Больше рецензий
8 апреля 2017 г. 23:15
2K
3.5 Мы за главного!
РецензияСколько копий сломано по поводу пресловутой свободы воли! На протяжении многих столетий это был спор философов и теологов, то считавших, подобно Спинозе, что всё в мире свершается с необходимостью, то отстаивавших, как Кант, свободный выбор морального человека. В двадцатом веке подключились учёные: психологи, физиологи, нейробиологи. Они тоже разделились на два лагеря, добавив собственных аргументов в ту или иную, уже порядком наполнившуюся копилку. Дошло даже до массовой культуры: в недавнем блокбастере «Кредо убийцы» два тайных ордена сражаются за некий артефакт, представляющий собой… генетический код свободы воли! Хотя сам фильм бездарен, нельзя не признать в нём символическое выражение того хаоса, что окружает ныне данную тему. Люди продолжают писать, обсуждать, защищать, словно несвободны и в этом — и рады бы остановиться, да не могут! Это ли не лучшее подтверждение как важности, так, возможно, и вечности предмета спора.
У Майкла Газзаниги, разумеется, свой взгляд и своё решение назойливой проблемы. Это почтенный американский нейропсихолог, начинавший ещё в шестидесятых с экспериментов над пациентами с расщеплённым на два независимых полушария мозгом. Именно он первым обнаружил, что такие люди не видят, не ощущают, не осознают предметы, с которыми имеет дело правая половина их мозга, поскольку за осознанный рассказ об этом у человека отвечает только левое полушарие. Впоследствии он продолжил свои исследования и, отказавшись от теории «раздвоенного мозга», пришёл к более зрелой концепции мозга, состоящего из множества локальных модулей, специализированных для конкретных целей. Одним из таких модулей оказался весьма хитрый «интерпретатор», ответственный за поиск закономерностей и сочинение связной истории событий. Иными словами, тот самый «я», который даже на вопрос «вы уже прекратили пить коньяк по утрам» всегда найдёт, что сказать, чем объяснить и как с достоинством выкрутиться из щекотливой ситуации.
В первых главах своей книги Газзанига в целом не оспаривает основные постулаты и результаты современной когнитивной нейронауки (которую когда-то сам и придумал). Да, мозг «знает» (а вслед за ним знают и исследователи), что собирается сделать человек, ещё до того, как он об этом «свободно» решит. Да, наше сознание — лишь вечно запаздывающее зеркало уже прошедших процессов, а наше «я» — мастер объяснять задним числом. По сути, мозг живёт собственной жизнью, причём не только тогда, когда управляет дыханием, сокращениями мышц или гормонообразованием. Обработка чувственных данных, оценка и предвосхищение событий, даже само ощущение свободы воли — всё это предзадано нам и возникло в течение долгой эволюции как факторы выживания. Неоднократно доказано, что «люди поступают лучше, если верят, что у них есть свобода воли». А значит свобода воли это миф, поддерживаемый хитроумной эволюцией.
Но Газзанига убеждает нас, что не всё так просто. Для этого он (возможно, слишком поверхностно, да ведь он и не физик) обращается к достижениям фундаментальных наук (теории хаоса, квантовой неопределённости, диссипативным системам), показывая, что даже на уровне неживой материи детерминизм давно поколеблен. Затем он вспоминает очень продуктивный термин «эмерджентность», означающий возникновение у суммы элементов качественно новых свойств, которые не объяснить анализом отдельных частей. И делает эффектный ход: сознание — это эмерджентное свойство, мысль, время, свобода воли, ответственность — всё эмерджентно, то есть появляется и начинает значить на новом уровне системной организации, уровне, который выше индивидуального мозга. И этот уровень — социум.
Собственно, Газзанига и есть автор концепции «социального разума». Он считает, что человека нельзя понять, имея дело с искусственно вырванным из общества индивидом. Наше поведение — «продукт не отдельного детерминированного мозга», а социального окружения. Свобода воли — не свойство того или иного полушария, но возникает благодаря взаимодействию людей, которое просчитать принципиально невозможно. А значит, человек ответственен за свои поступки — если не перед собой («интерпретатор» всегда оправдается), то хотя бы перед другими. И пусть последние главы книжки выглядят несколько смазанными (Газзанига не затрагивает такую важную сферу, как культура и творчество, не вспоминает о квантовых теориях мозга, не решается проанализировать на эмерджентность концепцию «я»), всё же от них веет духом свободы и простора, спасающего читателя от затхлых, пропавших хлороформом каморок со всеми этими экспериментами на располовиненных мозгах. Его призыв ко всему научному сообществу звучит как никогда своевременно: давайте изучать человека не только «снизу», но и «сверху», не только как агрегат клеток, органов, нейронов и модулей, но и как мыслящее, взаимодействующее, свободное существо!
Комментарии
В этой и похожих книгах я немного не понимаю одну штуку (в действительности куда больше, чем одну :)). Авторы этих трудов, все авторитетные учёные, вроде бы являются твердокаменными лениц... (зачеркнуто) материалистами. Т.е. с их точки зрения в человеке нет ничего, кроме тех клеточек, межклеточной жидкости и пр., из которых мы состоим. И в мозге тоже. Стало быть, сознание, чем бы оно ни было, это тоже некие процессы в том же самом мозге. И ничего другого быть не может, ибо материализм. И выводы многочисленных экспериментов про свободу воли, если коротко, звучат так: в мозгу одни процессы протекают быстрее, чем другие. Ну, отлично. И что?
Недавно прочитал другую книгу на эту же тему: К. Фрит "Мозг и душа" (в оригинале "Making up the mind" - где тут душу нашли??). Так там автор, тоже известный нейрофизиолог, несколько раз очень аккуратно признаётся, что они (учёные) вообще-то, не очень хорошо понимают, что такое "сознание". А если так, то, наверное, и о свободе воли (и о воле вообще) делать выводы несколько преждевременно.
Ну, поскольку это науч-поп, то авторы рассуждают о сознании и воле несколько вольно, с большим количеством собственных догадок. Но вы правы, все они материалисты, что несколько удручает. Поэтому, собственно, свободу воли и отрицают или, по крайней мере, ограничивают. Получается, грубо говоря, что есть главный - мозг, который сам что-то решает, делает, и есть некий маленький, практически паразитический придаток, который пост фактум сознает и вдобавок имеет наглость присваивать себе решения мозга. И это придаток - мы ;)
А как же это: "Мы - это наш мозг" (Д.Свааб)? :)))
Так Свааб и считает, что наш мозг это наше "истинное я", а то, что мы принимаем за я - с его свободой, мышлением, целеполаганием - не более как зарвавшийся паразит в мозгу ;)
Что это за разделение мозга и Я? "Я" - это ведь продукт мозга, и можно сказать, его часть.
А мозг это продукт материи и точно ее часть. Так что ж теперь, вообще ничего не различать? ))