Больше рецензий

Bags_Bunny

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 апреля 2008 г. 12:01

13

5

Сначала я сходил на фильм, который оказался не гениальным, но крепкой и качественно собранной картиной. Выйдя с сеанса, я просто видел, как фильм вытекал со страниц книги с гениальной композицией. Мне казалось, что фильм выигрывает только и исключительно за счет лит основы. Нет, конечно, все киношное там, на высоте, но главное все-таки сценарий. Каково же было мое удивление, когда, вчера дочитав собственно первоисточник Приста, я отчетливо понял, что фильм не имеет никакого отношения к книге.

Это два разных произведения об одном событие. Причем настолько разным, что даже непонятно почему Прист хвалил "экранизацию". В лучшем случае это based on, но скорее просто "нам понравилась книга, и мы решили снять что-нибудь такое же". Что лучше? Не правильный вопрос. Это два равноценных произведения, которые отталкиваются в своем повествование от истории двух фокусников иллюзионистов конца 19, начала 20 века.

А потом они идут в совершенно диаметрально противоположных направлениях. Фильм превращается действительно в историю противостояния двух иллюзионистов. Историю трагичную, запутанную и неожиданную. Вся фабула фильма вложена в это соперничество. И при этом фильм построен как один большой фокус, который если вы не знаете, состоит из трех фаз. И в конце (не для всех, но для большинства) происходит пресловутый престиж. Здесь это слово именно играет роль завершающей фазы фокуса.

В книге же все по другому. Пристовское произведение совсем не о битве иллюзионистов как почему-то упорно считают все наши издатели, а... нет, ответьте на этот вопрос сами для себя. Лично для меня эта очень печальная история, которая отсылает нас практически к "Фаусту". Здесь нет столкновения двух иллюзионистов. Вернее на нем не заостряется внимание, это просто первая домино начинающая реакцию. Фильм все упрощает и подтягивает к поверхности. Книга глубже, но в ней намного меньше интриги. Если в фильме пресловутая война начинается из-за смерти жены Энджера, то в книге это странное стечение обстоятельств, а никак не пафосная сцена гибели девушки в аквариуме. Энджер и Борден даже не знают друг друга в этой фазе. За книгу они даже не встречаются не разу, что в целом и не нужно. Поскольку мы видим здесь не борьбу, а историю Руперта Энджера, понять которую без Бордена не возможно. Он просто ключ к событиям. Ключ, который правда открывает только один замок. И само слово престиж хоть и имеет тот же смысл но в качестве названия подразумевает совсем совсем другое.

И еще один не маловажный факт, который разграничивает книгу и фильм это первая и последняя часть, которые происходят сегодня. Хотя я думаю, что продолжать не стоит иначе к последней странице в голове не произойдет необходимая реакция.
"Престиж", это один из тех редких примеров, когда фильм и книга оказываются равноценными произведениями искусства. Видимо только в таком виде может существовать экранизация, пусть в данном случае это и не самое подходящее слово.