27 сентября 2017 г. 16:44

242

5

Так получилось, что в рамках ДКП у меня уже есть опыт чтения сборника рассказов,  и в тот, первый раз, я попыталась вывести формулу успеха для подобного рода сборника. На мой взгляд, важно начать повествование с правильного рассказа, который сможет увлечь читателя и пообещать ему свет в конце беспросветно тёмного туннеля. Юрию Буйде это удалось, рассказ 'Лета' вызывает очень сильные ностальгические эмоции, тоску по деревне и желание обнять бабушку. И кажется, что это объятие сможет защитить тебя от всего на свете, тебя не смогут потревожить ни горе, ни война. Отдалённо напоминающие Пришвина описания природы и элементов интерьера только прибавляют ощущения, что ты дома и так все и должно быть. 

Но далеко не всем повезло иметь такую бабушку (и читать Пришвина). Дальше в книге один за одним идут мрачные, а иногда и пугающие рассказы о трех небольших посёлках населённых сплошь люмпенами, которые не знают другой жизни, кроме Жунглей. И там, совсем недалеко за МКАДом, всем правит только закон выживания. Как и в настоящих джунглях там нет места ни принципам, ни состраданию - ты либо жив, либо унижен и убит. Из риторический аксиомы "кому на Руси жить хорошо" взяли и выкинули одно слово, ведь откуда Жунглям знать, что бывает хорошо? Да что вообще такое это 'хорошо'? Даже в своих самых извращенных фантазиях герои (герои ли?) мечтают об удовлетворении физических нужд, о чем-то типа "вот убью их всех и заживу!". Но из-за того, что все эти истории были связаны между собой побочными героями, я все ждала, что появится Бабушка и всё сразу пойдёт в сторону happy ever after, но Бабушки все не было и тон повествования потянулся к формату "городских легенд" или,  по-русски говоря, страшилок, похожих на те, что дети рассказывают друг другу под одеялами.

"Жил-был дед, всю свою жизнь искал он камень, который любовь приносит, а в итоге в почке своей его нашёл и умер от радости. Тем временем, пошёл слух, что на мясокомбинате едят людей..." (исковерканный рецензентом текст произведения) 

С одном стороны, это даже немного смешно, а с другой это же Жунгли, тут может произойти что угодно, особенно в жестокие 90е. Но 90е ли это? Нигде нет ни слова про временную метку и 'понятия' более чем современные. Практически ни у кого из персонажей нет имени, только нелепые клички:

"Мы звали её графиней, потому что она могла залпом выпить графин водки" 
(исковерканный рецензентом текст известного анекдота)

От этого ещё сильнее складывается впечатление, что персонажи и не люди вовсе, а лишь зачатки личностей или тени на стене пещеры. 

А о чем на самом деле эта книга? Может о том, что за МКАДом нет жизни? Нет, там есть рассказ и про Москву, внутри МКАДа  ничуть не лучше. Может о том, что быть плохим плохо? Нет, и не в этом, ведь понятия субъективны. Буйда написал очень глубокую книгу, местами слишком глубокую, в которой жалеешь всех и не жалеешь никого. Ведь метафорические Жунгли разрастаются вокруг нас гуще и гуще, втягивая все больше людей в свою чашу. Посмотрите вокруг: вот спился брошенный старик; вот соседка, мечтающая стать актрисой, подалась сниматься в местечковом порно в надежде, что её заметят; вот идёт немой ребёнок, до которого нет дела даже собственной матери; вот ваша красавица-одноклассница, злая настолько, что её опасаются дикие собаки... Список можно продолжать вечно. У каждого из нас свои Жунгли и чем раньше у нас получится это осознать, тем больше шансов найти тропинку к их кромке. 

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!