Anthropos

Эксперт

Человек в пальто, смотритель луж

15 июня 2018 г. 01:08

4K

4 Единство и многообразие эмоций

Какие эмоции должен испытывать читатель, читая книгу Яна Плампера? Радость от познания, скуку от научности, безнадежность от объема? Лично я слишком часто испытывал чувство недоумения: сложно понять, о чем собственно книга, ей очень сильно не хватает структуры. Автор затронул многое. Рассмотрел, как изменялись эмоции и отношение к ним в разные эпохи и у разных культур. Более подробно он касается вопроса изучения эмоций, дает обзорный анализ различных существовавших ранее и современных гипотез и теорий о природе эмоций, их месте в жизни человека. К сожалению, Плампер не смог или не захотел излагать логично, он часто «перескакивает» с одного на другое, практически не делая переходов.

При этом книга чрезвычайно интересна. Лично я узнал очень много нового. Я догадывался, что эмоции изучают, но как именно не знал практически ничего. Оказывается, есть очень разные подходы в русле самых разных наук. Традиционно эмоции – сфера психологии. Однако занимаются ими физиологи (казалось бы, причем тут миндалина), антропологи (попробуй пойми, что такой song у жителей атолла Ифалик, вроде гнев, но не совсем), лингвисты (понимание эмоций невозможно в отрыве от языка на котором формулируется их осознание), культурологи и даже археологи. В книге много места уделяется нейронаучным моделям эмоций, как наиболее быстро развивающемуся направлению. Особенно интересно выглядит основной спор, возникший во второй половине 20 века и не решенный до сих пор – имеются ли у человека базовые эмоции? Сторонники положительного ответа выделяют несколько основных эмоций, которые как бы заложены в биологической природе человека и характерны для всех культур. Однако, как демонстрирует Плампер, эта модель хорошо работает лишь в лабораторных условиях и далеко не всегда подтверждается на практике. В книге приводится подробное описание всех основных имеющихся теорий о базовых эмоциях с полным разоблачением и их критика.

Вообще в книге критики очень много. И это подчеркивает ее современность. Например, автор приводит нейронаучные гипотезы, которые всего десятилетие-два назад казались величайшими достижениями в области изучения эмоций (о зеркальных нейронах или о соматических маркерах), и показывает, что данные последних лет если не опровергают их, то в значительной степени подвергают сомнению. При этом популисты не спешат отказываться от красивых моделей (что попало в науч-поп – изгнать сложно), потому очень важна грамотная критика в подобных книгах.

Однако понять целевую аудиторию книги Плампера непросто. С одной стороны она явно рассчитана на массового читателя, с другой производит впечатления полноценной научной монографии. Даже в стиле написания есть различия. Если первые главы написаны очень доступно, то дальше автор «увлекается» и стиль становится примерно таким:

После доминирования постструктуалистского плюрализма в 1980-х годах глобализация нашла в нейронауках такой вид универсализма, который ей конгениален.

Слова знакомые, разобраться можно, но усилия прикладывать приходится (и некоторые термины гуглить). При этом книга очень насыщена ссылками, помимо цитирования и отсылок к книгам и статьям в тексте с обязательными библиографическими данными внизу каждой страницы, автор приводит еще большой список дополнительной литературы для всех желающих, обзор которой не проводился в книге (избранная библиография приводится на 40 страницах, серьезно!). Интересующемуся читателю читать-не перечитать.

Резюмирую. Книга интересная. К сожалению, целостной картины не складывается, но если воспринимать ее части по-отдельности, можно узнать много нового как о самих эмоциях, так и о методологии их изучения. Рекомендую.

Специально для noctu

Ветка комментариев

Все комментарии

Это Вы, видимо, давно уже спрашивали. Это все быстро развивается, сейчас они вполне способны поддерживать осмысленный простой разговор. То ли еще будет.
Это как с гугл-переводчиком - лет пять назад он дословно переводил каждое слово, а сейчас может переводить порой вполне литературно. Легко распознает грамматические конструкции, типа Complex Subject.

+2 15.06.18

Да, это верно, я поговорил с google-девушкой сразу как она стала доступной [девушкой] :))) Но и по сей день задаю гуглу вопросы письменно.
А google translate пользуюсь только тогда, когда уж на совсем непонятном языке написано, типа финского. Для всех остальных пользуюсь Abbyy Lingvo. Это не реклама, а факт. Действительно очень хороший словарь.

+2 15.06.18

Мультитран лучше)

+1 15.06.18

Это реклама?
:)))

+1 15.06.18

Ни в коем случае, просто принципиальное предпочтение. Вроде двумя или тремя перстами креститься, с тупого или острого конца разбивать.

+1 16.06.18

Старых друзей не бросают. Нынешняя версия Lingvo работает у меня с 2006, а были ещё предыдущие. И на смартфоне теперь тоже Lingvo :)

+1 16.06.18