Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

19 октября 2014 г. 22:17

4K

5

Друзья мои, я открыла Америку! Нет. Изобрела велосипед. Нет. Придумала колесо. Нет. Я наконец-то прочитала первый том "Войны и мира". Эх, и долго же я шла к моей Америке, этому многострадальному томику. В 15, в 20, в 25 лет я открывала эту книгу, читала первые 30 страниц... и закрывала. Не читалось, не хотелось, не моглось. А вот сейчас я не вполне понимаю, что же со мной случилось. Я прочла первые 30 страниц... и не смогла оторваться. И сразу скажу, что на анализ или разбор я не претендую, но свои впечатления и эмоции опишу.

Светская львица Анна Павловна Шерер; князь Василий Курагин, успешный в свете; толстый неуклюжий бастард Пьер Безухов; княжна Элен Курагина, красивая мраморной красотой; маленькая княгиня Лиза Болконская с такой чудной коротковатой губкой с усиками; кажущийся, но только кажущийся, высокомерным князь Андрей Болконский; веселая девочка еще Наташа Ростова... Эти персонажи заворожили, заколдовали, утянули в свой давно ушедший от нас мир русского дворянства. Богатых и обедневших, лицемерных и искренних, чрезвычайно мудрых и несказанно тупых, всех их тонко, с какой-то даже болезненной дотошностью, описал, буквально нарисовал пером Лев Николаевич Толстой. Светские рауты, домашние вечера с высокородными гостями, ах, как же Илья Андреевич танцовал Данилу Купора, эти тайные посиделки юных Наташи и Бориса, Сони и Николая, от всего этого так и веет навсегда утраченным... Как будто часы тикали, тикали... и остановились.

А как же война? Про войну шло поначалу тяжелее, но стоило только вчитаться, как военные действия стали мне во много раз интереснее, чем жизнь светского общества, и это несмотря на мой пол. Как можно было пропускать раньше целые главы про войну? Это же целая наука. Граф Толстой с упоением рассказывает о военной стратегии, о личности полководцев Кутузова, Наполеона, Багратиона, в книге не просто мясорубка, и она, конечно, тоже, но это очень интеллигентная мясорубка, без излишних кровавых деталей: выпустили ядра, постреляли, много раненых; в книге еще и подробные планы кампаний обеих сторон, описания диспозиций, размышления о возможных ходах противника... И все это очень и очень познавательно.

Но что самое главное в этой книге, так это то мастерство, с которым автор владеет языком. Ранжир всевозможных эмоций на лицах не поддается описанию. Количество различных только улыбок, отражающихся на лицах героев, превышает разумные возможности писателей, и с хитрецой, и с высокомерием, и так, и этак... Сначала вела подсчет, потом перестала (больше десяти!). Как точно одним лишь прилагательным/глаголом/наречием Толстой передает внутреннее состояние персонажей. Да хватит одного небольшого описания внешности - и все с героем понятно. На этот момент. О нет, герои не статичные. Они меняются, некоторые плавно, как княжна Мария Болконская, некоторые с тяжелейшей ломкой, как князь Андрей.

Кстати, об этом эпизоде - ранение князя и взгляд его в небо Аустерлица. До чего же обидно, что момент ТАКОЙ мощи, превратили всей страной в главное "пугало для школьников". Уж насколько плохо помню уроки литературы, но эти сорок минут долбежки "князь Андрей видел в небе Аустерлица... ээээ, в небе Аустерлица видел... " помню отлично, они отвратят от этого произведения кого угодно. А ведь какая сцена-то на самом деле. Ломка. Боль. Смена парадигмы. И "бу-бу-бу" у доски. Фу.

Этот шедевр нужно читать взрослым. Оставьте детям детство, никогда они не поймут чувств князя Андрея, не тот возраст. А это гениальнейший эпик. И это только первый том. Что же будет дальше?

Ветка комментариев


то, что мозг подростка проигрывает по отношению к зрелому мозгу, это понятно. но неужели это означает, что подросткам вообще теперь не читать и не смотреть хорошие фильмы только потому что им "не понять"? главное ведь здесь - не понимание, а желание думать и анализировать.
к тому же есть вероятность, что и 30летний человек, взявшись за Толстого впервые, запомнит его как нечто "скучное, нудное и тяжелое". глупых или не желающих думать людей много и не все они - подростки :) я думаю, все дело в мотивации, в наличии тяги к знаниям. если все это есть, то подросток уже эту книгу перечитает в будущем.


но неужели это означает, что подросткам вообще теперь не читать и не смотреть хорошие фильмы только потому что им "не понять"?

Разве я так сказала?) Я имела ввиду фундаментальные, эпические произведения, требующие более зрелых взглядов и рассуждений, скажем так.
А так, все понятия и шкалы относительны. Каждый свободен в своем выборе, ЧТО читать и смотреть, лишь бы понял то, что происходит на страницах/экране, а не просто переворачивал и ставил дежурную галочку.


нет, Вы этого не говорили, это уже мои размышления)

а чем 16 лет - не тот возраст для фундаментальных произведений? большинство великих произведений были написаны молодыми писателями. Лермонтов писал свои великие стихи с 15 лет. я понимаю, что времена сейчас другие, и что сейчас образование ценится не столько в человеке, сколько на бумажке, но ведь тот факт, что на подобных сайтах до сих пор сидят люди (и среди них немало юных), уже говорит, что не все еще потеряно))

все шкалы относительны, я согласна. но разве эта "дежурная галочка" так уж не нужна? Русский язык мы ведь по сути тоже учим "ради галочки" в школе. в итоге, кому-то эта "галочка" помогла, а кто-то до сих пор не умеет правильно запятые расставлять. не значит же это, что нужно отказываться от сложных тем и обучать только простым, потому что половина учеников все равно не научится правильно говорить и писать? пример грубый, но все же...


Я поняла Вашу мысль, и ни разу ее не отрицаю, более того - согласна с Вами относительно грамотного русского языка, которому пытаются учить со школы. Но для этого не обязательно включать в программу ВиМ или ту же Анну Каренину. Для этих произведений, точнее, для того, чтобы вникнуть в них, нужно перейти в определенную возрастную стадию. Нужно перешагнуть период становления, тот что мы называем переходным. В этот промежуток человек не может в полной мере осознать, пропустить через себя глобальный классический труд гениального писателя/поэта.
И опять же, это все мой сугубо личный анализ и выводы) И я ни в коем случае не обобщаю: за исключением маленького процента одаренных от природы, подростков, готовых к таким серьезным и неоднозначным памятникам классической литературы))


хорошо. я Вас услышала)


Спасибо! Приятно было подискуссировать)