Больше рецензий

10 декабря 2024 г. 21:57

147

4.5

Когда гадкое граничит с возвышенным, весы качаются... и всё же склоняются в пользу неба.

Роман входит в сокровищницу лучших творений Гюго наряду с "Отверженными" и "Собором Парижской Богоматери".

Описывается Лондон XVII - XVIII вв. Из романа можно узнать всё о компрачикосах и о развлечениях лордов, а также других благородных особ. Дан срез общества во всём многообразии слоёв: бедняки, бродяги, владельцы гостиниц, герцогини, и даже королева. Много исторических подробностей, фактов, в деталях прописан быт и нищенский и роскошь дворцов. Много политики: автор излагает свои взгляды на социальное расслоение, пытается взывать к рассудку власть имущих, высказаны революционные протесты, обличается основа финансового благополучия пэров Англии и духовенства.

Драматизм романа основан на романтическом герое Гуинплене, который противостоит толпе лордов и всех прочих трутней. Образу ангельской Деи противопоставлена порочная герцогиня Джозиана.

Проблематика в основном проста:  сытый голодного не разумеет,  роскошь передаётся по наследству, как и нищенские лохмотья.

Гюго исследует возможности человеческого духа. Автор показывает, что лорд и площадной паяц равны перед всевышним. Судьба может забросить любого в неведомую пропасть, а может вознести и осыпать лаврами. Но любые искушения равно испытания духа. Или пан или пропал. Итог всегда один - совесть единственный цензор, которым определяется богатство личности. Нет никаких других мерил для счастья и для свободы.

Мне безумно понравился Урсус, мне кажется именно этот герой является тем связующим звеном, и тем маяком, способным притягивать внимание читателя. В романе он словно демиург: мудрый отец, воспитатель, лекарь, драматург.  Самые прекрасные книги, которые остаются навсегда в сердце всегда имеют подобного героя. Подлинная человечность обезоруживает, наполняет душу радостью. Таков он, Урсус, бесконечно трогательный, жертвующий, отдающий, бескорыстный, чуткий.

По поводу стиля написания - что можно было покороче, и с первого раза понятно, зачем повторять? Дело вкуса.

Мне вот нравится, как нанизываются повторы, Гюго словно смакует свои удачные умозаключения. Как он играет с ними, словно выкладывает причудливые узоры калейдоскопа. Потому что не столь важно, что он пишет, для него важно изысканно подать блюдо. Сервировка! Очень хочется тут добавить - роман писался русле романтизма, это трудно не заметить, когда читаешь.  Тут уж ответ один - из песни слов не выкинешь. Таков был его личный канон и требования эпохи.

Английские лорды и герцогини в исполнении Гюго заставили трепетать: все эти нагромождения суетности и весь пафос их значимости очень внушает презрение. По сути описывает пустоту во множестве красочных обёрток. Нашла множество любопытных штрихов, особенностей структуры, о которых я понятия не имела и никогда бы не узнала, если бы ни роман о Гуинплене.

А если возникает вопрос - "зачем?", и если скучно, то вероятно данный автор вам не близок. Кому-то нужен увлекательный сюжет и движение истории. А кто-то любит позависать в натуральной величине с полным погружением.

Мне "Человек, который смеётся" доставил массу удовольствия. Автор много играет с контрастами, изображает божественное и дьявольское, нищету и богатство, герои претерпевают поразительные превращения. Этим книга напоминает роман "Граф Монте-Кристо". И всё же у Гюго свой неповторимый стиль.

Обязательно читать, пробовать и сравнить, так мне кажется. И роман о воспитании безусловно. Произведёт сильнейшее действие на юного читателя. Меня восхищает целомудренность общей композиции, вся книга проникнута духом чистоты. Нравственно герои нигде не опускаются и нет ни единого фрагмента, который может покоробить, шокировать молодежь. Согласна с  маркировкой 16+

Лично у меня финал не оставил скорбного послевкусия. История не ранит. Напротив приводит к самому наилучшему и логичному завершению. В конце нет жестокости, нет безумия. Хоть это и суровая правда жизни, а не добрая сказка, но герои всё-таки обретают свободу и право идти наперекор судьбе.