Больше рецензий

14 февраля 2025 г. 09:09

213

5

Если вы не читали это стихотворение, прочтите прямо сейчас или послушайте в исполнении Маслакова. Эти 7 минут и 18 секунд, возможно, будут самыми прекрасными и волнующими в течение вашего дня.

Когда я услышал его первый раз я был поражен, восхищен, увлечен стихами, которые как будто подняли меня и понесли куда-то высоко. Почему так получилось? Потому что Иосиф Бродский был очень талантливый поэт и умел пользоваться художественными приемами. Давайте посмотрим, какими именно средствами он достигал своей цели.

1. Контекст. Многие знают, что стихотворение написано под впечатлением вторжения в Чехословакию в 1968 году «империи» - Советского Союза в образности Бродского. Немногие знают, что названием и содержанием оно перекликается с эссе Антуана де Сент-Экзюпери - Письмо генералу X
2. Сюжет. Лирический герой несмотря на контекст воюет на некоем собирательном образе войны. Многочисленные военные анахронизмы: то пики и сабли в качестве оружия, то снайпер и пушки, то военные академии, то ссылка на битву при Каннах (Пунические войны). Обратите внимание на то, что все остальные участники боевых действий именуются сугубо функционально, начиная с самого безымянного генерала: "рядовые", "офицеры", "горнисты", "повар", "художник" и т.д. Основное содержание монолога - потеря смысла, разочарование в своих действиях, желание выйти из строя.
3. Карты. С первых строк, даже с эпиграфа, читателю становится очевидной метафора карточной игры. Однако и она не так проста: слово "карта" отсылает не только к настольной игре, но и к геополитическому смыслу, как военная или политическая карта. Бродский красиво показывает, что война, ведущая к перекраиванию карты мира, на самом деле равна игре карточной. Интересно, что и "короли" в образности автора являются не более чем частью колоды, а не стоят над игрой. Лет десять назад я впервые прочитал это стихотворение и до сих пор открываю в нем все новые и новые ссылки на карточные игры: "крестовый поход", "наши пики ржавеют", "король червей ликует", "бубновый туз между лопаток" и т.д. Сейчас я вижу в тексте 22 отсылки к игре. А начал всего лишь с того, что осознал наличие всех карточных мастей в тексте.

Мне очень близок созданный Бродским образ лирического героя, понятен постигший его кризис. Если вам - тоже да, то нет смысла тратить слова. А если нет - чтож... Время еще есть. Всем мир.

Комментарии


Ух хорошо....

Генерал! Я вам должен сказать, что вы
вроде крылатого льва при входе
в некий подъезд. Ибо вас, увы,
не существует вообще в природе.
Нет, не то чтобы вы мертвы
или же биты — вас нет в колоде.

Бубновый туз между лопаток - это вот
картинка milenat


Да, он и есть... Я не выкупил только "сказку о том гвозде".


Я не знаю сказок о гвозде, кроме без автора - Гвоздь из родного дома ... Но она позитивная. Хотя если посмотреть с точки зрения гвоздя, ему не очень - таскали его по всей стране, вбивали куда ни попадя...


Очень может быть. Я погуглил, есть еще сказка "гвоздь без шляпки" Альберта Иванова, но она вроде более поздняя. Да и к делу не совсем относится. Ну и анекдот про военных такой есть. И про сумасшедший дом, говорят, тоже есть тема


И, кстати, "биты" в вашей цитате - это моя 22-ая находка, как-то проскользил взглядом, а сейчас прочел и отметил.


Классно. Красивое стихотворение. Я его уже перечитала дважды и во второй раз нашла то, что в первый не заметила.