Больше рецензий
12 августа 2024 г. 16:14
485
3.5
РецензияМарк Виниций, молодой, но уже повидавший жизнь, патриций возвращается из военной кампании в столицу великой Римской империи. По дороге он получает травму и останавливается у знакомого до выздоровления. В доме Авла Плавтия Виниций встречает создание невиданной красоты - Лигию. Чувства обуревают молодого человека - он не может есть и спать, но чистота и скромность девушки вызывают в нем растерянность. Привыкший всегда получать все по первому запросу Виниций обращается за советом к своему дяде Петронию. Приближенный Нерона рассказывает, что Лигия на самом деле дочь царя варварского племени, отданная в качестве залога императору, и придумывает план, в ходе которого император передаст Лигию под опеку, а значит, и в полное распоряжение, Виниция. Но Лигия, воспитанная в идеалах христианства, отказывается быть наложницей и сбегает, несмотря на смертельную опасность.
Это была моя вторая попытка познакомиться с романом. Мне очень интересен период становления христианства, поэтому "Камо грядеши" выглядел заманчивым вариантом, чтобы узнать это время получше, наслаждаясь при этом качественной художественной прозой. Однако при первом подходе к роману несколько лет назад Генрик Сенкевич меня подвел - я едва продралась через 20 страниц полных древнеримской терминологии и узкоспециализированных банных комнат. И сейчас одним из главных недостатков романа для меня стало практически полное отсутствие исторического контекста. Сенкевич вообще не утруждает себя описанием политической и экономической ситуации, не рассказывает о зарождении христианства и не объясняет многие реалии того времени, влияющие на сюжет. Мою вторую попытку спасло то, что прямо перед этим я прочитала Раннее христианство Свенцицкой, а Сенкевича выбрала как художественное закрепление информации. Если бы не этот научный труд, то многие причинно-следственные связи и мотивы героев остались бы для меня просто непонятными.
Нужно отдать должное лауреату Нобелевской премии - Сенкевич великолепно выписывает контраст между языческими вакханалиями и христианской благодетельностью. После первых страниц автору так же, как и читателю, надоедают кучи непонятных слов и он переходит на красочные описания и живые диалоги. Сцены императорских попоек ярко встают перед глазами, так же как и тихие проповеди угнетенных апостолов в ночи. Однако и в этот контраст закралась червоточинка. Я помню, при прочтении Сатирикона Петрония я восхищалась тем, как умели древние римляне наслаждаться жизнью, проявлять свою сексуальность, мыслить и дискутировать. Несмотря на возраст текста, он ощущался новаторским и свежим. Сенкевич же показывает нам оборотную сторону медали: грязь, насилие и жестокость. Но он совершенно забывает о той самой первой стороне - писатель настолько утрирует негатив происходящего, что ты просто перестаешь ему верить. В послесловии пишут:
Писатель вовсе не обязан отождествлять себя с ученым-историком. Он волен отобрать те факты, которые в наибольшей мере отвечают его замыслу.
Для меня это очень спорное заявление как с моральной точки зрения, так и с творческой. Именно неоднозначность дает глубину и провоцирует размышления. Черно-белая картинка Сенкевича же выглядит, в лучшем случае как наивность, а то и как заказной пропагандисткий текст.
К истории "любви" у меня тоже есть вопросы. Очевидно, что с самого начала Виницием двигали исключительно похоть и затронутое эго. Его превращение в добродетельного христианина выглядит приторно и неправдоподобно. Кроме того, такие истории в духе Красавицы и Чудовища нам, delulu girls, которые верят, что "ну со мной-то он точно будет другим", вообще читать нельзя. Это сказка и в жизни так не работает.
Не поймите меня неправильно, я получила удовольствие от чтения. Роман динамичный и захватывающий, а повороты сюжета непредсказуемые и держащие в напряжении. Я давно так много не читала за один присест - я была действительно увлечена. Но кроме сюжета наполнение романа вызывает скорее разочарование.