Больше рецензий

NinaKoshka21

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2017 г. 15:17

1K

5 Несдобровать отдельному индивидууму, с его двумя бедными «у».

Потому что зубная боль проигрывает битву, дождливый денек отменяет намеченный мятеж, - все зыбко, все от случая к случаю, и напрасно старался тот расхлябанный и брюзгливый буржуа, написавший темный труд «Капитал», - плод бессонницы и мигрени.


Улыбнитесь…
Но улыбка высохла, превратившись в две тонкие сизовато-фиолетовые полоски на лице. Это были мои губы, некогда мягкие, большие, похожие на выварившийся вареник. В другой раз рассмеялся бы над собой. Любил смех. Смех любил давно. Сейчас все едино. И грусть хороша, и тоска, что удобно сидит рядом, и отчаяние притихло. Раньше отчаяние пахло сильно: раздражающе - болотной тиной. Сейчас привык. Наверное, оттого, что все чепуха. Жизнь- чепуха. Это я понял, когда однажды не почувствовал жизни. Как бы умер, и понять не могу. Так жив или нет. Вроде бы все иначе. Люди другие, а я все тот же. Или наоборот - я другой, а люди все те же. Думать все же лень, а надо. Зачем надо, тоже не знаю. Просто надо. Значит, жив.

Однажды в полдень, в солнцезапеченый матово-сливочный дневной воздушный надрез увидал я, как воздух загустел – стал еще гуще и толще, он уходил то вправо, то круто подскакивал вверх и падал, и катился, и множился. И у каждого множества, было еще некое множество, и по каждой невидимой, но ярко осязаемой дорожке, шли, бежали, ползли, скакали, лезли … люди с такими же узкими полосками губ на лице и отрешенным выражением лица. Они несли на себе трагедийный запас скорби. И вдруг я увидал …себя, но с губами толстыми, как вываренные вареники. Я был велик, то есть высок, с широкой улыбкой, и я понравился самому себе. Было чувство, что Некто подставил зеркало близко ко мне, а рядом было другое зеркало – в нем были все, кроме меня, а в третьем я был с узкими губами, в четвертом…. Голова закружилась. Где я, что со мной. Жив ли.

Очаровательный прием со стороны фантазии, управляющей нашей жизнью.


Так живы мы, или доживаем чью-то чужую жизнь, умудряясь успеть повсюду, мы в одном образе, или нас много. И каждый образ наделен своей жизнью. Мы встречаемся порой и говорим, где-то мы с вами встречались, да, наверное, в другой жизни, в другой ситуации, там, где мы нужнее.

У одного «Я» – множество «Я».
И мы присматриваем друг за другом. Мы - Соглядатаи.

Мощнейшая эмоциональная атака Набокова, которая сотрясает и не спасает, и объясняет, что нет ничего общего между моим временем и чужим, и любое исчезновение, это обычная магия, к которой требуется привычка. И тогда жизнь вокруг не кажется игрой воображения, потому что ты сам участвуешь в этом - и телом, и душой.
В «Соглядатае» ТЫ совершаешь падение, которое и не падение вовсе, а желание невозможного ТВОЕГО взлета, вечного ТВОЕГО взлета и навсегда,

но нельзя обладать окраской облака или запахом цветка.

Так счастлив ли я?
Да, счастлив…
Потому что мое «Я» приобрело силу в момент слабости, и , наконец, сумело вырваться из декораций бутафорского мира, многажды помноженное на меня.
И МЫ счастливы.

Комментарии


Отличная рецензия, Нина!

Жизнь- чепуха. Это я понял, когда однажды не почувствовал жизни. Как бы умер, и понять не могу. Так жив или нет. Вроде бы все иначе. Люди другие, а я все тот же. Или наоборот - я другой, а люди все те же. Думать все же лень, а надо. Зачем надо, тоже не знаю. Просто надо. Значит, жив.

Как вы правильно и грустно подметили самую суть.
Так и знал, что вы упомянете и два "бедных У")) А вы разгадали их тайну?

Однажды в полдень, в солнцезапеченый матово-сливочный дневной воздушный надрез увидал я, как воздух загустел – стал еще гуще и толще, он уходил то вправо, то круто подскакивал вверх и падал, и катился, и множился.

Обожаю ваши вот такие тонкие вещи. Здорово!
Скажите, а мне показалось или нет, что в этой рецензии вы обыграли некоторые чувства от книги про Газданова ( "Возвращение Будды") и вашей рецензии к ней?


Саша, такое большое спасибо.Во-первых, за то,что подтолкнули к перечтению Набокова своей изящной, умной и тонкой рецензией.Такой,что до невозможности захотелось сразу же читать и чувствовать все то, что почувтвововал ценитель творчества. Получилось. А во-вторых, такой же тонкий по глубине понимания чувств другого комментарий.
Тайну двух бедных "У" не разгадала, откройте ее.Очень хочу.
А Газданова в тот момент даже не вспомнила. Они все же, на мой взгляд, разные, Газданов мягче, а Набоков - с острозаточенными углами. Отклик в сердце от Набокова мощнее, может быть, оттого, что произведение компактнее, не такое многоветвистое.Или все так сложилось.Но спасибо...


Тайну двух бедных "У" не разгадала, откройте ее.Очень хочу.

Да всё до печального просто, особенно если учесть, что у Набокова ничего не бывает случайным. Тайная двух аукающих У в том, что Смуров и Мухин ( заметь, не Бабочкин, а злая карикатура на Бабочкина - Мухин, это один и тот же человек. Но он не хочет им быть, в конце повести он совершает как бы добровольнон "отсечение" себя от своего "подлинного" Я, которое вовсе и не есть подлинное. Он - как вы уже правильно подметили - множественное Я, он, мы - все соглядатаи.
Ну Разумеется Газданов И Набоков разные, хотя есть в них нечто, что связывает их. Да и нежность у Набокова есть такая, что... помните как у Мандельштама? - "нежнее нежного..."


УУУУУУУУ...... Вот это да! Замечательный зигзаг.


Я бы сказал "сальто-мортале")


Да, Набоков не только мозги прочищает. но и заставляет форму держать.