Больше рецензий
1 августа 2023 г. 17:46
527
5 Когда страшные сказки оказываются реальнее, чем будни обычной жизни
РецензияЯ не любитель ужастиков. Ни таких, где у зомбаков конечности отваливаются, ни таких, где дети пропадают бесследно. Первое просто «глубо и фу», а второе «жутко и как спать потом». В общем, не мое это.
Обходить стороной жанры «ужасы», «триллер» мне удавалось весьма успешно, пока я не наткнулась на книги Анны Старобинец. Неясно совершенно, как такое могло произойти с учетом весьма красночнривях образов на обложках, весьма прозрачно намекающих, что розовых единорогов под ними не будет.
Мистика, не иначе.
Впрочем, мистику как жанр я как раз очень уважаю. А магический реализм (типа «Мастера и Маргариты») и вовсе люблю нежно.
Что же произошло со мной при знакомстве со Старобинец - непонятно. Сначала были разные взрослые ее произведения - социальные антиутопии, мистические триллеры, раздирающие человеческие драмы. Потом - детские (впрочем, примерно с тем же набором, но под эдакими детскими плюшевыми текстурами)
Прочитав запойно все, что нашла, я поняла, что смачно увязла в этом безграничном засасывающим меня в глубины бессознательного болоте и удивилась, что мне не просто страшно, а страшно интересно, смирилась и стала погружаться дальше.
А дальше было «Убежище 3/9».
Проглотив ее за пару вечеров и перевернув последнюю страницу, я минуты три смотрела в стену, ища в ней опору для возвращения в реальность.
Решила помочь себе чтением отзывов в интернете.
Отзывы оказались неоднозначными. Очень неоднозначными с выраженным перекосом в низкие оценки: «че это было?!»
Я обнаружила себя примерно в таком же вопросе, но в моем случае он был окаймлен не ореолом «ничего не понятно, бред какой-то», а «ух! С ума сойти!.»
Давно я не обнаруживала себя в таком всепоглощающем восторге от книги.
От, блин, хорорра!
Сейчас, спустя пару дней пытаясь все же сформулировать свои ощущения во что-то более оформленное чем: «ёшкин кот! Какая невероятная изумительная жесть! Можно ещё?» я бы осмелилась охарактеризовать «Убежище 3/9» как фантасмагорический хоррор и магический реализм с оттенками русского народного фольклора.
Произведения Старобинец и «Убежище 3/9» как чёртов слоеный пирог, где в каждом слое скрывается ещё один пирог и так по бесконечной рекурсии.
Начиналось повествование с понятной логики и реальной «обычной» жизни девушки Маши. Интересно, что момент «ухода» в параллельную реальность у Старобинец так тонок и так незаметен, что ты не только не замечаешь его, но и ощущаешь себя примерно там же. В другом слое.
Явь и Навь.
Жизнь и смерть.
Добро и зло.
Чистые и нечистые.
Старобинец поднимает самые мощные архетипические слои психики и… играет с ними как неосознанный ребёнок. Как дурачок.
«Что курил автор?!» - писали в комментариях.
Автор «что-то курил» лишь на первый взгляд. Взгляд поверхностный, в котором не видно объема этого пирога смыслов.
Старобинец мастерски описала взаимоотношения реального и «потустороннего», где под внешними образами «хороших» людей и «плохих» нечистых на самом деле скрывается совсем другие «полярности»
«Хорошесть» не в том, чтобы просто именоваться человеком. Как и нечистость не в том, чтобы быть Бабой Ягой.
Человеческая женщина, отрекшаяся от своего ребёнка.
Нечистая женщина, ставшая ему матерью.
Страшная ведьма, хотящая абсолютной власти над мирами.
Желающие воевать с ней за свободу и в итоге отказывающееся от «высоких» ценностей ради самых примитивных.
Кто здесь «хороший»? Где здесь добро? Что верно? Кто прав?
Старобинец словно шут (или чёрт?) поднимает основные ценности и жонглирует ими, играючи, так легко, так небрежно, как маленький ребёнок.
Ребёнок, прекрасно знающий самое главное правило устройства мира.
Нет никакого правила. Нет закономерностей подчинения «высшим» и «очевидным» ценностям и смыслам. Нет ничего очевидного. Нет никакого рецепта этого пирога.
Вот и всё.
«Просто это такая сказка, Ванюша»