27 марта 2015 г. 17:56
1K
5
Жданная книга и желанная. Особая благодарность авторам за рассказ о клубе "Там-там", "Химере" и Старкове. Я за малолетством на тех концертах не бывала, но храню постер ZUDWA, сдёрнутый с доски объявлений на площади Мужества. Эх, было время. Оформить как художественное произведение - не поверят: надуманно, как так может быть? Талантливейший человек медленно мучительно подыхает, а вокруг теснятся поклонники, любуются: как ты, Эдик, корчишься эффектно! Ну, милый! ну, каторжный! ну! В конце концов жена, которая одна сей перформанс на себе тянула, выгорает и уходит, Эдик лезет в петлю, народ остолбенело переглядывается: упс, мы потеряли великого музыканта. Кто бы мог предугадать? Никого не виню, но та же парадигма прослеживается в очерке о Машнине: ах, продался, ах, журналистика хуже проституции, ах, не стал взрываться изнутри того ради, чтобы публика насладилась фейерверком. Утром вызывают меня в политотдел, что же ты собака, в танке не сгорел? Как ответит Машнин, боюсь задумываться.
Вообще впечатление, что русский рок, как и русский раскол, держался женщинами. Точнее, девочками. Девочки покупают гитары, устраивают на работу, кормят, поят, лечат, собирают деньги в шляпу, обзванивают онкологов, аккомпанируют, а в благодарность зачастую получают, как продюсерша Светлана Барабошкина, железной табуреткой в лоб. На концерте, который сама же и организовала. Неизвестные солдатки.
Полина Литвинова, вдова Александра Литвинова ака Веня Дркин:
Тогда были дикие времена, никому не платили зарплату, мама ничего не получала, я работала в школе. И ещё свет отключали всё время. И Денису было два года. Мы пили чай из веток, перемалывали картошку в мясорубке и делали лепёшки. Когда я думала о его смерти, я поняла, что люди тонкие, они просто ломаются изнутри быстрее.
Ага, тонкие. А она разве "толстая"? На каком-то форуме, посвящённом творчеству Дркина, Полину патетически осуждали, что вышла замуж вторично. Это, дескать, понижает её репутацию среди поклонников. Публика желает зрелищ, расширенного самоубийства, что ли, а ты смеешь влюбиться и родить троих детей. Но это тема для отдельного разговора.
Нельзя объять необъятное, и "Песни в пустоту" несут отпечаток того, что ещё пять лет назад я назвала бы вкусовщиной. Горбачёву и Зинину не нравится бардятина, а нравится нойз. Хорошо. Готова поверить в местную значимость, местночтимость тех же "Собак табака", но всерьёз говорить, что они круче "Айнштурценде Нойбаутен"? Весьма понимаю, почему в кругах творческой молодёжи производил фурор "Зелёный слоник", но я-то среди этих слоников живу и работаю! На кой чёрт ещё платить за право созерцать фекалии, насилие и гадство, от которых и так никуда не деться? Это чистенькие ребята с престижных факультетов склонны во всякого рода панк-манифестах и треш-передачах видеть некое let-go, освобождение от условностей социума. А мы, пролы, едим панк на завтрак и треш на ужин полной свинцовой ложкой и в реальном времени. Не освобождает. Даже скорее наоборот. Нам подавай эскейпизм, Калугина с королём-ондатрой, Раду с терновником, Умку с индейским летом, Арефьеву с батакакумбой, что бы эта батакакумба ни значила, наверное, жена бошетунмая. И чтоб тапёром экзотический тапир и "Боже, царя храни" на синдарине. Единство противоположностей по Гегелю, Гоголю и гоголь-моголю.
Потому как жить невозможно.
Когда я возвращалась с работы, из хосписа, то перед тем, как выйти на улицу, переодевалась с ног до головы. И всё равно от меня так воняло разложением, что в метро в час пик отшатывались. И вы хотите, чтобы я припиралась с этой вот работы или из наркологического стационара нах хаус с тремя авоськами жратвы и ставила расслабиться "Порноманию" или "Дневник Лили Мурлыкиной", а потом с новыми силами бежала свекрови за сигаретами? Панове, за что меня так не любить? Все эти выкрики хороши для той аудитории, для которой и в которой они пишутся. Там не заметят ни вторичности, ни поддельного ресентимента, ни детсадовского шумового оркестра на заднем плане. Верней, как раз заметят и положительно оценят. Как мудро сказал Сергей Кузнецов:
...мне представляется, что человек, живущий в настоящем п****це, вряд ли будет говорить о нём таким языком, потому что этот п****ц для него - базовая точка отсчёта.
Посему голосую за кварто-квинтовый круг, серебряного Сендея с Радамаэрлом, да чтоб ирландская арфа с колокольчиками и Козёл на саксе: фа-фа-фа-фа. Потому как жить невозможно.
Подытожу: Горбачёв и Зинин молодцы, бесспорно, провели огромную работу, но заглавие не вполне отражает. Поколение девяностых годов не потерянное. Никто его не терял. Оно необретённое.
Комментарии
вы же не принимаете пурген от головной боли- во-во, я именно об этом. Как в анекдоте про интерна: От бронхита я тоже выписал пурген. Вот пациент сидит, кашлянуть боится. В "песнях в пустоту" немного благоволят намекать, что пурген - это единственное настоящее лекарство, а препараты триптановой группы, например, - попса. И коль скоро мне пурген от мигрени не помогает, а помогают триптаны, я некачественный человек.
А "Индейское лето" я втиснула абсолютно сознательно. К тому, что я отгораживаюсь от некоторых, гм, формейшенов не из боязни острых тем, а оттого, что меня форма не прёт. Ну, не прёт, и что тут поделаешь.
Не столько о конкретных музыкантах и группах, сколько об определённых эпизодах из их, так сказать, биографий. Грубо говоря, в описании есть некие кодовые слова: "энергетика", "слэм", "бескомпромиссная искренность" - и когда из деятельности музыканта это естественным образом исчезает, а начинается рефлексия, всё, финита, бобик сдох, музыка превратилась в тыкву. Между тем как мне только начинает быть интересно.
Да понятно, что это какой-то однобокий подход. Если авторов интересует только угар и слэм, надо было про короля и шута писать.
Я хочу уточнить конкретно по СЕ: творчество Усова - это имхо продукт определенного душевного состояния. Все, что я слышала о коньковской тусовке сводится к "чернушная нездоровая атмосфера". Ну достаточно посмотреть на фото. Последнее, что мне об Усове рассказывали - что он постоянно слушает псалтирь, а иначе начинается откат к ухудшению его заболевания. Я более чем уверена, что это сплетня, но характер сплетни говорит сам за себя. То есть в этом конкретном случае под "энергетикой" понимается совершенно другое.
Да, алкогольные эти вещи- тяжёлая штука. Но если бы я выбирала себе алкогольный распад личности, выбрала бы корсаковский синдром. Корсаковские больные - они такие благодушные! Вспоминаю одного пациента, ему уже было за 60. Ну, третья стадия, сидит на солнышке и улыбается, как Будда
Родственникам, конечно, каторга.
А "Король и Шут" там упоминались, они ведь тоже в Там-таме играли.
И вы хотите, чтобы я припиралась с этой вот работы или из наркологического стационара нах хаус с тремя авоськами жратвы и ставила расслабиться "Порноманию" или "Дневник Лили Мурлыкиной", а потом с новыми силами бежала свекрови за сигаретами? Панове, за что меня так не любить? Все эти выкрики хороши для той аудитории, для которой и в которой они пишутся. Там не заметят ни вторичности, ни поддельного ресентимента, ни детсадовского шумового оркестра на заднем плане. Верней, как раз заметят и положительно оценят.
О, сколько нам еще рефлексировать...
С другой стороны - вам не кажется, что реакция на окружающий п****ц может быть разной в зависимости от, я там не знаю, возраста, темперамента, того, в чем именно этот п****ц проявляется? Ребят, которые в свое время спасались кто Гражданской Обороной, кто теми же Нойбаутен, я много знаю. Понятно, подростковые страдания принято списывать со счетов, но кой для кого ресентимент может оказаться не таким уж и поддельным - тем более что золотой молодежи у меня среди знакомых не очень видно.
(Не в порядке наезда, если что, не подумайте)
не разделяю той точки зрения, что рок - это обязательно пр-ротест и на бар-ррикады.
А на мой взгляд, как только это заканчивается (сопротивление), то и исчезает сам рок. У ребят в 80-х стояла конкретная задача, которую они, скорее всего, не осознавали - создать новый язык. Советская речь, насквозь пропитанная формализмом, была уже неадекватна перестроечным и постперестроечным реалиям. А новых сочетаний слов еще не придумали.
Прекрасно помню, какой шок испытал, когда впервые услышал «Аквариум». Даже не представлял, что так можно говорить по русски.
Но, как только все рухнуло и наступили лихие 90-е, сопротивление исчезло, и отображать в песнях стало нечего. И вместо прямого обращения началась рефлексия и рефлексия на рефлексию.
Я, например, «Аквариум» после 85-ого вообще не слушаю. Нечего уже БГ мне сказать.
Рефлексия всё же предполагает определённое интеллектуальное шевеление. Или даже лежать, но в сторону цели, интенции. Но все эти интенции поглотились броуновским движением. Вот приведу пример: группа "Сплин". Это надо было слышать в 1996 году "Пыльную быль" или "Рыбу без трусов", сколько было здоровой безнадёжности в каждой нотке. Как я, наивная, радовалась года три спустя, что с ними заключила контракт ОРТ рекордс. И вот вообразите, собрались мы тёплой компанией послушать первый их московский альбом, поставили, сидим, музыка играет...
и лица наши всё более вытягиваются и вытягиваются. Как будто "сплинов" в той Москве лоботомировали.
А это общая закономерность почти для всех российских групп. Как только заканчивается запас тем андеграундного периода, начинаются самоповторы. Посмотрите на Земфиру, «Уму Турман»…
«БИ-2» уже почти присоединились к той же компании, но набрели на чужой диск, который выдали за свой.
А что касается «Пыльной были», то она не канула в Лету, и этот стиль был подхвачен и развит «Мельницей».
Я когда-то видел по ТВ фильм о «Мельнице», где была продемонстрирована любительская съемка самого первого выступления группы в каком-то сборном концерте. Народ не очень-то проникся и начал легонько посвистывать, а ведущий, во избежание инцидентов, отключил на середине песни микрофон.
Кстати, аналогичный эпизод произошел на «Нашествии» в 2013 году. Но тогда прервали из-за вертолетного шоу.
У меня возникла такая теория, давно уже, что Сплин живёт по спирали такими "четырёхальбомными" периодами и после каждого четвёртого альбом на пятом, переходя в новое измерение, возрождается: сначала в 1994-1998 были 4 альбома, скажем, "классического" состава, потом 4 альбома "золотого" состава с флейтой. Сейчас, на Резонансе (спорный альбом, правда? половину песен можно легко выкинуть) заканчивается очередной 4-хальбомный период и дальше по аналогии должно быть что-то новое, страшное и неизведанное
Какая рецензия! Спасибо! Хочу найти бумажный вариант этой книги. Мне кажется, это единственное, что издано о Вене Дркине. Уже лет 9 готовят его «ДРкнигу» и всё пока глухо, обидно. Об Эдике же, к счастью, пишут, но, конечно, это только капля в море. Вот даже какой-то очередной чернушный фильм «Бык» сняли, где есть песни «Химеры», но я не смотрела, не хочу. Абсолютно с Вами согласна насчет «зелёных слоников». Платить за созерцание мерзостей совсем не хочется, хочется маленькую свою вселенную внутри большой, всё так. Но я знала одного психиатра, фаната «Соломенных енотов» :) И девочку, которая работала одно время санитаркой и любила всяких там «слоников» и прочие малопривлекательные для меня вещи. Не знаю... Может, у них какое-то иное устройство психики?
Авторы осуждают Машнина, я верно понимаю? То есть надо было «коммерчески успешно принародно подыхать»? Звучит диковато, конечно.
Умка с индейским летом - это железная табуретка и зеленый слоник в профиль, она об истории этого текста писала, поэтому это никак в одном предложении с эскейпизмом.
"Соломенные еноты" вообще не предназначены для расслабления, вы же не принимаете пурген от головной боли? И, кстати, Усов как раз тот, кто жил и судя по Корсаковскому синдрому продолжает жить именно в пиздеце.
Если что, я не фанат СЕ,слушала случайно на разных сборищах.