Больше рецензий
15 июня 2018 г. 01:08
4K
4 Единство и многообразие эмоций
РецензияКакие эмоции должен испытывать читатель, читая книгу Яна Плампера? Радость от познания, скуку от научности, безнадежность от объема? Лично я слишком часто испытывал чувство недоумения: сложно понять, о чем собственно книга, ей очень сильно не хватает структуры. Автор затронул многое. Рассмотрел, как изменялись эмоции и отношение к ним в разные эпохи и у разных культур. Более подробно он касается вопроса изучения эмоций, дает обзорный анализ различных существовавших ранее и современных гипотез и теорий о природе эмоций, их месте в жизни человека. К сожалению, Плампер не смог или не захотел излагать логично, он часто «перескакивает» с одного на другое, практически не делая переходов.
При этом книга чрезвычайно интересна. Лично я узнал очень много нового. Я догадывался, что эмоции изучают, но как именно не знал практически ничего. Оказывается, есть очень разные подходы в русле самых разных наук. Традиционно эмоции – сфера психологии. Однако занимаются ими физиологи (казалось бы, причем тут миндалина), антропологи (попробуй пойми, что такой song у жителей атолла Ифалик, вроде гнев, но не совсем), лингвисты (понимание эмоций невозможно в отрыве от языка на котором формулируется их осознание), культурологи и даже археологи. В книге много места уделяется нейронаучным моделям эмоций, как наиболее быстро развивающемуся направлению. Особенно интересно выглядит основной спор, возникший во второй половине 20 века и не решенный до сих пор – имеются ли у человека базовые эмоции? Сторонники положительного ответа выделяют несколько основных эмоций, которые как бы заложены в биологической природе человека и характерны для всех культур. Однако, как демонстрирует Плампер, эта модель хорошо работает лишь в лабораторных условиях и далеко не всегда подтверждается на практике. В книге приводится подробное описание всех основных имеющихся теорий о базовых эмоциях с полным разоблачением и их критика.
Вообще в книге критики очень много. И это подчеркивает ее современность. Например, автор приводит нейронаучные гипотезы, которые всего десятилетие-два назад казались величайшими достижениями в области изучения эмоций (о зеркальных нейронах или о соматических маркерах), и показывает, что данные последних лет если не опровергают их, то в значительной степени подвергают сомнению. При этом популисты не спешат отказываться от красивых моделей (что попало в науч-поп – изгнать сложно), потому очень важна грамотная критика в подобных книгах.
Однако понять целевую аудиторию книги Плампера непросто. С одной стороны она явно рассчитана на массового читателя, с другой производит впечатления полноценной научной монографии. Даже в стиле написания есть различия. Если первые главы написаны очень доступно, то дальше автор «увлекается» и стиль становится примерно таким:
После доминирования постструктуалистского плюрализма в 1980-х годах глобализация нашла в нейронауках такой вид универсализма, который ей конгениален.
Слова знакомые, разобраться можно, но усилия прикладывать приходится (и некоторые термины гуглить). При этом книга очень насыщена ссылками, помимо цитирования и отсылок к книгам и статьям в тексте с обязательными библиографическими данными внизу каждой страницы, автор приводит еще большой список дополнительной литературы для всех желающих, обзор которой не проводился в книге (избранная библиография приводится на 40 страницах, серьезно!). Интересующемуся читателю читать-не перечитать.
Резюмирую. Книга интересная. К сожалению, целостной картины не складывается, но если воспринимать ее части по-отдельности, можно узнать много нового как о самих эмоциях, так и о методологии их изучения. Рекомендую.
Специально для noctu
Комментарии
Интересно вы написали, спасибо :)
Поискал. Нашёл интересную вещь: автор (Jan Plamper, professor of history at Goldsmiths, University of London) как-то резко изменил направление исследований. Его книги в библиотеке Genesis посвящены культу личности Сталина:
Википедия указывает всего две монографии: эту самую "Историю эмоций" и что-то про Сталина, плюс книги на разных языках на разные темы (в основном тоже про Сталина).
Это меня как-то не вдохновило :)
Я читал теорию на эту тему, которая выводит все эмоции из одного встроенного источника. Этот источник -- некий интегратор всех физических рецепторов тела (тепло-холодно, сыт-голоден, больно-приятно и т.п.), который даёт общий показатель на шкале хорошо-плохо. И после этого наша нейросеть начинает тренироваться в процессе взросления и включает в себя всё более сложные взаимоотношения со средой (в которую включается и с социум), и таким образом мы получаем сознание, эмоции и мышление. Подозреваю, что видел это в книге I Am a Strange Loop Хофштадтера.
Такой подход напрочь отсекает необходимость всех нейрофизиологических исследований и любые поиски "центров страха" в миндалине. Зато он открывает путь к созданию эмоций (сознания и всего остального) в искусственном разуме.
Мне это очень понравилось, и да, я почти уверен, что об этом мне рассказал именно Хофштадтер. Вообще, 'I Am a Strange Loop' произвела на меня сильное впечатление, давно такого не было. Я ей 10 баллов поставил, что редко случается :)
А ещё я читал где-то о "возникновении" цветового восприятия.
У Гомера со звуками всё хорошо, а цвета скудны. Почему так? Ясно же, что наши глаза со времён греков не особенно изменились.
А дело в том, что восприятие цвета зависит от культурного контекста. В нашей радуге 7 цветов, а в американской 6 и т.п.
И в этом случае культурный контекст тренирует нейросеть определённым образом, так что у нас возникают связи между словами и внешними (в данном случае цветовыми и социальными) воздействиями.
Вообще мне кажется, идея нейросети очень плодотворна, и мы увидим скоро удивительные результаты её развития. Они будут далеко превосходить всё, что может запрограммировать любой хакер. Нейросеть научится реально понимать контекст, причём мы не будем знать, как именно она это делает.
И развитие системы эмоций, как мне кажется, это самое простое, что на этом пути будет достигнуто. Уже сегодня абсолютно тупой японский робот улыбается и обижается вполне уместным с нашей точки зрения образом.
С нетерпением жду момента, когда с роботом Лайвлиба можно будет поговорить об истории эмоций :)
Кстати, тогда и Яну Пламперу будет что поизучать. Он станет искать, где локализована в интернете миндалина, "ответственная за страх" :)))
Про Сталина действительно странно, но большой беды в этом я не вижу. Надо понимать, "История эмоций" является только обзором, Плампер не приводит каких-то своих исследований, он обобщает имеющиеся данные "от Ромула до наших дней", особо уделяя внимание современным направлениям исследований (во всем их противоречии).
Он как раз против единого центра (будь то миндалина или что-то еще).
Этот некий интегратор тоже где-то должен локализоваться, не так ли? Плампер за комплексный подход. Как раз он критикует устаревшую модель, где пытаются привязать определенные эмоции (и не только) к конкретной зоне мозга, приводит данные в пользу мозга в роли сети.
По поводу культурных различий у него тоже много написано. По-моему, это общеизвестная вещь, что культурный контекст определяет мышление в самом широком смысле. А как именно это происходит много изучают, но до окончательного ответа еще далеко.
Я наблюдал неоднократно, как люди общаются с голосовыми помощниками типа Siri на iOS. Хотя вроде бы голос такого робота сделан достаточно безэмоциональным, люди, общающиеся с ним, испытывают некие эмоции, воспринимают его эмоционально, очеловечивая тем самым. Наверняка, это тоже кто-то исследует.
Я не общаюсь с голосовыми помощниками после первого же опыта. Я спросил "google-девушку": do you speak Russian? -- и она мне тут же показала список русских ресторанов Нью-Йорка. (Я, к слову, в Москве был.)
Пусть пока без меня поразвиваются :)))
Это Вы, видимо, давно уже спрашивали. Это все быстро развивается, сейчас они вполне способны поддерживать осмысленный простой разговор. То ли еще будет.
Это как с гугл-переводчиком - лет пять назад он дословно переводил каждое слово, а сейчас может переводить порой вполне литературно. Легко распознает грамматические конструкции, типа Complex Subject.
Да, это верно, я поговорил с google-девушкой сразу как она стала доступной [девушкой] :))) Но и по сей день задаю гуглу вопросы письменно.
А google translate пользуюсь только тогда, когда уж на совсем непонятном языке написано, типа финского. Для всех остальных пользуюсь Abbyy Lingvo. Это не реклама, а факт. Действительно очень хороший словарь.
Мультитран лучше)
Это реклама?
:)))
Ни в коем случае, просто принципиальное предпочтение. Вроде двумя или тремя перстами креститься, с тупого или острого конца разбивать.
Старых друзей не бросают. Нынешняя версия Lingvo работает у меня с 2006, а были ещё предыдущие. И на смартфоне теперь тоже Lingvo :)
Граждане, а поподробнее про миндалины можно? А то брату миндалины удалили, волнуюсь теперь, что с ним будет в плане эмоций :))
Имеется ввиду миндалевидное тело - один из центров лимбической системы мозга. Долгое время полагали (и до сих пор до конца не отказались), что этот центр отвечает за такую эмоцию, как страх. Миндалины в глотке совсем не при чем, не волнуйтесь!
Спасибо за рецензию :) Я думала, что ты уже забыл про нее. Однако легче мне не стало с выбором - читать или нет. Тема эмоций - очень сложная, неоднозначная и интересная, но когда книги плохо структурированы - где-то грустит редактор. И я.
Оставлю в виш листе, но пока набрасываться на нее не буду.
Нет, я только закончил ее вчера. Это у меня была книга третьего плана, к тому же читал с ноутбука (с которого почти сейчас не читаю), потому очень долго получилось.
Да и смысла читать нон-фикшн быстро нет.
Тоже верно.