Больше рецензий

19 апреля 2024 г. 21:54

56

3 Спойлер Сказка, из которой вырастаешь

Что есть в книге? Смелая героиня, четыре (+1) мужских персонажа, выдуманная раса, глава из постельной сцены и динамичный сюжет. Написано всё складно, язык бедный, зато мысль по древу не растекается. Книга не обрывается на полуслове: вопросов остаётся достаточно, чтобы захотеть прочитать продолжение, но окончание этап в истории героини приходится на конец книги.
А теперь подробней.

Одна из тем книги — положение женщины в патриархальном обществе. Ожидаемая от книги тема. Вопрос только в том, как её будут раскрывать. Ответ был в первой же главе — Вэра живёт в патриархальном мире и понимает его суть (в отношении женщин).

На этом откровении начинает сыпаться вымышленным мир: героиня уже не может быть его частью, т.к. явно в нём не выросла. Можно подумать, мол, ладно, первая глава всё-таки, может, у противления устоям патриархального мира будет объяснение. В рамках истории героини, конечно.

спойлер

А затем героиня совершает нетипично женский поступок (побеждает в поединке на мечах). Делает она это в маскировке парня. Но уверена, что её быстро раскроют, т.к. «больше некому». Только вот она не «кто».
Не буду тут размышлять, что это: обесценивание опыта женщин в патриархате или непродуманный мир и, как следствие, его влияние на жителей.
свернуть

Далее в тексте будет ещё один удар по иллюзии патриархата в книге. А именно два мужчины стыдят Вэру за отсутствие у неё сексуального опыта. Если бы Вэра не начала в своих мыслях стыдиться и оправдываться, то подтекст у этой сцены был бы жуткий. А так…

Раз уж я упомянула мужчин в книге, то пробегусь по ним. Один из мужчин — приёмный отец Вэры, который обучил её фехтованию. Если размышлять над происходящим в книге, то у него можно найти весьма мятежные мотивы — только вот проблема: скорее всего, это не мятежный мотив, а недоработка писательницы.

Три других мужчины: принц, друг, соулмейт — были представлены плавно, почти как фавориты в визуальной новелле. Один минус, выберешь не того, чьё имя на задней стороне обложки, ветку не получишь. Возможно, здесь был любовный треугольник (четырёхугольник?), но сложно верить в других кандидатов, когда есть соулмейт.

Персонажи даны набросками, но отдать симпатии получается. Хотя деление на хороших/плохих в книге очевидно.

Что по любовной линии? Вроде как ожидаешь от книги чего-то равноправного. Ну, раз уж феммотивы есть. Забудьте. Но тут как тут «инстинкт обладания» (не у ГГ), оставление метки на теле ГГ, мысли «делая своей и только своей» и — финалочка — слово «тело», вместо имени ГГ.

Что по миру в книге? Даже псевдосредневековьем назвать не получается, хотя есть «лошади», «мечи и луки», «тракты», «короли и принцы» и прочее. А ещё есть «выключение лампы», резиновое терпение, пассивно-агрессивные слова и прочее. Сомневаюсь, что дело в переводе.

Из-за такого мира и поведения персонажей вся история выглядит как затянувшаяся школьная постановка. Декорации из псевдосредневековья объясняют, что герои делают, а школьники разыгрывают свою драму. Даже наличие другой расы не спасает — в этой книге она просто грим.

Впрочем, сама драма развивается бодро. Герои и рефлексировать успевают, и общаться, и идти к цели. Немного портит впечатление, что аннотация кратко пересказывается почти две трети книги. Ответы на основные сюжетные вопросы даны расплывчатые, но ставки под конец книги поднялись хорошо, технично.

Тут самое время упомянуть неожиданный плюс. Огромный спойлер.

спойлер
Аннотация второй книги сулит, что кто-то важный для ГГ находится в руках принца. Легко подумать, что этот важный — соулмейт. Но нет, в плену отец и друг. Даже захотелось купить вторую часть из-за такого хода, но, судя по отзывам на другом сайте, «Хрустальный остров» не дилогия (не утверждаю; если это не так, поправьте).
свернуть

В этом мире из картонных декораций и чужих для них персонажей есть ещё политическая линия. К самому королевскому плану нареканий нет: просто, эффективно и вроде бы даже имеет смысл (по первой книге похоже, но та интрига в прошлом ещё полностью не раскрылась). Через эту политическую линию как раз и получается заподозрить у приёмного отца героини мотив мятежника, что сделало бы его интересным персонажем. Потому что кроме писательницы только отец ГГ мог вставить палку в колесо планов короля.

Но, увы, политическая линия, кроме завязки сюжета, в первой книге нужна лишь для заявления героини «я выбираю себя» в контексте политического брака. Для союза между странами, которые уже собираются воевать друг с другом. На мой взгляд, крайне неуместно место для того, чтобы показать независимость ГГ. Это, конечно, смягчается тем, что героиня обещает, что будет искать другие пути для союза стран, но инфантильность позиции в контексте политики подобные обещание не убавляет.

Вот и остаётся в сухом остатке феминистичная героиня, её соулмейт-собственник, друг-мужчина, пара политических фигур и не прорисованные декорации.

Спасибо, что феминистические воззрения героини показывали, не унижая других персонажек. Их просто нет.