Больше рецензий

orlangurus

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 февраля 2025 г. 10:16

209

5 "Не оставаться совсем одиноким."

Она - неприкаянная душа. Мать взяла и уехала, оставив девчушку наедине с отцом в инвалидном кресле, одну в деревне, где каждый был готов ляпнуть Луизе, что это она виновата, что мама её бросила, хороших девочек ведь не бросают...
Он - неприкаянная душа, домашний мальчик, всю жизнь живший для того, чтобы родители радовались, а после их гибели в автоаварии оказавшийся одинёшенек в водовороте жутких событий периода войны Алжира за независимость...

Она - оставив отца без погребения, забирает все накопленные ими деньжищи -аж 40 фунтов (кстати, не так уж мало для 50-60-ых годов ХХ века) и решает хоть когда-нибудь в жизни делать то, чего именно ей хочется, не ожидая указаний и приказов. Париж - город, где осела её мать, так и не выполнившая обещание забрать её к себе, и Гранада - город, о котором она мечтала, в сотый раз перечитывая любимую книгу "Альгамбра"...
Он - в попытках скрыться от самого себя, от тех ужасов, которые в обязательном порядке тянутся в подобное время за сотрудником французской жандармерии, вспоминает о сестре матери, живущей в Гранаде и едет к родственникам, вряд ли помнящим, что у них есть таковой кузен/племянник. Семья его более-менее принимает, но поскольку это именно семья в мафиозном смысле, то в основном его используют как рядового "солдата" - тут отвезти, здесь забрать, этого пугнуть...

Дело было простейшее - в садах Альгамбры забрать пакет с деньгами. Отнюдь не маленькими. Анри явился на место чуть пораньше и скрытно наблюдал. По аллее шла женщина...

Тут он увидел ее лицо и замер. В этом лице читался восторг и благоговейный трепет перед всем, что ее окружало. Он сразу почувствовал зависть к незнакомке, к человеку, которого никогда не встречал.
Анри отвел взгляд – он устал от пустоты в себе, устал смотреть на этот город во всем его великолепии и совершенно ничего не чувствовать.

С этой секунды начинается история одержимости другим человеком. Возможно, история любви, хотя Анри даже сам для себя это так не называет. И всё это отягощено тем, что Луиза, увидев случайно рассыпавшиеся положенные на условное место деньги, долго не думая ... забирает их. Да, вот такое дело - в книге нет белых и пушистых героев. Сомнительные поступки, серая мораль, самооправдания - их удел. Но беспредельная тяга одиночества к одиночеству вызывает невольное сопереживание и сочувствие. Луиза прекрасно понимает, что такие деньги не просто так валялись там под лавочкой, и её будут искать. Анри понимает, что если он не вернёт деньги, то с семьёй можно попрощаться, а, возможно, и с жизнью. Главное, он понимает, что Луиза обречена...

– Когда принесешь деньги, ее приведи с собой.
– Хорошо, – ответил он, стараясь говорить твердо.

В официальной роли преследователя, а по сути - добровольного телохранителя Анри начинает путь за Луизой через всю Европу. Финал? Своеобразный. Мораль? Не уверена, что могу сформулировать кратко. Если только так - нет ничего страшнее одиночества и отсутствия любви. Впечатление? Как от фильмов Феллини - словами не скажешь, сплошной натянутый нерв...
Про аудиоверсию: дуэт Марии Орловой и Григория Переля слушала не в первый раз, их голоса бесподобно подходят друг другу и эмоционально напряжённым текстам. Есть только один подводный камушек: действие в романе нелинейно, во многих главах посередине слово "прежде", которое при невнимательном прослушивании вполне можно упустить, а вместе с ним и ниточку повествования.

Книга прослушана для моба Орёл/Решка группы "Книжный букет".

Комментарии


Тут он увидел ее лицо и замер. В этом лице читался восторг и благоговейный трепет перед всем, что ее окружало.

Молодой мужик замер от восторженного выражения лица молодой девушки. Прочитала и внутренне не поверила, очень похоже на уши автора. Сразу понятно, что автор женщина :) как бы нам всем хотелось, чтобы мужики замирали от благоговейного выражения наших одухотворенных лиц!


Мне как-то на удивление зашло, как автор описывала внутренние переживания героев. Как Анри (который ни фига не женственный), так и Луизы (которая тоже не слишком женственна). Ну, есть некоторая вероятность, что я, по обыкновению, была под гипнозом голоса Переля, но всё равно - было вполне убедительно. Вырванная из длинного рассказа о пустоте жизни Анри цитата, вероятно, не смогла таковой показаться)).


Да, так и есть, когда читаешь без погружения в контекст, спотыкаешься о привычные жизненные реалии :)


И к тому же, парень-то не сегодняшний. Дело там примерно в начале 60-ых.