Больше рецензий
19 мая 2017 г. 15:17
1K
5 Несдобровать отдельному индивидууму, с его двумя бедными «у».
РецензияПотому что зубная боль проигрывает битву, дождливый денек отменяет намеченный мятеж, - все зыбко, все от случая к случаю, и напрасно старался тот расхлябанный и брюзгливый буржуа, написавший темный труд «Капитал», - плод бессонницы и мигрени.
Улыбнитесь…
Но улыбка высохла, превратившись в две тонкие сизовато-фиолетовые полоски на лице. Это были мои губы, некогда мягкие, большие, похожие на выварившийся вареник. В другой раз рассмеялся бы над собой. Любил смех. Смех любил давно. Сейчас все едино. И грусть хороша, и тоска, что удобно сидит рядом, и отчаяние притихло. Раньше отчаяние пахло сильно: раздражающе - болотной тиной. Сейчас привык. Наверное, оттого, что все чепуха. Жизнь- чепуха. Это я понял, когда однажды не почувствовал жизни. Как бы умер, и понять не могу. Так жив или нет. Вроде бы все иначе. Люди другие, а я все тот же. Или наоборот - я другой, а люди все те же. Думать все же лень, а надо. Зачем надо, тоже не знаю. Просто надо. Значит, жив.
Однажды в полдень, в солнцезапеченый матово-сливочный дневной воздушный надрез увидал я, как воздух загустел – стал еще гуще и толще, он уходил то вправо, то круто подскакивал вверх и падал, и катился, и множился. И у каждого множества, было еще некое множество, и по каждой невидимой, но ярко осязаемой дорожке, шли, бежали, ползли, скакали, лезли … люди с такими же узкими полосками губ на лице и отрешенным выражением лица. Они несли на себе трагедийный запас скорби. И вдруг я увидал …себя, но с губами толстыми, как вываренные вареники. Я был велик, то есть высок, с широкой улыбкой, и я понравился самому себе. Было чувство, что Некто подставил зеркало близко ко мне, а рядом было другое зеркало – в нем были все, кроме меня, а в третьем я был с узкими губами, в четвертом…. Голова закружилась. Где я, что со мной. Жив ли.
Очаровательный прием со стороны фантазии, управляющей нашей жизнью.
Так живы мы, или доживаем чью-то чужую жизнь, умудряясь успеть повсюду, мы в одном образе, или нас много. И каждый образ наделен своей жизнью. Мы встречаемся порой и говорим, где-то мы с вами встречались, да, наверное, в другой жизни, в другой ситуации, там, где мы нужнее.
У одного «Я» – множество «Я».
И мы присматриваем друг за другом. Мы - Соглядатаи.
Мощнейшая эмоциональная атака Набокова, которая сотрясает и не спасает, и объясняет, что нет ничего общего между моим временем и чужим, и любое исчезновение, это обычная магия, к которой требуется привычка. И тогда жизнь вокруг не кажется игрой воображения, потому что ты сам участвуешь в этом - и телом, и душой.
В «Соглядатае» ТЫ совершаешь падение, которое и не падение вовсе, а желание невозможного ТВОЕГО взлета, вечного ТВОЕГО взлета и навсегда,
но нельзя обладать окраской облака или запахом цветка.
Так счастлив ли я?
Да, счастлив…
Потому что мое «Я» приобрело силу в момент слабости, и , наконец, сумело вырваться из декораций бутафорского мира, многажды помноженное на меня.
И МЫ счастливы.
Комментарии
Отличная рецензия, Нина!
Как вы правильно и грустно подметили самую суть.
Так и знал, что вы упомянете и два "бедных У")) А вы разгадали их тайну?
Обожаю ваши вот такие тонкие вещи. Здорово!
Скажите, а мне показалось или нет, что в этой рецензии вы обыграли некоторые чувства от книги про Газданова ( "Возвращение Будды") и вашей рецензии к ней?
Саша, такое большое спасибо.Во-первых, за то,что подтолкнули к перечтению Набокова своей изящной, умной и тонкой рецензией.Такой,что до невозможности захотелось сразу же читать и чувствовать все то, что почувтвововал ценитель творчества. Получилось. А во-вторых, такой же тонкий по глубине понимания чувств другого комментарий.
Тайну двух бедных "У" не разгадала, откройте ее.Очень хочу.
А Газданова в тот момент даже не вспомнила. Они все же, на мой взгляд, разные, Газданов мягче, а Набоков - с острозаточенными углами. Отклик в сердце от Набокова мощнее, может быть, оттого, что произведение компактнее, не такое многоветвистое.Или все так сложилось.Но спасибо...
Да всё до печального просто, особенно если учесть, что у Набокова ничего не бывает случайным. Тайная двух аукающих У в том, что Смуров и Мухин ( заметь, не Бабочкин, а злая карикатура на Бабочкина - Мухин, это один и тот же человек. Но он не хочет им быть, в конце повести он совершает как бы добровольнон "отсечение" себя от своего "подлинного" Я, которое вовсе и не есть подлинное. Он - как вы уже правильно подметили - множественное Я, он, мы - все соглядатаи.
Ну Разумеется Газданов И Набоков разные, хотя есть в них нечто, что связывает их. Да и нежность у Набокова есть такая, что... помните как у Мандельштама? - "нежнее нежного..."
УУУУУУУУ...... Вот это да! Замечательный зигзаг.
Я бы сказал "сальто-мортале")
Да, Набоков не только мозги прочищает. но и заставляет форму держать.