Больше рецензий

20 декабря 2023 г. 16:29

85

4.5 Великие художники создают великих торговцев

Будучи начинающим коллекционером, я ожидал, что должен буду платить за шедевры самые высокие цены. Однако я не ожидал, что кроме того, должен буду еще немало приплачивать за честь платить самые высокие цены.

Как большому любителю искусства, мне очень понравилась эта книга. Помимо красивой обложки у нее увлекательное, емкое содержание на очень не избитую тему - развитие арт дилерства от средневековья и до наших дней. Слог в меру сложный и профессиональный, но он не мешает восприятию, так как книга изначально нацелена на очень узкую целевую аудиторию. Наоборот, такой слог вызывает доверие к профессионализму автора и позволяет погрузиться в лексику индустрии (провенанс, маршан, импрессарио, реноме, нувориш).
Существенным минусом я вижу только кликбейт в названии что в переводе, что в оригинале. По настоящему интересующиеся люди приобрели бы книгу и с названием мелким шрифтом, а «аферисты» в названии наводят на мысль, что книга будет рассказывать об аферах в искусстве, иметь развлекательный легкий слог и подходить читателю без художественного бекграунда. По этой причине у книги столько негативных отзывов - их пишет не целевая аудитория, которая повелась на сбивающее с толку название.

Мне понравилось, что у книги очень четкая структура и множество выводов по итогу рассуждений. Так как я являюсь ЦА, позволю себе проанализировать ключевые мысли автора.
Структура книги делится на 4 блока: особенности профессии арт-дилера, влияние торговцев на искусство, популярные схемы арт-дилерского бизнеса и ключевые лица в профессии.

Из книги мы узнаем об особенностях и сложностях профессии торговца предметами искусства

Вечная дилемма арт-диллера по мнению автора - это нахождение меж двух огней: наивной публикой, требующей ответов, и художниками, не склонными ничего объяснять. Профессиональная жизнь диллеров носит изменчивый характер, где нет ни устойчивых цен, ни абсолютной атрибуции, ни точного провенанса, но есть обманные предложения цены от вымышленных клиентов, подделки, офшорные подставные компании. Популярная уловка при покупке картин всегда была следующей: торговец выражал озабоченность судьбой шедевра и высказывал угрозу,что картина испортится и потеряет ценность, оставаясь у владельца.Все эти особенности профессии создавали для торговцев образ аферистов и мошенников, о чем в названии книги и говорит нам Хук.

Арт-дилерство в книге раскрыто при помощи повествования о карьерах самых известных арт-дилеров в истории и их отношениях с художниками.

Читатель знакомится с Дюран-Рюэлем - покровителем импрессионизма, Волларом - популяризатором постимпрессионизма, Канвейлером - защитником непопулярного в свое время кубизма, Гийомом - покровителем африканского искусства Модильяни. Автор рассказывает истории, как Стиглиц выставил в своей галерее никем не понятый писсуар Дюшана, как Кутц подарил Пикассо белый кадилак.
Во 2 половине 20 века и женщины добились в арт-дилерстве невероятных успехов. Например, Пегги Гуггенхайм продвигала абстрактных экспрессионистов и использовала секс как арт-диллерскую стратегию, о чем также можно узнать в книге. Галлерист Лео Кастелли отыскивал таланты и выставлял их в своей галерее, он изобрел образ художника рок-звезды и помог появиться поп-арту.

На протяжении всей книги автор подробно описывает, как менялись модели бизнеса по продаже картин, и за счет чего торговцы получали прибыль.

* В 17 веке торговцы живописью начинали как профессиональные художники, но доходы от живописи вынуждали искать дополнительные источники заработка. Появились мастерские, нанимающие живописцев и продающие их картины. Также активную деятельность вели купцы, перепродающие картины, и агенты по поиску картин за границей для своих клиентов. Появляются первые коллекционеры. У торговца появляются союзники: критик и искусствовед. Продавали исключительно художников прошлого.
* В 19 веке появилась новая модель бизнеса: торговцы научились трижды получать прибыль от одной картины, сначала показывая ее на выставке за входную плату, потом выпуская гравированную капию и в конце продавая оригинал. Но эта модель просуществовала недолго с появлением кинематографа и фотографии.
* В 20 веке искусство представляли как выгодное вложение капитала и инвестировали деньги в современных художников. В 1945 центр арт-рынка переместился из Парижа в Нью Йорк. Арт-диллер Уилсон упрочил репутацию аукционов, так как они позволяли сформировать банк данных цен и надежную информационную базу о картинах. Цена, публично достигнутая в ходе прозрачного соперничества, внушала покупателям доверие. Уилсон превратил торги на аукционе в перфоманс, что сделало приобретение картин у арт-дилера менее популярным. Был создан фондовый рынок искусства (индекс цен предметов искусства). Во времена импрессионистов приучал публику к новаторству тройственный союз: художник, торговец картинами, критик. В конце 20 века к ним добавился музейный куратор. Появились современные музеи, готовые покупать работы на ранних этапах карьеры художников.
* В 21 веке арт-диллеры продают еще не написанные картины, при этом коллекционеры даже не знают что приобрели. Новая система предполагает привилегированный доступ к творению художника.

Также автор анализирует, как менялось влияние торговцев на искусство на протяжении истории.

* Автор убежден, что торговцы взяли на себя функцию пионеров и популяризаторов, без них искусство развивалось бы медленнее и не было бы такого разнообразия стилей. Дилеры зачастую были максимально вовлечены в творческий процесс: писали статьи и манифесты, придумывали названия для картин.
* Вместе с модернизмом пришло новое восприятие арт-дилерства. Со временем центром искусства стала личность художника, а не спрос на сюжеты среди публики. До 19 века торговец Гамбар доносил до художника, что такое публика и как прийтись ей по вкусу, а в 19 веке Валлар и Дюран-Рюэль доносили до публики, что такое художник и как воспринимать его вкус. Для оправдания высоких цен потребовался новый уровень искусствоведческой экспертизы. Дюран-Рюэль, главный импрессарио импрессионистов, открыл новые способы маркетинга сложного современного искусства. Он приучил публику сосредоточивать внимание не на отдельной картине, а на всем творчестве художника и его личности. Так появились персональные выставки импрессионистов со стратегией рекламы темпераментов. Если брендом викторианских полотен Гамбара был сюжет, то брендом импрессионистских - темперамент.
* Торговцы не только объясняли публике сложный смысл картин, но и покупали работы молодых неизвестных художников с целью заработать после обретения ими признания. При этом дилеры становятся финансовой опорой для молодых творцов, как например Канвейлер для Пикассо и Брака.
* Если в начале 20 века Братья Розенберг использовали работы старых мастеров, чтобы придать вес современным художникам, то нынешние арт-дилеры часто показывают современные работы, чтобы оживить вялую торговлю старыми мастерами.
* Развитие современного искусства достигло момента, когда торговцы стали играть решающую роль не только в продаже, но и популяризации и интерпретировании произведений искусства, поэтому границы между ними и художниками стали размываться.