Больше историй

19 апреля 2016 г. 12:13

170

О ПЕРЕКРЕСТНЫХ ССЫЛКАХ.

картинка majj-s

"Пасхалочки" - говорит Искушенный Потребитель, столкнувшись с явлением подобного рода. Он (она) точно знает, как все происходит. Писатель понапишет всякого в своей книге (с целью его развлечь, а какая у Писателя может быть еще цель?); после перечитает, почешет в затылке: вроде ничо, но надо бы еще как-то измочиться, чтобы дорогому моему Потребителю потрафить. Да и закинет в текст финальным аккордом пару-тройку пасхальных яиц. Вот, теперь хорошо. Станет кушать Дорогой, так не только сардельки выест, но и шкурку обсмокчет. А после отзыв фуганет в сетях, много Потребителей - много отзывов - выше рейтинг: "Кто молодец? Я молодец!"

Мне кажется, все происходит иначе и подчиняется другим законам. Существует наш мир о трех измерениях, дрейфующий сквозь четвертое - время и есть много других. Похожих на него или резко отличающихся. А может не много - просто Другой Мир, неоднородный по структуре Где живут все истории, которые должны быть рассказаны в нашем. Для развлечения тоже, почему нет? Обертка должна быть яркой, а оболочка сладкой. Но главный смысл и суть Историй в том, чтобы помочь нам в прохождении жизненных испытаний, которые предназначены, записаны в жизненном сценарии.

Именно резонансом собственного Мактуб с пришедшим вовремя или невовремя отголоском солюшна (ну вот, я тоже грешу переносом терминологии компьютерных игр на обыденную реальность. Да уж больно хорошо понятие - четкая методика пошагового прохождения жизненных коллизий). Так вот, именно высверком мгновенного узнавания можно объяснить, что одну историю, героя или сюжет безошибочно опознаем своими, когда абсолютное большинство других оставляют равнодушными.

Не суть важно, чтобы опознанный опыт был уже пройден, по типу: я узнал в этом свою историю. Скорее наоборот, ярче и яростнее входят в сердце читателя-зрителя-слушателя сюжеты, с которыми только предстоит столкнуться. Что за мистика? Нет никакой мистики. Время - только еще одно измерение и скользить по нему можно в разных направлениях, не грубым инструментом человеческого тела, а сознанием. Подсознанием, для которого нет большой разницы, в какой части твоего Написанного ситуация, где потребуется помощь именно этого сюжета. Время дискретно и может точечными уколами прошивать ткань реальности.

Когда Истории время воплотиться, она ищет Того, Кто может помочь. Вася Пупкин и тетя Маша со второго подъезда не подходят. Нужен человек, владеющий инструментарием. Тот, кто может рассказывать. И по возможности перспективный с точки зрения широты резонанса. Хотя второе не главное, масса примеров, когда слава приходила к творцу посмертно. Если воплощение произошло успешно, у Истории и того, что стоит за ней достаточно энергии, чтобы привлечь внимание и срезонировать в широком кругу.

Это сейчас к тому, что в пятом по счету прочитанном мной романе Дэвида Митчелла "Лужок черного лебедя" (и четвертом, написанном им дюжину лет назад) появляются герои прежних (и будущих) романов писателя. Мальчишка тринадцати лет встречается с женщиной весьма и весьма преклонного возраста. Он из крепкой верхушки среднего класса, она аристократка и встреча эта присыпана для него сверканием бриллиантовой пыли. Поймали аллюзию? Угу Пруст "В сорону Свана", Марсель и герцогиня Германтская.

И женщиной этой оказывается дочь композитора Вивьена Эйра. И она, среди прочего, рассказывает свою версию произошедшего с Робертом Фробишером. Того, что в "Атласе". Там две истории, которые стали жемчужинами романа: его и Сонми. Сложные, противоречивые, парадоксальные. Удивительно живые. Кто способен видеть, разглядит еще много хвостов и хвостиков, отсылающих к другим романам писателя. Самый явный - Хьюго Лэмб из прошлогодних "Простых смертных".

Суть в другом. Появление в книге перекрестной отсылки к иному произведению - не намеренная завлекалочка писателя. Это солнечный отсвет на листьях других историй, прорастающих корнями и ветвями в твою сегодняшнюю.