17 декабря 2020 г., 20:19

890

Почему всегда трудно писать о сектах и последователях деструктивных культов

47 понравилось 3 комментария 7 добавить в избранное

После 40 лет событий в Джонстауне, автор размышляет об отсутствии сочувствия к людям, вступившим в секту, со стороны тех, кто думает, что они этого никогда не сделают.

Автор: Кортни Саммерс
Перевод: Юлия В.

Вы помните образ мужчины с экрана старенького телевизора в доме бабушки. Вы еще слишком малы, чтобы знать, кто он и что за история кроется за ним, но это фото прочно врезается в вашу память: он улыбается, пряча глаза за стеклами темных очков, тогда как мир позади полыхает огнем.

Большинство из нас убеждены, что никогда не станут членами секты.

Секты проникают в общественное сознание незадолго или в период их распада, и поскольку знакомство с ними случается на этом заключительном этапе, особенно наряду с упоминанием числа жертв, для обычных людей становится невозможным представить себя на месте их приверженцев. Знание трагических последствий, да и сама незамысловатость происходящего добавляет излишнюю агрессию: эти люди отдают себя чему-то Очевидно Очень Плохому.

Они соображали, что делали.

Они должны были соображать, что делали.

* * *


Вы хотите написать свою следующую книгу о секте.

Вы обнаруживаете, что в художественной литературе о сектах осуждения определенного типа удается избежать при помощи усиления симпатических характеристик: персонажей, рожденных в сектантской среде, обстоятельств вне их контроля, отсутствие свободы действия, за которые их трудно винить. Иногда мы наблюдаем за героями после распада секты, когда они размышляют о ситуациях, столь болезненно отдаленных от нашей реальности, что у читателей все больше крепнет уверенность в себе по мере прочтения романа.

Это один способ написания книги.

Ну а как же быть с теми протагонистами, которые выбрали Очевидно Очень Плохое? Теми, которые должны были соображать, что делали. Как заставить читателей по-другому посмотреть на то, что они считают врожденной слабостью, легкомыслием, которые привели сектантов к такому выбору? Трудно понять — не значит невозможно, и эта увлекательная задача для вас.

Проблема, как вы ее видите — это отсутствие сочувствия. Как ее решить? Заполнить пространство словами и наблюдать, как она исчезает.

Легко.

Вы же писатель. Вот то, что нужно сделать.

* * *


Вы собираете информацию. Нексиам (NXIM). «Семья» Мэнсона. Ветвь Давидова. Секта «Небесные врата». Почему-то они все лишены хоть какого-то налета притягательности. Как можно убедительно создать вымышленную секту на основе тех, членом которых вы себя даже представить не можете?

Вы собираете информацию. Вы оказываетесь в затруднении и случайно натыкаетесь на старую, плохого качества любительскую съемку. Вы внезапно ощущаете колючий бабушкин ковер под ногами и фото, такое живое, на весь экран старенького телевизора, на котором мужчина улыбается прямо в камеру, но его глаз не видно.

* * *


42 года назад, 18 ноября 1978 года в джунглях Южной Америки тысяча человек покончили с собой, объединенные в порыве возвеличивания своего революционного лидера. Они покорно выстроились в очередь и один за другим выпили яд в его честь.

(Не так ли?)

Что-то в облике Джима Джонса убеждает вас, что именно в нем кроется откровение. Вы хотите побольше о нем узнать. Священник с копной волос цвета вороньего крыла, рожденный в захолустной Индиане, мальчишкой гонявший по окрестности с дикими собаками, читающий проповеди соседним ребятишкам, так никогда и не избавившийся от своих странностей, но тем не менее умудрившийся возвыситься и устрашить больше, чем кто-нибудь когда-то мог — или хотел себе представить. Они называли его «Отцом».

Тысячи последователей у его ног.

Это вас окрыляет. Ведь именно этим можно определить потенциальную подверженность людей к вступлению в религиозную секту, не правда ли? Харизматичностью их лидеров? Перед вами человек, перед которым трудно устоять.

Если ответ в Джиме Джонсе, то вы можете вплести это в повествование.

Это будет откровением.

* * *


Вы собираете информацию. Вы полностью погружаетесь в изучение биографий, документов, проповедей, интервью, лекций, съемок и пленок, и если закрыть глаза, то можно почти вообразить себе это, величие, ЕГО. . . Но потом перед глазами встает распухший, вонючий труп, гниющий под жарким солнцем Гайаны. Смерти Джонса предшествовало столько абсурдных поступков, что не сосчитать; человек, считавший себя реинкарнацией Иисуса и Ленина, проповедовал о своей жизнесохраняющей сексуальной силе.

Тысяча последователей у его ног?

Проблема с книгой о секте в том, что читатели знают, о чем она, даже если персонажи об этом не подозревают, и в силу этого неоспоримого знания, рассказы о сектах могут начинаться лишь с конца.

Вы и есть проблема, как вы ее видите.

Вы соображаете, что делаете.

Вы всегда будете соображать, что делаете.

Но вы отбрасываете эту мысль и все равно пишете свою книгу, а редактор возвращает ваш первый 400-страничный никудышный черновик, весь исчерканный пометками и вопросами о нем.

* * *


Вы решаете отложить книгу, но даже когда вы принимаете это решение, какая-то часть в вас все еще находится в Джонстауне. Несмотря на все, что вы думаете, вы все знаете, вы наверняка что-то упускаете.

Вы собираете информацию. Вы полностью погружаетесь в изучение биографий, документов, проповедей, интервью, лекций, съемок и пленок, и если закрыть глаза, то можно почти вообразить себе это, величие, ЕГО, но потом на смену ему приходят лица

тысячи последователей у его ног —

Вы понимаете —

Вы знаете многих из них по именам.

* * *


42 года назад конгрессмен Лео Райан вылетел в Гайану расследовать заявления о том, что американских граждан насильно удерживают в джунглях. Они были членами Сельскохозяйственного проекта Народного храма, известного как Джонстаун. Джонстаун должен был стать Землей Обетованной; местом, где люди всех рас и народностей могли бы жить на равных, где бы никто ни в чем не нуждался. Но пошел слушок о пристрастившемся к наркотикам проповеднике, впадающем в паранойю, который принуждает своих последователей к каторжному труду, лишает их полноценного сна, применяет суровые телесные наказания и проводит суицидные тренировки. Он держал их паспорта у себя, в запертом кабинете.

Они не могли уйти.

Они не покорно выстроились в очередь.

Им было некуда идти.

* * *


Из тени Джима Джонса на свет появляются их истории, отстаивающие право на жизнь на фоне омерзительного освещения смертей и то, что они говорят и есть откровение: ни одна история не похожа на другую, но все они правда.

Каждый мог прийти в Народный храм, и каждый считался достойным в жизни Божьей любви, света и признания. Члены секты работали сообща, выполняя заветы в согласии с Евангелием от Матфея 25:35-40, предоставляя еду, кров и заботу всем, кто в этом нуждался. Они протестовали против несправедливости, боролись за гражданские права, жили и дышали во имя высшего блага. Джонс отвечал потребностям каждого члена именно так, как им было нужно, а когда он постепенно занял место Бога вне их досягаемости, медленно отвращая их от цели, многие из его детей стали протягивать руку помощи друг другу.

Иногда вы узнаете себя в ироническом скептицизме одной из жертв, или же в непоколебимой вере кого-то еще, или же в других людях, застрявших где-то посередине. Иногда вы совсем себя не узнаете, и тогда-то и приходит осознание поразительной глубины и невообразимой беспредельности того, с чем вы столкнулись.

Это могло случиться со мной, это могло случиться с вами —

Это могло случиться со мной, потому что я не вы.

Вы сталкиваетесь с коварством двуличия, противоречием и многогранностью сообщества, которое наносит меньший вред, чем внешний мир, и проявляет заботу о тебе внутри той боли, которую же сама и причиняет.

Кто же это не выдержит?

Они думали, что они построят рай на земле.

* * *


В 2003 году, 25 лет спустя на канале NPR транслируется интервью с Лорой Джонстон-Кол, пережившей трагедию Джонстауна. Ведущая Мелисса Блок поначалу показывает свидетельства давно умерших жертв, провозглашающих свою готовность умереть за Джима Джонса.

Она просит Лору объяснить эту позицию.

Мне так нравилось жить в Гайане. . . Действительно нравилось, плачет Лора.

Я должна сказать вам, отвечает ей Блок, что нам сложно примирить эти две вещи: вашу любовь к этому месту и времени со знанием того, что там в результате случилось, а именно самоубийство и убийство одновременно.

Лоре не удается найти убедительный ответ на этот вопрос.

В конце она делает кажущееся почти дежурным заявление о том, как важно не отдаваться целиком кому-то другому.

Этого недостаточно.

Думаю, говорит Блок, люди, слыша это заявление сейчас, могли бы сказать, что к этому выводу можно было бы прийти задолго до 18 ноября 1978 года. Ведь было же кристально ясно, чем все кончится.

* * *


Визит Райана в Джонстаун стал последней каплей. Несколько членов Храма договорились с ним о том, что тот возьмет их с собой обратно, и не в состоянии даже представить себе, что кто-нибудь из его учеников может его оставить, Джонс приказал кучке своих фанатиков атаковать летную полосу, что привело к смерти конгрессмена, трех журналистов и одного перебежчика.

Затем Джонс объявил своим последователям, что пришло время уйти из этого мира.

Некоторые застрелились. Большинство людей были вынуждены выпить «настойку», — смесь цианистого калия и ароматного напитка — как на своих многократных репетициях до этого. Сумасшедший проповедник обманул и убил их, однако, когда вы спрашиваете окружающих, что они знают о Джонстауне, последователей описывают как дурачков, слушающих своего предводителя, вылупив глаза и развесив уши, тысячи жизней обесцениваются до минут, за которые можно рассказать шутку о Кул-эйд (ароматном напитке, входящим в состав ядовитой настойки, которую выпили в Джонстауне — прим. пер.).

Но ведь они же думали, что они построят рай на земле.

* * *


Немногие хотят, чтобы их недостатки становились всеобщим достоянием на страницах книги, если только автор не представил их как нечто достаточно привлекательное и особое. Вам никогда еще не приходилось такого делать. Но вы все равно продолжаете писать самую человечную историю, какую возможно, о секте, предвидя, что уязвимость героев будет понята как слабость, тупость, когда все предостережения были такими ясными, хотя ваша подготовительная работа подтверждает все факты. В какой-то мере, образе или форме все, о чем написано в книге, произошло на самом деле.

Вы обещаете своим читателям откровение, что-то, что может заставить их пересмотреть свои взгляды на самих себя, но секрет заключается в том, что они должны сами хотеть получить это знание.

Быть достаточно смелым, чтобы проигнорировать конец истории и поставить в нее себя с самого начала.

* * *


Большинство людей отказываются верить в то, что они могли бы примкнуть к секте.

* * *


Вы часто задумываетесь о выживших последователях Народного храма и о том, что они надеются остаться в памяти современников не только за то, как все закончилось. Им хочется, чтобы их считали не сектантами, а полноценными личностями с собственными надеждами и планами.

Вы часто задумываетесь о том, как они появляются в прессе год за годом, каждую годовщину, повторно травмируя себя, торгуясь за человеческое отношение, в котором им и давно умершим так долго отказывали из-за страха выбора, на пороге которого стоим все мы.

Вы задумываетесь о все расширяющейся пропасти, о том, что это означает для остальных, и как мало мы знаем.

А там, вдалеке, мужчина улыбается, когда мир позади полыхает огнем, наше отражение в его темных очках, за которыми прячутся его глаза.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

47 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 3

Замечательная статья.
yellowrose , большое спасибо за перевод.

dee_dee, Спасибо за комментарий, очень эмоционально заряженный материал, не могла пропустить

Очень интересная статья, как раз пишу материал о секте. Спасибо за публикацию!