Больше рецензий

29 декабря 2022 г. 18:07

117

4

"...Потому христианство до сих пор и раздражает - оно же сплошь подлинное, трагическое, страшное, живое до жути, до дрожи, и всякая милость в нём имеет цену, которой бог не требует, но человек платит... ну, в общем, от других-то легко требовать покаяния, а самому покаяться - это нет, это не по-нашему... вот я, скажем, пока не готов каяться - уж больно это страшное дело... самого себя сдать на живодёрню - не всякому это дано, а уж требовать этого от других, не покаявшись, - это надо быть очень бессовестной тварью"...

- Именно этой цитатой хочется завершить чтение романа Юрия Буйды "Цейлон". Беря этот роман с книжной полки библиотеки, невольно думаешь, что он посвящен Индии, возможно, каким-то индийским сказками или пронизан индийскими мотивами. Открыв первую страницу, понимаешь, как глубоко заблуждлся. Да, помимо названия населенного пункта - Цейлон - где и происходят основные события, названного так потому, что давным-давно некий богатый путешественник Ховский решил устроить здесь "свою маленькую Индию", сделав из берез и мочала пальмы, наняв танцевать женщин в качестве наложниц, а мальчишкам заплатив за то, чтобы те сидели на деревьях и изображали обезьян, - ничего "индийского" в романе нет. Ну, разве что еще насыщенность и терпкость сюжета, которые можно сравнить со вкусом настоящего цейлонского чая...

Если говорить о сюжете, в центре его - Андрей Ильич Черепнин, чье детство и всю жизнь мы наблюдаем на протяжении всего романа. История России и маленькие человеческие жизни переплетаются здесь хитрым узором. Тимофеевщина, Гражданская война, Великая Октябрьская Революция - в каждом из этих знаковых для страны событий так или иначе приняла участие семья Андрея Ильича - прадед, дед, отец...

Говоря о любовной линии, сразу стоить отметить неподдельную её трагичность. Андрей - ловелас по жизни, лишается своей первой по-настоящему любимой женщины накануне свадьбы... Вторая любимая изменяет ему, поддавшись минутному соблазну, беременеет от брата Андрея, и делает неудачный аборт, после чего исчезает из дома в неизвестном направлении... И только после этого Андрей наконец-то встречает ту единственную, "сделанную из его же ребра", Минни, с которой он строит настоящую семью - рожает и воспитывает двух дочерей, приобретает квартиру, машину, решается на еще одного ребенка... И тут вдруг объявляется его исчезнувшая жена Верочка... Вернее, её привозят. С Донбасса. На инвалидном кресле. Без ног. С дочерью-подростком, отвязной распущенной беспринципной девицей Сашей, отцом которой является Андрей...

Роман поистине хорош глубиной. Начинается с кладбища и заканчивается им, заставляя познать и принять истинный смысл смерти и подлинную цену жизни, которая, подобно дереву, произрастающему в доме Черепниных, - да,да! в доме! - беря начало в самом неподходящем месте - в подвале дома, - пробивая полы, крышу - всё же прорастает к небу, к свободе, к победе...

Начиная читать, думаешь, что это не роман, а какая-то нудятина... Но постепенно втягиваешься так, что кажется, будто это ты живешь на страницах романа; будто это ты сортируешь любовь на ложную и истинную; будто всё это - жизнь и смерть - проходит пред твоими глазами впервые: торжественно, строго и необратимо.