2 августа 2019 г., 18:20

2K

Столетие Айрис Мердок: «Её книги полны страстей и катастроф»

30 понравилось 4 комментария 3 добавить в избранное

Любовь, печаль, страх, похоть, власть... Странные, новаторские романы Мердок переполнены эмоциями. Уже сто лет они вдохновляют поколения новых авторов!

Актуальны ли сегодня тексты Айрис Мёрдок ? Или после высокой планки, заданной в 1978 году получившим Букеровскую премию романом «Море, море» и более поздними работами с большим акцентом на философию, ее работа слишком тесно сплелась с ее биографией? С каруселью любовных отношений, абсурдно запущенным хозяйством и болезнью Альцгеймера, которую воплотили на экране Кейт Уинслет и Джуди Денч в фильме 2001 года? И, как только внимание к ее жизни ослабло, современная художественная литература просто забыла о ней?

картинка PiedBerry
Кейт Уинслет в роли Мёрдок в фильме 2001-го года.
Фото: Buena Vista/PA


Переиздание к столетию автора, показывает, что 26 её романов все еще резонируют с романистами, такими, как Сара Перри, Дейзи Джонсон и Гарт Гринвелл, которые написали предисловия к этим томам. В прошлом году, когда я принимал участие в ежегодном литературном фестивале в Челтнеме, связанным с Букеровской премией, на привычных дебатах в стиле «воздушного шара», в попытках определить возможных победителей во времена, когда фестиваля ещё не было, «Колокол» Мёрдок (1958), отстаиваемый Мадлен Тьен, лишь слегка уступал «И пришло разрушение» Чинуа Ачебе.

«Что мне больше всего нравится в творчестве Мёрдок, так это точность в изображении человеческого опыта в ситуациях, полных страсти и невероятного абсурда, — говорит Софи Ханна, которая написала введение к переизданию романа Мёрдок 1973 года "Черный принц". — Люди влюбляются и расстаются друг с другом с головокружительной скоростью, ведут себя самым недостойным и нелепым образом по причинам настолько несущественным или глубоко личным, что трудно отождествить себя с ними, если ты не воспринимаешь себя точно таким же смешным и переменчивым, как, например, я. Ее персонажи говорят так, как говорили бы все мы, если бы не чувствовали себя обязанными скрывать свое истинное, нестабильное психическое состояние под маской нормальности».

Для Шарлотты Мендельсон, написавшей предисловие к «Под сетью» (1954), романы Мёрдок «содержат что-то для каждого, потому что она понимала нашу тайную жизнь: влюбленность не в того человека, безумие от всепоглощающей похоти, печали и страха. Ее книги полны страсти и катастроф; я влюбилась в её творчество ещё подростком и не собираюсь останавливаться».

Важнейшая идея в художественной литературе Мёрдок — чужая реальность, проблема, с которой мы сталкиваемся ежедневно, но в глубине души, кажется, едва способны с ней справиться. Мы анализируем людей через призму постоянно меняющихся контекстов, связанных с нашими собственными представлениями о жизни, которые с могут и сами оставаться для нас загадочными. Этот парадокс, часто оборачивающийся настоящей дилеммой, стал главной темой её романов. В эссе, написанном в 1959 году, можно найти следующие строчки: «Прозаическая литература может раскрыть тот аспект мира, который не может раскрыть никакое другое искусство... и в случае романа самое важное, что должно быть раскрыто, не обязательно единственное, но на самом деле главное – факт существования других людей».

Написать роман, продолжает Мёрдок, значит быстро обнаружить, что «как бы сильно человек в обычном смысле не «интересовался другими людьми», этот интерес не очень сильно приближает его к знаниям, необходимым для создания реального персонажа, который не является самим автором. Мне кажется, невозможно не видеть в подобного рода провале своего рода духовную неудачу.

Романы Мёрдок населены персонажами, которые непроницаемы друг для друга, смущающе импульсивны, играют в завершение своих якобы интимных отношений или играют со своими собственными историями. Зачастую мы встречаем их в критические моменты, когда в неком пространстве находится группа людей, не умеющих договориться друг с другом.

В «Колоколе», ее четвертом романе, молодая женщина, Дора, воссоединяется со своим ранее оставленным мужем в обстановке мирской религиозной общины. Среди тех, кого она встречает, есть подросток, которого, без его ведома, используют для наблюдения за распутным алкоголиком, женщину (сестру-близнеца алкоголика), намеревавшуюся стать монахиней, и человека, однажды влюбленного в того самого алкоголика и оказавшегося опозоренным.

Вскоре после прибытия Доре устраивают экскурсию по аббатству, к которому и прикреплена община, управляемая грозной миссис Марк, она спрашивает о возможности подняться на башню. Ей отвечают отказом, правило прописано четко и ясно — «никто не входит и не выходит». Дора в ужасе: «Вы хотите сказать, — начала она, — что они заперты там?»

Миссис Марк невозмутима и смеется: «Не как в тюрьме, моя дорогая. Они там по собственной воле. Это не темница. Напротив, это место, куда очень трудно попасть, и только самые достойные способны на это. Как Мария в притче, они удостоены лучшей доли».

Почему некоторые решают выбрать заключение, и что именно удерживает их в заключении – вот загадки, к поиску ответов на которые Мёрдок неоднократно возвращается в своих работах. Это также причина того, что при всей кажущейся ограниченности – социальные классы, к которым принадлежат ее персонажи, среда – от высшего общества к потрепанной богеме, бесконечный троп любовного треугольника и постоянная смена романтических интересов, – ее романы все еще отзываются в нас.

Персонажи Мёрдок – оборотни, даже когда описаны в лёгкой и непринужденной манере. Их отношения друг с другом редко остаются ровными, и их представление о себе постоянно требует корректировки. В самом готическом из ее романов, «Единороге» (1963), молодая женщина отправляется в путь, чтобы стать гувернанткой в отдаленной части западной Ирландии (позже выясняется, что она должна стать кем-то наподобие компаньонки для женщины, запертой в замке своим отсутствующим мужем, которому она изменяла). По дороге со станции «она заметила в тенях то, что сначала приняла за большую собаку, но это оказался очень красивый мальчик лет пятнадцати». Позже ей на глаза попадается печать с изображением, похожим на «голову древнего морского бога, несущего предзнаменования».

Тревожные чувства и страхи, связанные с животными, присутствие бурлящей воды, людей, которых сложно разглядеть – всё это обязательные элементы романов Мёрдок. Начиная с её первого романа «Под сетью» 1954 года и заканчивая последним, «Дилемма Джексона» 1995 года, законченным незадолго до того момента, как ей поставили диагноз болезнь Альцгеймера и за четыре года до ее смерти в 1999 году. Её карьера шла параллельно с работой преподавателем философии в Оксфордском университете. В 1948 году она стала преподавателем колледжа Святой Анны и вышла замуж за Джона Бейли, который в 1974 году стал профессором английского языка в Уортоне. В молодости и даже после заключения их брака у нее случались романы как с мужчинами, так и с женщинами (она смело описала себя в письме своей подруге и коллеге по перу Бриджид Брофи как «мужчину-гомосексуалиста в женском обличье»).

Для ее недоброжелателей ее склонность к моральным вопросам философии слишком сильно влияла на художественные произведения. Другие не согласны с чрезмерным мелодраматизмом романов; можно ли серьезно относиться к маниакальным манипуляциям театрального режиссера Чарльза Эрроуби в романе «Море, море», когда все, что он действительно делает, это готовит ужасные блюда в уединении и разбирается с головой своей бывшей подруги?

картинка PiedBerry


Но хитросплетения Мёрдок служили, по ее мнению, для раскрытия ужасающей истины о том, что человеческие существа, в отсутствие Бога спущенные с поводка, мотивированные и захваченные мощными таинственными силами, находящимися за пределами их понимания, неспособны воспринимать добро как самоцель. «Любой альтруизм завязан на жирное эго», — рассуждает священник в романе 1966 года «Время Ангелов». @Люди будут бесконечно скрывать от себя, что добро хорошо только тогда, когда человек ни на что не годен ... с иллюзией Бога или без нее, добро для нас невозможно. Мы изначально созданы порочными, так что всё это в порядке вещей».

В этой низости Мёрдок находила идеи для своих романов, каждый из которых в большей или меньшей степени населяют чудаки и безумцы. Часто те, кто вынужден быть хорошим, оказываются самыми опасными, особенно когда облачаются в плащ мистицизма, повторяющийся приём, который позволяет Мёрдок изучать, вместе с Мюриэл Спарк, разрушительную силу харизмы.

Когда романы Мёрдок приближаются к очередному невероятному моменту, череда непривлекательных людей («раздражающих», как сказал бы подросток Тоби из «Колокола») начинает входить и выходить из комнат, говорить странные вещи друг другу, а затем они садятся на поезд, чтобы добраться до загородного имения и сказать что-то странное кому-то еще. Нечто ужасное может случиться с собакой, и тогда кто-то другой умрет или заключит совершенно ненужный ему брак. Другими словами, они становятся идеальными мишенями для пародии. Но именно тогда они и перерождаются в нечто сказочное, перенося нас в театр теней, который полностью поглощает наше внимание, а в это время в другом месте происходит нечто по-настоящему грандиозное. Как Мэриан в «Единороге», мы находимся в подвешенном состоянии, смущенные новыми открытиями и не знающие, что с ним делать: «Ее желание сбежать исчезло. Она боялась выйти наружу. Некоторое время она неподвижно стояла в воротах, стараясь дышать спокойно. Великолепный луг на вершине утеса оставался холодным и манящим, таким близким, но нереальным, полным ожидания её решения».

Пять главных романов Айрис Мёрдок

o-o.jpegБегство от волшебника (1956)

Во втором романе Мёрдок монстр принимает облик газетного магната Мише Фоксе, сюжет вертится вокруг группы неординарных персонажей, в основном женщин, в атмосфере сверкающего, неприкаянного Лондона. Написанный в самом начале ее отношений с Джоном Бейли, он полон размышлений о личной и общественной власти.

o-o.jpegКолокол (1958)

Большой колокол прибывает в религиозную общину в Имбер-корт, чтобы заменить прежний, который, если верить легенде, вылетел из аббатства и упал в озеро после трагической смерти послушника. Мёрдок использует темы отшельничества и осознания как основу для исследования природы веры и ее отсутствия.

o-o.jpegОтрубленная голова (1961)

Неверный муж крайне удивлен тем, что жена бросает его ради отношений со своим психоаналитиком, но хаос только усиливается с приездом антрополога Онор Клейн, которая обладает способностью с лазерной точностью рассекать терзания буржуа.

o-o.jpegЧерный Принц (1973)

Вдохновленный историей Гамлета, этот роман раскрывает историю писателя Брэдли Пирсона и его соперничество с бывшим протеже, Арнольдом Баффином. Катастрофа наступает, когда Пирсон влюбляется в дочь Баффина, Джулиану. Повествование напоминает продвижение по чаще, представляющее собой историю в истории, с дополнительными примечаниями ведущих игроков.

o-o.jpegМоре, море (1978)

В получившем Букеровскую премию романе Мёрдок явно прослеживаются параллели с «Бурей». Мы знакомимся с драматургом и режиссером Чарлзом Эрроуби, который решил отречься от мира и своих произведений. Но его план рушится, когда он встречает свою бывшую любовницу Хартли, и чувствует себя вынужденным прервать её мирное существование.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Источник: The Guardian
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

30 понравилось 3 добавить в избранное

Комментарии 4

Спасибо за отличную статью:)!

Очень интересная статья) Не читала ничего из книг Айрис Мёрдок - но теперь обязательно восполню пробелы)

Сложный автор

Golaby, Но любопытный. У меня в копилке только "Зелёный рыцарь", но широта охвата поражает.

Читайте также