19 августа 2022 г., 12:28
12K
Ты не можешь купить эти книги
В своей атаке на библиотеки мегаиздатели используют троянского коня в судебном процессе.
В примечательной записке, поданной 7 июля в рамках текущего судебного процесса, четыре титана корпораций-издателей (Hachette, Penguin Random House, HarperCollins и Wiley) обвинили Internet Archive в воровстве, «массовом нарушении авторских прав» и «[распространении] полнотекстовых цифровых книг бесплатно». Это довольно дикие обвинения — особенно если учесть, что Открытая библиотека Интернет-архива работает на традиционных условиях, которые библиотеки в нашей стране соблюдали на протяжении веков. Открытая библиотека выдает книги, которыми она владеет, одному посетителю за один раз на определенный срок — как и любая другая библиотека. Как и любая другая публичная библиотека, Открытая библиотека не берет денег за эту услугу. Главное отличие заключается в том, что Открытая библиотека выдает электронные книги онлайн. Каждая электронная книга сканируется с бумажной копии, а бумажная копия хранится и не распространяется; эта практика называется контролируемым цифровым кредитованием (Controlled Digital Lending, или CDL).
Одна книга, законно купленная или приобретенная, одно сканирование, один читатель за раз — никакие деньги не переходят из рук в руки. И тем не менее, издательское заявление делает все возможное, чтобы представить библиотекарей Internet Archive как банду воров и пиратов.
В действительности, нападки издателей на Internet Archive — это троянский конь для совершенно другой, радикальной идеи: что электронные книги юридически в корне отличаются от бумажных. Если эти доводы будут приняты, то электронные книги лишатся многих законодательных защит, от которых напрямую зависят права библиотек. В результате библиотеки станут уязвимыми перед драконовскими лицензионными сделками, по которым все чаще предлагаются электронные книги. И библиотекам придется платить и платить, в отсутствие цифровых книг, которые можно будет постоянно покупать и владеть ими по праву собственности.
Истинная цель издателей появляется уже на 6-й странице:
Контролируемое цифровое кредитование, практикуемое Internet Archive, разрушает границы между физическими книгами и электронными книгами. Основной принцип CDL заключается в том, что некоммерческая организация, владеющая физической книгой, может отсканировать ее и распространять полученную электронную книгу в качестве замены физической копии. Но при этом игнорируется тот факт, что электронные книги - это принципиально иной продукт, чем физические книги.
Это может быть и другой продукт, но электронные книги — это все равно книги.
Реальные ставки в этом иске касаются не цифрового пиратства, а сохранения прав библиотек. Настоящие отступники здесь не библиотекари Internet Archive, а издатели, которые хотят применить мачете к закону об авторском праве, чтобы сделать свои электронные книги только прокатными, так что библиотеки — вместе с вами, мной и всеми остальными — должны будут платить за них вечно. Библиотеки больше не будут независимыми организациями, которые могут самостоятельно принимать решения о том, что им давать во временное пользование; они будут ограничены всем, что издатели захотят предложить или не предложить.
«Нам нужны сильные и независимые издатели, — говорит основатель Internet Archive Брюстер Кейл, — и нам нужны сильные и независимые библиотеки».
Поскольку законодательная защита библиотек была разработана несколько десятилетий назад, когда технические ограничения на копирование и распространение были совсем не такими, как сейчас, сохранение традиционных библиотечных прав в цифровую эпоху сопряжено с определенными трудностями. Эти вопросы, так или иначе, всегда должны были быть пересмотрены в судах. На самом деле, в 2011 году в своей основополагающей статье о правовой базе, которая стала известна как CDL, эксперт в области права Мишель Ву предвидела именно этот судебный процесс:
//[И]здатели используют новые технологии для контроля над произведениями, превосходящий тот, который они имели над печатными произведениями. Они заменяют право собственности лицензированием, где они могут регулировать не только количество пользователей, но и количество использований... Учитывая эту тенденцию к усилению контроля над материалами со стороны издателей, было бы замечательно, если бы эта отрасль не возражала против оцифровки библиотеками печатных материалов.
Предвидя юридический отпор со стороны издателей, Ву заметила, что дух закона на стороне библиотек: Положение об авторском праве было принято не только для защиты авторов, но и для содействия развитию обучения и общественных знаний. «В основе авторского права, — написала она, — лежит общественное благо».
В годы, последовавшие за публикацией статьи Ву, несколько ведущих экспертов по авторскому праву и библиотекам объединили усилия для создания CDL — целого юридического инструментария для традиционного библиотечного кредитования электронных книг, разработанного с учетом именно этих юридических проблем. Цифровое кредитование Internet Archive опирается на CDL, и его обоснование — это то, что действительно проверяется в судебном процессе.
В кратком изложении издателей совершенно неправильно трактуется долгая история и развитие CDL: «Internet Archive… годами искал юридическое обоснование своим коренным правам. Примерно в 2018 году он помог создать и продвинуть на рынок теорию под названием „контролируемое цифровое кредитование“ или „CDL“».
«Издатели тратят миллионы долларов, чтобы сделать книги доступными для публики», — говорится в их записке, и это правда. Издатели несут книги в мир, предоставляя жизненно важную услугу для всех. Они имеют полное право получать справедливую прибыль от своей работы. Но они не имеют права изменять законы, защищающие библиотеки.
Кстати, общественный дух — это качество, которое явно отсутствует в этом документе. Вероятно, понимая, что им лучше выжать из себя заявление о поддержке библиотек в целом, им удалось сделать следующее: «Издатели глубоко ценят библиотеки, признавая, что они способствуют повышению грамотности населения, обслуживают местные сообщества и повышают известность авторов через книжные клубы, беседы с авторами и другие творческие способы привлечения читателей. Библиотеки поддерживают авторов, оплачивая печатные книги и электронные книги».
Это точно! Библиотеки стали огромной дойной коровой для издателей, особенно во время пандемии, когда никто не мог посетить физическую библиотеку. Они сами признают это, в этой самой справке: «Годовой доход издателей от библиотечного рынка электронных книг, который они делят с авторами, вырос до сотен миллионов долларов, одновременно создавая важный рыночный канал для многих наименований и обслуживая все большую часть аудитории, пользующейся цифровыми технологиями».
Я писатель, и меня совершенно поражает, что у этих влиятельных издателей нет никакого чувства ответственности перед общественным достоянием и симбиотических отношений, которые принципиальные издатели в свободном обществе должны иметь с библиотеками. Они должны быть на одной стороне: на стороне образованной, здоровой и информированной общественности. Издатели должны быть защитниками библиотек, а не их врагами.
«Право исключать других», по мнению правоведов, является ключевой характеристикой частной собственности. Или, говоря простым языком, право не допускать других людей к чему-то — вот что делает это что-то вашим. Однако в эпоху интернета идея частной собственности размылась. Мы все видели, как сложные лицензии заняли место продажи, особенно в случае цифровых медиа, таких как фильмы и музыка.
Но есть и более глубокий аспект этого вопроса, который должен волновать всех, кто проводит время и тратит деньги в цифровом мире. Наши права на цифровую собственность, которой мы владеем, стало гораздо труднее определить и защитить, потому что цифровая собственность становится все более неосязаемой. Коллекции изображений, документов и музыки; сведения о вашем местонахождении, ваших вкусах и привычках; записи о ваших сделках с правительствами и предприятиями — все это тоже ценная частная собственность. Но вместо того, чтобы храниться в старомодном книжном шкафу или картотеке, они теперь невидимы, хранятся в вашем телефоне или ноутбуке и часто находятся вне какого-либо значимого частного контроля.
Когда все виды неизвестных и непознаваемых цифровых злоумышленников могут проникать в ваши устройства без вашего ведома — не говоря уже о согласии — и присваивать себе историю ваших сделок и местоположений, следить за вами по всему Интернету, изменять ваше программное обеспечение или лишать вас доступа к цифровым книгам и песням (все на основании условий какого-то соглашения с конечным пользователем на миллион страниц, написанного так, что никто в здравом уме даже не попытается его прочитать), не существует никакого значимого «права на исключение других». Нас заставляют забыть, что значит просто иметь частный контроль над вещами, которые принадлежат нам.
Эта амнезия в отношении индивидуальных прав и свобод, как ни парадоксально, является частью того, что позволяет корпорациям продолжать хвататься за все большую власть. Сами они не испытывают никакой амнезии. Они стремятся увеличить и укрепить свой частный контроль над тем, чем они владеют.
Трудно защищать то, что мы не можем ясно видеть или знать. Но есть все основания для того, чтобы цифровая собственность и впредь принадлежала частным лицам и, в частности, библиотекам.
В то время, когда воинствующие правые запрещают и цензурируют книги и даже вынуждают закрывать публичные библиотеки, этот иск представляет собой непосредственную и серьезную угрозу свободе информации и выражения мнений. Можно подумать, что отряд головорезов собирается прогнать нас в ад с миром за грех чтения Элисон Бехдель или Арта Шпигельмана. Но они этого не сделают. Поэтому крайне важно бороться за то, чтобы библиотеки сохранили свои традиционные права на владение, хранение и выдачу книг.
Эти издатели не только должны проиграть в суде Internet Archive; они должны быть вынуждены признать законность контролируемого цифрового кредитования и юридическую эквивалентность цифровых и бумажных книг. Возможно, тогда они проснутся и поймут, что на самом деле не хотели бы жить в той стране, которую они пытаются создать .
Мария Бустилос (Maria Bustillos)
Журналист и редактор, основатель Popula и Brick House Cooperative.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Читайте также
Комментарии 17
Показать все
Интересно.
С одной стороны понятно, что издательства хотят заработать как можно больше. Сканирование физических книг потенциально делает ненужным покупку электронных. Но ведь причина сканирования лежит в стоимости электронных копий. Вот для примера прямо сейчас смотрю на Амазоне первую попавшуюся книгу с главной страницы: Тайный дневник Верити: мягкая обложка- $5.3 + доставка, твердая-$20 + доставка, электронка- $12 и заявлено, что это цена со скидкой 12%. Глупо утверждать, что это обоснованная цена.
Учитывая эти цифры и желание издательств ввести ограничения на использование продукта (время или кол-во открытий), получается, что они стимулируют покупателей брать бумажные книги. И это вполне логично для них, потому что таким образом они обеспечивают себе более стабильный и контролируемый доход. Здесь даже не нужно поднимать вопрос об ограничении использования физ книг по аналогии с предложением для электроных. Во-первых, это нереально, во-вторых, время и природа человека сделают свое: так или иначе, но книги портятся, теряются, кто-то не хочет ждать очереди в библиотеке и предпочтет пойти и купить свой экземпляр здесь и сейчас и тд.
Соответственно легальное сканирование- серьезная угроза избранному ими вектору развития.
Логичное продолжение кампании, описанной в этой статье на ЛЛ. Уже там есть фраза
По мнению издателей, никакого заговора не было. Они всего лишь получили нужные им рычаги влияния
DielRelines, Мне кажется, что эта "война" на долго. В метро людей с читалками не много. Большинство смотрят в телефон или листают бумажные книги. Сами читалки упали в цене. И если первую я покупала за $450, то последнюю уже за $90. И на бумажные уже не перейду. Зрение не то.
Но право библиотек на какой-то процен книг от издания ещё никто не отменил. И это должно быть неизменным. Даже для электронных версий.
dee_dee, я с Вами согласна. Тоже думаю, так просто издательства не сдадутся.
Но я для себя также не вижу перехода обратно на печатные издания. Все-таки электронка удобнее во всем.
Последние книги купила в бумаге. Прочитала. Лежат на полке. Зачем, не понятно.
Но вот в библиотеки это другое дело. Я бы с удовольствием ходила и брала бы книги, даже бумажные, за адекватную плату по абонементу. Прочитал- отдал- другие читают. Дома не хранишь. Деревья не страдают. Платишь меньше, чем если покупать отдельно те же 5-7 книг в месяц. Можно взять редкие издания. Одни плюсы.
DielRelines, Я прочитанные стараюсь в бук-кроссинг относить. Но иногда откровенно жаба давид.
Мне кажется, что дома должны быть только те книги, которые можно открыть на любой странице и продолжить чтение. Или важные, как память.
М-да… спорный момент. И решится все в сторону, у которой будет более подкованный юрист.
An_Alina, Вот! Про юристов - это 100%. Они все исторические прецеденты откопают, носом источники рыть будут. Интересно будет узнать решение суда. Сейчас в Америке проблемы с судьями. Они принимают не законные, а политические решения. Надеюсь, узнать итог этой тяжбы.
Любопытно, чем это закончится. Я только не поняла, в чём проблема издателей. Они хотят совсем изъять цифровые книги из оборота библиотек, в том числе физических государственных библиотек, которым они сами эти цифровые книги продают?
milenat, Ну, смотрите. Библиотека купила пять физических книг. Их прочитали (каждую) 25 раз (цифра произвольная). Книга пришла в негодность, и библиотека вынуждена преобретать новые физические копии. Предмет имеет производителя - хозяина. Электронная книга - практически вечная. Библиотека приобрела одну (ОДНУ!) бумажную книгу и изготовила пять эл. файлов. Их сможет прочесть 2250 человек (цифра произвольная). Тем более, если библиотека даст один файл одновременно нескольким читателям. Открытая онлайн библиотека пытается доказать, что дает одну копию одному читателю на определенный срок. Правила, как в обычной библиотеке.
Издательство в убытке. Толстосумы хотят приравнять эл. книгу к физической. То есть, библиотека должна платить за каждую эл. копию. Хотя, физически, эл. книга это не предмет, а информация. Платить за информацию в нынешнее время? Нонсенс.
dee_dee, Интересно, а какой бы здесь мог быть win-win для издателей и для библиотек? Рассчитать, через сколько прочтений изнашивается физическая книга и платить за такое количество копий как за одну физическую книгу?
Я вот думаю, нельзя ли выиграть дело на той основе, что скан бумажной книги - это не цифровая книга - это скан бумажной книги. Издатели ничего не вложили в его издание.
milenat, Брать книгу - электронную или бумажную из физической библиотеки могут только те, кто оплатил подписку на эту библиотеку (или кто приписан к ней по месту учёбы или вроде того). Физические библиотеки имеют некий общий фонд сканов книг и электронных книг. Физические библиотеки покупают копии книг, которые потом дают читателям.
Архив берёт сканы и книги из общего библиотечного фонда. Он не платит за копии - они уже оплачены физическими библиотеками (или читателями, если они сдали в библиотеку свои старые книги). При этом взять книгу в архиве может любой человек без оплаты подписки. То есть там можно бесплатно прочитать новинку, например.
Это и раздражает издателей - потенциальный покупатель не платит, но читает, библиотека не платит, но имеет...
Спасибо за интересную статью!
Chuna, Спасибо, что прочитали )