Больше рецензий

DracaenaDraco

Эксперт

по прокрастинации

29 октября 2023 г. 16:00

1K

5

"Шум и ярость" – это история одной семьи, история упадка, любви и ненависти. Текст членится на четыре части, у каждой из которых свой повествователь: в первых трех – братья Бенджи, Квентин и Джейсон, а в четвертой части мы слышим голос самого рассказчика, внимание которого сосредоточено на Дилси, много лет прослужившей в семье Компсонов. Хронотоп романа охватывает отрезок почти в тридцатилетие, но особенно концентрируется на важнейших событиях 1910–1928 годов. И если бы Фолкнер не указывал нам, в каком году разворачивается действо, самостоятельно разобраться было бы ой как непросто.

И первая часть сразу же оказывается невероятно трудной для восприятия. Во-первых потому, что используется прием "потока сознания". Во-вторых, у нас здесь крайне ненадежный рассказчик: Бенджи скорее всего страдает олигофренией, а потому его уровень восприятия застыл в возрасте трехлетнего ребенка; он осязает мир, но причинно-следственные связи, мотивировку многих событий упускает. Это ложится на плечи читателя (и в дальнейшем разъясняется, конечно, но сначала все может показаться очень непонятным). Третья сложность – нелинейность повествования: события жизни перепутаны, лишь по смутным подсказкам (в первую очередь, исходя из того, кто нянчит Бенджи в данный момент), мы понимаем, какой отрезок времени описывается. В первой части изложена канва и проблематика всего романа, но считывается это с трудом: либо в виде догадок, либо вообще озарение приходит позже.

Во второй части повествование принадлежит Квентину. Тут у нас тоже поток сознания и нелинейность: хотя это последний день жизни Квентина, решившего совершить самоубийство, событийно он переполнен и случившимся здесь и сейчас, и воспоминаниями прошлого. Сломила Квентина история его сестры Кэдди, ведшей распутный образ жизни и в конце концов забеременевшей вне брака и вынужденной выйти за другого, чтобы скрыть позор. Квентин – символ южной аристократии, так и не сумевший примириться с изменившимся миром, не нашедший в нем места. Персонаж он симпатичный, но сам себя обрекший на гибель.

Третья часть рассказывается Джейсоном, оставшимся главой семейства, страстно презирающим дочь Кэдди, которая живет теперь с ними, и так и не простившим ни Квентину его уход, ни поведение Кэдди. Он – антигерой: тиран, скряга, слепо обвиняющий других в упущенных шансах. И если мерилом поведения Бенджи и Квентина является любовь (и в первую очередь любовь к Кэдди), Джейсон поглощен ненавистью. Еще одна тупиковая ветвь, но в отличие от первых двух не вызывающая ни сочувствия, ни жалости.

В своей Нобелевской речи Фолкнер заявлял, что в каждом своем романе он воспевал стойкость человеческого духа. И есть в этом романе героиня, которую не сломили удары судьбы – Дилси, чернокожая прислуга, на плечах которой стоит весь дом Компсонов. На ней готовка и уборка, забота о Бенджи (к которому она относится с искренней теплотой и участием), она же пытается усмирить гнев Джейсона и угодить их матери-ипохондрику. Без нее дом бы рухнул.

Прочитала с огромным удовольствием. Текст и страшный, и лиричный, как всегда у Фолкнера – исследование ликов зла и любви. Но советую с осторожностью – очень уж специфическая проза, первая часть отвратить может многих. Но если осилите – оно того стоит.

KillWish