Верховном суде США Бретта Кавано – человека, обвинённого в сексуальных домогательствах; после того, как вопрос о нашем праве на физическую неприкосновенность вновь стал предметом обсуждения. На самом деле я уповаю на то, что Эми Эллиот Данн – это только "первая ласточка". Будем надеяться, что в массовой литературе найдётся ещё много места для таких же цельных антигероинь и всех тех, кто не относится к разряду мужчин традиционной ориентации, захлёбывающихся от собственной неуправляемой ярости. К сожалению, подобные демарши против патриархальных традиций до сих пор считаются чем-то вроде "бунта на корабле", даже в тех случаях, когда ситуация принимает опасный оборот.
Перевод: Анастасия Крючкова
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии
Другие статьи
-
16 декабря 2020 г.
2K
Пять отличных психологических триллеров, действие которых происходит в изоляции
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!