Альтернативная школьная программа по литературе — 41 книга

Дать детям правильное представление о мире. Правильное, не в смысле верное, а – построенное по определённым правилам. В жизни человека есть: нравственная/духовная/этическая составляющая, эстетическая составляющая, быт/хозяйство/прагматика, социум/отношения, интеллект/знания, профессия и всё это должно находиться в балансе, а перекосы приводят к проблемам. Именно этому, на мой взгляд должна учить школа.
За последние 150 лет сформировался корпус детской литературы, огромный багаж, которым в полной мере ни один ребёнок не пользуется. Современные взрослые прошли мимо детской литературы. Взрослея, мы можем наверстать недочитанную классику, интеллектуальный роман, лёгкую литературу и пр., но не детскую, за крайним исключением, не детскую. И это трагедия. Я не собираюсь критиковать людей делающих, а школьные учителя (литературы, в частности) – люди, делающие и даже министерство образования, как бы мы к нему ни относились…, ладно, опустим… Предмет «литература» в школе редактируется по инерции. Меняется идеология, заменяются отдельные книги. И всё. И не только в России, насколько я понимаю.
Каким я вижу предмет «литература» в школе. В начальной школе (или в первом классе) этот предмет называется «чтение». Браво. Давайте читать детям. Живое чтение вслух воспитывает. Многие дети этого лишены, а тут ещё популяризация аудиокниг… А потом пусть дети читают, потихоньку вытесняя учителя, по одиночке, по ролям, диалоги... Я предлагаю заменить предмет «литература» в начальной и средней школе предметом «детская литература». Детская литература ставит перед читателем вполне серьёзные вопросы и не взрослые только, содержит гораздо больше юмора и света, чем литература для взрослых. Проблематика детской литературы безгранична и необъятна.
Конкретнее – к книгам и «программе», собственно. Итак, уроки – 4 часа в неделю. Чтение в первом классе – 4 часа в неделю, к четвёртому классу сходит на нет, заменяясь уроками «детской литературы», куда входят и стихи для детей и драматургия. В седьмом классе я бы добавил «взрослую» поэзию. В восьмом классе один из часов «детской литературы» заменить уроком «литературы», далее в 11 классе – только «литература». Уффф…
Лирическое отступление, раз уж я вспомнил о поэзии… У замечательного нашего Д.С. Лихачёва есть интересный пассаж, где он высказывает мысль о том, что к середине XX века из современной жизни ушли честь и благородство, ушло высокое/возвышенное и осталось оно только в поэзии. Это очень важно и точно.
Теперь – о предмете «литература», старшие классы. Ммм… Боясь обвинения во вкусовщине, считаю необходимым добавить в школьную программу роман Сельмы Лагерлёф «Сага о Йосте Берлинге» - это гимн крестьянству, книга о любви к земле и Родине. Это нравственная книга. И я не знаю её аналогов. Гениальные басни Крылова, набившие оскомину минимум 5 поколениям русских людей, заменил бы другими гениальными баснями Крылова, благо их у него 202 и они потрясающие. Полностью пересмотрел бы корпус произведений русской классической литературы, расширил бы его произведениями писателей условно «второго» и «третьего» ряда, они у нас тоже гениальны. Добавил бы произведения мировой классики. Ну и русская литература XX века состоит из двух литератур – советская + написанная в СССР и литература русского зарубежья, о существовании которой мы не знали, да вдобавок ещё и забыли.
Этот пост я могу писать до бесконечности, перечисляя авторов и чем именно они нас… Пополняя список произведений, поясняйте, пожалуйста, в каком классе на Ваш взгляд это произведение надо изучать и пару слов для аргументации, почему именно «это». Книги добавляем в хаосе, систематизировать буду потом, пришла книга в голову, отпустите её в подборку. Спасибо и простите за простыню.

Категория: личные подборки Теги:
Повелитель мух
Уильям Голдинг
ISBN:978-5-17-982675-0
Год издания:2017
Издательство:Эксмо
Язык:Русский

Просто, чтобы не забыть. Это то, что должны понимать о себе дети, хотя о книге можно спорить. 8 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 13:20

451° по Фаренгейту
Рэй Брэдбери
ISBN:978-5-699-92359-5
Год издания:2017
Издательство:Эксмо
Серия:Pocket Book
Язык:Русский

8 класс. Антиутопия о нашем времени, цивилизация "съедает" книги, ещё немного и их надо будет спасать...

Landnamabok 18 августа 2019 г., 15:06

Малахитовая шкатулка (сборник)
П. П. Бажов
Год издания:1987
Издательство:Просвещение
Серия:Школьная библиотека
Язык:Русский

Его сказы воспитывают патриотизм и любовь к малой Родине. 5-6 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:31

Полное собрание басен И.А. Крылова
Иван Крылов
ISBN:5-87898-063-0
Год издания:1995
Издательство:Марийский полиграфическо-издательский комбинат
Язык:Русский

Крылов, это Крылов. Он неисчерпаем. Я даже как-то проводил урок "Закона Божия" по басням И.А. Крылова, да простят меня мои атеистические друзья...))) 1-8 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 13:19

Возвращение Мюнхгаузена (сборник)
Сигизмунд Кржижановский
ISBN:5-280-02351-5
Год издания:1990
Издательство:Художественная литература. Ленинградское отделение
Язык:Русский

11 класс. О воплощённых утопиях и их жертвах. Важная книга для национального самосознания, о пределах терпения, о том за что боролись, на то и напоролись.

Landnamabok 18 августа 2019 г., 14:40

Каллокаин
Карин Бойе
ISBN:978-5-386-10152-7
Год издания:2017
Издательство:Рипол Классик
Язык:Русский

11 класс. Пронзительная антиутопия о диктатуре и необходимости свободы для чувства собственного достоинства.

Landnamabok 18 августа 2019 г., 15:01

Глаз волка
Даниэль Пеннак
ISBN:9785902326397
Год издания:2007
Издательство:Самокат
Серия:Лучшая новая книжка
Язык:Русский

5 класс. О верности, о вере в себя и в близких. Честная красивая книга.

Landnamabok 18 августа 2019 г., 15:33

Всё о муми-троллях: повести-сказки (сборник)
Туве Янссон
ISBN:978-5-389-01311-7
Год издания:2016
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус
Серия:"ВСЁ О ..."
Язык:Русский

1-6 класс. Эпопея о мумми-троллях - книги о жизни, о семье, о самоопределении, о взаимоотношениях, дружбе. Это надо изучать в школе.

Landnamabok 18 августа 2019 г., 15:46

Король Матиуш Первый (сборник)
Януш Корчак
ISBN:978-5-389-09191-7
Год издания:2015
Издательство:Азбука
Серия:Наши любимые книжки
Язык:Русский

О детской верности и предательстве, о характере и о себе. 4 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 13:15

Ватага "Семь ветров"
Симон Соловейчик
Год издания:1979
Издательство:Л.: Детская литература
Язык:Русский

Из фондов советской детской литературы. Эта книга прекрасна, учит чему надо и очень по доброму. 6 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 13:34

Некуда
Николай Лесков
ISBN:978-5-4241-1336-9
Год издания:2011
Издательство:Книга по Требованию
Язык:Русский

Прости меня, Фёдор Михайлович, но "Некуда" круче "Бесов". Безупречно всё: язык, композиция, сюжет, проработка характеров, нигилистская коммуна - всё. Именно то, о чём надо знать старшеклассникам. 11 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:14

Марево
Виктор Клюшников
ISBN:978-5-89097-085-5
Год издания:2012
Издательство:Издательство журнала "Москва"
Серия:Семейное чтение
Язык:Русский

Герои авантюристы, польское восстание 60-ых, замечательный малороссийско-польский говор, антинигилистическая проза во всём её колорите. 10 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:16

В водовороте
Алексей Писемский
Год издания:1984
Издательство:Краснодарское книжное издательство
Язык:Русский

О взаимоотношении полов, патриотизме и разрушении основ. И это недооценённый по понятным причинам русский классик. 11 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:18

Самая легкая лодка в мире. Рассказы (сборник)
Юрий Коваль
ISBN:978-5-389-06075-3
Год издания:2014
Издательство:Азбука
Серия:Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Язык:Русский

Это лёгкая красивая литература, именно за такие книги начинают любить читать. 9 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:20

Лучшие произведения Льюиса Кэрролла: Алиса в Стране чудес, Алиса в Зазеркалье, Охота на Снарка, Сильви и Бруно (сборник)
Льюис Кэрролл
ISBN:978-5-699-68479-3
Год издания:2014
Издательство:Эксмо
Серия:Иностранный язык: учимся у классиков
Язык:Английский

Нонсенс - составляющая детства. Без Кэрролла никак. Алиса - 5 класс, "Охота на Снарка" - 7 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:23

Возвращение к морю
Виктор Соснора
ISBN:5-265-00739-3
Год издания:1989
Издательство:Советский писатель
Язык:Русский

Страна должна знать своих героев. Соснора великолепен, его бой "Мстислава с Редедей" и "Пса Александра Македонского" надо знать наизусть. 8 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:29

Поморские были и сказания
Борис Шергин
Год издания:1971
Издательство:Детская литература. Москва
Язык:Русский

Это архаика и аутентика. То, что надо знать. Шергин чувствовал фольклор, жил им. 7 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:34

Сказки Сени Малины
Степан Писахов
ISBN:978-5-85879-568-1
Год издания:2009
Издательство:Правда Севера
Язык:Русский

Третий сказочник к Бажову и Шергину. Сказки Писахова и Шергина я просто путаю, они оба великолепны. 7 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:35

Кайтусь-чародей
Януш Корчак
ISBN:978-5-389-08035-5
Год издания:2015
Издательство:Азбука, Азбука-Аттикус, Machaon
Серия:Сказочные повести
Язык:Русский

Изумительная добрая сказка от гения Корчака. 4 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:40

Кирпичные острова (сборник)
Радий Погодин
ISBN:978-5-9268-1673-7
Год издания:2015
Издательство:Речь
Язык:Русский

У детей должно быть детство, в том числе на уроках литературы. 6 класс.

Landnamabok 7 августа 2019 г., 19:43

1 2 3

Комментарии


/Не сомневаюсь, что имелась в виду эта поборка, да?:))/

Прочитала сам пост. Потом перечитаю еще несколько раз, т.к. нужно более точно ухватить главную идею.
Вы написали довольно общо - я с вашими мыслями согласна, но, по большому счету, существующей программе написанное вами особо не противоречит.
Игра словами "литература" и "детская литература" вообще, на мой взгляд, не стоит внимания. Важнее то, как учитель будет относиться к преподаванию, чем будет наполнять свои уроки, а уж как предмет назвать - ни на что не влияет, как мне кажется.
Насчет того, что с 7 класса стоит ввести "взрослую" поэзию - это, в общем-то, и происходит. Там детского и нет уже. А уж тем более если учитель любит и знает "взрослую" поэзию, то он ее вполне может включить в свои уроки.
Насчет замены одних авторов другими, а также одних произведений другими - тут, мне кажется, тоже не особо принципиально.
В общем, я думаю, что всё в преподавании литературы как нигде зависит от личности учителя. Увы, увы.... Остальные предметы не так страдают от равнодушного/неинтересного/узко мыслящего преподавателя, как мне кажется.

Роман Лагерлеф обязательно прочитаю, очень заинтересовал.


Я не умею ясно выражать свои мысли, это моя беда... Забудьте о существующей школьной программе по литературе - её нет. С чистого листа. С первого по десятый класс мы изучаем "детскую литературы" (по восьмой класс -исключительно - см. в тексте подборки), т.е. - литературу, написанную для детей. Теперь - школьная литература, она снова есть. Что из себя представляет урок литературы (преподавал литературу в школе в конце 90-ых) - сокращённое, выборочное литературоведение, литературный анализ, случайный набор литературоведческих терминов и список произведений для самостоятельного освоения. Причём литературоведение не упрощённое и не адаптированное для детей, а именно - сокращённое и выборочное. ИМХО, необходимо иметь "новое литературоведение" - "детское", т.е., собственно, литературоведение, занимающееся исключительно корпусом детской литературы, жанровыми особенностями детской литературы, использующее термины детского литературоведения, написанное человеческим детским языком. Как пример - "В стране литературных героев" Рассадина и Сарнова и "Грамматика фантазии" Джанни Родари. Если первая книга хоть как-то знакома учителям литературы, то вторая ими точно на уроках не используется. Все знакомые мне учителя литературы в школе - специалисты по литературе и все без исключения не являются специалистами по детской литературе - это нонсенс. Вы - исключение. Нужен новый инструментарий, абсолютно. Может он уже есть, я этого просто не знаю. Мысль такая - если к старшей школе у учеников будет богатый опыт о детской литературе и опыт её понимания, они смогут - у них будет инструментарий, принять и понять литературу взрослую и иметь мотивированную потребность в чтении. Детская литература для меня - явление другого порядка, нежели литература взрослая, другой вид искусства. Например, в детской литературе значение поэзии гораздо выше, чем в литературе взрослой, а жанра драматургии просто нет (за редкими исключениями). Уфф, так понятнее?

Про литературу для старшеклассников. Поэзия. Золотой век, серебряный век, бронзовый век, поэзия русской эмиграции XX века + Бенедиктов, Надсон, Бродский и другие не вошедшие. С поэзией в школе у нас всё очень плохо. Что старшеклассники знают о трёх Мандельштамах, Борисе Поплавском, Адамовиче, поэтах "Парижской ноты"? Они изучали магнетизирующие строки Сосноры - "Бой Мстислава с Редедей" или "Пёс Александра Македонского"? Их не прошибал пот от стихотворений Бродского? Про прозу. У нас были большевики. Н.К. Крупская хотела сжечь всю русскую классику, в буквальном смысле, сбросить с колеса истории "буржуазную литературу". Не случилось, но - мы 70 лет изучали "Что делать". Начиная с русской классики можно спорить со школьной программе по каждому пункту. А что говорить о литературе русской эмиграции или, например, Кржижановском и Козыреве, Ковале, Краснове, Редлихе... Взять, например, Галахова - преподавателя с 40-ых гг. XIX века - гениального методолога, по каркасу которого и построена современная школьная литература. Его революционный подход - замена классиков современниками. Мы много современной литературы в школе изучаем? Павел Санаев, Дина Рубина, Майя Кучерская в конце концов, чем чёрт не шутит?

Теперь про личность учителя. К сожалению, тут мы бессильны - тут всю систему менять надо - страну, миропонимание, ценности, зарплату и статус учителя... Поэтому опираться на учителя невозможно, можно только надеяться, что на новую методику придут новые люди. Ещё как страдают!

А "Йосту" почитайте - он бесподобен. Спасибо Вам! Буду признателен, если добавите книжек в подборку...


Как всё это интересно!. Всё то, что вы написали!
Скопирую себе, перечитаю еще и пообсуждаю с коллегами-единомышленниками.
Очень многое из того, что вы называете здесь, - новое для меня. Честно. Очень заинтересовалась именами, попробую вникнуть...

Предположу, что почти всё названное вами впишется, скорее, в программу гуманитарных классов или литературных клубов. Это явное углубление, на него, боюсь, готовы пойти не все.
Но у меня самой как раз в этом учебном году три гуманитарных класса (5, 7 и 10-ый), поэтому мне всё это очень и очень интересно.
Спасибо огромное!!!


Идея вообще-то прямо противоположная - углубление понимания за счёт опрощения содержания. И я очень старался донести..., но - расплескал...)))


Внимательно посмотрела список (потом еще внимательнее посмотрю).
Спасибо огромное за подборку! Многое не читала, о чем-то даже и не слышала.

Некоторые книги так и так изучаются по программе.
Что-то не изучается, но я сама включила в свою программу: читаем, осбуждаем. А еще по некоторым провожу встречи в Лицейских читательских кафе. Так что мой выбор на какой-то процент совпадает с вашим.

Еще раз спасибо за очень интересный взгляд на эту тему!


Я старался. Вообще у меня около 200 пока книжек в подборку, но я очень надеюсь на другие мнения, на "другую руку", хочется разнообразия, многоголосицы мнений. Спасибо за отклик, для меня Ваше мнение очень ценно.


Я тоже нашла в этой подборке много нового и интересного для себя (эх, когда бы еще все это прочитать?!). Думаю, Вы правы. Я тоже имею опыт преподавания литературы в школе в конце 90-х)) И еще - опыт воспитания многих читателей, которым сейчас от 8 до 20 (моя дочь и дети друзей читают запоем, всегда делая выбор в пользу книги, а не модных гаджетов). Над тем, чтобы привить им любовь к чтению и научить понимать прочитанное мы очень много трудились. И, кстати, я шла Вашим путем, не анализируя это. Я действительно сделала свою дочь знатоком детской литературы, в результате чего вся классика ею воспринимается свободно и легко. Но я, конечно, детскую литературу, получается, давала в параллель со школьной программой. Более того, даже сейчас - дочери 16 лет - мы продолжаем читать детские книги. Я до сих пор читаю вслух на ночь! Например, Анне-Катрин Вестли )) К слову, с ее творчеством обязательно нужно знакомить учеников младших классов. Подросткам обязательно нужно ввести в школьную программу Крапивина - "Журавленок и молнии" или "Мальчик со шпагой" или "Семь фунтов брамсельного ветра". Эти книги делают внутренний мир ребенка богаче, они по-прежнему современны, плюс помогают детям понять своих родителей!! Дочка считает, что нужно обязательно изучать "Убить пересмешника" и "Мартин Иден".


Спасибо за отклик. Да, детская литература - ключ ко всем другим литературам. А Вы добавляйте на своё усмотрение подходящие книги, это же открытая подборка! С Крапивиным у меня не просто: мне близки его некоторые реалистические произведения, но его фантастика и мессианствующие дети - для меня явный перебор. Люблю его "Колыбельную для брата" и "Болтик". "Убить пересмешника" я очень люблю, но я прочитал эту книгу лет в 25 и не думаю что раньше бы понял. Спасибо Вам ещё раз. А как Вы восприняли идею одетсколитературивания уроков литературы в школе?


Здравствуйте, Андриян.
Подборку пока не видел. Сначала по существу.

Мне не до конца понятно разделение на "детскую литературу" и просто "литературу".
Вижу, что для Вас это разделение очень важно.
Кроме жанров (у детей больше поэзии и меньше драматургии), Вы упоминаете инструментарий. Если я правильно понимаю, Вы имеете в виду терминологию. Вместо того, чтобы пользоваться взрослой терминологией, Вы предлагаете использовать доступную детям терминологию дабы облегчить им понимание? А потом плавно заменить на взрослую терминологию. Другими словами, научить маленьких детей правильно анализировать упрощёнными инструментами? Это как ребёнок, который учится играть на детской скрипке, а когда он достаточно подрос - просто поменять скрипку на взрослую, ведь играть он уже умеет?
.
Мне кажется, выбор репертуара очень важен, но в гораздо меньшей степени, чем следующие факторы.
1) Как учить? Правильно ли разделять на предметы? Или лучше учить все предметы вместе, а только тематику выбирать. Например, тема месяца - дожди. Вот тут и поэзия (Тютчев, Фет), математика (как посчитать осадки), география (почему дожди? где дожди?), физика (электричество? слои атмосферы?), химия (что дожди приносят?), биология (растения) и т.д. И сходить в бассейн на физ-ре :) Есть в Израиле как минимум одна школа, где так преподают. А ещё слышал эту идею у Казиника (как человек связанный с музыкой и Швецией, Вы наверное, его знаете:)) Он пропагандирует такое обучение во всём мире
2) Когда учить?
а) Правильно ли делить детей в интервале в один год и грести их под одну гребёнку? Что если одному слишком легко, а другому наоборот? Глупее ли тот, кто научится читать только к третьему классу? Он что, меньше создан для понимания Пушкина? У всех свой темп.
б) Что если ребёнок сам будет решать и выбирать что и когда ему учить? (и такая школа здесь есть).
Разве цель школы не предоставление "инструментария" как Вы говорите? Зачем же давать гвозди тому, кто пока не может держать молоток? Дайте ему отвертку пусть пока шурупы крутит. Мотивируйте его взять молоток, не травмируйте им.
3) Кому учить? Глупо говорить как важна личность учителя. Кто идёт преподавать? Те, кого зовёт сердце или те, кому не удаётся устроится на более престижную и высокооплачимую работу? Как мало учителей, как Ваша учительница истории и Вы сами! Да и кто, даже имея поначалу лучшие намерения, захочет выпрыгивать из трусов, пытаясь улучшить урок, сделать его интересным. Кто пожертвует своим временем и душевными силами?


0) Уфф, ну, поехали...

Многие знания - многие печали.

Этот сайт, как частный случай, позволяет видеть, что наиболее глубокое понимание той или иной книги принадлежит на удивление не профессиональному литературоведу, филологу или критику, а вдумчивому читателю. "Детская художественная литература" для меня - не отдельный вид литературы даже, а отдельный вид искусства, которое пользуется другими изобразительными средствами, нежели, ну, Вы понимаете. "Детское литературоведение" должно строится с нуля, изучать понимая и понимать изучая именно объект исследования. Новая терминология в данном случае - отсутствие терминологии, а пользование обычными человеческими словами. Знание дактилей-амфибрахиев-анапестов не даёт понимание поэзии, не мешает, конечно, но не это важно для понимания. Я про это долго могу, так что - идём дальше.
1) Правильно разделять на предметы и предложенный Вами путь я считаю тупиковым, а Яна Амоса Коменского - гением. До октябрьского бунта в России не скажу что повсеместно, но в некоторых учебных заведениях применялась методика предметных циклов. Все школьные предметы входили в предметные циклы: естественный (физика, химия, биология, астрономия, география), гуманитарный (история, литература, русский язык, логика, искусствознание), эстетический (живопись, музицирование, выездка, фехтование, танцы), классический (латынь, др.-греческий, античная история, философия, литература, риторика), богословский и пр. И эти предметные циклы находились в балансе. Баланс - болезненный вопрос современной школьной педагогики, в которой идёт явный прагматический перевес. Идея предметных циклов и баланса получаемых знаний мне крайне близка.
2) Нет. Я не считаю детей глупыми взрослыми, они просто другие, но у них недостаточно жизненного опыта и исходя из имеющегося, боюсь, большинство из них выберет гаджеты. Право выбора должно быть внутри умно построенной программы обучения, например, в выборе некоторых предметов внутри предметных циклов (см. выше).
3) Здесь мы ничего не можем сделать, кроме повышения зарплаты. Бывали у нас времена, когда школьное образование бывало на высоком уровне, именно за счёт умно построенной программы обучения. Мы не можем ориентироваться на кадры, частично проблему кадров решит высокая заработная плата.


0) Понял про отсутствие терминологии. Звучит логично.

нание дактилей-амфибрахиев-анапестов не даёт понимание поэзии, не мешает, конечно

Кстати, возможно, что даже мешает
1)

Яна Амоса Коменского - гением

Полез в википедию. То есть, просто сегодняшний метод :)

Правильно разделять на предметы и предложенный Вами путь

Я, кстати, предложил НЕ делить на предметы. Думаю, что Вы поняли, но из-за этого предложения - не уверен.
Скажите несколько слов о балансе. В чем его перекос в прагматизм и как Вы видите его правильным? Добавить логику, риторику, искусствознание и богословие? За счет точных наук? В принципе, я за!
Мне кажется, этот перекос (если я правильно его понял) подтверждает сказанное мной в пункте 3
2) Я и говорю про выбор из предлагаемого. И вширь и вглубь. Не гаджеты
3) В вопросах воспитания (не всего образования, а только воспитательной его части) кадры - это всё!
Плохие кадры испортят любую "умно построенную программу "


Хорошо, с нулём разобрались...)))
1) Понял что не делить. Прагматизм. В школе дети на "музыке" занимаются "музыковедением", физкультура - очень странный предмет и мудрые учёные доказали уже достаточно давно вред такой школьной физкультуры - танцы, фехтование и лошадки. Нашей школе нужен эстетический цикл предметов, на которых детей не казуистике будут учить, а играть на музыкальных инструментах, танцевать, живописи, фехтовать, скакать и ухаживать...

Скажите несколько слов о балансе. В чем его перекос в прагматизм и как Вы видите его правильным? Добавить логику, риторику, искусствознание и богословие? За счет точных наук? В принципе, я за!

Очень удивили и порадовали про богословие и др. Я категорически не могу понять почему в школе преподавание русского языка сходит на нет к десятому классу, у нас что дети абсолютно грамотны или русский язык к десятому классу себя исчерпывает? Я бы ещё ввёл изучение дореформенной орфографии в 10-11 классах, это не только наша история, это не только интересно, это ещё и крайне полезно. Я бы запретил компьютеры в школе, этому они и сами научатся. Дети в школе на каждом предмете должны творить, созидать. Надо вернуть в школу воспитание через предмет. То что я предлагаю эту функцию выполняет. Я считаю изучение точных наук детьми крайне важным, но не за счёт всего остального.
2) Программа должна быть для всех единой. При балансе, гуманитарии, например, не будут так страдать как сейчас. И, безусловно, д.б. факультативы - то самое "вширь и вглубь", которые на выбор.
3) Если дать учителям высокую зарплату, в школу потянутся пассионарные преподаватели, однозначно. И замученные тоталитарной безграмотностью методистов учителя тоже преобразятся, если к высокой зарплате с них снять всю громадную выполняемую ими отчётную работу. Этим должны заниматься как раз методисты. Учителя должны учить и воспитывать детей, а не ерундой заниматься. Всё у нас нормально с кадрами, у нас плохо с раскадровкой...)))


Извините, что долго не отвечаю.
1)

В школе дети на "музыке" занимаются "музыковедением"

Всё, что помню от уроков музыки - это разгадывание кроссворда с фамилиями композиторов. В этом я преуспел. При этом, ни слуха, ни голоса у меня нет.
Просто для протокола - Вы предлагаете больше слушать и играть? С этим трудно не согласиться :)

Очень удивили и порадовали про богословие

Я всего лишь переписал то, что Вы сказали выше :)

играть на музыкальных инструментах, танцевать, живописи, фехтовать, скакать и ухаживать

То еcть, всякая деятельность, вместо теории. Я согласен. Учится через действие, движение, тело, эмоции. По-моему, в детстве по-другому и нельзя. Я бы ещё добавил садоводство и забота о животных.

Я бы запретил компьютеры в школе

Я бы оставил для старших классов. Не на уровне пользования, а для программирования или другого действия, позволяющего "творить, созидать".
2)
Согласен, что гуманитарные стремления забиваются с детства (что лишь подтверждает мой тезис, о том, зачем нужна школа). В лучшем случае они остаются на уровне хобби. Их нужно поощрять не меньше, чем точные науки.
Не вижу причин, почему программа должна быть единой. Если физика - не моё (в отличии от фехтования и музыки) нет причин пихать мне её насильно. Это может сработать, но может и испортить всё остальное. Школа должна предоставить возможность выучить всё то, что на сегодняшний день считается "базовыми знаниями", но не вбивать их палкой
3)
Зарплата многое изменит. Особенно вкупе со "социальным статусом" учителя. И всё-таки этого далеко не достаточно. Что будет с пассионарными преподавателями, которые столкнутся с Системой? Они уйдут, чтобы свою пассионарность применить в другом месте


4) Зачем учить? Так ли важно государству, мин.образования и пр. чтобы дети читали Крестовского? Разве есть у этого практическая цель? Разве это прибыльно, полезно обществу, стране?
Вообще, какова цель школы? Воспитывать высокоморальных интеллектуалов, любящих свободу и имеющих своё мнение? Не смешите меня. Эти люди опасны.
У школы 3 цели - (а) занять детей, чтобы родители могли работать (б) рассортировать полезных стране людей. Инженеры, ученые, деятели искусств - в одну корзину. Таких много не надо. Чернорабочие, служащие, солдаты - в другую корзину (в) Привить дисциплину, власть общественного мнения, управляемость.
Как видите, нет никаких причин для кого-то сверху размышлять над "Грамматикой фантазии"
5) Как оценивать?
Это моя больная тема, лучше и не начинать. Суть ясна - система оценок как правило парализует ученика. В лучшем случае он сдедает всё, что надо, чтобы получить хорошую оценку и ни капли сверх того.

Как Вы видите большинство моих предложений вопросительные и ответов на них у меня нет (кроме, разве что, пятого пункта. Так уж совпало :))
Завтра почитаю саму подборку.
Спасибо Вам за энтузиазм! То, что у Вас "расплескалось" как Вы говорите, только показывает насколько Вам это Важно.


4) Ваше рассуждение о том, какие цели преследует власть школьным образованием мне напомнило рассуждение другого мыслителя - Карла Маркса - о том как мыслит обезьяна, когда видит высоко висящий банан...))) Так вот, если бы Маркс был бы обезьяной, он бы так мыслил и именно это сделал. Если бы Вы были во власти, Вы бы, возможно, такие цели преследовали. По факту понять какие цели преследуют власти мы не можем, ибо мы в принципе не можем понять мотивацию другого. Просто всё катится как катится, когда они пришли школа уже была, значит она должна быть и дальше, ну, как сможем урежем ассигнование, введя скажем красивую, а главное современную и на злобу дня компьютеризацию. Нет, если бы всё было бы как Вы пишите я был бы счастлив. Повторюсь, цель школьного образования - дать детям "правильное" представление о мире, не в смысле "верное", а в смысле - что построенное по определённым правилам.
5) Нельзя без оценок. Это моя больная тема. Пугает не система оценок, а неумелое ею пользование и неправильное к ней отношение. Я работал по безоценочной системе - это зло.


4) Цели понять необходимо. Потому что Вам, как преобразователю школьной программы нужно подстроить свои цели под цели системы. А иначе Вы будете сражаться с ветряными мельницами и не поймете, почему что-то лёгкое не получается пробить.
5) Вот здесь я категорически не согласен. Не верю в умелое "пользование системы оценок". Кстати, о целях. Тут тоже нужно очень четко понимать цели. Я не работал по безоценочной системе. Но, возможно, Вы её неправильно использовали. Расскажите, если не затруднит


4) Считаю, что существующая школьная система догниёт и без меня.))) Я в принципе полагаю, что здравую систему надо строить на пустом месте - выстраивать частную педагогику, как альтернативную государственной, но единую в подходе. А для этого нужно сделать самое сложное - договориться...
5) Метод оценок должен быть основан на принципе самоконтроля, нельзя сравнивать оценки учеников друг с другом, а родителям с их стороны - наказывать детей за плохие оценки. Просто нельзя. Работать это должно примерно так: "ага, что-то у меня поползли оценки по-русскому в сравнении с другими предметами, надо подтянуть". Не вижу крамолы, а безоценочная система образования - это нигилизм какой-то...


4)
Вы знакомы с проектом "Interneturok.ru"? Я им очень доволен. Смотрю иногда школьные уроки по литературе и истории :) То, что пропустил в детстве.
Прекрасный пример системы

альтернативную государственной, но единую в подходе


5)
Если оценки сравнивают меня сегодняшнего со мной вчерашним - это ещё полбеды. Другое дело, какие выводы из этого следуют и как за это наказывают или поощряют (что по последствиям может быть не лучше наказания).
Андриян, нигилизм - это философия, отрицающая ценности. И то, что Вы перепутали (специально, для красного словца, так сказать) ценности и оценки - это как раз указывает на главный недостаток этой системы :)


Теперь про подборку.
У меня будет взгляд со стороны, поскольку, как Вы знаете, "Сами мы не местные".
Как оказалось, большинство книг я не читал :(
1) Повелитель мух - Согласен. В Израиле она в программе где-то в 9-ом классе (во всяком случае, была)
2) 451' по Фаренгейту - Согласен. Очень простая антиутопия с "гаджетами" в виде говорящих стен ("соседей"). Идеально доступна. Но как бы она не отпугнула детей своей прямолинейностью. Уж слишком она реальна сегодня, а никто не любит, когда его "тычут носом". Но, конечно, из всех антиуиопий - эта самая детская.
3) Полное собрание басен И.А. Крылова - конечно. И можно даже в разных классах. От первого до последнего (11 у вас?). Понравилась идея менять басни набившие оскомину. Пусть ребёнок расскажет что-то новое родителям (или хорошо забытое старое). Это полезно для его самооценки. А то тяжело, когда ты всегда в роли догоняющего. Как ни старайся, а потолок - только догнать.
4) Малахитовая шкатулка - я, конечно, что-то читал в детстве. Но если цель - привить любовь к Малой Родине, то этот пункт должен меняться в зависимости от места. В Запорожье (откуда я родом) можно читать украинские рассказы Гоголя, в Якутии - замечательный рассказ "Бойё" и т.д.
5) Всё о муми-троллях - согласен с Вами! Обязательно учить! Во-первых - это интересно, во-вторых там много чего хорошего спрятано. Только как это хорошее объяснить малышу? Я предлагаю в первом классе только читать, а в третьем-четвертом вернуться и кое-что объяснить. А в седьмом можно и более философские повести почитать :)
6) Лучшие произведения Льюиса Кэрролла - даже не знаю. Нонсенс? Допустим
7) Денискины рассказы - да, обязательно. Причём в разных классах, в зависимости от глубины проблемы
8) О дивный новый мир - я пока не читал. Но не много ли антиутопий? Хотелось бы хоть одну утопию тоже
Остальные 32 не читал. Наверное, мне должно быть стыдно, но мне всего-лишь обидно.

Общие замечания
Как-то мало стихов. Нужно ли их учить наизусть? Я предлагаю выбирать хорошие произведения в стихотворной форме и читать по ролям. Мне кажется, это во-первых интересно, во-вторых лучше заставляет понять смысл произведения и характеры героев и в третьих полезно против всяких комплексов.
Второго Мандельштама не читал, но вижу, что Вы потеряли весь Золотой и Серебряный века :)
Много книг, воспитывающих нравственность и патриотизм.
А где же книги о семье (не считая мумиков :), которые учат ценностям, необходимым будущим родителям?
Где о выборе спутника жизни? Пока что учатся по телевизору - деньги и крутость для мужчин, красота для женщин.
Это не претензии :) Я подумаю немного и добавлю что-нибудь.
Пока в голове только "Вафельное сердце" Марии Парр.


Если бы Вы посмотрели, крайне интересные комментарии выше (оба респондента - учителя литературы), Вы бы прочитали, что 40 книг - это одна пятая моей подборки и у меня есть ещё 160 и тогда логика появится, а лакуны пропадут. Просто не вижу смысла их сюда выкладывать, ибо все три комментатора затащены сюда мной и, похоже, это просто никому не надо. И это прекрасно. Почти все Ваши "непретензии" у меня в большой подборке есть, правда...))) Это просто для затравки - выложил 20, потом - ещё 20, а потом - не выложил... Спасибо Вам за серьёзный подход к моим несерьёзным прожектам...)))


Я читал комментарии, но упустил про 200 :)


Что лично мне хотелось бы добавить:
1. Генри Джеймс - Поворот винта (7-8 класс). Классическая небольшая повесть, которая может познакомить ученика с американской готикой 19 века. Повесть не столько о призраках, сколько о самовнушении и, скорее всего, психическом расстройстве.
2. М. Агеев - Роман с кокаином (10-11 класс). Небольшая книга о взрослении, будет близка подросткам, все-таки проблема соблазнов взрослого мира актуальна во все времена.
3. Анатолий Мариенгоф - Циники (10-11 класс). Тоже небольшая повесть, познакомит ученика с т.н. "интеллектуальной" стороной ранней советской прозы. Мне кажется, тема сексуальности и отношений будет интересна в этом возрасте.
4. Агата Кристи - Десять негритят (8-9 класс). Считаю правильным знакомить учеников с классикой детективной прозы. Роман знаменитый, один из лучших в жанре "герметичного детектива".
5. Диана Уинн Джонс - Ходячий замок (3-4 класс). Просто замечательная сказка.
6. Лидия Чуковская - Софья Петровна (8-9 класс). Возможно, уже есть в программе, но... сомневаюсь. Прекрасная психологическая проза, которая мягко рассказывает о Большом терроре, написана очевидцем событий.
7. Сомерсет Моэм - Непокоренная (7-8 класс). Небольшая новелла о нравственном противостоянии на оккупированной территории, с нее можно начать знакомство с Моэмом.
8. Луиза Мэй Олкотт - Маленькие женщины (3-4 класс). Женская, конечно, книга, но все-таки мировая классика с множеством нравственных примеров.
9. Говард Лавкрафт - Морок над Инсмутом (сборник) (8-9 класс). Считаю, учеников нужно познакомить с Лавкрафтом, это культовый автор с собственным необычным миром.
10. Франц Кафка - Превращение (9-11 класс). Кафка не так страшен, как кажется. Не реализмом единым, как говорится.
11. Элинор Портер - Поллианна (3-4 класс). Милейшая книга о том, что лучше всего быть оптимистом.
12. Евгений Замятин - Мы (10-11 класс). Главная наша антиутопия все-таки.
13. Эдгар Аллан По - Убийство на улице Морг (сборник) (8-9 класс). Классика, обязательно для ознакомления, тем более объем небольшой и "таинственные" сюжеты.

Мне кажется, школьная программа должна:
1. Объяснить, что читать интересно и что нет хороших и плохих жанров, а есть хорошие и плохие книги.
3. Развивать абстрактное мышление, а для этого нужно отказаться от господства реализма в наших учебниках; главная задача программы - не вдолбить классику в головы учеников, а рассказать о разных течениях в лит-ре и научить воспринимать разные формы. Но для этого нужно изменить и способ преподавания: учить анализировать, самостоятельно изучать произведение, а не заучивать готовые ответы на вопросы, правильно поступила Татьяна, отказав Онегину, или что хотел сказать Толстой монологом Болконского у дуба.

Вопрос еще в том, нужны ли нашему государству люди с развитым абстрактным интеллектом, способные работать со сложными абстрактными понятиями. Мне кажется, наше государство с большей вероятностью пойдет по пути упрощения культуры, намеренно добьет гуманитарные институты. Иначе я не знаю, как объяснить возвращение "политруков" в школы, новый мутный закон о просветительской деятельности и заявления а-ля: "Это о наркотиках/сексе/политических протестах/самоубийствах/про загнивающий Запад/про коммунистов/про фашистов/вы развращаете детей!"


По-моему, не нужно включать в школьную программу слишком современные произведения (включая переводы произведений) - из-за авторского права. А если у кого-либо родители настолько бедны, что не могут прочитать (или скачать) это произведение легально?! Вы же наверняка не желаете "имущественного ценза для учащихся"!