Больше рецензий

14 марта 2024 г. 13:28

252

5 Спойлер Мария Корелли ‘Скорбь Сатаны’ 1895 год

Мистический декадентский (декаданс - упадок, конец эпохи, духовное или культурное разложение) роман.

Хочется описать эту книгу фразой Шекспира

Ад пуст. Все бесы здесь.

Сделка с дьяволом для обретения своего истинного ‘Я’.

Сюжет. Писатель Джеффри Темпест, бедный и отчаявшийся, заключает сделку с дьволом, не зная, что это сам Сатана. Он становится богат, известен, но не благодаря успеху своей книги (как мечтал), а большому банковскому счету. Лючио Риманец (Сатана) становится его лучшим другом, который открывает ‘писателю’ желанные двери этого мира. Но всему приходит конец - неотъемлемая часть всего сущего..

Кто бы ни предпочел свое «я» Богу и в высокомерии этого «я» осмелился сомневаться и отрицать Бога, тот призывает другую силу управлять своей судьбой - силу зла, созданную и поддерживаемую непослушанием и порочностью человека, - ту силу, которую смертные называют Сатаной, Князем Тьмы, но который некогда был известен ангелам под именем Люцифер, Князь Света...

Так получилось, что книга ‘Скорбь Станы’ попалась мне в руки после прочтения Библии. Я не буду вдаваться в подробности, жизнь - штука сложная.
И поэтому понимание и восприятие книги Корелли (для меня лично) было в разы острее, эмоциональнее и глубже.
Может быть я сама вложила в эту книгу столько смысла. Но мы все разные и восприятие у каждого свое.

Между этим верхним и нижним пространствами Непостижимого, однако Абсолютного, находитесь вы, ничтожный атом с ограниченными способностями, не знающий, как долго выдержит слабая нить вашей жизни, тем не менее самонадеянно рассуждающий своим жалким умом о том, снизойдете ли вы в вашем ничтожестве и незнании до того, чтобы признать Бога, или нет. Сознаюсь, что из всех странных вещей во Вселенной именно это отношение современного человечества кажется мне наиболее удивительным!

Простые истины, показанные через вскрытие человеческих пороков и проблематику чувственного эгоизма, да и эгоизма в целом, а так же низость души, заложены в таком красивом тягучем художественном тексте.
Я растягивала книгу как могла, потому что не хотела с ней расставаться..

Что касается героев. Эмоции они вызывают, как положительные так и отрицательные.
Лючио Риманец (Сатана) - антагонист - просто шикарен. Больше всего заметок у меня именно на его речах.
Джеффри Темпест - заблудшая душа.
Сибилла - без комментариев, прочитаете и узнаете.
Ну а в героине Мэвис Клер - протагонист - угадывается сама Мария Корелли.
Кстати, такой распиаренный бал Сатаны (это я про Булгакова) в этой книге тоже имеется.

Честно. Никогда бы не подумала, что Сатана станет моим любимым героем (одним из) из книги. Но не как ярый ненавистник Творца и великий искуситель человеческих душ, а совсем наоборот.
Как бы это странно не звучало, в этой книге Сатана верит в Бога сильнее всех, потому что в Нем его спасение.

Глядя на ясное небо и сияющее солнце, я улыбнулся и, целиком доверив себя и свои страхи Божественной воле, прошептал слова, которые до сих пор спасали меня в мистической агонии: «Только Бог! Что бы Он ни выбрал для мне при жизни, в смерти и после смерти, есть наилучшее!»

‘Скорбь Сатаны’ однозначно попадает в мой топ лучших книг.

Послесловие.
Я рассматривала этот роман относительно темы Человек-Сатана-Бог.
НО
Если вы феминистских взглядов, то скорее всего эта книга вам не понравится, потому что женщина в этой книге - порочное существо, склонное к грехопадению и всячески принижаемое мужским полом и воспринимаемое как товар. Кроме Мэвис Клер.
Но, пожалуйста, если все-таки возьметесь за ‘Скорбь Сатаны’ - мыслите шире.
Этот роман написан в 1895 году, времена были другие, никакого равноправия не было и в помине, только-только начало зарождаться понятие ‘феминизм’ и идея ‘отрицание Бога’.
Корелли тогда стала литературным событием и ее книга продавалась огромными тиражами.
Она будучи женщиной (не имеющей право голоса в те времена) написала книгу о женском таланте и самобытности, о независимости от мужчин, о пороках общества, об отрицании Творца и богатстве, приводящему к человеческому развращению.