Больше рецензий

15 декабря 2023 г. 00:09

354

4 Неоднозначно

Что ж, начну, пожалуй, с того, что для меня это первая книга данного автора. Поэтому я не в курсе тех отсылок и пасхалок, о которых пишут в других рецензиях и могу судить только лишь о том, что я прочитал конкретно здесь.
Я люблю необычную фантастику, чтобы была какая-то оригинальная задумка, одним словом, что-то новенькое, незаезженное. И здесь как раз такой случай.
Нет, конечно же, когда я на первых страницах прочитал про "моря из спор", я сперва подумал: Что за хрень? Но потом по ходу дела как-то втянулся, как тот хомячок в анекдоте, и дочитав могу сказать,
что задумка действительно неплохая и даже красивая. Ну и атмосферно все это выглядит, чего уж там. Я бы даже назвал вот эту необычную атмосферу и красоту (висящие луны над головой, такие разные и величественные)
пожалуй главным достоинством книги. Да, это было здорово. Но тут же есть и обратная сторона медали.

Наверняка среди вас найдутся те, кто не прекращает задаваться вопросами, какие на планете Локон погодные условия и как осуществляется круговорот воды в природе. Если вы один из этих зануд, дя кого подробности черезвычайно важны,
мне искренне вас жаль. Но могу утешить: Никогда не поздно приступить к воспитанию личности. Например, сходите на вечеринку, но в разговорах старайтесь избегать таких тем, как вышеупомянутые погодные условия и круговорот
воды в природе. Ведь вы наверняка не сможете обсуждать эти темы так же увлекательно, как я.

Нет, серьезно. Это, наверное, первая книга в моей жизни, автор которой восхваляет сам себя (пусть и посредством некоего персонажа-рассказчика),
да еще и унижает собственного читателя за то, что он, гад такой, находит нестыковки в его задумке. А нестыковки действительно есть: И Бог с ней с погодой, мнея на протяжении книги не отпускал другой, када более важный вопрос:
Если эти споры сыпяться на планету таким обильным потоком, а с планеты, по сути, они никуда не исчезают, то как так получилось,
что планета не переполнилась ими давным-давно? По идее ведь, суши уже вовсе не должно было остаться. А я ведь могу еще включить настоящего зануду и упомянуть о том, что столь низко висящие луны должны совершать
один оборот вокруг планеты примерно за час. А поскольку они висят еще и на стационарных орбитах (все время над одной и той же точчкой), то ровно столько же должны были бы длиться и сутки на этой планетке.
Ну а такого понятия как месяц (нередко встречающегося в тексте) вообще не должно было бы там существовать, ну да ладно, молчу, молчу :)
В целом, если все это оставить за скобками, то задумка действительно красивая и оригинальная.
Единственное, чего мне, наверное, немного не хватило в задумке, так это чуть большего разнообразия этих спор. Просто по книге они носят скорее какой-то сугубо инструментальный характер: Эти вот для строительства,
эти для освещения, эти служат взрывчаткой, итд. А хочется чего-то большего. Хочется, чтобы у каждых спор был какой-то свой характер, смысл, душа ... вобщем, мне кажется, можно было бы еще докрутить немного.

Теперь перейду к еще одному моменту, немного подбесившему меня в процессе чтения. И это авторская манера, пихать в текст рассуждения на отвлеченные темы. Нет, нет, поймите меня правильно:
Я ничего не имею против лирических оступлений в тексте, размышлений на ту или иную тему, совсем наоборот, я обеими руками за, если только, во-первых, эти рассуждения имеют ну хоть какое-то отношение к происходящему,
а не вброшены в текст где и как попало, ни к селу ни к городу и если во-вторых, они, уж если начаты, то доведены до ума. Да, автор, вроде как, вкладывает их в уста персонажа-рассказчика по имени Хойд,
который по сюжету прослыл человеком, ну, как минимум со странностями. Но все же, при этом становится достаточно очевидным, что все эти рассуждения именно авторские. Так что нечего все сваливать на беднягу Хойда.
Ну вот возьмем хотя бы вот этот отрывок, где автор решил порассуждать о культуре:

Кругом кричат, дескать, культура то, культура се... Но что такое культура на самом деле? Она не имеет отношения ни к государству, ни к языку, ни ко всему прочему подобному вздору. Культура - это то, что мы любим.
Пьесы, истории, коллекции мраморных статуэток...

Черт побери, нет! То, что ты здесь описываешь, это не культура, а скорее интернет-магазин, который знает предпочтения каждого из нас. Культура же - это сложная система взаимосвязей, она гораздо глубже и сложнее,
чем просто совокупность того, что любят отдельно взятые люди. И таки да, язык в ней играет далеко не последнюю роль. И мало того, что это изречение является ну как минимум сильным упрощением (я бы даже сказал, опасным),
так оно еще и вставлено в текст совершенно не к месту. Хотите знать, как автор нас подвел к столь глубокой мысли? А я вам расскажу. Дело в том, что непосредственно перед этим мы долго выясняли,
почему же некая девочка по имени Энн любит стрелыть из пушки. Друзья думали, что возможно она таким образом хочет повысить свой социальный статус, были выдвинуты еще некоторые гипотезы, но на все это девочка Энн отнекивалась.
А в итоге выяснилось, что она любит пострелять из пушки просто потому, что ... она это любит. И оказалось, что именно в этом и проявляется культура. Черт, глубоко, конечно, копает автор ...
Вот зачем нужно было вставлять это в текст? Вот просто, на кой?

Или как вам, например, вот это лирическое отступление:

Сколько жизней она готова поставить на кон ради спасения одного человека? В какой момент благополучие команды станет важнее благополучия Чарли? Вы, вероятно, возмущенно спросите: Что за несправедливость навязывать
подобные моральные дилеммы простой мойщице окон?

Нет, я скорее возмущенно спрошу: Что за идиотский вопрос?! На самом деле, я эту фразу перечитал, наверное, раз пять, пытаясь врубиться, кто ей что навязывает и что в этом несправедливого.
И почему это мойщицу окон не должны волновать подобные вопросы. Ну да Бог с ним, читаем дальше:

На это я вам отвечу, что подобные рассуждения полны высокомерия. Мойщики окон способны думать, как и все мы. И жизнь их так же непроста, как и жизнь любого из нас.

Да ладно?!

Да, работникам умственного труда платят за то, чтобы они ддумали свои умные мысли. Вот только зачастую права на их великолепные идеи достаются совершенно другим людям (...)

Дальше цитировать это я не буду. Но блин, мы сейчас как вообще к этому пришли? Какое это отношение имеет к нашей героине? Ну да, действительно, тут ведь такое случилось: Локон решила ... подумать!
И почему же, пользуясь случаем, не взять и не порассуждать о работниках умственного труда? Если это юмор такой, то это юмор явно не для меня. Да, мне пора уже закрывать потихоньку тему этих авторских
лирических отступлений. Но вот вам еще напоследок мое любимое место. Про тигра. Его я перечитал наверное раз двадцать, но смысл этих строк упорно от меня ускользал. Попытайте удачу, может вам повезет больше:

Общество осуждает злодеев, решающих проблемы кулаками и одновременно не видит ничего предосудительного в том, что тигр глодает чью-то ногу. Держа в голове эту мысль, Локон решила, что лгать капитану она будет со спокойной душой.
Ее больше тревожила плотность потока лжи, что изливалась из нее в последнее время почти непрестанно. Да, разумеется, это ложь во благо, но ведь и упомянутый тигр может верить, что грызет конечность во благо - пускай и конкретно в свое.
Локон пришла к неутешительному выводу: Люди отнюдь не рождаются лжецами или нелжецами. И те и другие - заложники обстоятельств. Виной всему либо воспитание, либо доставшиеся в наследство гены.

Ч-ч-ч-е?! Ладно, тут без комментариев. Если кто-то уловил мысль, которую хотел донести до нас автор, то я искренне ему завидую. Ну а я больше не буду утомлять вас цитатами, скажу лишь, что вот это всего там
очень и очень много. Нет, справедливости ради, встречались и вполне дельные мысли, действительно заставляющие задуматься, но к сожалению, их было меньшинство. Чаще же мне просто хотелось, чтобы автор отстал от меня
со своим наивно-феминистическо-либеральным мировоззрением и просто уже рассказывал дальше историю.

Ну и тут мы переходим к положительным чертам, за которые книга все-таки заслуживает свои восемь звезд из десяти. Ведь, что ни говори, сама история как таковая очень даже удалась! Она нигде не скатывается в
выяснения любовных отношений, как это часто бывает, и не утопает в каких-то перестрелках. Кстати, как раз экшена здесь минимум, даже в концовке, автор всегда находит какие-то более мудрые и интересные задумки
в разрешениях конфликтов, чем банальное пиф-паф. И это очень порадовало.
Также я особо не заметил идиотских поступков ради сохранения интриги. Ну, кроме отдельных моментов, но их было немного.
Герои полюбились, хоть и не все, но некоторые получились действительно яркими, как например, упомянутый и в других рецензиях, Улаам. Сама главная героиня мне нравилась в самом начале, когда она была еще простой девушкой.
Там, на своем родном острове, она действительно обладала какими-то индивидуальными и красивыми чертами характера, она была интересна. А потом, по мере того, как она все больше увлекалась "карьерным ростом" и познанием мира,
ее личность, к сожалению, за этим всем терялась и она становилось все более шаблонной. Забавный момент, кстати, что практически все центральные персонажи - женщины. И все они целеустремленные и пробивные.
Мужчины же, наоборот, занимают больше второстепенные роли и выглядят чаще какими-то недотепами. Дань духам феминизма, я так понимаю, но меня лично это не сильно напрягало.

Ну вот, приблизительно такие впечатления. Пожалуй, могу рекомендовать, несмотря ни на что. Интересная сказочка.