Больше рецензий

9 января 2025 г. 19:45

45

5 Спойлер

Автор хитрец, он мастерски расставляет ловушки и подсказки на протяжении всего произведения. Первый раз я заподозрила, что все не так однозначно, когда Д. Фаулз объявляет концовку сюжетной линии Чарльза и Сары на 44 главе (так для справки, их 61). Судорожно не понимая, как можно было так "слить" сюжет, но уже в следующей главе автор отменяет две предыдущие, обозначив их как фантазии Чарльза. В этот момент, ментально поаплодировав автору за такой ход, я продолжила бдительно следить за развитием сюжета, и что бы вы подумали? Автор раздваивает концовку. Последние две главы предоставлены на выбор читателя, но это снова ловкая иллюзия (как бы автор не уверял в обратном). В 60 главе описана идеальная концовка для любителей романов. Главный герой, скитавшийся по миру, в итоге находит Сару и в комплекте к ней прелестную дочурку (при этом в возрасте, когда большая часть бессонных ночей уже пережита), но как-то не вяжется эта идиллия с основным сюжетом.

Д. Фаулз, описывая невежество и несправедливость викторианской эпохи, вводит как контраст главную героиню-загадку, которая кардинально отличается от жителей того времени. 60-я глава не даёт ответа на главную загадку, она приравнивает и стирает различия Сары и других женщин той эпохи. В то время как концовка 61-й главы приоткрывает занавес, и пусть не столь радужный. Всё становится очевидно: просто Сара другая, вот и всё, она манипулятор (что заметно на протяжении всего произведения), садистична, озлоблена:
«Я отверженная. Но им ещё воздастся»
и даже в некотором понимании порочна.

А как интересно приобретается сюжет в зависимости от выбора концовки: направо пойдёшь — и в сюжете заиграют фразы, невзначай брошенные главной героиней, превращая её в мученицу; налево пойдёшь (моральную смерть найдёшь главного героя, но это не точно) — сюжет обнажит все красные маячки, свидетельствующие о "темной" натуре главной героини. Ну а прямо ходить не надо, автор сам там нас назад развернул.

Помимо множества концовок, автор делает множество отсылок к другим произведениям, и чтение превращается в интересную игру по поиску пасхалок.

В общем, творение Джона Фаулза не оставило меня равнодушной, а это значит, что моя библиотека обязательно пополнится и другими произведениями этого автора.

Комментарии


Ход с несколькими концовками оригинальный. Как Фаулз написал в "Мантиссе":

Ты постоянно вынуждаешь меня вырезать самые лучшие эпизоды. Помнишь тот мой текст - с двенадцатью разными концами? Это было само совершенство, никто раньше до такого не додумался. И тут ты принимаешься за дело, и у меня остаётся их всего три!

А главное, как интересно играет весь сюжет от выбранной концовки. Без этого приема произведение было бы весьма посредственным и, скорее всего, затерялось бы среди других романов.

Как вы считаете, зачем автору понадобились три концовки: чтобы каждый мог выбрать на свой вкус или чтобы читатель поискал правильную?


Думаю, что поискал правильную.