18 июля 2024 г., 01:26

43K

Лучше — посередине: восемь писательских «лайфхаков» от автора-«середнячка»

42 понравилось 14 комментариев 17 добавить в избранное

Анна Дорн рассказывает писателям о некоторых нюансах на любом этапе их пути

Когда издатель предложил назвать протагониста моего романа «автором-«середнячком», признаюсь — мне пришлось загуглить этот термин! Википедия гласит, что это издательский термин, означающий, что книги такого автора — не бестселлеры, но достаточно сильны с маркетинговой точки зрения, чтобы оправдать их издание. Другими словами, книги со «средними продажами». И я полагаю, что, как и моя главная героиня Астрид, я — автор-«середнячок»; вообще-то я должна быть внизу списка, но я нахожусь в блаженном неведении по поводу экономической стороны вопроса издания книг.

Я могла бы сказать, что вовлечение в вопросы доходности моих книг помешало бы моей способности их создавать, но на самом деле, бизнес мне просто скучен. И даже если «середнячок» может звучать как оскорбление, я очень рада быть в этом положении. Каждый день я благодарю свою счастливую звезду за то, что люди действительно хотят читать то, что я написала, и некоторые из них даже, кажется, получают от этого удовольствие.

Давать советы писателям — всегда немного странно, потому что путь у каждого разный, и на самом деле не существует правильных или неправильных ответов. На каждый такой совет вы можете найти пример кого-то, кто сделал всё наоборот и преуспел. Так что ниже я просто перечислю некоторые субъективные приемы, которые помогали мне на протяжении четырех лет при написании трех книг в качестве автора-«середнячка». Может они вас вдохновят, а может и нет. Может вы посчитаете, что я не зря не являюсь топ-автором. Ладно, приступим!

Позвольте себе писать несовершенно

Перфекционизм — самое большое препятствие между вами и черновиком вашего романа. Многие великолепные писатели никогда бы не закончили свои книги, если бы не могли себе позволить писать несовершенно. Я это поняла. Мой перфекционизм ломает меня каждый раз, когда я выхожу из дома, но по какой-то причине за клавиатурой я позволяю себе чудовищный беспорядок. Думайте о написании книги, как о написании сообщений по пьяни. Это всего лишь слова! Что приводит меня к следующему совету...

Не относитесь к себе слишком серьезно

Это так странно, когда люди сравнивают написание книги с рождением ребенка. Ну уж нет! Это чудо и испытание — вырастить маленького человека внутри себя и вытолкнуть его из маленького отверстия. Придумывать же истории — это что-то, с чем справятся и дети. Это такое удовольствие; и чтение, и написание книг помогло мне пережить невероятно тяжелые времена, и в конце концов, как я ранее сказала, это всего лишь слова. Так что расслабьтесь. Но также...

Будьте безумно уверены в своем черновом тексте

К написанию черновика вы можете подходить серьезно. Или около того. Для меня написание черновика романа — это что-то вроде того, что в DSM-5 («номенклатура» психических расстройств, разрабатывается и публикуется Американской психиатрической ассоциацией — прим. пер.) описывается как приступ мании: «раздутая самооценка или ощущение величия», «сниженная потребность в сне», «болтливость выше обычной или потребность в продолжении разговора» (замените речь на письмо), «полет скачущих идей», «повышение активности, направленной на достижение целей». Да, да, да, да и да! Планирование романа — это самый большой приход, который только можно поймать, менее похожий на рождение ребенка и более похожий на ощущения от самого чистого в мире экстази. Вы прекрасны, вы гениальны, ваша книга будет бестселлером, как же вы справитесь со славой??? Это буквально то, что я говорю себе, когда пишу черновик. И затем...

Будьте самоуничижительны на этапе редактуры

Подъем должен перейти в спуск. Это неприятно, но такова жизнь. Если вы сохраните ту энергию самоуверенности после написания черновика, ваша книга будет скорее всего дерьмом. И у вас, вероятно, не останется друзей. Я сейчас вычитываю книгу, которую всего месяц назад считала лучшей вещью из написанных кем-либо, и сейчас она мне кажется избитой, мусорной книгой, которую мог бы написать и ChatGPT. И я нападаю на нее с яростью экзорциста, борющегося с упрямым демоном. Таков путь! Примите это!

Одержимость — ваш друг

Умница Патриция Хайсмит говорила: «навязчивые идеи — единственно важные вещи». Для писателей — да. Вот почему мы такие надоедливые. Многие писатели, включая меня — ходячая реклама обсессивно-компульсивного расстройства. Я всегда говорю своим студентам: если вы чувствуете, что одержимы чем-то, будь то фильм-нуар или флористика, или друг, которого вы не выносите — это знак, что вам нужно об этом написать. И потом может быть проговорить это на психотерапии.

Прислушайтесь к своим мечтам (буквально)

Подсознание очень умно! Логический мозг полезен при редактировании, но сильно менее полезен при формировании идей. На самом деле, поверхностная, аналитическая часть мозга может вам помешать. Если у вас есть проблема со сценарным ходом, думайте о ней перед сном, и ответ может буквально прийти к вам во сне. Пишите фантастику, когда вы близки ко сну – либо когда только проснулись, либо прямо перед тем, как лечь в постель. Если вы просыпаетесь посреди ночи, сделайте короткую заметку. Если у вас бессонница, медитация может помочь вам достичь нужного состояния. Или долгие прогулки на природе без телефона. (Я живу в Калифорнии, можете себе представить?).

Обращайтесь к своим кумирам

Штука в том, что «знаменитые писатели» на самом деле не знаменитости. Я бы не узнала Стивена Кинга , если бы встретила его на улице. Салли Руни  — не Дженнифер Лоуренс. И после того, как я прочитала Разговоры с друзьями  в 2017 году, я написала ей в Твиттере, и она ответила! И была очень мила! Мы с тех пор не разговаривали, и вряд ли она об этом помнит, но смысл вот в чем: обращайтесь к писателям, чьи книги вы любите. Я подружилась с несколькими писателями после того, как написала им об их книгах. И с некоторыми писателями, кто написал мне о моих книгах, тоже. Друзья-писатели важны, потому что писательство — это очень отшельническая карьера. Я люблю побыть одной, и всё же я время от времени чувствую себя одинокой. Иметь людей, с которыми можно обсудить идею, когда твой агент вполне закономерно от тебя устал, или людей, кто может прочитать черновики, которые вы не готовы показать никому — это более чем полезно. Так что не стесняйтесь!

Абстрагируйтесь, когда это уместно

Помните, как я сказала, что игнорирую деловую сторону писательства? Это акт здоровой диссоциации. Не мое дело, сколько людей покупают мою книгу или почему люди ненавидят ее на Goodreads. Когда ты привносишь частичку искусства в мир, ты принимаешь риск того, что люди будут его ненавидеть. Если оно хоть немного хорошо, люди точно будут ненавидеть его. Если нет — люди будут игнорировать его, что, кажется, еще хуже. Но смысл в том, чтобы об этом совсем не думать! Отвлекитесь. Не читайте отзывов. Не пытайтесь выяснить, сколько людей купило вашу книгу (по правде говоря, я даже не знаю, как это делать!). Вложите всю вашу будоражащую энергию в свой следующий проект, станьте в нем безумно дерзким вместо того, чтобы сомневаться в себе. Поднимитесь на вершину, взгляните на мир, а затем напомните себе о своей незначительности. Вы — крупица пыли, которой посчастливилось быть живой!

Анна Дорн (Anna Dorn)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
42 понравилось 17 добавить в избранное

Комментарии 14

К сожалению, авторы середнячки заполонили уже не только отечественный рынок, но и мировой. Как не возьмешься за книгу-пустословие граничащее с безыдейностью.


Карпов Дмитрий, Ну а как иначе накатать три книги за четыре года? )) Тут же знаете, как в ловле блох - не до глубокомыслия. Жду и надеюсь, что однажды количественный подход в литературе перестанет быть прибыльным - другого способа переключиться обратно на качество просто нет. Только голодуха и убыточность. Вот только дождусь ли?

Placoza, книга в год - вполне нормальный темп для писателя. вот когда пишут три или четыре, а потом на эту муть читаешь восхитительные рецензии, стоит призадуматься, а нужны ли такие книги.


Карпов Дмитрий, вот на счёт темпа соглашусь с одной поправкой - это нормальный темп для того самого среднего писателя, который "что вижу, то и пою", сюжет беру из воздуха, персонажей - из подростковых фантазий, уверен в собственный гений и вообще раз публикуют - значит все отлично, продолжаю штурмовать вершины графомании. НЕВОЗМОЖНО выдавать по роману в год, если есть установка писать хорошо. А вот писать проходные пустышки на радость издателям - да, пожалуй. Ну а рецензии - это уже отдельная боль ))

нуу, не берусь судить качество произведений Кинга, но от с завидным постоянством выдает по книге в год. Маринина, Акунин, Пелевин, Роберт Гелбрейт можно если напрячься и ещё кого-нибудь вспомнить кто пишет, как минимум неплохо и часто. Я считаю, что книгу хорошую, не гениальную, можно написать за год.


Карпов Дмитрий, Так и знала, что зайдет речь о Кинге ) Сейчас он уже не тот, но на пике активности строчил, как автомат. Пишет хорошо, не спорю. Но. Восклицательный знак в скобочках. Кинг почти сразу нащупал свою канву. В его книгах меняются персонажи, место действия и вселенское зло, но ядро романа, его суть, его атмосфера всегда одна и та же (за редким исключением). Свои книги он пишет по одному и тому же шаблону, снова и снова, и опять. Это все равно, что раскрашивать матрёшки - заготовка одна и та же, только мордочки разные. Кинг за годы своей работы не вырос ни на дюйм. Даже просел. То же касается Акунина - он не растет. Мартин всегда был черепахой, а сейчас вообще исписался (к чему он тут?). Пелевина не люблю и не читаю, о нем судить не буду. В общем, писатель-беллетрист, которому важно просто издаваться и зарабатывать на этом, может включить режим потока и выдавать один коммерческий текст за другим. Назвать это литературой я не могу, но как вид заработка имеет право на существование.

Placoza, С вашим подходом можно любого более-менее успешного и хорошо пишущего (по книге в год!!!) автора превратить в бездаря и графомана)))) Автору не обязательно расти, тем более Акунину или Кингу. Они доказали свою профпригодность, поэтому могут оставаться на своем уровне. А вот молодым авторам, начинающим, есть что доказывать. Не всем же писать как Донна Тарт, хотя и её книги вызывают кучу вопросов.

Карпов Дмитрий, Вы правда считаете, что Акунину некуда расти? Вот уж не соглашусь. Впрочем, это уже другой разговор. Профпригодность (она же "талант") открывает дверь в литературу и только. Можно остановиться на пороге, без затей штамповать по книжке в год и стать частью писательской биомассы. Той самой, на которую вы жаловались в самом начале нашей беседы. Только какой в этом смысл? Заработать немного денюшек и потешить самолюбие титулом "писатель"? Как-то мелко, не находите? К тому же людям эта однообразная каша из безыдейных, не запоминающихся книг уже надоела. А чтобы не лежать камнем, но гореть звездой (с) нужно постоянно тянуться к небу. И тут пригодится ориентир повыше пыльного Акунина.

Placoza, В плане авторского стиля Акунину точно не надо куда-то расти. Он пишет прекрасно. В сюжетном плане соглашусь, не все его истории логичны и интересны. Я тут подумал: мы рассуждаем, я привожу примеры, а от вас так и не услышал образчик приемлемой литературы. на кого по вашему следует ориентироваться желторотым писакам в плане адекватного сторителлинга?


Карпов Дмитрий, Ох, ну тут все очень индивидуально. Зависит от того, что вы цените в тексте и к чему стремитесь лично. Кому-то нужна глубина и он пойдет за Толстым, кому-то по душе словесные изыски, как у Набокова, другим - безупречная стилизация, как у Эко. Универсального рецепта нет, а условие только одно - это должен быть настоящий мастер, а не более-менее ловкий писака, который вместо таланта всю жизнь оттачивал самомнение. То по жанрам скакал, то в историки прописался... Нигде толком не преуспел и вернулся к истокам (если не сказать "самоповторам"). Мне лично нравится Бунин, но я его ни в коем случае не навязываю - специфический дядька. Ядовитый, как черт, но в словах ювелирно точен. А чтобы не завышать планку, скажу, что беллетристов тоже люблю ) Они не то чтобы конечные ориентиры - скорее вехи на пути. В общем, любить можно многих, но ровняться только на лучших. Так моя думай.

Placoza, На классиков уж точно ровняться не стоит. Сейчас другое время и люди другие. Не вижу смысла жить прошлым и восклицать, что воооооот раньше трава была зеленее, а авторы грамотнее. да, все это было, но в прошлом, а машина времени только у Мартина Макфлая.

Карпов Дмитрий, Проще прощения за долгую реакцию - работа. Что касается "других людей"... разве классики по-китайски писали? ) Или они стали классиками от обилия пыли между строк? По принципу кто душнее - тот и круче? )) В чем по-вашему принципиальная разница между Булгаковым и условным Васей из квартиры напротив? Никто не заставляет автора писать на злобу дня столетней давности, речь шла о возможностях письменной речи как таковой, о богатстве языка и (чего уж там скрывать) о готовности молодых "творцов" хоть немного выходить за рамки современной жвачной культуры. Развивать не только наивное детское эго (я - гений! я смогу!), но и общий уровень интеллекта. Непросто, признаю, но тогда и текст заиграет, и смысл в нем появится. Разве не этого вы ищите в книгах?

Placoza, В последнее время я ищу осмысленность в тексте, логику в повествовании, интересных персонажей и нестандартный сеттинг.  Мне не нужны пассажи уровня Толстого или, как вы выразились,  Булгакова, их время ушло безвозвратно. И даже если кто-то попытается допрыгнуть до их величия, то его попытку оценят единицы - критики и горстка блогеров, помешанных на классике,  и, поверьте, меня среди них точно не будет. Пусть лучше сосед Вася или коллега по работе Юлия Е. напишут адекватное, менее кринжовое произведение, чем, например, Жауме Кабре очередную мракобесическую поделку с тоннами отсылок к библии или второму пришествию Сатаны. Конечно и такие книги я читаю, но под настроение. Иногда хочется понять, почему очередному рту с ютьюба так нравится Лужин Набокова или  Йеллоуфес  Кванг. Но начинаю читать и понимаю, что первая книга - скорострел с непрописанным персонажем и скомканым сюжетом, а вторая - неудачная попытка высмеять книжное дело с ужасной концовкой. Надо просто смириться, что люди разные и для кого-то эти книги шедевры на все времена. А для кого-то пустышки и в лучшем случае - обычный середняк.

А Вася сосед и коллега по работе Юлия Е. все также продолжают писать искрометное гавно, которым восхищаются единицы.

Карпов Дмитрий, Черт, Маринину перепутала с Мартином ) прошу прощения за невнимательность. О ней я лучше промолчу.