24 сентября 2020 г., 14:29
3K
Ключевой голос феминизма: новая биография Симоны де Бовуар
Некоторые биографии отражают историю жизни человека, словно это расписание движения транспорта. Кейт Киркпатрик, напротив, представляет читателю выразительное изложение жизни и мыслей
— интеллектуальную биографию в лучшем смысле слова. Киркпатрик преследует четкую цель: основываясь на новых материалах — дневниках и письмах — изменить широко распространенное мнение о Бовуар как простой спутнице, музе или даже втором .Хотя это и было непросто, Киркпатрик, преподающая в Оксфордском университете, уже во введении пишет: «Думать о двоих, не думая друг о друге». Но почему в некрологах и памятных посвящениях Сартру — после его смерти в апреле 1980 года — отказались даже от простого упоминания имени Симоны де Бовуар, в то время как все некрологи, опубликованные по случаю уже ее собственной смерти, почти в тот же день шесть лет спустя, наоборот, еще раз подчеркнули исключительную важность личности Сартра? «Монд» разместил сообщение о смерти Бовуар под заголовком: «Её труд: больше популяризации, чем собственных взглядов», да и многие другие средства массовой информации, казалось, хотели посоревноваться друг с другом в пренебрежительных или даже сексистских высказываниях.
От любви к дружбе
Кейт Киркпатрик последовательно избегает какой-либо идеализации Симоны де Бовуар. К примеру, часто упоминаемый «пакт любви» между Бовуар и Сартром традиционно комментируют как обещание привязанности, крайней преданности и искренности, но здесь не стоит забывать и о многочисленных дружественных и любовных связях Бовуар «на стороне»: как с женщинами (Бьянка «Заза» Ламблин (урожденная Бьенфельд, французская писательница), Ольга и Ванда Козакевич (французские театральные актрисы, рожденные в Киеве, студентки Бовуар), Сильвия ле Бон-Бертран де Бовуар (французская писательница и профессор философии, удочеренная Симоной де Бовуар) и Натали Сорокин (француженка, состоящая в романтических отношениях с Бовуар и Сартром), так и с мужчинами (Жак Шампиньёль (двоюродный брат де Бовуар), Жак-Лоран Бост (французский писатель, переводчик, журналист и кинокритик; брат
), (американский прозаик) или Клод Ланцман (французский журналист и кинорежиссёр-документалист)).Такие любовные отношения редко заканчивались разрывом; большинство из них трансформировались в долгосрочную дружескую связь. Единственным исключением был Нельсон Олгрен, который после окончания своей страстной любовной интрижки раскритиковал работы Бовуар, но все же знаменитый философ была похоронена с надетым на палец кольцом, которое когда-то подарил ей именно Олгрен.
Влияние на Сартра
Кейт Киркпатрик не теряется в деталях и анекдотах, а постоянно придерживается связи с произведениями Бовуар. Она [Киркпатрик] подчеркивает, что Бовуар хотела изучать вопрос любви уже в раннем возрасте. Любовь, жизнь, мысль и письмо неразделимы для нее; в эссе 1948 года она пишет: «Каждый жизненный шаг — это философское решение». Следовательно, философские тексты, романы, рассказы, политические комментарии, мемуары, очерки о путешествиях, письма и дневники составляют практически единое целое, а границы между жанрами пересекаются с поразительной легкостью.
Это показывает уже Гостья (фр. «L’Invitée») — первый роман Бовуар, написанный между 1938 и 1941 годом и опубликованный в 1943 году. В нем рассматриваются как центральные темы философии Гегеля, так и автобиографический опыт; роман оказал определенное влияние на труд Сартра Бытие и ничто (фр. «L’Être et le Néant»), написанный несколькими месяцами спустя. Киркпатрик комментирует некоторые совпадения — например, концепцию «недобросовестности» (фр. »mauvaise foi»), неискренности или различие между «быть для себя» и «быть для других», но ввиду продолжительного и критического обмена размышлениями между Бовуар и Сартром считает дискуссию о «краже» мыслей столь же бессмысленной, как и обвинение в том, что Бовуар просто «популяризировала» философию Сартра.
Женщиной не рождаются, ею становятся
За первым романом стремительно последовали еще два: в 1945 году опубликован роман «Чужая кровь» (фр. Le Sang des autres ), в 1984 году экранизированный Клодом Шабролем; в 1946 году — Все люди смертны . В то время как «Чужую кровь» также можно интерпретировать и как роман сопротивления, «Все люди смертны» изображает все более обессмысливающуюся жизнь бессмертного графа Фоска. Возможно, темой бессмертия Бовуар обязана лекциям по роману Орландо .
Во всяком случае, Киркпатрик не один раз упоминает, что Бовуар была вдохновленным читателем Вулф. Так, «Орландо» Вирджинии Вулф сменяет не только века, но и гендер; эту же тему Бовуар исследует в своей влиятельнейшей книге Второй пол , изданной в 1949-м. Сегодня этот текст по праву называют основополагающим в современном феминизме. Он развивает не только – за сорок лет до «Проблем гендера» (англ. Gender Trouble ) ) (1990) — различие между полом и гендером, сообразно часто цитируемой с тех пор фразе «женщиной не рождаются, ею становятся», но и концепцию «отчуждения» — социального исключения людей, воспринимаемых «другими».
Едва ли возможно представить сегодня, сколько яростной и полемической вражды обрушилось на Бовуар; даже поздние ее достижения — как, например, присуждение Гонкуровской премии за написанный в 1954 году роман Мандарины — сопровождались ядовитыми комментариями (сюда же можно отнести публикацию 5 томов ее мемуаров или Старость , опубликованную в 1970-м).
В конце превосходно написанной биографии Кейт Киркпатрик задает вопрос о дальнейшем значении Бовуар — что останется? — и дает некоторые ответы. Определенно, Бовуар остается основоположником феминизма 20 века, выдающимся философом, но не менее важно здесь и то, что ее можно охарактеризовать как многообразное «Становление», чьи взгляды и пища для размышлений будут актуальны еще долгое время.
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 1
Другие статьи
-
21 октября 2021 г.
5K
«Неразлучные»: как был обнаружен давно утерянный любовный роман Симоны де Бовуар
-
18 октября 2020 г.
7K
Стальные яйца феминизма над миром весело звенят, или Весьма политкорректный Дисней!)))
Восхищаюсь этой женщиной