Больше рецензий
9 января 2025 г. 19:45
45
5 Спойлер
РецензияАвтор хитрец, он мастерски расставляет ловушки и подсказки на протяжении всего произведения. Первый раз я заподозрила, что все не так однозначно, когда Д. Фаулз объявляет концовку сюжетной линии Чарльза и Сары на 44 главе (так для справки, их 61). Судорожно не понимая, как можно было так "слить" сюжет, но уже в следующей главе автор отменяет две предыдущие, обозначив их как фантазии Чарльза. В этот момент, ментально поаплодировав автору за такой ход, я продолжила бдительно следить за развитием сюжета, и что бы вы подумали? Автор раздваивает концовку. Последние две главы предоставлены на выбор читателя, но это снова ловкая иллюзия (как бы автор не уверял в обратном). В 60 главе описана идеальная концовка для любителей романов. Главный герой, скитавшийся по миру, в итоге находит Сару и в комплекте к ней прелестную дочурку (при этом в возрасте, когда большая часть бессонных ночей уже пережита), но как-то не вяжется эта идиллия с основным сюжетом.
Д. Фаулз, описывая невежество и несправедливость викторианской эпохи, вводит как контраст главную героиню-загадку, которая кардинально отличается от жителей того времени. 60-я глава не даёт ответа на главную загадку, она приравнивает и стирает различия Сары и других женщин той эпохи. В то время как концовка 61-й главы приоткрывает занавес, и пусть не столь радужный. Всё становится очевидно: просто Сара другая, вот и всё, она манипулятор (что заметно на протяжении всего произведения), садистична, озлоблена:
«Я отверженная. Но им ещё воздастся»
и даже в некотором понимании порочна.
А как интересно приобретается сюжет в зависимости от выбора концовки: направо пойдёшь — и в сюжете заиграют фразы, невзначай брошенные главной героиней, превращая её в мученицу; налево пойдёшь (моральную смерть найдёшь главного героя, но это не точно) — сюжет обнажит все красные маячки, свидетельствующие о "темной" натуре главной героини. Ну а прямо ходить не надо, автор сам там нас назад развернул.
Помимо множества концовок, автор делает множество отсылок к другим произведениям, и чтение превращается в интересную игру по поиску пасхалок.
В общем, творение Джона Фаулза не оставило меня равнодушной, а это значит, что моя библиотека обязательно пополнится и другими произведениями этого автора.
Комментарии
Ход с несколькими концовками оригинальный. Как Фаулз написал в "Мантиссе":
Как вы считаете, зачем автору понадобились три концовки: чтобы каждый мог выбрать на свой вкус или чтобы читатель поискал правильную?