Больше рецензий

29 января 2017 г. 12:34

392

3 Учитель Кун

овсем недавно я осилил книгу из серии ЖЗЛ – труд Владимира Малявина о жизни учителя десяти тысяч поколений – о Конфуции.
Книга прекрасно подойдет тем, кто хочет разобраться в таком феномене, как конфуцианство, узнать, чем жил основоположник этого учения Кун Цю из Цюйфу в эпоху правления династии Чжоу.
Владимир Малявин старается погрузить читателя в глубины учения Конфуция, интерпретируя его высказывания и образ жизни. Это является определенным минусом, так как текст перегружен излишним, на мой взгляд, философствованием с повторением некоторых мыслей и размышлений на протяжении всей книги.
Вообще, рассматривать конфуцианство как полноценное философское явление или же учение не совсем верно. Во-первых, учитель Кун не придерживался определенной системы взглядов, мировосприятия, он даже не записывал свои мысли. Собственно о жизни Конфуция и его взглядах мы узнаем из труда его учеников, которые бережно перенесли ценные для них мысли великого учителя в книгу под названием «Беседы и суждения». Но даже ученики могли что-то не уловить или переработать на свой манер. Иными словами Конфуций был велик не тем, что успел сказать за свою жизнь, а как раз тем, что не говорил.
Почему же, в таком случае, взгляды и убеждения этого человека стали определяющими в дальнейшем развитии китайской культуры? Мне кажется, что ответ кроется в двух позициях. Первая – Конфуций был знатоком ритуалов, ратовал за строгую регламентацию отдельных сторон жизни. Он с успехом впитал в себя историю и традиции Древнего Китая и интегрировал их в свое мировосприятие. Ритуал по Конфуцию – есть воплощенная память общества. Учитель Кун стал образом традиции, его человеческие черты со времен стерлись, остались отдельные моменты жизни, за которые с жадностью стали цепляться его современники, ища ответы на свои вопросы в прошлом. И здесь появляется вторая позиция – конфуцианство успешно стало интерпретироваться правителями разных династий, встало на службу государственной идеологии, искажаясь со временем и меняя облик исходя из исторических условий. Возможно, что отсюда и такое интересное отношение китайского народа к своей истории, которую они ищут в образах и ощущениях, воплощенных в предметах быта и культуры. «Учиться и во всякое время претворять – разве не радостно» – с этой фразы начинаются «Беседы и суждения».
Но не буду навязывать далее свое впечатление, каждый вынесет что-то свое из этой книги. В любом случае чтобы ее дочитать понадобится терпение.